СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка "Части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка "Части речи".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Части речи"»


УМК «Школа России», авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г. и др.

Предмет: Русский язык

Класс: 2 класс

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: «Части речи»

Цель урока: изучение частей речи и их отличительных особенностей.

Планируемые результаты

Предметные:

  • умение писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;

  • умение списывать предложения по правилам русского языка;

  • знание об особенностях частей речи;

  • умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они

отвечают, с частями речи;

  • умение распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Личностные:

  • осознание границы знания и незнания;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослым;

  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • запоминать учебные задачи на всех этапах урока;

  • знать правила выполнения учебного действия;

  • уметь осуществлять итоговый контроль.

Познавательные УУД:

  • уметь искать и выделять необходимую информацию;

  • уметь структурировать знания;

  • умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.


Коммуникативные УУД:


  • уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

  • уметь выражать свои мысли;

  • уметь принимать разные мнения;

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • уметь осознанно строить речевое высказывание.


Оборудование: Учебник по русскому языку по УМК "Школа России", рабочая тетрадь, средства материально-технического оснащения класса, презентация, листы с индивидуальным заданием.

















Ход урока


Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

(универсальные учебные

действия)

I. Организационный момент (1 мин)

– Ребята, улыбнитесь  друг другу, мне, ведь с маленькой удачи начинается большой успех! Присаживайтесь.

-Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату: «__ февраля. Классная работа»







II. Актуализация знаний (3 мин)

Минутка чистописания.

-Ребята, а сейчас мы проведем минутку чистописания. Приготовьтесь и послушайте предложение.

Шуршание и шелест осенних листьев слышны в парке.

-Проверьте правильность написания с примером на доске и оцените себя, аккуратно карандашом поставив оценку на полях за грамотность и за красоту написанного предложения.

-Какую большую тему мы изучили? (Изучили тему «Звуки и буквы»)

- Что мы изучали в этой теме? (Изучали орфограммы русского языка).

-Какие? (Дети перечисляют изученные орфограммы).

-Чему учились? (Учились писать слова в соответствии правил русского языка).

- Проверим себя. Применим полученные знания. Запишем слова под диктовку, выделяя изученные орфограммы.(Один ученик работает на доске)

Корова, собачий, осень, теплеть, бежать, зеленый.

- Возьмите карандаши, проверьте и оцените себя по «светофору».

-Посмотрите на слова, подумайте по какому признаку эти слова можно распределить на группы? (есть слова, которые обозначают предмет, есть слова, которые обозначают признак предмете, и слова, которые обозначают действие предмета)

-Какой вопрос мы можем поставить к группе слов, которые обозначают предмет? (кто или что?)

-Какой вопрос мы поставим к группе слов, которые обозначают признай предмета? (какой? какая? какие? какое?)

-Какой вопрос мы поставим к группе слов, которые обозначают действие предмета? (что делает? что делаем? что делают? что делали?)

-Посмотрите на доску и сравните правильность своих высказываний с информацией на доске. Правильно ли вы ответили? (да, правильно)

-Да ребята, я согласна с вами, вы правильно распределили вопросы. А теперь давайте хором прочитаем на какие же вопросы, отвечают слова, которые относятся к той или иной группе. (хоровое чтение)






умение писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;



  • умение списывать предложения по правилам русского языка;














умение писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;






  • умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они

отвечают, с частями речи;






  • знание особенностей частей речи;



К: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;





П: уметь искать и выделять необходимую информацию;





К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;



К: уметь выражать свои мысли;





Р: уметь осуществлять итоговый контроль.











К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;



























П: уметь искать и выделять необходимую информацию;



Р: запоминать учебные задачи на всех этапах урока;




III. Мотивационный этап (7 мин)

Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаков и действий отвечают на разные вопросы и разное обозначают. Тогда ученые по этим двум особенностям слов:

1. на какой вопрос отвечают

2. что обозначают – объединили их в большие группы, которые называются частями речи. Но встал вопрос. Как эти группы назвать?

-Ребята, знаете ли вы, как называются эти группы? (нет)

-Хотели бы узнать? (да)

-Но для того, чтобы начать узнавать как все таки называются эти группы, мы должны назвать тему урока и его цель.











IV. Постановка учебной задачи (2 мин)

-Откройте учебник на странице 40 и прочитайте тему урока. (части речи)

-Какова будет цель нашего урока? (познакомиться с частями речи и узнать как они называются)

-Молодцы, ребята! Вы правильно определили тему и цель урока.




















П: уметь искать и выделять необходимую информацию;


К: уметь выражать свои мысли;



V. Решение частных задач (10 мин)

-Посмотрите на слайд. Те слова, которые обозначают предмет, мы называем именем существительным. Слова, которые обозначают признак предмета мы называем именам прилагательными, те слова, которые обозначают действие предмета, мы называем глаголами.

--В русском языке принято сокращать части речи на письме

Существительное – сущ.

Прилагательное – прил.

Глагол – гл. Запомните все сокращения, они записаны под названием каждой части речи.

-Обратимся к учебнику страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.

-Прочитайте текст правила.

-Что же называют частями речи? (отвечает один учащийся)

-Какую функцию выполняет каждая часть речи? (с помощью правила, представленного в учебнике, отвечают на вопрос)

-Какие названия есть у каждой части речи? (высказывания детей)

- Послушайте отрывок из сказки А.С.Пушкина

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

-Из какого произведения эти строки?

