Дидактическая цель урока | Создать условия для формирования умения определять условия выбора букв З и С на конце приставок, языкового развития учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста. |
Тип урока | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний и умений |
Планируемые результаты: | |
предметные | Знать правило написания букв З и С на конце приставок, знать о единообразном написании приставки С, З; знать словарные слова, представленные в теме, умение правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний, правильно писать слова с непроверяемыми написаниями |
метапредметные | Умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе; использовать современные коммуникационные технологии. |
личностные | Понимание русского языка как одной из основных национальных культурных ценностей русского народа, формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся, развитие практических навыков, формирование познавательного интереса учащихся к чтению; формирование способности учащихся осуществлять самоконтроль, развитие адекватной самооценки. |
Регулятивные УУД | : планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать развитие умения анализировать текст |
Познавательные УУД | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила. |
Коммуникативные УУД | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. |
Образовательная цель | Научиться применять алгоритм выбора написания букв З и С на конце приставок, находить орфограмму в морфеме. |
Развивающая цель | Овладение приемами языкового анализа и синтеза, сравнения; умение устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, умение обобщать, делать выводы. |
Воспитательная цель | Воспитывать речевую культуру, культуру общения, любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию. |
Методы обучения | Частично-поисковый, проблемное обучение |
Форма организации познавательной деятельности | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах |
Средства обучения | Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. Русский язык, учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2009 г. Компьютеры или печатные тесты Программа MyTest с заранее внесенным в нее тестом (приложение 3) Заготовки для создания алгоритма |
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые УУД |
Познавательные | Личностные | Коммуникативные | Регулятивные |
1. | Оранизацион ный момент | Проверка готовности каждого ученика к уроку, настрой на урок. | Проверяют самостоятельно готовность к уроку, настраиваются на урок, записывают число и тему урока в тетрадях. | | | | |
2. | Целеполагание, мотивация | - Прочитайте внимательно тему урока и скажите, какие знания нам сегодня пригодятся, что мы уже знаем, а что предстоит узнать. | Ребята говорят, что знают, что такое приставка, как ее найти в слове, дают характеристику звукам [з] и [с], самостоятельно ставят цель урока. | Понимание познавательной задачи | | Навыки учебного сотрудничества в группе | Планирование в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции |
3. | Актуализация | Диктует словосочетания: - вырубка леса, честное слово, чудесные ландыши, ожидание грозы, съезд депутатов, въезжать в новое здание, доносились голоса, сжечь дотла, молотьба пшеницы, подпишешь счет, предвещать победу, злая вьюга. Задания: выделите неизменяемые приставки, назовите слова с непроизносимыми согласными в корне, назовите слова, в которых происходит оглушение согласных, назовите слова, в которых происходит озвончение согласных, найдите слова, в которых звуков больше, чем букв, найдите слова, в которых букв больше, чем звуков, найдите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука. назовите слова, в которых все согласные глухие, назовите слова, в которых все согласные звонкие Учитель создает проблемную ситуацию, предлагает учащимся поработать с таблицей в парах (приложение 1), понаблюдать за произношением и правописанием приставок, проанализировать примеры и самостоятельно сформулировать правило о правописании букв З и С на конце приставок. Затем учитель предлагает результаты поиска сверить с материалами учебника. | Ребята по цепочке у доски и в тетрадях пишут по два словосочетания под диктовку, объясняют выбор написания орфограмм, выделяют неизменяемые приставки, выполняют задания учителя. Анализируют примеры, отвечают на вопросы и самостоятельно формулируют правило правописания букв З и С в приставках. Ученики открывают учебник на странице 174. Один из учащихся читает вслух правило, объясняет графическое обозначение орфограммы. Ученики самостоятельно выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого правила. Сверяют результаты своего поиска с материалом учебника, орфограммы №11 | Выполнение учебно-познавательных действий, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, установление причинно-следственных связей. | Мотивация к учебной деятельности | Навыки учебного сотрудничества в парах Слушают, отвечают на вопросы, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. | Принимают и сохраняют учебную задачу |
4. | Первичное усвоение | Задает обобщающие вопросы по таблице: В чем же отличие приставок, оканчивающихся на З и С от ранее изученных? Относится ли выявленная закономерность к какой-то одной части речи или она одинаково верна для всех известных частей речи? Какие операции и в какой последовательности надо выполнить, чтобы не ошибиться в выборе буквы на конце названных приставок? | Делают выводы: - приставки первой группы (неизменяемые) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения, а в приставках на З и С конечная согласная зависит от той согласной, которая стоит после приставки - правило о правописании приставок второй группы относится и к существительным, и к глаголам, и к прилагательным -в ходе беседы составляют алгоритм применения правила правописания приставок, оканчивающихся на З и С (приложение 2) | Извлечение необходимой информации из текста, объяснений учителя, высказываний одноклассников, систематизирует собственные знания | Способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Навыки учебного сотрудничества в парах, обмен мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей. Построение небольших монологических высказываний, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Планирование необходимых действий, операции, работа по плану |
