Предмет | Русский язык | Класс – 10 |
Тема | Фразеологизмы, их роль в языке. |
Цель | Образовательные: создать условия для обобщения и углубления знаний по теме «Фразеология»; научить ребят путем выполнения практических заданий находить фразеологизмы в тексте, использовать их в своей речи, показать экспрессивную роль фразеологических оборотов в тексте. Воспитательные: знакомя учащихся с богатством и выразительными возможностями фразеологизмов, воспитывать любовь к родному языку, формировать интерес к его изучению. Развивающие: способствовать формированию информационной, коммуникативной компетенции учащихся, активизировать их самостоятельную познавательную деятельность. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Обобщить теоретические основы курса «Фразеология», активизировать умения, сформированные при их изучении. Применять лингвистические знания при работе с языковым материалом: -определять лексическое значение фразеологизма; - употреблять фразеологизмы в соответствии со значением; - определять наличие или отсутствие фразеологизма в тексте. | Развитие ключевых компетенций учащихся: анализ, синтез, классификацию, обобщение, систематизация материала. Развитие умения самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами. Формирование правильной и эффективной речи, обучение умению понимать чужую речь и излагать свои мысли в письменной и устной форме. | Воспитание уважительного отношения к истории и богатству языка своего народа. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. |
Методы обучения | Проблемный Репродуктивный (анализ языковых единиц, их функционирование в речи) Эвристический Объяснительно-иллюстративный Формирование речевых коммуникативных умений (редактирование) Инновационные: дифференциация заданий, работа на интерактивной доске. |
Формы организации деятельности учащихся | Групповая Индивидуальная |
Межпредметные связи | История Литература Термины из разных областей наук |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Используемые учебники и учебные пособия: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин «Русский язык. 10-11 классы» Москва, «Русское слово», 2014 Используемая методическая литература: Книгина М. П. Тесты по русскому языку. 6 класс, Саратов: Лицей 2016, Сенина Н. А. Русский язык. Тематические тесты: ЕГЭ-2017, Учебное пособие. Фразеологический словарь русского языка под ред. А. И. Молоткова, Москва, 1987. Компьютер Проектор Интерактивная доска презентация тестовые задания по вариантам |
Организационная структура урока |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
УУД |
Этап 1. Мотивация к деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой, выделить содержательные области. | Организационный момент. Создает проблемную ситуацию, предлагает учащимся, используя эпиграф к уроку (слайд 2), самим узнать тему урока и сформулировать его цели, анализируя изученное с точки зрения «знаю»- «хочу узнать» (слайды 3,4). С целью активизации имеющихся у учащихся знаний по теме просит описать понятие «фразеологизм», используя прием «синквейна». Обращает внимание учащихся на то, что обязательным определением в термине являются слова «цельные, неделимые», просит объяснить их значение. | Знакомятся с эпиграфом к уроку. Вспоминают, что известно по изученной теме, делают предположение, что должны узнать. Формулируют тему и цели урока. Синтезируют информацию по теме, описывают понятие «фразеологизм», «используя прием синквейна». Учащиеся постепенно подходят к пониманию того, что фразеологизм - это словосочетание, которое можно толковать только целиком. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, умение выражать свои мысли. Личностные УУД: смыслообразование Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, оценка. Познавательные УУД: анализ объекта с точки зрения выявления его признаков. |
