Тема урока | Антонимы |
Цель урока | Повторить и систематизировать сведения о многозначных словах и об антонимах. |
Задачи | Уяснить, что: – антонимами являются слова одной и той же части речи; – у разных значений многозначного слова – разные антонимы. Формировать умения: – характеризовать разные значения многозначного слова с помощью Толкового словаря; – подбирать к разным значениям многозначного слова разные антонимы. |
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Основные понятия | Антонимы, многозначные слова |
Ресурсы: основные дополнительные | М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова Русский язык. 3 класс часть 1. Компьютер, ноутбуки |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, работа по уровням |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Мотивирует учащихся на работу. Просит прочитать и объяснить пословицу. | Приветствуют учителя. Читают, составляют и объясняют смысл пословицы. Работа в тетрадях. Отвечают на вопросы учителя. | - Поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок. -Улыбнемся друг другу и пожелаем …. - Постараемся сохранить это настроение в течение всего урока. - Садитесь на свои места. | | Внутренняя позиция школьника. |
Проверка домашнего задания | | Сравнивают домашнюю работу с образцом на доске | На доске выполнено домашнее задание. – Прочитайте слова, записанные на доске? Как вы думаете, откуда они взяты? Откройте тетради, где вы выполняли домашнее задание, сравните и исправьте ошибки. | | Самоконтроль, самооценка. |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Организует повторение изученного. | Повторяют изученный ранее материал, правописание букв. Вспоминают всё, что знают об антонимах. Составляют кластер. | Запиши в тетрадях число, классная работа. - Я предлагаю вам поработать над красотой письменной речи, вспомнить каллиграфическое написание букв. - Кто желает показать, как может работать с клавиатурой компьютера? ПОГОДА, ФУТБОЛ, ТОПОР, КОМПЬЮТЕР, ПШЕНИЦА, ЛЕСТНИЦА. . Что интересного заметили? - Как называются слова, которые мы записали? - Как проверить их написание? - Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте записи. - Проверьте правильность набора слов на экране. - составьте словосочетание с последним записанным словом – ЛЕСТНИЦА. - Как мы называем слова ВВЕР-ВНИЗ, ПОДНИМАТЬСЯ-СПУСКАТЬСЯ? - А почему это антонимы? | – совершенствовать навык клавиатурного письма. Выделение словарных слов из общей массы слов, Проверка их написания, навыки работы со словарем. | Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование цели урока. | Организует работу учащихся в подборе однокоренных слов. В форме подводящего диалога организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию целей урока. | Подбирают однокоренные слова. Анализируют, формулируют цель урока. | - Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? - Что мы будем изучать сегодня на уроке? - А как вы думаете, зачем нам изучать антонимы? (Чтобы уметь их определять, чтобы речь наша была красивой, правильной, выразительной; расширять свой словарный запас) - Как мы это будем делать? (Каким способом?) | Знать признаки антонимов, умение выделять их в речи. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний; подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с делением существительных на три группы . | Ставит детей перед выбором, достать знания или добыть самостоятельноВ форме подводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы. | Выбирают способ работы над темой урока. Работают с учебником. Записывают существительные в три столбика по родам, затем записывают в три столбика по окончаниями, читают правило в учебнике, сравнивают с записанными столбиками, делают выводы. | - Кто помнит, что такое антонимы? - Как узнать, на какой странице в учебнике мы будем сегодня работать? - Какое правило нам сегодня приготовила летучая мышь? - Давайте отметим карандашом, что в нем мы уже знаем, что будет новым для нас. - Упр. 88 стр. ____ учебника. Прочитайте задание. - Что нужно сделать? - что поможет нам правильно выполнить задание? - Над этим заданием вы работаете устно в парах, а потом записываете в тетради. - прочитайте словосочетания с антонимами. - какие еще значения слова ЛЕГКИЙ вы прочитали в словаре? | Уметь определять антонимы | познавательная инициатива; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; рефлексия способов и условий действия; построение речевых высказываний |
Физминутка | Организует физминутку Учитель называет стоящим детям по цепочке слова | Выполняют физминутку подбирают к ним антонимы: Тот, кто справился с заданием, садится, кто не смог подобрать антоним – стоит (он «в решете»). | Динамическая пауза Игра «Решето» Зима, белый, работать, упал, жар, налево, утренний, добрый, урок, новый, загадка, свет, включать, заболеть, короткий, день, | Умение подбирать антонимы к заданным словам. | |
V. Первичное закрепление во внешней речи Цель. Закрепить знания в определении склонения. | Проводит инструктаж обучающихся. | Работают в парах: составляют алгоритм определения склонения имен существительных. Работают по слайдам.. Во внешней речи по алггоритму обосновывают правильность определения склонения. | Работа в Р.Т. стр. 65 упр.68. - прочитайте задание к этому упражнению. Что нам нужно использовать в работе? Как найти этот словарь? Работа на доске – 4 человека (от каждого варианта), остальные в тетрадях | Уметь определять антонимы, работать со словарем | подведение под понятие; – использование общих приемов решения задач; использование знаково-символических средств; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, самооценку. | Выполняют самостоятельную работу, самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки, оценивают себя. | - Откройте задание в ноутбуке. Прочитайте текст. - Попытайтесь изменить рассказ. Я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.
ХОРОШИМ, АККУРАТНЫЕ, КРАСИВО, ВЕСЕЛО, БЕЖАЛ, РАДОВАЛАСЬ - Попытайтесь изменить рассказ. -Измените выделенные слова противоположными по значению. - Если задание кажется сложным, можно использовать слова–подсказки, которые есть после текста. - Прочитайте ваши рассказы. | Уметь работать с текстом | осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; использование знаково-символических средств; рефлексия способов и условий действия |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию учебной деятельности | Анализируют свою работу на уроке. Отвечают на вопросы учителя. Анализируют существительные: смелость, дружба. Определяют род и падеж, выделяют окончание. Делают вывод, что правописание гласной в окончании зависит от склонения. | – Какую цель ставили? Достигли цели? Что такое антонимы?.Как связаны антонимы и многозначные слова?
- какое словарное слово мы записали последним? Какую букву в нем надо запомнить? - посмотрите, какую лестницу я вам приготовила? -Прочитайте названия ступеней. -определите, на какой ступени вы находитесь к завершению урока? Почему? - Сколько баллов вы набрали самостоятельно в течение урока? | | адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Домашнее задание | | | В словаре найти и записать по пять слов, подобрать к ним антонимы, составить и записать предложения. | | |