I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин | Долгожданный дан звонок. Начинается урок. - Я рада приветствовать Вас на уроке русского языка. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение. – Девизом нашего урока будет высказывание «С маленькой удачи начинается большой успех». -Что потребуется от нас на уроке, чтобы был личный успех (Урок требует от вас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга) В | Готовят рабочее место - | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа Подводящий диалог Практический: упражнение устное | 3 мин | -С В с В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. -Мы сегодня продолжим наше путешествие, а куда узнаете, отгадав загадку Интересная часть речи в русском языке живет Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поет, Вышивает или пашет, Или забивает гол. Все расскажет нам… (глагол) 1.Минутка чистописания: Наше путешествие начнём с минутки чистописания. Каждый человек должен уметь красиво писать. -Заполните пустую клетку таблицы и вы узнаете, какую букву мы будем писать на чистописании Ранняя | Весна | Наступает | П | С | ? | (Ранняя- прилаг., весна- сущ., наступает- глаг., значит вместо вопроса должна быть написана буква Г) Гг Гг Гг - С какой буквы начинается слово? Дайте характеристику 1 звуку этого слова 2 Словарная работа. - Замените высказывание одним словом 1. Человек, совершающий поступки. -Герой. . 2 Как называется страна, в которой мы с вами живем? - Россия 3. Столица нашей Родины- Москва 4. Успех в битве, войне при полном поражении противника? - Победа. 5. 1 МАЯ, 9МАЯ, 8 Марта, Новый год. Как одним словом назвать все эти слова? - Праздник 6. Куст- пушист, цветет- пушист, розовый, лиловый, белый. Отгадай, коли ты смелый? - Сирень. 7. Где родился, живешь. Уезжаешь-скучаешь. Как зовут это место, знаешь? - Родина. - Как вы думаете, почему именно эти словарные слова мы сегодня повторяли. На какую тему мы записали слова? ( Родина) Проверим ( Слайд1) Оцените на листе «Лист самооценки», закрасьте кружок (зеленый – нет ошибок, желтый – 1 ошибка, красный – 2 и более Ученик у доски Г…ворит, бег, трудящийся, л…пить, аукают, гл…деть, обидели, …смотр, л…скал. - Определить число глаголов. Подчеркните орфограммы. - Подчеркните первую букву глаголов. - Соедините их в слово -Какое слово получилось? - А сейчас проведем аукцион знаний о глаголе 1) Что такое глагол? 2) Что обозначает глагол? 3) На какие вопросы отвечает глагол? 4) Чем в предложении является глагол? 5) Как изменяется глагол? 6) Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола? | - Говорит, лепить, аукают, глядеть, обидели, ласкал - Глагол - По вопросу, что обозначают - Лепить, глядеть (что делать?) - Окончанием Дети отвечают, что скоро праздник -9 Мая. День Победы. На тему «Родина» | К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: дополняют и расширяют знания. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: Подводящий диалог | 3 мин | Сег - Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка - Как вы думаете, вы все узнали о глаголе?- А хотите узнать? - Наше путешествие продолжается. Мы отправимся сейчас в город «Глагол» В этом городе есть необычная улица под названием Время» .А живут на этой улице необычные жители .Они носят шляпы с непонятными для нас надписями - Давайте с ними познакомимся и узнаем, что означают эти буквы. | - Часы, дни, времена года, сутки - О времени. - Изучить понятие «Время» и виды времени глагола. Научиться определять время у глаголов. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу |
IV. «Открытие» нового знания Словесный: Беседа Объяснение Формулировка определения | 10 мин | 1. Проведем исследовательскую работу. Прочитайте предложения Сегодня в классе дежурит Таня. Вчера в классе дежурила Лена. Завтра в классе будет дежурить Нина. У. Найдите в предложениях глаголы. Запишите глаголы в тетрадь в 3 столбика. (Дежурит, дежурила, будет дежурить) - Сравните их. Чем они отличаются? Одинаковы ли эти глаголы по способу действия? - Действие происходит в разное время - Кто уже может определить тему нашего урока? -Тема нашего урока «Времена глагола». - О чем мы будем говорить сегодня? - Какую цель поставим перед собой? - Изучить виды времени глагола. -Научиться определять время у глаголов. - Найдите глагол, который обозначают действие, происходящее сейчас, в настоящий момент говорения. (Дежурит) - Поставьте вопрос к глаголу. - Предположите, как будет называться форма времени этого глагола?.