СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка "Р.Р. Письмо" для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Р.Р. Письмо" для 5 класса»

Цуканова Олеся Александровна, учитель русского языка и литературы, МКОУ «Введенская ООШ»,

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык Класс: 5 Тип урока: урок развития речи, открытие нового знания Тема: Р.Р. Письмо Цель: создать условия для овладения способами поиска и изложения нового материала, возродить традицию эпистолярного жанра; развитие коммуникативных способностей.      Планируемые результаты:   личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; метапредметные:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: применять полученные знания на практике;

КОММУНИКАТИВНЫЕ: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему, урока; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы;

ЛИЧНОСТНЫЕ: уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию

предметные: научиться писать и оформлять письма; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; Ресурсы: учебник Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., компьютер, интерактивная доска, проектор, фрагмент мультфильма, карточки с заданием, листы самооценки



Ход урока

Этап урока

Цель этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности

создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

 Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз!

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. -С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их, создаёт благоприятный психологический настрой на работу.

 

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

Волевая саморегуляция

2. Актуализация знаний

Актуализация субъективного опыта учеников

– Запишем для работы небольшой словарный диктант. Открываем тетради, записываем число, классная работа, оставляем строку для темы сегодняшнего урока.

Словарный диктант

Здравствуйте, дорогой, уважаемый, привет, здоровье, счастье, до свидания, до скорой встречи, адресат, адресант, индекс.

- Обменяйтесь тетрадями, сверьте с образцом на слайде.

- Встретились ли в этом диктанте слова, лексическое значение которых вы не знаете?

- Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.

Адресат – лицо, которому адресовано письмо.

Адресант – автор письма.

Индекс – условное обозначение в системе какой-либо классификации.


Учитель диктует слова.

Обучающиеся записывают слова под диктовку.


Каждый проверяет работу у соседа по парте.



Поиск лексического значения в словаре. Чтение.

Познавательные: Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.


Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию

3. Этап открытия новых знаний

Изучение новых знаний

- Когда я шла на урок, встретила почтальона Печкина. Он вам что-то передал… Ответ вы узнаете из загадки.

Без крыльев, а летит, Без языка, а говорит.

(Письмо)

-Правильно! Это письмо.

-Как бы вы определили тему урока? (Письмо)

- Давайте запишем в тетрадь.

-Как мы можем сформулировать цель нашего урока, исходя из темы?

Цель: познакомиться с понятием письмо, узнать правила эпистолярного жанра.

- Определим задачи нашего урока. Предложите свои варианты и сверьте с образцом.

Задачи: научиться писать письма, опираясь на правила.

Наш урок будет посвящён древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма.

- Ребята, кто-нибудь из вас получал письма? А ваши родители получали письма?

- А почему же этот способ общения уходит из нашей жизни?

- Что же, на ваш взгляд, принесёт больше радости: мгновенно доставленное sms-сообщение или такое вот письмо?

- Давайте обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова, прочитаем определение письма и запишем его.

Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.

- Прежде чем мы обратимся к параграфу в учебнике, необходимо знать историю письма: откуда оно произошло, что представляли собой письма. Давайте послушаем выступление историка.

( Подготовленный ученик)

Первобытные люди совсем не умели говорить, но потребность в общении была очень велика, поэтому им приходилось язык придумывать. Сначала это был язык жестов, потом они научились говорить словами. Но необходимо было еще пере­давать информацию на расстоянии.

Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Письмо помога­ет людям общаться на расстоянии. Много лет назад, когда человек не умел пи­сать, люди обменивались при помощи знаков.

Перед вами первые письма:

1. Письмо КИПУ - палочка с навязанными разноцветными шнурками с узел­ками, которую можно послать с гонцом как письмо.

2. А это ирокезское письмо ВАМПУМ: пояс или жезл с прикрепленными ра­кушками разного цвета или размера.

3. Потом появилось письмо - рисунок - ПИКТОГРАФИЯ.

Но пользуясь такими письмами, никто не мог быть уверен , что его правильно поймут, для этого надо было заранее договариваться, что будет обозначать каж­дый знак.

Прошло несколько тысячелетий, прежде чем люди научились общаться при помощи слов.

-Теперь давайте обратимся к учебнику, к теоретическим сведениям §40 на стр. 110.

-Итак, письма различают деловые и личные. Деловые письма мы будем более подробно изучать в старших классах. Сейчас наша задача научиться писать личные письма.

