Ход урока | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия) |
I. Организационный момент (1 мин) |
– Ребята, улыбнитесь друг другу, мне, ведь с маленькой удачи начинается большой успех! Присаживайтесь. -Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату: «__ февраля. Классная работа» | | |
II. Актуализация знаний (3 мин) |
Минутка чистописания. -Ребята, а сейчас мы проведем минутку чистописания. Приготовьтесь и послушайте предложение. Шуршание и шелест осенних листьев слышны в парке. -Проверьте правильность написания с примером на доске и оцените себя, аккуратно карандашом поставив оценку на полях за грамотность и за красоту написанного предложения. -Какую большую тему мы изучили? (Изучили тему «Звуки и буквы») - Что мы изучали в этой теме? (Изучали орфограммы русского языка). -Какие? (Дети перечисляют изученные орфограммы). -Чему учились? (Учились писать слова в соответствии правил русского языка). - Проверим себя. Применим полученные знания. Запишем слова под диктовку, выделяя изученные орфограммы.(Один ученик работает на доске) Корова, собачий, осень, теплеть, бежать, зеленый. - Возьмите карандаши, проверьте и оцените себя по «светофору». -Посмотрите на слова, подумайте по какому признаку эти слова можно распределить на группы? (есть слова, которые обозначают предмет, есть слова, которые обозначают признак предмете, и слова, которые обозначают действие предмета) -Какой вопрос мы можем поставить к группе слов, которые обозначают предмет? (кто или что?) -Какой вопрос мы поставим к группе слов, которые обозначают признай предмета? (какой? какая? какие? какое?) -Какой вопрос мы поставим к группе слов, которые обозначают действие предмета? (что делает? что делаем? что делают? что делали?) -Посмотрите на доску и сравните правильность своих высказываний с информацией на доске. Правильно ли вы ответили? (да, правильно) -Да ребята, я согласна с вами, вы правильно распределили вопросы. А теперь давайте хором прочитаем на какие же вопросы, отвечают слова, которые относятся к той или иной группе. (хоровое чтение) | умение писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка; умение писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка; умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; | К: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
П: уметь искать и выделять необходимую информацию;
К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
К: уметь выражать свои мысли;
Р: уметь осуществлять итоговый контроль.
К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
П: уметь искать и выделять необходимую информацию;
Р: запоминать учебные задачи на всех этапах урока;
|
III. Мотивационный этап (7 мин) |
Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаков и действий отвечают на разные вопросы и разное обозначают. Тогда ученые по этим двум особенностям слов: 1. на какой вопрос отвечают 2. что обозначают – объединили их в большие группы, которые называются частями речи. Но встал вопрос. Как эти группы назвать? -Ребята, знаете ли вы, как называются эти группы? (нет) -Хотели бы узнать? (да) -Но для того, чтобы начать узнавать как все таки называются эти группы, мы должны назвать тему урока и его цель.
| | |
IV. Постановка учебной задачи (2 мин) |
-Откройте учебник на странице 40 и прочитайте тему урока. (части речи) -Какова будет цель нашего урока? (познакомиться с частями речи и узнать как они называются) -Молодцы, ребята! Вы правильно определили тему и цель урока. | | П: уметь искать и выделять необходимую информацию; К: уметь выражать свои мысли; |
V. Решение частных задач (10 мин) |
-Посмотрите на слайд. Те слова, которые обозначают предмет, мы называем именем существительным. Слова, которые обозначают признак предмета мы называем именам прилагательными, те слова, которые обозначают действие предмета, мы называем глаголами. --В русском языке принято сокращать части речи на письме Существительное – сущ. Прилагательное – прил. Глагол – гл. Запомните все сокращения, они записаны под названием каждой части речи. -Обратимся к учебнику страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова. -Прочитайте текст правила. -Что же называют частями речи? (отвечает один учащийся) -Какую функцию выполняет каждая часть речи? (с помощью правила, представленного в учебнике, отвечают на вопрос) -Какие названия есть у каждой части речи? (высказывания детей) - Послушайте отрывок из сказки А.С.Пушкина Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. -Из какого произведения эти строки? - Посмотрите на экран. Прочитайте слова из этой сказки. (читают по цепочке) --Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите мешочки по корзинам. Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово будем действовать по алгоритму. 1. Задать к слову вопрос.
