СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка на тему "Глагол как часть речи". 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ЦЕЛИ урока: 1.Закрепить знания о глаголе как части речи. 2.Вспомнить грамматические и морфологические признаки глагола. 3.Повторить орфограммы, характерные для глагола. 4.Формирование умения находить глаголы (по его признакам) в предложении, отличать их от имён существительных, прилагательных и других частей речи. 5. Показать роль глаголов в предложении, в тексте; наблюдение за изобразительно-выразительными возможностями  этой части речи.  

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка на тему "Глагол как часть речи". 5 класс.»

Технологическая карта урока.
Составила учитель русского языка и литературы Кузнецова Л.Л.

Класс: 5

Предмет: русский язык.

ТЕМА урока: «Глагол как часть речи».
Ключевые слова: глагол, язык, весна, любовь, достояние.
Базовые понятия: орфография, лицо, морфология, вид, пунктуация, эпитет, тема.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ урока:
1.Закрепить знания о глаголе как части речи.
2.Вспомнить грамматические и морфологические признаки глагола.
3.Повторить орфограммы, характерные для глагола.
4.Формирование умения находить глаголы (по его признакам) в предложении, отличать их от имён существительных, прилагательных и других частей речи.
5. Показать роль глаголов в предложении, в тексте; наблюдение за изобразительно-выразительными возможностями этой части речи.
ЦЕЛИ, направленные на формирование УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ действий:
1. Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.
2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий, целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, самооценки и коррекции.
3. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определённую тему, умения использовать необходимые языковые средства, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками.
4. Формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществления операций анализа, классификации, определения понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ПРЕДМЕТНЫЕ: умение находить глаголы по их грамматическим и морфологическим признакам; умение определять время, лицо и число глаголов; согласовывать глаголы с именами существительными; умение различать глаголы по значению их действий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; создавать устный и письменный текст с учётом замысла.
ЛИЧНОСТНЫЕ: проявление интереса к созданию собственных текстов; стремление к речевому и нравственному совершенствованию.
Образовательные ресурсы: https://prosv.ru/static/tsok, https://resh.edu.ru/subject/13/, http://www.gramota.ru/.
Оборудование: учебник – «Русский язык. 5 класс» авт. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.; классная доска; раздаточные дидактические материалы (рабочие листы).
Предъявление дидактического материала в виде презентации.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Методы обучения: по источнику «передачи знаний»: словесный, наглядный.









Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.

(Данные предложения даны в презентации и на рабочем листе)
Апрель пришёл и к нам в окно стучит?ся.
Вы рады ему?
Тогда мы продолжим учит?ся!
Записываем дату и классную работу.

Оформление тетрадей. Осознанное включение в учебную деятельность.

2. Мотивирование на учебную деятельность и проверка домашнего задания.


Фронтальный опрос.

- Прочитайте выделенное предложение и назовите части речи данных слов.
- К какой части речи относятся глаголы?
- Что они обозначают?
-Какими членами предложения они являются?
- Объясните написание глаголов с вопросами.
Апрель (сущ.) пришёл (глаг.) и (союз, связывает одн. сказ.) к (предлог) нам (мест.) в (предл.) окно (сущ.) стучится (глаг. 3л., оконч.-ит)
Вы (мест.) рады (кр. прил.) ему (мест.)?
Тогда (нар .) мы (мест.) продолжим (глаг., ок.-им, II спр.) учит?ся (глаг. Н.ф., ок.-ть)!


Концентрация внимания, полученных знаний, их применение на практике, правильное формулирование ответов. Применение знаний по морфологии, орфографии.


3. Формулирование темы урока и целеполагание.

- Итак, как же можно сформулировать тему нашего урока? («Глагол как часть речи»)

- Что мы должны усвоить сегодня на уроке и чему научиться?

