СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 5класс

УМК: Русский язык 5 класс. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи»

Цели урока: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора морфологических признаков имен прилагательных

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Класс: 5класс

УМК: Русский язык 5 класс. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи»

Цели урока: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора морфологических признаков имен прилагательных

Формирование УУД:

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему урока, проблему. Искать пути ее решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные УУД: выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения группировать слова самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Методы: поисково-исследовательский метод (работа со словарем); - наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов и видеоролика), словесный метод (рассказ, элементы беседы).

Приемы: осмысление текста, сравнение и характеристика предмета

Оборудование: проектор, учебник раздаточный материал с текстом и различными заданиями, дерево.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.


Приветствие учащихся.

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!

-Кто хочет сегодня узнать что-то новое и интересное?

- Надеюсь, что мы сегодня с вами очень дружно и активно поработаем

А тема нашего урока спряталась в стихотворении.

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют ещё …(прилагательное) (ученик читает)

-Правильно. Итак, вы уже догадались, что сегодня речь пойдет об имени прилагательном. Запишите сегодняшнее число и тему урока: «Имя прилагательное как часть речи».

-Как вы думаете, ребята, что вам необходимо вспомнить об имени прилагательном?

Что такое имя прилагательное?

Что обозначает имя прилагательное?

Как вы понимаете смысл названия части речи? (Приложенное, добавленное к чему-то.)

На какие вопросы отвечает?

Как изменяется?

Каким членом предложения является?

Для чего мы их изучаем или используем в своей речи?

Кто помнит и знает, что такое имя прилагательное?

(Чтение правила в учебнике на стр.30)

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.















Фронтальная работа.

Учащиеся дают устные ответы на поставленные учителем вопросы, тем самым, воспроизводят цели урока.


Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Сегодня на нашу группу в Вайбере прищло видеосообщение от ученицы нашей школы Балдановой Елены. Давайте посмотрим его (учитель воспроизводит видео)

-Здравствуйте, ребята, я хочу попросить вас помочь мне справиться со следующим заданием. У каждого из вас лежат карточки с текстом.

- Как вы думаете, что вам нужно будет сделать?

-Сформулируйте для себя учебную задачу. (Вставить подходящие по смыслу слова)

«Весна идёт! Весна идёт! Мы _______________весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи ____________ стали. Чиста __________ лазурь. Солнышко с неба луч _____________ разливает. Воздух __________ и _________. __________ теплом подувает ветер с полей.

Утро ещё __________. А всё-таки на душе _________ и __________, потому что «весна _____ повеяла крылом».

Слова для справок: молодой, короткие, небесная, золотой, свеж и прозрачен, влажным, чиста, прохладное, светло и радостно, душистая.

- Подберите к слову «небесная» синоним, к слову «короткие» - антоним.

- Выпишите три словосочетания «прил.+ сущ.».

- Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят? (Прилагательные согласуются с именами существительными)

Коллективная письменная работа – обзорное повторение сведений по теме «Имя прилагательное».













Парная работа (учащиеся вставляют в текст, заранее распечатанный, имена прилагательные, находят синонимы, антонимы к именам прилагательным, разбирают словосочетания)

Л7, формирование позитивной оценки, Р2, планирование своих действий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)


Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

- Вы хорошо работали. Вам понравилось работать с текстом? (Да)

- Обратите внимание на экран. Перед вами два текста.

-Попробуйте сформулировать учебную задачу (Сравнить два текста)

Под окном моего дома растет береза. Она гораздо старше меня, потому что еще моя бабушка помнит эту березку с сережками на ветках. Сейчас она возвышается над домом, в своей пышности и стройности.

Зимой береза стоит люстрой, зябко подрагивая, и искрясь ветвями в лучах солнца. Когда снегопад засыпает крону полностью, то она становится похожа на терем с башенками и колоннами.

К лету березка уже распускает пряди своих кос и волнительно трепещет пайетками листочков. В полдень так приятно просто посидеть в ее тени, упираясь спиной в ствол, и сквозь трепет листьев разглядывать синеву неба.