2. Определить, что обозначает слово. 3. Назвать часть речи, к которой относится это слово. (проверка у доски) -Ребята, мы помогли на только спуститься лосятам на землю, но и себе. Как вы думаете, чему мы научились? (научились распознавать части речи) | умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; умение распознавать части речи по вопросам и общему значению; |
К: уметь выражать свои мысли;
К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Р: знать правила выполнения учебного действия;
Р: уметь осуществлять итоговый контроль. |
VI Физкультминутка (1 мин) |
- Я вижу, вы уже утомились сидеть. Давайте разомнемся и отдохнем. Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) И опять настала тишь, Ш-ш-ш. (Присели.) | | |
VII. Закрепление изученного материала (12 мин) |
-Посмотрим как вы усвоили новую тему. -Что я держу в руке? (карандаш) -На какой вопрос отвечает это слово?(что?) -Что обозначает? (предмет) -Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет?(существительное) -Подберите к этому существительному прилагательное. (ответы учащихся) -На какой вопрос отвечает прилагательное? (какой?) -Теперь подберите к нему глагол? (ответы учащихся) -А сейчас возьмите листы с индивидуальными заданиями и найдите задание №1. (См Приложение) Сейчас будет «немой диктант» -Я вам показываю предмет. Вы записываете в нужную колонку название этого предмета и подбираете подходящие к нему по смыслу прилагательное и глагол по образцу. (Предметы: зеркало, яблоко, белка, лебедь) -Скажите, какой частью речи являются слова, которыми вы записывали в первую колонку? (существительными) -Какие прилагательные и глаголы вы подобрали к данным словам? (ответы учащихся) -Продолжаем работу на листах. Выполним задание №2. -Прочитайте задание. (В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи). -После выполнения данного задания вы обменяетесь листочками со своим соседом по парте и мы начнем проверять ваши работы. -Какое слово окажется лишним в первом столбце?(золотая) -Почему? (слово золотая является прилагательным, а все остальные слова существительные) -Какое слово окажется лишним во втором столбце? (летает) -Почему? (слово летает- глагол, а все остальные слова- прилагательные) -Какое слово окажется лишним в третьем столбце? (фея) -Почему? (потому что это существительное, а все остальные слова являются глаголами) -А теперь посмотрите на доску и оцените друг друга. Если ошибок нет- ставится оценка 5. Если одна- ставится оценка 4. Если в работе 3 ошибки- ставится оценка 3. -Прочитайте задание №3 на ваших листах. (Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова из справок. Определите их части речи и запишите в тетрадь) -Можно ли назвать эти предложения текстом и почему? (можно, так как этот текст состоит из нескольких связанных между собой по смыслу предложений) -Определите тему текста? (ответы учащихся). -Приступайте к работе. Проверить себя вы сможете, после того как выполните это задание посмотрев на доску. | умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; умение распознавать части речи по вопросам и общему значению; | К: уметь выражать свои мысли; Р: знать правила выполнения учебного действия; К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; П: уметь искать и выделять необходимую информацию; Р: запоминать учебные задачи на всех этапах урока; Р: уметь осуществлять итоговый контроль. К: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; К: уметь выражать свои мысли; К: уметь принимать разные мнения; П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; Р: знать правила выполнения учебного действия;
Р: уметь осуществлять итоговый контроль. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин) |
- Давайте подведем итоги урока. - Вспомните название темы урока? (части речи) - С чем мы сегодня познакомились? (ответы детей) - Чему вы научились сегодня на уроке? (Учились определять какой частью речи является слово. Учились распознавать признаки частей речи) -Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи? (ответы учащихся) | |
Р: уметь осуществлять итоговый контроль. П: уметь структурировать знания; К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Р: знать правила выполнения учебного действия; |
VIIII.Домашнее задание(2 мин) |
-Вашим домашним заданием будут упражнения 70-71 на странице 42. - Как вы будете выполнять упражнение 70? (прочитаем группы слов, назовем к какой части речи относится каждая группа слов, составим и запишем предложение) -Какое задание в упражнении 71? (нужно прочитать отрывок и списать его. Выделим изученные части речи) -Спасибо вам за урок! | умение списывать предложения по правилам русского языка; умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; | К: уметь выражать свои мысли; Р: знать правила выполнения учебного действия; П: уметь искать и выделять необходимую информацию; П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; |