СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка для 2 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка для 2 класса»

Конспект урока музыки во 2 классе по теме: «Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: Хор «А мы просто сеяли» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», П.И. Чайковский Финал из симфонии №4».

Раздел: «Народная музыка России»

Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.

Задачи урока:

Обучающие: познакомить с творчеством русского композитора Н.А. Римского–Корсакова «Снегурочка», П.И. Чайковского Финал из симфонии №4; закрепить знания о жанрах народных песен, особенностях их музыкального языка.

Развивающие: развивать вокально­хоровую культуру исполнения, интонационную точность и чёткость дикции.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к Родине, её традициям, народному творчеству, умению коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация.















Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Элина Анатольевна, сегодня я проведу у вас урок музыки.


- В мире много интересного, нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!


- Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке?




- Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должен лежать раздаточный материал.

Приветствуют учителя.




Настраиваются на учебную деятельность.



- Вера в успех, внимание, трудолюбие, усердие, старание.


Проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные: доносят свой позитивный настрой до других детей, планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные: самостоятельно создают ситуацию успеха, желание учиться, проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

  1. Актуализация знаний

Слушание музыки:


- Сегодня мы с вами продолжаем удивительное путешествие в мир музыки. Для начала давайте вспомним, с каким жанром музыки мы познакомились на прошлом занятии?



- А что такое фольклор?









- Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова - folklore — «народная мудрость».


- А знаете ли вы, что еще относиться к фольклору?



- Прибаутки, считалки, дразнилки - это фольклор. Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk - народ, lore - учение. Вместе эти слова - "фольклор" - переводятся как "народная мудрость". Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость.


-Как вы думаете, какая тема нашего урока?




- Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям для создания сказочных образов. Сказка – это рассказ о вымышленных событиях и приключениях. В сказках герои справляются с любыми трудностями: побеждают злых волшебников, защищают и освобождают от врагов родную землю. В борьбе со злыми силами им помогают добрые люди, животные, растения и разные волшебные предметы.


- Фольклор.






-Фольклор — народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы.








- Прибаутки, считалки, пословицы и так далее.



















- «Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов»
















Регулятивные: 

принимают и сохраняют учебные задания, планируют, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Предметные: проводят анализ, синтез, обобщение, аналогию, классификацию.

Коммуникативные:

умение работать в паре, сотрудничество

  1. Изучение нового материала

Слушание музыки:

  1. «Кикимора» А.К. Лядова


https://yandex.ru/video/preview

/12645840767692368183

  1. Хор «А мы просто сеяли» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»


































































Пахота является глубокой обработкой перед подготовкой площади под посев.

Сев — это один из важнейших видов полевых работ. Семена сельскохозяйственных растений равномерно распределяются в пределах, отведённых для этих целей площадей и заделываются в почву на нужную глубину.


- Мы с вами отправляемся в путешествие, а именно в сказку, послушайте фрагмент музыкального произведения Анатолия Константиновича Лядова.

Слушание «Кикимора» А.К. Лядова.


- Какая эта музыка по характеру?



-Куда мы с вами попали? Как можно описать это место? Каких сказочных героев вы услышали в этом произведении?

Давайте все по порядку.




- Как вы думаете, о каком персонаже идет речь? Положительном или отрицательном?


- Мы попали в сказочное место, скорее всего это был сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои, прежде всего разные, вначале мы можем услышать много завораживающих звуков, но они нейтрального характера, в середине произведения появляется герой, с довольно отрицательными чертами характера, и это нам подсказывают музыкальные звуки.


- Как вы думаете, о каком герое идет речь?


- Верно!


Просмотр видеоролика с музыкальной композицией А.К. Лядова «Кикимора»


-В основе «Кикиморы» лежит народное сказание.

В восточнославянской мифологии - это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу).


Слушание фрагмента, где звучит колыбельная.

- Что напоминает эта часть музыки?


- Какая мелодия по характеру?



- Сейчас я предлагаю вам послушать еще одно музыкальное произведение.

