УМК: «Школа России».Канакина В.П. «Русский язык.2 класс»
Тема урока: «Заглавная буква в географических названиях». Тип урока: закрепление нового материала.
Цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.
4.Географическая карта.
5. Карточки с деформированным текстом.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируе-мые УУД |
1.Оргмо-мент. | Чтение стихотворения Е. Измайловой «Большая буква». Буква обычная выросла вдруг. Выросла выше букв-подруг. Смотрят с почтением на букву подруги, Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело, Ставится в слово не зря и не просто Буква такого высокого роста. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало всегда замечали. Имя фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее. Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк. В букве большой - уважения знак. | Готовность уч-ся к уроку. | Личностные: включение в учебный процесс. |
2.Минутка чистописа-ния. | - Прочитайте слова. (Запись на доске) - Назовите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она чаще всего встречается в словах, написанных на доске. - Охарактеризуйте звук, который обозначает букву р в данных словах. – Определите порядок следования букв в данном ряду: Рре,Рри,Рря,Ррю - Из каких элементов состоит заглавная буква Р? Обведите те буквы, которые у вас получились самыми красивыми .Кто подчеркнул несколько букв? | Дети читают слова: Роман, Ростов, Родина, Петрович, улица Кирова, Россия. Это буква р. Уч-ся дают характеристику звука. Буква р обозначает звук /р/. Он согласный ,непарный, звонкий, твёрдый. – Заглавная Р, строчная р чередуются с гласными буквами алфавита, которые смягчают предшествующий согласный. Дети записывают буквы. | Личност-ные: Формирова-ние положительного отношения к учебе. |
3.Актуали-зация знаний. | -Для чего нужна заглавная буква? -А как называются слова, обозначающие имена, фамилии, отчества людей, клички животных? -А может быть кто-то объяснит и само значение слова «собственные»? -Молодцы! Остановимся на слове Россия. | Уч-ся отвечают, используя ранее полученные выводы. (приводят свои примеры) | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллектив-ном обсуждении проблем. |
4.Самоопределение к деятельнос-ти. Словарная работа. | -Кто знает, от какого слова произошло слово Россия? Россы – это народ, который проживал на территории нашей страны в далёкой древности. Это были высокие светловолосые люди, Сейчас их называют россиянами. Запишите новое словарное слово, проговаривая по слогам. Соберите информацию об этом слове Послушайте отрывок из стихотворения о России и ответьте на вопрос: Какая ещё может быть Россия? Необъятная моя Россия Ты - могучая моя Россия! Ты – прекрасная моя Россия! Ты – могучая моя страна! -Подберите синонимы к слову необъятная. -Перед вами карта России. Что же изображено на карте России. Использую наглядно географическую карту и маршрутный лист (по ходу урока вставляю карточки со словами реки, моря, озера, страны, города в кармашки маршрутного листа). Кто догадался, какая у нас сегодня тема урока. Чему мы будем учиться на уроке? На карте России более миллиона названий. Как пишутся географические названия? Почему? С какой целью дают названия странам, морям, рекам, городам, деревням? Реки, моря и озера, Страны, города, Все с заглавной буквы Пишутся всегда! Это нужно запомнить, раз и навсегда! | Ученики готовы к изучению нового материала. Один ребёнок у доски, выделяет орфограммы. Это существительное, неодушевлённое, собственное. Неохватная, безграничная, необозримая. Обучающиеся рассматривают карту, читают названия городов, рек, гор, озёр (работа в группах). Дети с удовольствием участвуют в игре – путешествие по географической карте, Дети отвечают, что географические названия написаны с большой буквы. Хором повторяют стихотворение. | Познавательные: умение анализиро-вать, сопостав-лять, находить ответ на проблемный вопрос. Познаватель-ный: интерес на основе эмоциональ-ной мотивации, связной с новизной деятельнос-ти. |
5.Работа над новым материа-лом. | А) Работа в печатной тетради: с.29 № 61 Б) Работа по учебнику с. 60, Упр. 102 | Отвечают с комментированием, цепочкой. | Личност-ный: заинтересо-вывает детей в учебном предмете. |
6 Физминутка. | Учитель называет слова: Жучка, кошка, Андрей, Кутузов, улица, Мечникова, село, Аня, площадь, Сергеевна, Иванов, щенок. Задание: - собственные сущ. - руки вверх, потянулись;
- нарицательные сущ. - наклон вперед; | | Выполняют упражнение, основываясь на полученные раньше знания. | Физкульт-минутка направлена на снятие эмоционального и умственно-го напряжения посредством смены деятельнос-ти. |
7.Закрепление нового материала. Работа с деформированным предложением. | На доске написано: ...осква,…оссии, главный, город. Вставьте пропущенные буквы, докажите их написание. | Обучающие работают сначала в группах, затем записывают предложение на доске (1 уч-ся) и проверяют написанное. | Познавательные: умение анализиро-вать, сопостав-лять, находить ответ на поставлен-ный вопрос. |
8. Дифферен-цированное задание: | Сейчас вам предстоит рассказ о родном селе. У каждого на столах есть карточки, на которых написаны задания: 1 группа: -Спишите в тетрадь предложения, вставляя вместо точек подходящие имена собственные. Я живу в селе … У нас протекает река …. 2 группа: Спиши предложения в тетрадь, исправив ошибки. Поражают своей живописностью берега рек елань и хопёр. В нашем селе есть улица пушкина, ленина, садовая. | Работают в группах, комментируют, исправляют ошибки. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллектив-ном обсуждении проблем. |
9. Письмо под диктовку. | Коля Иванов живёт на улице Мира в городе Москва. Летом он с Тётей Ниной поедет в Волгоград. Город стоит на берегу Волги. Волга - величайшая река России. | Письмо с комментированием. Взаимопроверка. | Регулятив-ные: организация учащимися своей учебной деятельнос-ти. |
10.Рефлек-сия. | -Наш урок подходит к концу. Какие знания вы сегодня получили? А для чего нам эти знания? Где они нам могут пригодиться в жизни? Сегодня на уроке я узнал, открыл для себя… научился, смог… | Обучающиеся понимают важность полученных знаний. Знают, где их можно применить. | Личност-ные: формирова-ние положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображе-ния |
11.Итог урока. | - Как пишутся имена собственные? Вспомните вывод. | Уч-ся еще раз вспоминают, какой вывод они сделали. | |
12.Оценки. Задание на дом. | -Оцените себя. Запишите задание на дом. С. 60, Упр. 103. | Уч-ся объективно оценивают себя и знания своих товарищей. | |
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________