Под окном моего дома растет старая, раскидистая береза. Она гораздо старше меня, потому что еще моя любимая бабушка помнит эту березку молоденькой, тоненькой с изящными сережками на хрупких, гибких ветках. Сейчас она возвышается над домом, величественная в своей пышности и белоствольной стройности.

Зимой береза стоит хрустальной люстрой, зябко подрагивая, и искрясь заиндевелыми ветвями в холодных лучах январского солнца. Когда снегопад засыпает березовую крону полностью, то она становится похожа на сказочный терем с витыми башенками и резными колоннами.

К лету березка уже распускает изумрудные пряди своих буйных кос и волнительно трепещет пайетками изящных, резных листочков. В знойный полдень так приятно просто посидеть в ее спасительной тени, упираясь спиной в прохладный, черно-белый ствол, и сквозь трепет листьев разглядывать бездонную синеву неба.



ДАЕМ ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ

- В каком тексте ярче, живописнее переданы впечатления автора, его настроения?

- С помощью какой части речи удалось это сделать?

- Давайте прочитаем материал «Это интересно» на стр.32 учебника

-Что вы нового узнали о прилагательных?

-А что такое эпитеты?

- Итак, для чего же нужны прилагательные в художественной речи? К какому выводу мы можем прийти? (Имена прилагательные придают речи точность, меткость, выразительность, образность, яркость, настроение. Они используются при создании портретных характеристик, при описании чувств, душевных переживаний, прилагательные делают речь более точной, помогают описать предмет, позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира. Без прилагательных наша речь была бы похожа на картину, написанную серыми красками.)

Парная работа. Учащиеся формулируют задание, читают и сравнивают тексты.


Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий)

Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)


Физкультминутка (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Физкультминутка


Учащиеся выполняют элементарные физические упражнения)

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

  • контролировать

выполнения заданий

Творческое задание. «Подари предмету признак»

-Сегодня я принесла дерево на наш урок. Посмотрите, какое оно? (Голое, без листочков)

-Каким вы хотите видеть наше дерево? (Живым, ярким, пышным

-Как сделать так, чтобы дерево стало ярким и живым?

-Попробуйте сформулировать задание для себя. Посмотрите внимательно на название задания.

Нам нужно не только украсить его листочками, но и описать его при помощи имен прилагательных

Учитель берет листок, пишет прилагательное, вслух озвучивая, и вешает на дерево.

- Не хотите ли присоединиться к оживлению дерева, ведь совсем скоро настанет весна, давайте немного поможем ей.

Вывод:

-Ну вот, ребята, мы и развесили наши листочки. И дерево уже не узнать. Посмотрите, какое оно теперь яркое, пышное и красивое. Помните, каким оно было в самом начале? Грустное без своих листочков.

- Вы можете себе представить, чтобы деревья были без своих листьев? (Нет)

- Вот так же и с нашей речью. Мы не можем обойтись без прилагательных. Если бы не было прилагательных, разве мы могли бы сказать, что небо синее, солнце яркое, а мама самая красивая? Прилагательные наполняют нашу речь эмоциями и чувствами- вы умные, а я ваш самый любимый учитель, а без чувств мы не можем жить.

Учащиеся выполняют задание. При проверке

оценивают себя.


Учащиеся записывают прилагательные на листочки и развешивают на деревья




















Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)


7.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

  • повторить способ нового знания



- Вот и подошел к концу наш урок. Я очень рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными, находчивыми ребятами. Вот сколько прилагательных я использовала.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________

_____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________

_____________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________-

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________

_____________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)

____________________________________________________________________________


7. Сегодня на уроке хочу поставить себе (КАКУЮ ОЦЕНКУ?)_______________


Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок?





Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)


8. Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание:

1. параграф Выполните упражнение

2. Дайте характеристику своему однокласснику

3. Сочините четверостишие, используя эпитеты.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!