Конспект урока музыки во 2 классе по теме: «Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: Хор «А мы просто сеяли» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», П.И. Чайковский Финал из симфонии №4».
Ход урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Элина Анатольевна, сегодня я проведу у вас урок музыки. - В мире много интересного, нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело! - Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке? - Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должен лежать раздаточный материал. | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность. - Вера в успех, внимание, трудолюбие, усердие, старание. Проверяют готовность к уроку. | Коммуникативные: доносят свой позитивный настрой до других детей, планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: самостоятельно создают ситуацию успеха, желание учиться, проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. |
Актуализация знаний Слушание музыки: | - Сегодня мы с вами продолжаем удивительное путешествие в мир музыки. Для начала давайте вспомним, с каким жанром музыки мы познакомились на прошлом занятии? - А что такое фольклор? - Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова - folklore — «народная мудрость». - А знаете ли вы, что еще относиться к фольклору? - Прибаутки, считалки, дразнилки - это фольклор. Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk - народ, lore - учение. Вместе эти слова - "фольклор" - переводятся как "народная мудрость". Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость. -Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям для создания сказочных образов. Сказка – это рассказ о вымышленных событиях и приключениях. В сказках герои справляются с любыми трудностями: побеждают злых волшебников, защищают и освобождают от врагов родную землю. В борьбе со злыми силами им помогают добрые люди, животные, растения и разные волшебные предметы. | - Фольклор. -Фольклор — народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. - Прибаутки, считалки, пословицы и так далее. - «Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов» | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задания, планируют, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Предметные: проводят анализ, синтез, обобщение, аналогию, классификацию. Коммуникативные: умение работать в паре, сотрудничество |
Изучение нового материала Слушание музыки: «Кикимора» А.К. Лядова https://yandex.ru/video/preview /12645840767692368183 Хор «А мы просто сеяли» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» Пахота является глубокой обработкой перед подготовкой площади под посев. Сев — это один из важнейших видов полевых работ. Семена сельскохозяйственных растений равномерно распределяются в пределах, отведённых для этих целей площадей и заделываются в почву на нужную глубину. | - Мы с вами отправляемся в путешествие, а именно в сказку, послушайте фрагмент музыкального произведения Анатолия Константиновича Лядова. Слушание «Кикимора» А.К. Лядова. - Какая эта музыка по характеру? -Куда мы с вами попали? Как можно описать это место? Каких сказочных героев вы услышали в этом произведении? Давайте все по порядку. - Как вы думаете, о каком персонаже идет речь? Положительном или отрицательном? - Мы попали в сказочное место, скорее всего это был сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои, прежде всего разные, вначале мы можем услышать много завораживающих звуков, но они нейтрального характера, в середине произведения появляется герой, с довольно отрицательными чертами характера, и это нам подсказывают музыкальные звуки. - Как вы думаете, о каком герое идет речь? - Верно! Просмотр видеоролика с музыкальной композицией А.К. Лядова «Кикимора» -В основе «Кикиморы» лежит народное сказание. В восточнославянской мифологии - это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу). Слушание фрагмента, где звучит колыбельная. - Что напоминает эта часть музыки? - Какая мелодия по характеру? - Сейчас я предлагаю вам послушать еще одно музыкальное произведение. Слушание хора «А мы просто сеяли» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» - Ребята, а какая музыка по характеру? - «А мы просто сеяли» - это не только песня, но и игра-обряд, которую исполняли наши предки с далекой древности. Она отражает магический обряд, связанный с пахотою и севом, а также сватовство и выдачу девушек замуж. | - Завораживающая, таинственная. Дети описывают место действия и образы, какие возникают в сознании при прослушивании данного произведения. - Отрицательном. - О Бабе Яге - О Кикиморе - Русскую народную колыбельную. - Мягкая, напевная мелодия. - Веселая, задорная. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) |
МРД | Повторное слушание хора «А мы просто сеяли» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» с исполнением различных движений (присед, руки вверх и т.д.) | | Коммуникативные: учатся самостоятельности, сотрудничеству друг с другом, с учителем. |
Работа над песней Слушание музыки: Финал из симфонии №4 П.И. Чайковского «Во поле береза стояла» - Народный оркестр | - А теперь, я предлагаю вам послушать Финал из симфонии №4 Петра Ильича Чайковского. Слушание финала из симфонии №4 П.И. Чайковского. - Как вы думаете, какая музыка по характеру? - Напоминает ли она вам какую-то народную песню? - Верно. Финал симфонии представляет собой дух веселого праздничного шествия с приплясом и двумя эпизодами на тему народной песни «Во поле береза стояла» - Теперь я предлагаю вам послушать песню «Во поле береза стояла» в исполнении народного оркестра. Слушание «Во поле береза стояла» в исполнении народного оркестра. - Какие музыкальные инструменты вы услышали? - Какая музыка по характеру? - В мелодии размеренный ритм и оживленный темп. - Ребята, как вы думаете, почему же композиторская песня так похожа на народную? -Верно, творчество профессиональных композиторов тесно связано с народной музыкой. Народное творчество подсказывает композиторам мелодии, сюжеты и образы. Народное происхождение имеют и музыкальные инструменты: со временем рожки, свирели, гусли, бубны превратились в гобои, флейты, арфы. | - Праздничная, веселая. - Во поле береза стояла. - Балалайка, свирель. - Веселая, бодрая. - Потому, что музыкальные композиторы часто обращались к фольклору. | Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации) |
Вокально-хоровая работа | - Я предлагаю вам исполнить народную песню «Во поле береза стояла». На ваших партах лежат листочки с текстом. Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли-люли, стояла, Люли-люли, стояла. Некому березу заломати, Некому кудряву заломати. Люли-люли, заломати. Люли-люли, заломати. Я пойду, пойду - погуляю, Белую березу заломаю. Люли-люли, заломаю, Люли-люли, заломаю. Срежу с березы три пруточка, Сделаю из них я три гудочка. Люли-люли, три гудочка. Люли-люли, три гудочка. | | Коммуникативные: Слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, формулируют и аргументируют свое мнение и позицию. |
Подведение итогов | - Ребята, сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку. - Какая была тема нашего сегодняшнего урока? - Какие композиторы использовали фольклор в своих произведениях? Чьи композиции мы слушали? Назовите их имена. - С какими произведениями мы сегодня познакомились? - Какая из композиций понравилась вам больше всего? - С каким настроением мы заканчиваем наш урок? | - Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов. - А.К. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. - «Кикимора» - Хор «А мы просто сеяли» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» - Финал симфонии №4 П.И. Чайковского - Народная песня «Во поле береза стояла» Предположения учащихся. - С радостным. | Регулятивные УУД (осознание качества и уровня освоения) |
Рефлексия | - Ребята, наш урок подходит к концу. На партах у вас 3 нотки. Если вам было легко и у вас все получилось, поднимите зеленую нотку, если у вас возникли затруднения, но вы с ними справились, поднимите желтую нотку и, если вам было трудно, вы многое не поняли – поднимите красную нотку. - Вы хорошо постарались, спасибо за урок! | Оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные УУД (осознание качества и уровня освоения) |