Этап 2. Учебно-познавательная деятельность Цель: организовать фиксацию нового способа действия, а также усвоение учащимися нового способа действий в группах. | Организует работу в группах с языковым материалом. Цель: выявить признаки фразеологизмов, научить отличать их от свободных сочетаний. Проверяет выполнение задания. (Приложение 1). Предлагает учащимся на основании выполненного задания сформулировать признаки фразеологизмов и свободных сочетаний. Организует проверку выполнения задания по таблице презентации (слайд 6). Проверяет выполнение индивидуального домашнего задания «Происхождение фразеологизмов» (слайд 7). Во время ответа просит остальных учащихся, опираясь на группы ФО, привести примеры известных устойчивых сочетаний. Встретившись с затруднениями при выполнении данного задания, учитель фиксирует затруднение, помогает учащимся выявить причину его и построить проект выхода из затруднения. С этой целью учащимся предлагается записать ФЕ в тетрадь, учитель сначала выполняет задание вместе с учащимися, предлагая им образец анализа, затем организует и проверяет работу в группах. | Выполняют задание в группах, которые позволяют пользоваться системой (индукция, дедукция) для выявления целостности данной темы: фразеологизм и его признаки, источники фразеологизмов, употребление фразеологизмов в речи. Формулируют признаки ФО и свободных сочетаний, проверяют свой ответ по образцу. Ученик, опираясь на составленную дома презентацию, дает характеристику ФО с точки зрения их происхождения. Учащиеся приводят примеры ФО, объясняют, почему испытывают сложности с подбором примеров, делают вывод, что подобные трудности могут возникнуть при нахождении ФО в тексте. Ученики вместе с учителем анализируют фразеологизмы, строят логические цепочки с целью выявления признаков, чтобы потом работать самим с подобным заданием в группах. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли, владение монологической речью в соответствии с нормами русского языка. Личностные УУД: смыслообразование. Регулятивные УУД:фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, целеполагание, планирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным образцом, коррекция, оценка. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, анализ объектов с целью выделения признаков. |
Этап 3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Цель: организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи; развивать умение учащихся работать с мини-текстом. | Учитель проверяет умение видеть изучаемое явление в тексте, видеть ошибку и уметь ее исправлять. С этой целью знакомит учащихся с классификацией ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов в речи (слайд 8,9). Организует работу учащихся по нахождению и исправлению ошибок. Объясняет правила игры «Корректор». Задание проецирует на интерактивной доске, следит за правильностью выполнения (слайды 10,11). Творческая работа с текстом. Учитель объясняет задание: Прочитать текст, выписать фразеологизмы и устно объяснить их роль в предложении (Приложение 2). Проверяет и комментирует выполнение задания. | Разбившись на команды, выполняют задание. Обсуждают в группе, дают ответ, проверяют по эталону. Учащиеся находят ФО в указанном тексте, выписывают, объясняют значение, роль в предложении, обращают внимание на стилистическую окраску. Делают вывод о функциях фразеологизмов в языке. | Коммуникативные УУД: смысловое членение, поиск и выделение необходимой информации. Личностные УУД: смыслообразование. Регулятивные УУД: контроль, оценка коррекция Познавательные УУД: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевое высказывание. |
Этап 4. Контроль и оценка результатов деятельности Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий. | Проведение тестовой работы, в которой используются задания ЕГЭ. Работа проводится по вариантам (Приложение 3). | Ученики выполняют 5 заданий по пройденному на уроке материалу. После сдачи работ учителю проверяют выполнение задания по ключу, представленном на интерактивной доске. | Личностные УУД: сомоопределение. Регулятивные УУД: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным образцом. |
Этап 5. Подведение итогов Цель: организовать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Рефлексия. «Знаю, что…» « Знаю, как…» «Знаю, зачем…» «Знаю я!» Учитель предлагает учащимся выразить свое отношение к уроку, используя фразеологизмы. | Учащиеся отвечают на вопросы, оценивая результаты своей деятельности. | Коммуникативные УУ: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные УУД: оценка. |
Этап 6. Информирование о домашнем задании Цель: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; организовать запись домашнего задания | В качестве домашнего задания учащимся предлагается работа с текстом, подобная той, которая выполнялась на уроке. Выписать фразеологизмы, употребляемые персонажами пьесы А. Н. Островского «Гроза», объяснить роль ФО в художественном тексте. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Познавательные УУД: оценку процессов и результатов деятельности. |
( Ответы: 1в. 1-в, 2-в, 3-в, 4-б, 5-а; 2в. 1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-в)