-Выполним упражнение 229 на странице 111

-Прочитайте отрывок из письма героя рассказа О. Берггольц «Лучший друг». А у вас есть лучшие друзья? Вы когда-нибудь писали им письма? Как начинается и заканчивается это письмо? Что главный герой сообщает своему другу Павлику? Найдите два обращения. Какими знаками препинания они выделены? Сделайте схемы этих предложений.

Учитель загадывает загадку. Слайд















Излагает новый материал, организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся в рамках индивидуальных образовательных маршрутов.

Отгадывают загадку.














Формулируют тему, цель и задачи, сверяя с эталоном




















Дети читают и записывают определение слова





Выступает подготовленный ученик































Ученик читает материал из учебника







Обучающиеся работают с учебниками

Регулятивное:

умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативное:

умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.


Подведение под понятие. Целеполагание

4 этап. Физкультминутка

Приобщение к здоровому образу жизни

Отвели свой взгляд направо, Отвели свой взгляд налево, Оглядели потолок, Посмотрели все вперед, Раз – согнуться, разогнуться. Два – согнуться, потянуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка, Пять и шесть – тихо сесть.

Учитель включает музыку на компьютере, показывает детям движения для разминки

Дети выполняют зарядку

Личностные:

установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

5 этап.  Первичное закрепление

Первичная проверка понимания изученного

Ну, а теперь давайте поговорим о строении письма. Каждое письмо начинается с обращения.

-Что такое обращение? И как оно выделяется на письме?

-Каким словами обычно начинаем мы письма?

-Учтите, что в слове «Здравствуйте» имеется непроизносимый согласный звук (в), который произносится в словах “здравие, здоровье”

-Обращаясь к кому-либо по имени или имени и отчеству, не забывайте о том, как пишутся имена собственные. После обращения следует вступление, где мы можем задать вопросы о жизни адресата, возможны пожелания, добрые слова в его адрес. Далее идет основная часть с информацией о себе или той, которой вы желаете поделиться, также вы можете передать приветы (родным, друзьям). Заключительная часть обычно содержит слова прощания, благодарности.

- Давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашина»

Мои папа и мама!

Я живу хорошо, просто замечательно. У меня все есть, есть свой дом, он теплый. В нем одна комната и кухня. Я без вас очень скучаю, особенно по вечерам. А здоровье мое не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи. Зато новая растет чистая, шелковистая, так что лохматость у меня повысилась.

До свидания, ваш сын, дядя Шарик.

-Ребята, правильное ли по строению это письмо? Найдите предложения с обращениями и однородным членами.

Устанавливает осознанность учебной деятельности








Включает фрагмент мультфильма

Отвечают на вопросы









Смотрят фрагмент мультфильм






Работают с карточками

Личностные:

- проявлять интерес к процессу творчества (написанию понятного и содержательного письма)


Регулятивное:

умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.


Коммуникативное:

умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.


Умение структуировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач

6 этап. Самостоятельная работа

Применение новых знаний, обобщение, систематизация

Для данной работы вы должны разделиться на группы.

- Ребята, а вам понравилось письмо? Понятно ли оно вам?

Каждая группа должна попытаться изменить письмо дяди Федора.


Организует групповую работу по созданию текстов письма

Выполняют работу в группах

Личностные:

- проявлять интерес к процессу творчества (написанию понятного и содержательного письма)


Регулятивное:

умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.


Коммуникативное:

умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.


Умение структуировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения.

7 этап. Повторение материала

Контроль, самоконтроль. коррекция

Чтение некоторых писем.

- Ребята, с какими новым словами мы познакомились сегодня на уроке?

- Каковы правила написания писем?

-Как оформляются обращения в письмах?

Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний. Помогает учащимся выполнять самоконтроль

Читают получившиеся письма.

Отвечают на вопросы

Коммуникативное:

умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.


Самоопределение, самоусвоение знаний, определение объема материала, который предстоит выучить

8 этап. Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов урока

- Удалось ли нам достичь поставленных целей?

- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

- Заполните ваши листы самооценки.

- Назовите, сколько же баллов получилось в ваших карточках?

Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о целях урока, побуждает к высказыванию своего мнения

Отвечают на вопросы, заполняют листы самооценки

Регулятивные:

- соотносить цели и результаты своей деятельности;

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


Умение контролировать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности

9 этап. Домашнее задание

Сообщение домашнего здания

Знать правило на странице 111, написать текст письма упражнение 233 страница 113

Сообщает домашнее задание, выставляет и комментирует оценки

Делают записи в дневнике

Регулятивные:

- соотносить цели и результаты своей деятельности;

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


Умение контролировать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!