СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта предназначена для проведения урока русского языка в 5 классе в условиях новых ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе»



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Гончарова Ирина Александровна

Место работы

МБОУ «ОЦ №6 Майкопского района»


2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

43

Тема урока

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

☐урок-закрепление

☐урок-повторение

☐урок систематизации знаний и умений

☐урок развивающего контроля

☐комбинированный урок

☐другой (впишите)

Планируемые результаты(по ПРП):

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, проявление интереса к познанию русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию


Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории.



Предметные: формирование представления о нормах русского литературного языка; формирование представления об особенностях русского ударения; понимание смыслоразличительной роли ударения; умение выразительно читать и анализировать текст; развитие познавательного интереса к русскому языку и к его изучению, развитие орфографических навыков

Ключевые слова (ударение, ударные и безударные гласные, орфоэпия, орфоэпические нормы ):

Краткое описание(введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Научиться правильно говорить; ставить ударение в словах, правильно их произносить; дать представление об особенностях русского ударения; показать на примерах смыслоразличительную роль омографов; развивать умение анализировать текст; работать в парах и группах, пользоваться словарями; развивать орфографические навыки./ Поурочные разработки по русскому языку к УМК Т.А.Ладыженской,

М.Т. Баранова и др.; Орфоэпические нормы ,С. Лапшина/ Компьютер, телевизор, карточки


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Приветствие учителя, работа над языковым материалом, устный фронтальный опрос.

Добрый день ребята!

Прочитайте слова на экране , выделяя голосом ударение. Ученики читают, ставя ударение, отвечают на вопросы

СвЁкла, творОг ,досУг, украИнский, донЕльзя, задОлго, дремОта, одновреЕенно, квартАл

- Возникают трудности в постановке ударения?

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Беседа, работа над языковым материалом, устный фронтальный опрос.


Послушайте стихотворение и скажите, в чем его особенность? Что неправильно?

Ученики слушают стихотворение и отвечают на вопросы.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет. »
«Закрыт магАзин на обед. »
«Хозяйка моет стакан
Ы »
«Секёт свекл
У. »
«Пекёт блины. »
И до меня дошел черёд:
Портфель он «п
Ортфелем» зовет.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Пет
Я.
– Пет
Я! – несется со двора. –
Тебе домой идти пора!
– Не трогай малыша, Пет
Я!
Ведь ты большой, а он дитя!
«Пет
Я» обижен на ребят:
– Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?

Что вы заметили? Есть затруднение? Можно ли решить эту проблему? Какие нормы нарушены в этом шутливом стихотворении? (Произношения и ударения)



А в вашей жизни бывали такие случаи, когда вы неправильно ставили ударение или неправильно произносили слова?

А легко ли было окружающим понять о чём вы говорите?

Запишите тему урока.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Сформулируйте цель урока.

 


Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? (Научиться правильно ставить ударение и произносить слова, познакомиться с орфоэпическими нормами) Какой раздел науки о языке изучает правильную постановку ударения? (Правильную постановку ударения изучает орфоэпия).

Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах.

Ведь говорить правильно в современном мире модно, и в жизни это обязательно пригодится.

В случае затруднения мы обратимся к орфоэпическому словарю.


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Фронтальный опрос.

- Мы видим, что очень важно правильно произносить слова, т.к. от этого зависит: поймут нас другие или нет. Какой раздел науки о языке изучает правильную постановку ударения и произношения? - орфоэпия..

Работа с учебником.

Откройте учебники на 119 странице

Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части?

(«Орфо» - правильный, «эпос» - речь. Правильная речь). Ученики читают и отвечают на вопросы


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Фронтальная работа

- Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре? Ученики отвечают на вопросы, делают выводы.

Что мы с вами уже узнали? В каком словаре можно найти правильное произношение слов? ( в орфоэпическом)

Работа в группах.

Переходим к групповой работе. Каждая группа получила задание – карточку.

Вам необходимо выполнить задания и сделать вывод, который мы запишем в наш кластер.

1 группа. Отгадайте загадку, а поможет вам правильная постановка ударения:

Дети отгадывают загадки, ставят ударение в словах.

1) Я сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения,
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я..

(Атлас – это географическая карта, ударение в этом слове ставится на первый слог. А в слове «атлас» ударение на втором слоге, это материал, из которого что-нибудь шьют).

