I. Организационно-мотивационный момент Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке, заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию и беседе, сформулировать тему урока, определить цели и задачи. 1. Постановка цели урока. | Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь к уроку. Рада вас видеть. Откройте рабочие тетради и запишите число, классная работа. Как образуются действительные причастия настоящего времени? Образуются ли действительные причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида? От чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Слайд 2 Найдите ошибки в моем утверждении: «Причастие – служебная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос сколько? Причастия спрягаются. Могут быть действительными и качественными. Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов совершенного вида I и II спряжения при помощи суффиксов -ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-). Действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголов несовершенного вида I и II спряжения при помощи суффиксов -ом- (-ем-)». Правильно, мы еще не знаем, как образуются действительные причастия прошедшего времени. О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадях. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Записывают число в рабочих тетрадях. Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ-( -ющ-) и -ащ-(-ящ-). Нет, не образуются. От спряжения глаголов. 1) Причастие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак по действию и отвечающая на вопрос какой? Причастия склоняются. 2) Могут быть действительными и страдательными. 3) От глаголов несовершенного вида. 4) Не можем ответить на вопрос. Не знаем как образуются действительные причастия прошедшего времени. Тема урока: «Действительные причастия прошедшего времени». | Регулятивные: развитие самоконтроля; формулирование целей, задач урока. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: закрепить знания, полученные ранее и впоследствии связать их со знаниями, которые будут получены на уроке. | Мы уже знаем, что причастия тесно связаны с глаголом, и орфография причастий тоже зависит от глагола. Как вы думаете, какая форма глагола подскажет, как образуются действительные причастия прошедшего времени? Попробуем проверить. Как образуются формы прошедшего времени у глагола? (Записываем на доске в столбик.) Слайд 3
| Форма прошедшего времени. От основы инфинитива, чаще всего с помощью суффикса -л-: читать - читал таять-таял узнать - узнал превратить — превратил Некоторые глаголы прошедшего времени образуются бессуфиксным способом, тоже от основы инфинитива: нести - нес расти - рос | Личностные: нравственно-этическая ориентация; интерес к изучению русского языка в целом. Регулятивные: контроль и самоконтроль; принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, ее доказательство; извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизация знаний. |
III. Первичное усвоение новых знаний. Цель этапа: организовать беседу, работу с текстами стихотворений, их анализ, выполнение обучающимися заданий учителя. Физминутка. 1. Первичное закрепление. | Образуем от этих глаголов формы действительных причастий настоящего времени, а потом попробуем образовать формы действительных причастий прошедшего времени.
Заполним сначала первую и вторую колонки, а затем третью. Если к действительным причастиям настоящего времени можно задать вопрос «что делающий?», то какие вопросы зададим к действительным причастиям прошедшего времени? Слайд 4 Почему не образуются действительные причастия настоящего времени от глаголов узнать, превратить? Образуются ли действительные причастия прошедшего времени от глаголов совершенного вида? От каких глаголов мы образовывали причастия — переходных или непереходных? Выделим суффиксы действительных причастий прошедшего времени: -вш-, -ш-. В каком случае употребляется каждый из этих суффиксов? Слайд 5 Вывод: действительные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива (неопределенной формы) переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -вш- и-ш-. Немножко отдохнем. Мы проведём тематическую физкультуру. Ваша задача – из названных произведений нужно выбрать названия произведений, содержащие причастия, и названия, содержащие прилагательные. Если в названии есть прилагательное, вы должны 1 раз хлопнуть, а если есть причастие – поднять обе руки вверх. «Василиса Прекрасная» (хлопок) «Спящая царевна» Жуковского (вверх) «Медный всадник» Пушкина (хлопок) «Говорящий сверток» Даррелл (вверх) «Уроки французского» Распутин (хлопок) Давайте обратимся к учебнику. Откройте с.50 и прочитайте правило. Выполним упражнение № 111(по заданию). А теперь вернемся к заданию, в котором при определении причастия были допущены ошибки. Можем ли мы теперь ответить на вопрос: «При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?» Слайд 6
Как и с помощью чего образуются действительные причастия прошедшего времени? | «Что делавший?'», «Что сделавший?» читать читающий читавший таять тающий таявший узнать (не образуется) узнавший превратить (не образуется) превративший нести несущий несший расти растущий росший Это глаголы совершенного вида. Да. От тех и других. Суффикс -вш-, присоединяется к основам на гласную, суффикс -ш- - к основам на согласную. Читают правило. Двое учащихся выполняют упражнение у доски. Играть — игравший, отчаяться — отчаявшийся, прибыть — прибывший, улыбаться — улыбавшийся, увянуть — увянувший, сеять — сеявший, прикасаться — прикасавшийся, хмуриться — хмурившийся, веять — веявший, затеять — затеявший. «Причастие – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию и отвечающая на вопрос какой? Причастия склоняются. Могут быть действительными и страдательными. Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида I и II спряжения при помощи суффиксов -ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-). Действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголов несовершенного вида и совершенного вида при помощи суффиксов -вш (-ш-)». Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива (неопределенной формы) переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -вш- и -ш-. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»; развитие эстетического вкуса. Познавательные: развитие умения рассуждать, делать выводы; построение логической цепи рассуждений, ее доказательство. Коммуникативные: развитие умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; соблюдение правил речевого поведения; понимание возможности различных позиций других людей, отличной от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии. Регулятивные: развитие умения перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы. |
IV. Рефлексия. Цель этапа: формирование умений оценить свою работу на уроке, осмысление нравственных норм. 1.Самостоятельная работа. 2. Выставление оценок за работу на уроке. | Ребята, продолжите, пожалуйста, фразы: Сегодня я узнал… На уроке я научился… Самостоятельная работа по карточкам ( Приложение). Выставление оценок за урок. | Обучающиеся анализируют, как они усвоили материал. Формируют конечный результат своей работы на уроке. Работают по карточкам. | Личностные: развитие умения выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: развитие умения оформлять свои мысли в письменной и устной форме. Регулятивные: развитие умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. |