СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка для 5 класса "Буквы З и С на конце приставок"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлена технологическая карта  урока русского языка в соответствие с ФГОС для 5 класса по теме "Буквы З и С на конце приставок". Учебник:  Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. Русский язык, учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2009 г

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка для 5 класса "Буквы З и С на конце приставок"»

Технологическая карта урока по теме

«Буквы З и С на конце приставок»

Киверина Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы

МКОУ ООШ с.Кугалки Яранского района Кировской области

Класс 5.

Предмет: русский язык


Дидактическая цель урока

Создать условия для формирования умения определять условия выбора букв З и С на конце приставок, языкового развития учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста.


Тип урока

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний и умений


Планируемые результаты:


предметные

Знать правило написания букв З и С на конце приставок, знать о единообразном написании приставки С, З; знать словарные слова, представленные в теме, умение правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний, правильно писать слова с непроверяемыми написаниями

метапредметные

Умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе; использовать современные коммуникационные технологии.

личностные

Понимание русского языка как одной из основных национальных культурных ценностей русского народа, формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся, развитие практических навыков, формирование познавательного интереса учащихся к чтению; формирование способности учащихся осуществлять самоконтроль, развитие адекватной самооценки.


Регулятивные УУД

: планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать

развитие умения анализировать текст


Познавательные УУД

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила.


Коммуникативные УУД

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.


Образовательная цель

Научиться применять алгоритм выбора написания букв З и С на конце приставок, находить орфограмму в морфеме.


Развивающая цель

Овладение приемами языкового анализа и синтеза, сравнения; умение устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, умение обобщать, делать выводы.

Воспитательная цель

Воспитывать речевую культуру, культуру общения, любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.


Методы обучения

Частично-поисковый, проблемное обучение


Форма организации познавательной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах



Средства обучения

Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. Русский язык, учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2009 г.

Компьютеры или печатные тесты

Программа MyTest с заранее внесенным в нее тестом (приложение 3)

Заготовки для создания алгоритма



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

1.

Оранизацион

ный момент

Проверка готовности каждого ученика к уроку, настрой на урок.

Проверяют самостоятельно готовность к уроку, настраиваются на урок, записывают число и тему урока в тетрадях.





2.

Целеполагание, мотивация

- Прочитайте внимательно тему урока и скажите, какие знания нам сегодня пригодятся, что мы уже знаем, а что предстоит узнать.

Ребята говорят, что знают, что такое приставка, как ее найти в слове, дают характеристику звукам [з] и [с], самостоятельно ставят цель урока.

Понимание познавательной задачи


Навыки учебного сотрудничества в группе

Планирование в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции

3.

Актуализация

Диктует словосочетания:

- вырубка леса, честное слово, чудесные ландыши, ожидание грозы, съезд депутатов, въезжать в новое здание, доносились голоса, сжечь дотла, молотьба пшеницы, подпишешь счет, предвещать победу, злая вьюга.

Задания:

  • выделите неизменяемые приставки,

  • назовите слова с непроизносимыми согласными в корне,

  • назовите слова, в которых происходит оглушение согласных,

  • назовите слова, в которых происходит озвончение согласных,

  • найдите слова, в которых звуков больше, чем букв,

  • найдите слова, в которых букв больше, чем звуков,

  • найдите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

  • назовите слова, в которых все согласные глухие,

  • назовите слова, в которых все согласные звонкие



Учитель создает проблемную ситуацию, предлагает учащимся поработать с таблицей в парах (приложение 1), понаблюдать за произношением и правописанием приставок, проанализировать примеры и самостоятельно сформулировать правило о правописании букв З и С на конце приставок.

Затем учитель предлагает результаты поиска сверить с материалами учебника.


Ребята по цепочке у доски и в тетрадях пишут по два словосочетания под диктовку, объясняют выбор написания орфограмм, выделяют неизменяемые приставки, выполняют задания учителя.






















Анализируют примеры, отвечают на вопросы и самостоятельно формулируют правило правописания букв З и С в приставках.

Ученики открывают учебник на странице 174. Один из учащихся читает вслух правило, объясняет графическое обозначение орфограммы.


Ученики самостоятельно выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого правила.

Сверяют результаты своего поиска с материалом учебника, орфограммы №11

Выполнение учебно-познавательных действий, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, установление причинно-следственных связей.

Мотивация к учебной деятельности

Навыки учебного сотрудничества в парах

Слушают, отвечают на вопросы, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

Принимают и сохраняют учебную задачу

4.

Первичное усвоение

Задает обобщающие вопросы по таблице:

  • В чем же отличие приставок, оканчивающихся на З и С от ранее изученных?

  • Относится ли выявленная закономерность к какой-то одной части речи или она одинаково верна для всех известных частей речи?

  • Какие операции и в какой последовательности надо выполнить, чтобы не ошибиться в выборе буквы на конце названных приставок?


Делают выводы:

- приставки первой группы (неизменяемые) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения, а в приставках на З и С конечная согласная зависит от той согласной, которая стоит после приставки

- правило о правописании приставок второй группы относится и к существительным, и к глаголам, и к прилагательным

-в ходе беседы составляют алгоритм применения правила правописания приставок, оканчивающихся на З и С

(приложение 2)

Извлечение необходимой информации из текста, объяснений учителя, высказываний одноклассников, систематизирует собственные знания

Способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Навыки учебного сотрудничества в парах, обмен мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

Построение небольших монологических высказываний, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Планирование необходимых действий, операции, работа по плану

5.

