Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе, о его роли в речи.
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
- развивать умение употреблять глаголы в речи, определять его грамматические формы, орфографическую зоркость;
-стимулировать умение сосредотачиваться, развивать интерес к выполнению упражнений.
- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
- оценивать свои ответы и ответы одноклассников.
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, осенние листья.
Этапы урока Образовательные задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | Прозвенел звонок весёлый, мы начать урок готовы. Будем думать и писать и друг другу помогать. Ребята, у нас на уроке сегодня гости: Всем гостям мы улыбнулись, поприветствовали и ко мне все повернулись. | |
II. Актуализация знаний. | В этот осенний чудесный день предлагаю вам отправиться в страну , которая называется Морфология. Но эта страна очень большая, в ней много разных областей, в которых живут разные части речи. Осенние листочки приглашают нас совершить вместе с ними необычное путешествие. Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие? - Большая нам предстоит работа? Трудная? - Но мы - то с вами знаем: Что одному не под силу, то легко коллективу. Итак в путь! Но сначала должна быть разминка перед дальним путешествием. Разминка. Минутка чистописания Пусть на протяжение всего урока буквы радуют вас г аг гл ол Запишите слова, вставьте пропущенные буквы В..сток, п..года, ос.нь, ш..л, ..рех.. Слайд 1,2 - Составьте предложения со словарными слова. Запишите. - Посмотрите внимательно на доску и скажите, какое слово спряталось в соединениях и как оно связано с нашим уроком? (глагол) Какое слово лишнее? Почему? Определите тему нашего урока. Поставьте цель нашего урока. Сегодня на уроке повторим: что мы знаем о глаголе, научимся: употреблять глаголы в речи, определять их среди слов др.частей речи. Глагол – особая часть речи, Она заставит действовать нас всех: Читать, писать, размышлять и обеспечит… Тогда в конце урока для тебя успех! Слайд 3 | Готовы. (учащиеся выполняют задание) Лишнее слово – шел, потому что это глагол, а остальные слова – имена существительные. Обобщим все знания о глаголе и и будем применять при выполнении разных заданий. |
III. Обобщение и систематизация знаний | Но чтобы оказаться в области глаголов, осенние листочки предлагают вспомнить, что мы знаем о этой части речи. Слайд 4-7 Тест (работа с листочками) 1. Глагол – это… а) часть слова. б) часть речи. в) часть предложения. 2. Глагол отвечает на вопросы: а) что делает?... б) какой? какая?... в) кто? что? 3. Глагол обозначает… а) предмет. б) признак предмета. в) действия предметов. 4. В предложении глагол является : а) подлежащим; б) определением; в) сказуемым. | ( учащиеся выполняют тест) |
IV. Применение знаний и умений | 1. Молодцы, всё вы знаете о глаголе. Вот мы с вами и на месте. Здесь живёт много разных глаголов. Прочитаем стихотворение. Слайд 8,9 Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит- Все расскажет нам глагол. - Выпишите из стихотворения глаголы. | (учащиеся выполняют задание) |
V. Физминутка | Глагол предлагает нам отдохнуть и проверить вас на внимательность. Встаньте с места. Если я назову глагол, вы повторяете то движение, которое он обозначает, другую часть речи –стоите без движения. Вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, крокодил, писал, спал, флажок, дружок, стирал, сыр, сидел | (учащиеся выполняют задание) |
| 2. Каждый день глаголы ходят на работу в Предложение. Как вы думаете ребята, кто они по профессии? - Составьте из слов предложение Слайд 10 Подул, листья, сильный, полетели, ветер, разноцветные (Подул сильный ветер, полетели разноцветные листья.) - Выполните синтаксический разбор предложения. 3. Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем – то связан. Подберите как можно больше глаголов к данным именам существительным. (групповая работа) - Вспомним правила работы в группе. (выбор командира, распределение обязанностей, участие всех, каждого выслушать, проверка, оценивание) Птицы Листья Солнышко 4. А сколько глаголов встречается в пословицах. Восстановите пословицы. Объясните их смысл. (работа в парах по карточкам) Кто (не) работает, | кто ничего (не) делает. | Кто любит трудиться, | и рыбку из пруда. | Без труда (не) вытащишь | тому без дела (не) сидится. | (Не) ошибается тот, | тот (не) ест. | Какая старая знакомая вам встретилась? Что вы о ней можете сказать? | Глагол – сказуемое. (учащиеся выполняют задание) (учащиеся выполняют задание) Птицы (собираются, кричат, кружатся, улетают) Листья (кружатся. падают, шелестят, шуршат) Солнышко (светит, сияет, сверкает, греет) (учащиеся выполняют задание) Частица не с глаголом пишется раздельно. |
V.Контроль усвоения | А настолько ли важны глаголы? Может мы обойдёмся без них? Выполним проект «В творческой мастерской». В данный текст вставьте подходящие по смыслу глаголы. Осенью в лесу … тишина. Только под ногами … листья. Вдруг …ветка сосны. Это белочки … игру. Не … в лесу! Слова для справок: стоит, треснула, затеяли, шуршат, шуми. -Почему нельзя шуметь в лесу? Вот и закончилось наше путешествие по области Глаголов. А чтобы вернуться в класс, нужно указать, какие глаголы употреблены в переносном значении. Идет мальчик, идет кино; малыш бежит, время бежит, солнышко садится, птичка садится. | Глаголы делают речь ясной и понятной. С помощью глагола мы узнаём, как всё в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя. (учащиеся выполняют задание) (Животные готовятся к зиме) Идет кино, время бежит, солнышко садится. |
VI. Рефлексия учебной деятельности Домашнее задание | Чем сегодня занимались? В чём немного затруднялись? Вам понравился урок? Пусть урок пойдёт вам впрок! Оцените себя! У вас на парте лежат осенние листья: желтые, зеленые: Желтый – сомневаюсь еще я! Зеленый- в знаниях уверен я! С.58, упр.102 | |