а) Образовательная: формирование навыка правописания слов с удвоенной согласной и умения переносить их.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Диагностика достижения планируемых результатов |
Организационный момент Мотивирование к учебной деятельности | Великий, могучий, свободный, Надежды и силы родник, Тебе посвящаем урок мы сегодня, Родной наш, правдивый и гордый язык! - Ребята, если вы готовы к уроку, улыбнитесь друг другу, хлопните в ладоши. - Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка? - Поясните каждое понятие. - Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики? - Сможете стать такими? Если «ДА», похлопайте в ладоши! В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть. – Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите дату. Напишите слова «Классная работа». | интересный познавательный плодотворный развивающий активные думающие работоспособные внимательные аккуратные дисциплинированные дружные Записывают число | Личностные УУД: - проявление творческого отношения к процессу обучения; -проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; |
Постановка учебной задачи | пп// мм// сс// бб// лл// жж// рр// нн// - Что общего вы видите в этой цепочке букв? - Чем они отличаются? Запишите в тетрадь. - Ребята, встречали ли вы слова, в которых пишутся данные сочетания. Приведите примеры. -Прочитайте слова: сумма, дома, цветы, группа, касса, гроза - Попробуйте распределить данные слова в две группы. - Какие группы получились? - Сравните слова каждой группы. - Как вы думаете, с какой группой слов будем работать на уроке? - Почему? - Произнесите хором эти слова. - Как бы вы сформулировали тему нашего урока? А какие задачи мы должны перед собой поставить? | Пишут в тетради ответы на вопрос (Группа, сумма, класс, суббота). 1. Сумма, группа, касса 2.Дома, цветы, гроза Сумма, группа, касса (Правописание удвоенной согласной в корне) (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте). | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5.Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 6. Обобщать и классифицировать по признакам. |
Изучение нового материала | - Как бы вы сформулировали правило правописания слов с удвоенными согласными? - Вы правы, такого правила нет. Но как-то нам нужно это обобщить. Помогайте мне: если в словах слышится долгий согласный звук, он обозначается удвоенными буквами. Правописание таких слов мы должны запомнить. А если сомневаешься – обратиться к словарю. Давайте проверим наш с вами вывод. Правильно ли мы догадались. Откройте учебник на стр. 121. Прочитайте. Вы правы? - Хорошо, тему мы сформулировали, в том, что эти слова не проверяются, а запоминаются – убедились. Что мы еще не узнали об этих словах? - Как вы думаете, как надо переносить слова с удвоенными согласными? Работа с учебником Что интересного заметили, разбирая слова по составу | Читают правило (Ответы) Упр. 236 Где может встретиться удвоенная согласная в слове? | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Физкультминутка | Встаньте, пожалуйста. - Определите на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши. Спросите, не повысив тона: Что больше, центнер или тонна? Необходимы соль и крупы, Чтоб кашу наварить для группы. Кто получит низкий балл, Не придёт на школьный бал. Радиоволна идёт сквозь стену. Мы её поймаем на антенну. Если пьёте в школе квас, Не забрызгайте весь класс. Если в доме много сора, Может в доме вспыхнуть ссора. Приятнее найти под ёлкой гриб, Чем получить ангину или грипп. | | |
Закрепление нового материала | 1. Диктант «Плюс – минус». Если слово с удвоенной буквой согласного можно перенести, ставим +, если нельзя, то – . 1.Ванна, грамм, грипп, касса. 2.Кросс, сумма, тонна, масса. Творческая работа: 1 группа Большое желание есть. Дорога с твёрдым покрытием. Состояние взаимной вражды. Искусственный водоём, сооружённый для плавания. Женские имена. 2 группа Острое вирусное заболевание. Производить однообразно дребезжащий звук, свистящий шум. Спортивный бег. Вид городского транспорта. Популярная игра на льду. 3 группа Выходной день. Большая обычно продолговатая ёмкость для купания и мытья. Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями. Рисунки в журнале, газете, книге. Помещение в школе. | 1) + – – + 2) – + + + Ученики сравнивают свою запись с записью на доске Работа в группах. Аппетит, шоссе, ссора, бассейн, Алла, Анна, Римма, грипп, жужжит, кросс, троллейбус, хоккей Суббота, ванна, аллея, Иллюстрация, класс | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты: 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Контроль | Карточка №1 (задание на «3») 1) Прочитай слова. 2) Спиши. Подчеркни удвоенные согласные буквы. Запомни, как пишутся эти слова. Жужжит, касса, сумма, жжёт, ванна, Анна, Жанна, коллекция, дрожжи, Римма. Карточка №2 ( задание на «4») Прочитай текст. Выпиши из текста слова с удвоенными согласными. Запомни, как они пишутся. Раздели эти слова для переноса. В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок. Алла любит отгадывать кроссворды. Вокруг неё всегда группа ребят. Кирилл ходит в бассейн, а ещё он хоккеист. Инна играет в настольный теннис. Оля увлекается музыкой. Гаммы, аккорды, мелодии – это её мир. А Вова увлекается аппетитными булочками и творожной массой с изюмом. У него всегда отличный аппетит! Карточка №3 ( задание на «5») Прочитай. Какие слова ты вставишь вместо точек? Спиши, подчеркни удвоенные согласные. Дети нашего ………… - шасси это дружный ………………………. . класс После взлёта самолёт шоссе медленно убирает …..………………… . коллектив По широкому аллея ……………………… мчались машины. Красноярск Тенистая …………… терраса ………….. привела нас к домику с……... грипп ………………………… . пассажиры Осенью вся наша семья болела ………………… . группа ……………………… туристов из ……………………… побывала на Красной площади. ……………………….. стояли на перроне вокзала. | Самостоятельная работа | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Рефлексия | - Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне? - Правильно. А сейчас послушайте сказку, что может произойти, если не знать, как пишутся такие слова. - Оцени себя за урок. «Лист самооценки». | 1. Уточнить, находится ли двойная согласная в корне слова. 2.Запоминать как можно больше таких слов. 3. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре. Слушают сказку. Заполняют лист |