2) Я травянистое растение
C цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в угощенье (конфета).

(В слове «ирис» ударение ставится на первый слог. Это название цветка. А в слове «ирис» – на второй, и обозначает оно конфету).

Какой вывод мы можем сделать?

(От ударения зависит лексическое значение слова). Молодцы, все справились с заданием. Но орфоэпия изучает не только постановку ударения, но и правильное произношение слов.

2 группа

- На ваших карточках записаны слова, произнесите их правильно. (Устно по одному). Какое из этих слов отличается произношением. Подчеркните это слово.

Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный. Тема – теннис

- Очень важно, ребята, не только правильно поставить ударение в слове, но и произнести правильно звуки.

- В русском языке есть слова заимствованные (пришедшие) из других языков. Во многих этих словах сохраняется твердое произношение согласных перед е. Мы должны правильно произносить такие слова.

Сделаем вывод. (Не все слова пишутся так, как произносятся).


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова. Слушаем 3 группу

3 группа. Прочитайте правильно слова, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения (Задание выполняется в парах)

Дорогой, замок, кружки, полки, хлопок.

Например, дорогой друг- лесной дорогой.

С каждым словом можно составить два словосочетания.

В чем мы убедились, выполнив это задание?

(Важно правильно поставить ударение в слове, так как от этого зависит его лексическое значение)

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Ребята, перед вами текст. Прочтите его и ответьте на вопросы.

Фронтальный опрос. Учащиеся читают текст, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы


Первого сентября Артем проснулся рано. Но мамы уже не было, она ушла на работу. На столе лежала записка: «Артем! Возьми гвоздики и подари их твоему любимому учителю по технологии, а ирисы – твоему классному руководителю Елене Валентиновне». Артем взял большие гвозди, конфеты ириски и пошел в школу. Гвозди он торжественно вручил учителю труда, а ириски – классному руководителю. Они недоуменно переглянулись. «В чем дело, Артем?» – спросили они.

Что сделал Артем неправильно?

Почему это случилось?

Как не допускать подобных ситуаций?


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

 В 11 классе вам предстоит сдавать экзамен по русскому языку. Перед вами одно из подобных заданий.

В при­ведённых ниже словах до­пу­ще­ны ошиб­ки в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те все слова, в которых есть ошибки .

Индивидуальная и групповая работа.

Учащиеся читают слова, выписывают нужные, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

АлфАвит, дОговор, аэропОрты, балОванный, бАнты, брАла, водопрОвод, вЕрба, воротА, диалОг, мОнолог, жАлюзи, тортЫ, свеклА, шОрты.


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Работа в парах.

Составьте небольшой текст из 3-4 предложений, используя слова из предыдущего задания, озаглавьте текст. Определите его тему, основную мысль. Объясните лексическое значение слов, которые вы взяли для составления предложений.

Учащиеся составляют текст, дают заглавие, анализируют.


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

На доске даны небольшие стихотворения- запоминалки.

Прочитайте выразительно и определите ударение в выделенных словах.

Фронтальная работа. Учащиеся читают, расставляя ударения

Непросто ударенья заучИть! 
Стихи задачу могут облегчИть!


Он звонИт, они звонЯт. 
Очень встретиться хотят


Надо куклу полечИть

Ей страданья облегчИть


Чтобы было чем жевАть,

Надо зуб пломбировАть.


Стишок, тобою повторЁнный ,

Крепок, словно дуб морЁный


Бабушкины спИцы

Острые, как шпрИцы


Помогают ли такие стихотворения запоминать правильное произношение слов?

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Фронтальная работа

Беседа по вопросам.

Какая была тема урока?

Что нового вы узнали на уроке?

Что значит соблюдать орфоэпические нормы?

Что такое омографы?

Чем отличаются нормы произношения от норм правописания?



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Графическая На доске таблица. Ребята, какой знак вы выберете?Учащиеся выражают свои эмоции


Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


Постарайтесь найти весёлые подсказки для запоминания правильной постановки ударения в словах ( не менее 3-4), а ещё лучше

попытаться самим составить стихотворения- запоминалки или выполните упражнение 222 на странице 118

Запись учащимися задания




5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!