(Учащиеся отмечают, что изучая данную тему, они научатся определять глагол по его морфологическим признакам от других частей речи, усвоят правило написания окончаний глаголов, научатся понимать роль глаголов в тексте). Чтобы вам легче было это сделать, я предлагаю выполнить упражнения.


Формулирование темы и прогнозирование целей своей учебной деятельности.


4. Актуализация опорных знаний.

1) Диктант с грамм. заданием.
Травка (сущ.) зеленеет (глаг., проявление признака), солнышко (сущ.) блестит (глаг., процесс действия), ласточка (сущ.) с весною в сени к нам летит (глаг., движение). (Сложное, бессоюзное)

2) Выполните задания.
- Объясните постановку знаков препинания в этом предложении.
- Подберите глаголы к слову «солнышко». (Светит, сияет, греет…)
- Конкретизируйте значение действий.

3)Чтение стихотворения Н.А. Некрасова из упр. 679.
-Найдите сходство и различие между выделенным глаголом и существительным (Шумит тростинка, зелёный шум - звуковые явления).

Применение знаний по синтаксису, пунктуации, лексике.
Развитие и совершенствование мыслительных навыков сравнительного анализа.

Анализ изобразительно-выразительных средств создания образности.

Умение делать выводы на основе анализа языкового материала.


5.Здоровье-сберегающая пауза.

Встаньте, улыбнитесь (эмоциональное состояние), повернитесь смело, медленно присядьте. А теперь – за дело! (Здесь реальные действия)

Делают гимнастические упражнения.

6.Проверка знаний, умений и навыков.

1. Выполнение упр.680 по заданию учебника. 1 группа выполняет нечётные предложения, 2 группа – чётные.
1)Небеса засинели – в прош. вр., во мн. числе. 2)Солнце золотило – в прош.вр., ед.ч., ср.р. 3) Зазеленеют степи, рощи и леса – в буд.вр., во мн.ч., в 3 л. 4) Пестреют цветы – в наст.вр., во мн.ч., в 3 л.

5) Розовеют стволы – в наст.вр., во мн.ч., в 3 л. 6) Темнеют проталины – в наст.вр., во мн.ч., в 3 л.

2) Устное выполнение упр. 682 (Весенние работы)
3) Формулирование определения глагола как части речи.

- Мы повторили признаки глагола. Постарайтесь сформулировать его определение.

4)Прочитать текст «Лесной оркестр». Объясните постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами. (2,3)
2)Тут услышишь и звонкие голоса, и скрипку, и барабан, и флейту, и лай, и кашель, и вой, и писк, и уханье, и жужжанье, и урчанье, и кваканье. (Однородные дополнения связаны повторяющимся союзом И). 3) Звонкими, чистыми (одн.опр.) голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды (однор.подл.).
5) Найдите однокоренные глаголы к именам существительным.

Применение знаний по синтаксису, пунктуации, лексике.
Умение определять время, лицо и число глаголов; согласовывать глаголы с именами существительными,

создавать устный и письменный текст с учётом замысла.

Стремление к речевому и нравственному совершенствованию.
Определение понятия.

7. Подведение итогов.

- Сегодня нам надо было вспомнить всё, что знали о глаголе как части речи из начальной школы.

- Достигли мы с вами этой цели?

- Кто испытывал затруднения? С чем они связаны?

Анализ собственной учебной деятельности.

8. Рефлексия, оценивание.


- Оцените уровень ваших знаний и умений.

Умение делать выводы на основе анализа своей учебной деятельности. Самооценка.

9. Домашнее
задание.

§111 выучить правило, выполнить упр. 681 по заданию учебника.

Записывают задания.



Рабочий лист №1.

Апрель пришёл и к нам в окно стучит?ся.
Вы рады ему?
Тогда мы продолжим учит?ся!








Уровни самооценки:


1.Не всё понимаю, не всё знаю, испытываю серьёзные затруднения при выполнении практических заданий.



2.В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.



3.Всё хорошо понимаю, изученное знаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.