Записывается над глаголом – наст. вр.(На доску прикрепить –настоящее время -Назовите глагол, который обозначает действие, которое уже произошло или происходило до момента речи. (Дежурила) -Какой вопрос можно задать? Предположите, как будет называться форма времени этого глагола? Записывается над глаголом – пр. вр. - Какой глагол называет действие, которое еще не произошло, а произойдет в будущем, после момента речи? (будет дежурить) - Как будет называться форма времени этого глагола? ( Будущее время – записывается над глаголом) -Какие формы времени вы открыли? (Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов) -Значит , что обозначают буквы на шапочках жителей улицы «Время»? А наш хитренький глагол Тоже время изобрёл В настоящем он всё ходит, А в прошедшем уж ушёл, В будущем он к нам придёт, Много знаний принесёт - Составим алгоритм определения времени Алгоритм 1.Нахожу глагол 2.Задаю к глаголу вопрос. 3. Определяю время глагола - Как проверить наши предположения? (сведения в учебнике) - Откройте учебник на стр. 112, Прочитайте правило. - Назовите времена глаголов. - На какие вопросы отвечает глагол настоящего времени? Что обозначает? - На какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени? Что обозначает? - На какие вопросы отвечает глагол будущего времени? Что обозначает? - Выполним упр.195.Устно. Прочитайте задание. - Прочитайте эти предложения. Назовите только те предложения, где глаголы в форме настоящего времени. Как определили? - Назовите только те предложения, где глаголы в форме прошедшего времени. Как определили? - Назовите только те предложения, где глаголы в форме прошедшего времени. Как определили? Работа в парах. Определить время глаголов Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. Проверяем. | Делают вывод: Глаголы бывают в прош.вр., наст.вр., буд.вр. Определяют тему урока, ставят цели Открывают учебники и читают вывод. Работают в парах. Определяют время глаголов | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: беседа Практический: Упражнение, проверочное, письменное, лексическое, текстовое. | 9 мин | - Мы повторили с вами времена глаголов. Сейчас выполним упражнение самостоятельно. Упр.197, Прочитайте текст. Выпишите глаголы по вариантам: 1в из 1 предложения, 2 в из 2 и 3 предложений Укажите время и число каждого глагола Оцените на листе «Лист самооценки». | Выписывают глаголы, определяют время. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь П: выполнение заданий Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. |
VIII. Включение в систему знаний. Словесный: беседа Постановка вопросов | 3 мин. | Тестирование по теме «Времена глаголов» 1.Укажите время выделенного глагола: ВЫВЕЛА медведица своих медвежат в лес. а) настоящее б) будущее в) прошедшее 2.Укажите время выделенного глагола: В лесной темноте хорошо ВИДЯТ рысьи глаза. а) настоящее б) будущее в) прошедшее 3 .Укажите время выделенного глагола: Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками ПОКРОЮТСЯ лесные полянки. а) настоящее б) будущее в) прошедшее 4.Укажите время выделенного глагола: СПРЯТАЛСЯ в норе под корягой быстрый хорёк. а)настоящее б) будущее в) прошедшее 5.Укажите время выделенного глагола: У освещённой солнцем старой сосны РЕЗВЯТСЯ весёлые проказницы-белки. а)настоящее б) будущее в) прошедшее Проверим (слайд) Оцените на листе «Лист самооценки». Ключ 1 в), 2 а) 3 б) 4 в) 5 а) | Слушают информацию по выполнению задания Делают вывод о реализации цели и задач, выполняют проверочную работу ( тест) | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь |
X. Рефлексия деятельности Словесный беседа | 3 мин | -1. Что нового узнали на уроке? 2. Кому новый материал показался сложным? Какую цель мы ставили перед собой? Как вы считаете, мы достигли её? - Оцените на листе «Лист самооценки» работу на уроке Поднимите руку те, у кого все зелёные кружки. Вам за урок 5, у кого зелёные и жёлтые – 4, у кого только жёлтые-3 Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что умеете дружно трудиться, И знание точно уж вам пригодится. | Определяют результаты урока, проводят рефлексию хода урока и результатов собственной деятельности. Анализируют свою работу на уроке. Самооценка - А теперь оцените урок и свою работу на уроке. Дети с помощью листа самооценки высказывают свое мнение | Р: анализировать собственную работу. Р: Оценка и коррекция своей деятельности |