Осознание и осмысление

Организует работу по выработке навыка рассуждения по алгоритму со словами из упражнения 423, а так же выполняется работа над графическим обозначением изучаемой орфограммы.

Первые два слова упражнения 423 учитель сам пишет на доске, дает образец рассуждения, которое вытекает из составленного алгоритма, графически обозначает орфограмму.

Учащиеся по очереди выходят к доске, рассуждают вслух, объясняя написание слов с приставками, графически обозначают орфограмму.




- контроль как соотнесение способа действия и его результатов;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность

к преодолению препятствия


6.

Первичное закрепление

Организует словарно-орфографическую работу.

- Слова рассвет и расцвет необходимо различать по их лексическому значению. Рассвет – время суток перед восходом солнца, начало утра, время, когда начинает светать. Расцвет – время появления цветков у растений, цветение растений. Слово расцвет имеет также переносное значение – наивысшая степень развития, подъема чего-либо. В русском языке есть еще одно слово цвет – со значением «окраска», от него образовались слова расцвечивать – окрашивать пестро, в яркие цвета; расцветка– сочетание красок, цветов



- Устно составьте с одним из записанных слов с приставкой на изучаемое правило предложение.



Организует работу по сопоставлению предлогов без, из и приставок без-, бес-, из-, ис-

Наблюдения по записи на доске:

предлоги

приставки

небо без звезд

беззвездное небо

мотор без шума

бесшумный мотор

достать из жара

изжарить картофель

образуется из пара

испарение воды


Проводит творческий диктант

материале словосочетаний. Задание: заменить существительные с предлогами близкими по смыслу прилагательными.

Ночь без сна, человек без страха, даль без предела, жидкость без цвета.


-Организует выполнение теста, который содержит 12 вопросов с выбором ответа

-учитель фиксирует результаты,

(приложение 3)







-Учитель предлагает на основе сделанных на доске и в тетрадях записей составить план рассказа о правописании приставок, оканчивающихся на З и С.

- Выставление оценок за работу на уроке (неудовлетворительные оценки за тест не учитывать, провести коррекцию знаний на следующем уроке)

Записывают в словарики:

Свет

Светать

Рассветать

Рассвет

Рассветный

Предрассветный

Цвет

Расцветать

Расцвет

Заранее подготовленный ученик в качестве устной иллюстрации читает наизусть стихотворение В. Берестова «На рассвете»

На рассвете, на рассвете

Лучший клёв у рыбака!

На рассвете, на рассвете

Лучший гриб у грибника!

На рассвете, на рассвете

Птичий звон со всех сторон.

На рассвете, на рассвете

У лентяя лучший сон!

Устно составляют с одним из записанных слов с приставкой на изучаемое правило предложение.


Учащиеся проводят сопоставление произношения и написания предлогов без, из и приставок без-, бес-, из-, ис- со словами, объясняют отличие в написании, обращают внимание на стечение одинаковых согласных в слове беззвездное.



Пишут диктант, по цепочке объясняют выбор написания приставки, выделяют корень слова, чтобы объяснить стечение одинаковых согласных в слове.




Рассаживаются за свои рабочие места у компьютеров, выполняют тест, после чего делают зарядку для глаз.

Быстро работающие ученики выполняют дополнительное задание: составляют предложения со словами из творческого диктанта



Коллективно составляют план. Один из учащихся отвечает по коллективно составленному плану.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация

– извлечение из текстов необходимой информации ;

– установление причинно-следственных связей ;

– построение логической цепи рассуждений, доказательство ,


Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах учителем, конкретных учебно-познавательных задач, умение задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Формулирование собственной мысли, высказывание и обоснование собственной точки зрения.

Применение информационно-коммуникационных технологий.


волевая саморегуляция в ситуации затруднения ,

Определение уровня успешности. Оценка действий партнера.


7.

Домашнее задание

Дает домашнее задание, комментирует его выполнение.

повторить правило на стр. 174

-письменно выполнить упражнение 426

-задание по выбору: решить кроссворд (приложение 4) или подобрать из книг и журналов для товарищей по классу словарный диктант на употребление приставок на З и С.

-индивидуальное задание: подготовить материал о словах считать, рассчитать, чёт, расчет, расчетливый для словарно-орфографической работы на следующем уроке.

Записывают домашнее задание в дневник.





8.

Рефлексия

Организует рефлексию .

Незаконченные предложения.

Самым интересным на уроке для меня было….

У меня появился вопрос…

Меня удивило…

Теперь я знаю….

Я еще хотел бы узнать…

Осуществляют самооценку,

Высказывают и аргументируют свое мнение, делятся впечатлениями.

Установление взаимосвязи между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений, приобретение умения мотивированно организовывать свою деятельность

– самооценка на основе критерия успешности ;

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности ;

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения,

– планирование учебного сотрудничества,

– контроль, коррекция, оценка;

- оценка достигнутого и определение того, что предстоит сделать, выполнить,

осознание качества и уровня усвоения учебного материала;