Этап урока, цель | Методы, приёмы работы | Форма работы | Дидактические средства, оборудование | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. момент Цель: подготовка учащихся к работе на уроке | Словесный: слово учителя. | Ф | | Учитель приветствует учащихся: -Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушки, Слушаем, запоминаем. Ни минуты не теряем. -Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Присаживайтесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку. | Учащиеся приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний Цель: повторение ранее изученного материала, фиксация затруднения. | Словесный: устный опрос. | Ф И | | -Ребята, давайте вспомним, что относится к собственным именам существительных? -Какая орфограмма есть в собственных именах существительных? -Какие имена существительные являются нарицательными? -С какой буквы пишутся нарицательные имена существительных? | -К собственным именам существительным относятся: имена, отчества, фамилии людей. А также название сказок, рассказов, картин, спектаклей. -Орфограммой собственных имен существительных является заглавная буква. -Нарицательными именами существительных являются название предметов, явлений, свойств. -Нарицательные имена существительные пишутся со строчной буквы. |
Постановка темы и цели урока Цель: формирование умения формулировать тему, цель урока, составлять план по решению поставленной цели урока. | Словесный: беседа. | Ф И | | -Сегодня мы с вами продолжим изучать правописание собственных имен существительных. Но перед тем как нам определить тему урока, ответьте на вопрос. -У человека имя, а у животного? -Верно, с помощью ответа на вопрос и того, что я сказала вам ранее, попробуйте сформулировать тему урока. -Поставьте себе цель на урок. -Какие хорошие цели вы себе поставили. Приступим к их достижению. | Слушают учителя. -У животных клички. -Тема урока: «Правописание собственных имён существительных в кличках животных». -Научится правильно писать клички животных. Узнать являются ли клички животных собственными именами. |
Усвоение новых знаний и способов действий Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способ действий. | Словесный: беседа, объяснение учителя. Наглядный: иллюстрации учебника. Практический: выполнение упражнений, наблюдение над фактами языка. | Ф И П | Учебник Рабочая тетрадь | -Ребята, откройте учебник на странице 58. Прочитайте упражнение 101. -Что нужно сделать в упражнении? -Прочитайте текст. -О чём данный текст? -Как будет звучать тема рисунка? -Верно. Ребята, посмотрите еще раз на текст и скажите, какие слова написаны с заглавной буквы? -Правильно, выпишите в два столбика слова с заглавной буквы. В первый столбик запишем имена людей, а во второй название животных с их кличками. -Какие имена существительные являются собственными? -А какие имена существительные будут нарицательными? -А теперь подчеркните заглавные буквы в именах существительных собственных и изученные орфограммы именах существительный нарицательных. -А теперь обменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте, как вы справились с работой. -А сейчас мы с вами прочитаем правило на странице 58. Сначала прочитайте самостоятельно. -Кто желает прочитать всему классу? -А теперь правило прочитаю вам я, а вы внимательно послушайте. Читает правило. -Прочитайте упражнение 102. -Что нужно сделать? -Давайте выполним это упражнение вместе у доски. Один выполняет у доски остальные в тетради. -А сейчас подчеркнем заглавные буквы в собственных именах существительных. | Открывает учебник на странице 58. Читают упражнение 101. -В упражнении нужно прочитать текст и определить тему рисунка. Читают текст из упражнения 101. -Текст о том, как к Айболиту в гости пришли друзья. -Тема рисунка «Гости Айболита». -С заглавной буквы написаны имена людей и клички животных. Выписывают слова в два столбика. -Собственными являются имена людей и клички животных. -Нарицательными являются названия животных. Подчеркивают заглавные буквы и орфограммы в именах существительных. Обмениваются тетрадями друг с другом и проверяют работы. Читают правило на странице 58. Желающий ученик читает правило всему классу. Внимательно слушают учителя. Читают упражнение 102. -В упражнении нужно подобрать клички животным и записать названия животных и их клички, вставляя пропущенные буквы. Выполняют упражнение 102 у доски и в тетради. Подчеркивают заглавные буквы в собственных именах существительных. |
