Конспект урока
Класс: 3 класс
Тема: Однокоренные слова
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: закрепление знаний об однокоренных словах, умения выделять корень в слове; знакомство со словами с двумя корнями, обучение умению толковать значение таких слов с помощью однокоренных слов
Задачи:
1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова, развивать умение анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обогащать словарный запас учеников, совершенствовать навыки каллиграфии.
2. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
3. Обогащать словарный запас, совершенствовать навыки каллиграфии.
Оборудование: интерактив, документ камера.
План-конспект
I. Мотивационно-ориентировочный этап.
1. Приветствие
-Здравствуйте ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Яна Валерьевна.
2.Установление дисциплины.
-Проверьте свои рабочие места. Все встали красиво, учебники, пенал и тетрадь лежат на краю парты.
3.Психологический настрой.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал. Так что время не теряем
И к работе приступаем.
4. Актуализация опорных знаний:
1) Спишите слова, выделяя в них корни и объясняя их написание.
Нер_вн_мерный, выр_внять по л_нейке, (на)р_вне, (на)р_внине, р_вняться на сильного, р_вн_значный, р_внение (на)право, разр_внять землю, ур_вновеше(н, нн)ый, р_вноправие, ур_внемер(прибор), р_вноце(н, нн)ый, ср_вняться с землёй, ур_внять (в)правах, решить ур_внение, р_внобедре(н, нн)ый тр_угольник, р_вносильный.
2)Словарный диктант.
-Ребята, сейчас я вам буду читать слова, а вы их запишите в тетрадь, сделаете взаимопроверку.
Дождик, чаша, лягушка, каша, щавель, кувшинка, чемодан.
5.Самоопределение к деятельности
Слайд 1 (Рисунок–родственники)
Вопросы:
-Кого вы видите на рисунке? Что может быть общего у этих людей? Как назвать их одним словом?
На доске пословица:
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитайте запись на доске, что вы можите сказать о прочитанном.
(Дети определяют, что это пословица и объясняют как её понимают.)
Вопросы детям:
- Как называют мальчика о котором говорят, что у него много ума? (Умник)
- А девочку? (Умница)
- Человек который обладает хорошим умом какой? (Умный)
- Как сказать, что сделал человек который стал понятливей, толковее? (Поумнел)
-Есть ли, что-то общее у этих слов? (Общий смысл)
-Какое слово спряталось во всех этих словах? (Ум)
-Кто из вас уже забежал вперёд и знает как можно назвать общую часть родственных слов? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
6. Постановка темы, цели и задач урока
-Так какая же тема нашего урока? ( Однокоренные слова)
- Ребята, а какие задачи мы с вами решим?
1. Однородные слова, выделять в них корень слова
2. Уважение к труду и его результату
3. Обогащать словарный запас, совершенствовать навыки каллиграфии.
II. Поисковый этап
1.Наблюдение над языковым материалом в учебнике с целью выявления существенных признаков изучаемого языкового явления
Давайте запишем число и классная работа.
И тема нашего сегодняшнего урока «Однокореные слова»
Ребята , вы знаете, что такое однокоренные слова?
Молодцы , но я вас немного поправлю.
-Слова, у которых есть общая часть и сходное лексическое значение называются однокоренными. Например, «пеликан» – «пеликанчик», «карман» – «карманчик», «рыба – рыбёшка».
Давайте перейдем к работе с учебником
Откройте учебник на странице 61 , прочитайте 107 задание Задаю вопросы со слайда.
2. Чтение правила по учебнику, его анализ
Давайте прочтём правило в учебнике на странице 61
-А сейчас давайте выполним упражнение 111. Прочитайте. Объясните, все ли слова каждой группы являются однокоренными. (Теперь давайте вы выйдите к доске и выделите корень)
3. Формулировка самостоятельного вывода
Какой вывод, дети, мы можем сделать из проведённого наблюдения?
III. Практический этап
1. Списывание, осложнённое заданиями
-Давайте перейдём к упражнению 108. Прочитайте. Спишите. В однокоренных словах выделите корень. (Документ камера)
2. Письмо под диктовку
Запишем пословицы под диктовку. ( Хорошая работа два века живёт. Работе время, потехе час.) Как вы понимаете смысл этих пословиц?
3.Упражнения творческого характера
-На слайде вы видите упражнение 110 на странице 62. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите в тексте однокоренные слова. (А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.)
4. Работа по развитию речи.
Прочитайте упражнение 109 на странице 62 В какие группы можно объединить слова.
5. Словарная работа
На странице 62 есть словарное слово (картофель). Давайте запишем его в словарь и выделим корень в слове.
IV. Рефлексивно – оценочный этап
1. Итог урока.
Какую темы мы сегодня изучили? Какие задачи решили? Как мы их решили? Достигли ли мы поставленной цели?
2. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке и своё настроение