Слушание хора «А мы просто сеяли» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

- Ребята, а какая музыка по характеру?


- «А мы просто сеяли» - это не только песня, но и игра-обряд, которую исполняли наши предки с далекой древности. Она отражает магический обряд, связанный с пахотою и севом, а также сватовство и выдачу девушек замуж.











- Завораживающая, таинственная.


Дети описывают место действия и образы, какие возникают в сознании при прослушивании данного произведения.


- Отрицательном.




















- О Бабе Яге

- О Кикиморе

























- Русскую народную колыбельную.


- Мягкая, напевная мелодия.









- Веселая, задорная.

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)


Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)


  1. МРД

Повторное слушание хора «А мы просто сеяли» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» с исполнением различных движений (присед, руки вверх и т.д.)


Коммуникативные:

учатся самостоятельности, сотрудничеству друг с другом, с учителем.

  1. Работа над песней


Слушание музыки:

  1. Финал из симфонии №4 П.И. Чайковского

  2. «Во поле береза стояла» - Народный оркестр

- А теперь, я предлагаю вам послушать Финал из симфонии №4 Петра Ильича Чайковского.

Слушание финала из симфонии №4 П.И. Чайковского.


- Как вы думаете, какая музыка по характеру?


- Напоминает ли она вам какую-то народную песню?


- Верно. Финал симфонии представляет собой дух веселого праздничного шествия с приплясом и двумя эпизодами на тему народной песни «Во поле береза стояла»


- Теперь я предлагаю вам послушать песню «Во поле береза стояла» в исполнении народного оркестра.

Слушание «Во поле береза стояла» в исполнении народного оркестра.


- Какие музыкальные инструменты вы услышали?


- Какая музыка по характеру?


- В мелодии размеренный ритм и оживленный темп.


- Ребята, как вы думаете, почему же композиторская песня так похожа на народную?



-Верно, творчество профессиональных композиторов тесно связано с народной музыкой. Народное творчество подсказывает композиторам мелодии, сюжеты и образы. Народное происхождение имеют и музыкальные инструменты: со временем рожки, свирели, гусли, бубны превратились в гобои, флейты, арфы.







- Праздничная, веселая.


- Во поле береза стояла.



















- Балалайка, свирель.



- Веселая, бодрая.





- Потому, что музыкальные композиторы часто обращались к фольклору.

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку)


Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества учителя с учениками)


Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)


  1. Вокально-хоровая работа

- Я предлагаю вам исполнить народную песню «Во поле береза стояла». На ваших партах лежат листочки с текстом.


Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла,
Люли-люли, стояла.

Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли-люли, заломати.
Люли-люли, заломати.

Я пойду, пойду - погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли-люли, заломаю,
Люли-люли, заломаю.

Срежу с березы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка.
Люли-люли, три гудочка.
Люли-люли, три гудочка.


Коммуникативные:

Слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, формулируют и аргументируют свое мнение и позицию.

  1. Подведение итогов

- Ребята, сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку.


- Какая была тема нашего сегодняшнего урока?




- Какие композиторы использовали фольклор в своих произведениях? Чьи композиции мы слушали? Назовите их имена.


- С какими произведениями мы сегодня познакомились?








- Какая из композиций понравилась вам больше всего?


- С каким настроением мы заканчиваем наш урок?





- Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов.


- А.К. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского.



- «Кикимора» - Хор «А мы просто сеяли» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

- Финал симфонии №4 П.И. Чайковского

- Народная песня «Во поле береза стояла»

Предположения учащихся.


- С радостным.

Регулятивные УУД

(осознание качества и уровня освоения)

  1. Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу. На партах у вас 3 нотки. Если вам было легко и у вас все получилось, поднимите зеленую нотку, если у вас возникли затруднения, но вы с ними справились, поднимите желтую нотку и, если вам было трудно, вы многое не поняли – поднимите красную нотку.

- Вы хорошо постарались, спасибо за урок!

Оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные УУД

(осознание качества и уровня освоения)