- Посмотрите на экран. Прочитайте слова из этой сказки. (читают по цепочке)

--Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите мешочки по корзинам.

Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово будем действовать по алгоритму.

1. Задать к слову вопрос.

2. Определить, что обозначает слово.

3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.

(проверка у доски)

-Ребята, мы помогли на только спуститься лосятам на землю, но и себе. Как вы думаете, чему мы научились? (научились распознавать части речи)
























  • знание особенностей частей речи;



























  • знание особенностей частей речи;





















  • умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они

отвечают, с частями речи;




























умение распознавать части речи по вопросам и общему значению;































































К: уметь выражать свои мысли;









К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;





















Р: знать правила выполнения учебного действия;

































Р: уметь осуществлять итоговый контроль.


VI Физкультминутка (1 мин)

- Я вижу, вы уже утомились сидеть. Давайте разомнемся и отдохнем.

Вышли уточки на луг, 
Кря-кря-кря! (Шагаем.) 
Пролетел веселый жук, 
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) 
Гуси шеи выгибают, 
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) 
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) 
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.) 
Шарик тоже зарычал, 
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) 
Зашептал в воде камыш, 
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) 
И опять настала тишь, 
Ш-ш-ш. (Присели.) 





VII. Закрепление изученного материала (12 мин)

-Посмотрим как вы усвоили новую тему.

-Что я держу в руке? (карандаш)

-На какой вопрос отвечает это слово?(что?)

-Что обозначает? (предмет)

-Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет?(существительное)

-Подберите к этому существительному прилагательное. (ответы учащихся)

-На какой вопрос отвечает прилагательное? (какой?)

-Теперь подберите к нему глагол? (ответы учащихся)

-А сейчас возьмите листы с индивидуальными заданиями и найдите задание №1. (См Приложение)

Сейчас будет «немой диктант»

-Я вам показываю предмет. Вы записываете в нужную колонку название этого предмета и подбираете подходящие к нему по смыслу прилагательное и глагол по образцу.

(Предметы: зеркало, яблоко, белка, лебедь)

-Скажите, какой частью речи являются слова, которыми вы записывали в первую колонку? (существительными)

-Какие прилагательные и глаголы вы подобрали к данным словам? (ответы учащихся)

-Продолжаем работу на листах. Выполним задание №2.

-Прочитайте задание. (В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи).

-После выполнения данного задания вы обменяетесь листочками со своим соседом по парте и мы начнем проверять ваши работы.

-Какое слово окажется лишним в первом столбце?(золотая)

-Почему? (слово золотая является прилагательным, а все остальные слова существительные)

-Какое слово окажется лишним во втором столбце? (летает)

-Почему? (слово летает- глагол, а все остальные слова- прилагательные)

-Какое слово окажется лишним в третьем столбце? (фея)

-Почему? (потому что это существительное, а все остальные слова являются глаголами)

-А теперь посмотрите на доску и оцените друг друга. Если ошибок нет- ставится оценка 5. Если одна- ставится оценка 4. Если в работе 3 ошибки- ставится оценка 3.

-Прочитайте задание №3 на ваших листах. (Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова из справок. Определите их части речи и запишите в тетрадь)

-Можно ли назвать эти предложения текстом и почему? (можно, так как этот текст состоит из нескольких связанных между собой по смыслу предложений)

-Определите тему текста? (ответы учащихся).

-Приступайте к работе. Проверить себя вы сможете, после того как выполните это задание посмотрев на доску.




  • знание особенностей частей речи;





  • умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они

отвечают, с частями речи;



































умение распознавать части речи по вопросам и общему значению;




































  • умение списывать предложения по правилам русского языка;






К: уметь выражать свои мысли;



Р: знать правила выполнения учебного действия;

К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;








П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;







П: уметь искать и выделять необходимую информацию;








Р: запоминать учебные задачи на всех этапах урока;


Р: уметь осуществлять итоговый контроль.






К: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;







К: уметь выражать свои мысли;







К: уметь принимать разные мнения;


П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.





П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;






Р: знать правила выполнения учебного действия;





Р: уметь осуществлять итоговый контроль.


VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)

- Давайте подведем итоги урока.

- Вспомните название темы урока? (части речи)

- С чем мы сегодня познакомились? (ответы детей)

- Чему вы научились сегодня на уроке? (Учились определять какой частью речи является слово. Учились распознавать признаки частей речи)

-Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи? (ответы учащихся)

  • знание особенностей частей речи;




Р: уметь осуществлять итоговый контроль.

П: уметь структурировать знания;


К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Р: знать правила выполнения учебного действия;


VIIII.Домашнее задание(2 мин)

-Вашим домашним заданием будут упражнения 70-71 на странице 42.

- Как вы будете выполнять упражнение 70? (прочитаем группы слов, назовем к какой части речи относится каждая группа слов, составим и запишем предложение)

-Какое задание в упражнении 71? (нужно прочитать отрывок и списать его. Выделим изученные части речи)

-Спасибо вам за урок!

  • умение списывать предложения по правилам русского языка;

  • умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они

отвечают, с частями речи;


К: уметь выражать свои мысли;

Р: знать правила выполнения учебного действия;

П: уметь искать и выделять необходимую информацию;






П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;








7




Скачать

© 2018 3151 79

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!