Физкультминутка Цель: снятие физического напряжения | Метод полного физического реагирования | Ф | | -Пришло время немного отдохнуть, встаньте из-за своих парт. -Скачут, скачут во лесочке, зайцы – серые клубочки. Прыг- скок, прыг-скок - встал зайчонок на пенёк. Всех построил по порядку, стал показывать зарядку. Раз – шагают все на месте! Два – руками машут вместе! Три – присели, дружно встали. Все за ушком почесали. На четыре потянулись. Пять – прогнулись и нагнулись. Шесть – все встали снова в ряд. Зашагали как отряд. -Присаживайтесь, ребята. | Встают из-за парт. Выполняют движения физкультминутки. Прыжки на месте. Прыжки вперёд-назад. Встают ровно. Ходьба на месте. Махи руками. Приседания. Имитация движений по словам. Тянутся вверх. Наклоны назад-вперёд. Встают ровно. Ходьба на месте. Садятся на места. |
Первичная проверка понимания Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала | Словесные: беседа. Наглядный: иллюстрации учебника. Практический: выполнение упражнений. | Ф И | Учебник Рабочая тетрадь | -Выполним упражнение 103. Прочитайте текст из упражнения. -Какими вы представили кошку и её сыночка? -Какой мех был у кошки Мурлетты? -Как вы понимаете выражение огненный мех? -Почему автор дал такие клички семейству кошек? -Сейчас спишите первое предложение и подчеркните собственные имена существительные. -Назовите слова, которые вы подчеркнули. | Читают текст из упражнения 103. Ответы учащихся. -Мех у кошки Мурлетты был огненный. -Огненный мех значит ярко рыжий. -Автор дал семейству кошек такие клички, потому что они мурчат. Списывают первое предложение и подчеркивают собственные имена существительные. -Мы подчеркнули слова Мурлетты и Мурмурка. |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: применение нового способа действия, рефлексия достижения цели. | Словесный: объяснение. Практический: работа с учебником. Практический: выполнение упражнение. | Ф И | Учебник | -Сейчас вам нужно составить текст о своём любимом домашнем питомце по вопросам из упражнения 104. -А теперь послушаем, какие тексты у вас получились. | Составляют текст по вопросам из упражнения 104. Несколько учащихся рассказывают, составленные текста. |
Включение в систему знаний и повторение Цель: включение нового в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Словесный: устный опрос. | Ф И | | -С чем мы сегодня с вами знакомились? -Какие имена существенные являются собственными? -А какие нарицательные имена существенные нам сегодня встретились? -Как пишутся собственные имена существительные? -Давайте повторим еще раз сегодняшнее правило. Прочитайте его. | -Сегодня мы знакомились с правописанием собственных имен существительных в кличках животных. -Собственными являются имена людей и клички животных. -Из нарицательных имён существительных нам встретились клички животных. -Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы. Ещё раз читают правило со страницы 58. |
Итог урока Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия деятельности | Словесный: беседа. | Ф И | | -Ребята, какую цель вы сегодня ставили себе на урок? -Какое упражнение вам показалось самым интересным? -Какое упражнение для вас было легким? -Какое упражнение показалось тяжелым? -Чтобы вы рассказали родителям о сегодняшнем уроке? -У вас на партах лежат смайлики, раскрасьте смайлик красным, если на уроке было сложно. Раскрасьте смайлик желтым, если на уроке были небольшие трудности. И раскрасьте смайлик зелёным, если на уроке было все понятно. А затем покажите мне свои смайлики. -На этом наш урок подошёл к концу. Спасибо за вашу активную работу. Мне было очень интересно с вами работать. До свидания! | -Научить правильно писать собственные имена существительные в кличках животных. Ответы учащихся. Проводят рефлексию. Прощаются с учителем. |