5. | Осознание и осмысление | Организует работу по выработке навыка рассуждения по алгоритму со словами из упражнения 423, а так же выполняется работа над графическим обозначением изучаемой орфограммы. Первые два слова упражнения 423 учитель сам пишет на доске, дает образец рассуждения, которое вытекает из составленного алгоритма, графически обозначает орфограмму. | Учащиеся по очереди выходят к доске, рассуждают вслух, объясняя написание слов с приставками, графически обозначают орфограмму. | | | | - контроль как соотнесение способа действия и его результатов; - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к преодолению препятствия |
6. | Первичное закрепление | Организует словарно-орфографическую работу. - Слова рассвет и расцвет необходимо различать по их лексическому значению. Рассвет – время суток перед восходом солнца, начало утра, время, когда начинает светать. Расцвет – время появления цветков у растений, цветение растений. Слово расцвет имеет также переносное значение – наивысшая степень развития, подъема чего-либо. В русском языке есть еще одно слово цвет – со значением «окраска», от него образовались слова расцвечивать – окрашивать пестро, в яркие цвета; расцветка– сочетание красок, цветов - Устно составьте с одним из записанных слов с приставкой на изучаемое правило предложение. Организует работу по сопоставлению предлогов без, из и приставок без-, бес-, из-, ис- Наблюдения по записи на доске: | предлоги | приставки | небо без звезд | беззвездное небо | мотор без шума | бесшумный мотор | достать из жара | изжарить картофель | образуется из пара | испарение воды | Проводит творческий диктант материале словосочетаний. Задание: заменить существительные с предлогами близкими по смыслу прилагательными. Ночь без сна, человек без страха, даль без предела, жидкость без цвета. -Организует выполнение теста, который содержит 12 вопросов с выбором ответа -учитель фиксирует результаты, (приложение 3) -Учитель предлагает на основе сделанных на доске и в тетрадях записей составить план рассказа о правописании приставок, оканчивающихся на З и С. - Выставление оценок за работу на уроке (неудовлетворительные оценки за тест не учитывать, провести коррекцию знаний на следующем уроке) | Записывают в словарики: Свет Светать Рассветать Рассвет Рассветный Предрассветный Цвет Расцветать Расцвет Заранее подготовленный ученик в качестве устной иллюстрации читает наизусть стихотворение В. Берестова «На рассвете» На рассвете, на рассвете Лучший клёв у рыбака! На рассвете, на рассвете Лучший гриб у грибника! На рассвете, на рассвете Птичий звон со всех сторон. На рассвете, на рассвете У лентяя лучший сон! Устно составляют с одним из записанных слов с приставкой на изучаемое правило предложение. Учащиеся проводят сопоставление произношения и написания предлогов без, из и приставок без-, бес-, из-, ис- со словами, объясняют отличие в написании, обращают внимание на стечение одинаковых согласных в слове беззвездное. Пишут диктант, по цепочке объясняют выбор написания приставки, выделяют корень слова, чтобы объяснить стечение одинаковых согласных в слове. Рассаживаются за свои рабочие места у компьютеров, выполняют тест, после чего делают зарядку для глаз. Быстро работающие ученики выполняют дополнительное задание: составляют предложения со словами из творческого диктанта Коллективно составляют план. Один из учащихся отвечает по коллективно составленному плану. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация – извлечение из текстов необходимой информации ; – установление причинно-следственных связей ; – построение логической цепи рассуждений, доказательство , | Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | Осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах учителем, конкретных учебно-познавательных задач, умение задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Формулирование собственной мысли, высказывание и обоснование собственной точки зрения. Применение информационно-коммуникационных технологий. | волевая саморегуляция в ситуации затруднения , Определение уровня успешности. Оценка действий партнера. |
7. | Домашнее задание | Дает домашнее задание, комментирует его выполнение. повторить правило на стр. 174 -письменно выполнить упражнение 426 -задание по выбору: решить кроссворд (приложение 4) или подобрать из книг и журналов для товарищей по классу словарный диктант на употребление приставок на З и С. -индивидуальное задание: подготовить материал о словах считать, рассчитать, чёт, расчет, расчетливый для словарно-орфографической работы на следующем уроке. | Записывают домашнее задание в дневник. | | | | |
8. | Рефлексия | Организует рефлексию . Незаконченные предложения. Самым интересным на уроке для меня было…. У меня появился вопрос… Меня удивило… Теперь я знаю…. Я еще хотел бы узнать… | Осуществляют самооценку, Высказывают и аргументируют свое мнение, делятся впечатлениями. | Установление взаимосвязи между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений, приобретение умения мотивированно организовывать свою деятельность | – самооценка на основе критерия успешности ; – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности ; – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; – использование критериев для обоснования своего суждения, – планирование учебного сотрудничества, | – контроль, коррекция, оценка; - оценка достигнутого и определение того, что предстоит сделать, выполнить, осознание качества и уровня усвоения учебного материала; |