Тема: | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. |
Цель : | познакомить: с причинами возникновения силы трения; со способом измерения силы трения; со способами уменьшения трения; с ролью трения в природе и технике. Выяснить от чего зависит сила трения. |
Планируемый результат | Предметные умения | УДД |
•познакомить учащихся с силой трения, её видами и значением в жизни человека и природы; • формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. • развить коммуникативное умение докладывать о результатах своего исследования. | Самоопределение: Смыслообразование: мотивация образовательной деятельности на основе демонстраций и экспериментов; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Нравственно-этическое оценивание: формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения Коммуникативные: формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учащихся на вопросы учителя и в процессе беседы Познавательные: приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; развитие мышления учащихся на основе использования формальной логики при изучении выталкивающей силы; развитие внимания в ходе демонстрации эксперимента и при устном ответе одноклассника. Регулятивные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий | |
Основные понятия | |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
| | Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран, |
Ход урока: |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организация внимания учащихся |
Каждый наш урок является открытием? И к каждому маленькому открытию вы приходите через получение новых знаний, через поиск истины, через исследования. | Включение учащихся в деловой ритм работы | Развитие учебно-познавательного интереса к уроку | Отражают личностную готовность к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение | Анализ готовности к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение | Самопроверка готовности к уроку | Прогнозирование предстоящей учебной деятельности |
Актуализация ранее изученного |
В: Какую силу называют равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в одну сторону. О: Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил. В: Как найти равнодействующую двух сил, направленных по одной прямой в одну сторону? О: Равнодействующая сил, направленных по одной прямой в одну сторону, направлена в ту же сторону, а ее модуль равен сумме модулей составляющих сил: R=F1+F2 В: Как найти равнодействующую двух сил, направленных по одной прямой в разные стороны? О: Равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны, направлена в сторону большей по модулю силы, а ее модуль равен разности модулей составляющих сил R=F2-F1 В: В каком состоянии будет находиться тело, если равнодействующая сил, действующих на тело, равна нулю? О: Тело под действием двух равных и противоположно направленных сил будет находиться в покое или двигаться равномерно и прямолинейно. | Развивают операцию мышления, отвечают на вопросы, на основе, что известно. Ведут поиск правильного ответа. | Выражают свои мысли, строят высказывания, проговаривают, запоминают, выделяют необходимую информацию. Выбирают правильный ответ. Работа в парах. | Осознание того, что уже усвоено, качество и уровень усвоения. Решают учебные проблемы. Не боится сделать ошибку. |
Этап постановки целей и задач урока |
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Просит сформулировать и записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Наш урок начнем с загадки: Отгадайте о чем эта загадка. «Что будет три, три, три?». (дырка). Как вы думаете, о чем это загадка? (о трении). 2- загадка Против лома нет приёма, Если только другой лом. Мерой действия приёма Мы её всегда зовём. В ньютонах выражается, А как же называется? Обучающиеся: Это – сила! Учитель: Как вы думаете, почему я задала именно эту загадку? Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали тему: “Взаимодействия тел”, где рассматривали многообразие сил, которые помогают нам в жизни. Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной силой-силой трения. - Какова будет тема нашего урока? Озвучивание темы урока: «Сила трения» Показ слайда «Сила трения» Тема сегодняшнего урока знакома вам с детства. | Рассматривают рисунки. Выдвигают предположения о теме урока. Осуществляют актуализацию личного опыта. Записывают вопросы в тетрадь. Отвечают на вопросы | Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Открытие новых знаний |
С явлением трения мы знакомы уже давно. В походе можно услышать : «Не натрите ноги», в школе – «Сотрите с доски записи». Трение встречается буквально на каждом шагу, без него и шага не сделаешь; держим ручку в руке – трение, пишем вот эту фразу – трение; стоят на столе всякие предметы, не соскальзывают –трение; гвозди держат полку с книжками, не вылезают из стены –трение. Санки, скатившись с горы, движутся по горизонтальному пути неравномерно, скорость их постепенно уменьшается, и через некоторое время они останавливаются. Мальчик, разбежавшись, скользит на коньках по льду, но, как бы ни был гладок лед, мальчик все-таки останавливается. Останавливается и велосипед, когда велосипедист прекращает вращать педали. Мы знаем, что причиной всякого изменения скорости движения (в данном случае уменьшения) является сила. Значит, и в рассмотренных примерах на каждое движущееся тело действовала сила. При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Она обозначается буквой Р с индексом: С ила трения это еще один вид силы, отличающийся от рассмотренных ранее силы тяжести и силы упругости. О дна из причин возникновения силы трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел. даже гладкие на вид поверхности тел имеют неровности, бугорки и царапинки. На рисунке 79, а неровности изображены в увеличенном виде. Когда одно тело скользит или катится по поверхности другого, эти неровности цепляются друг за друга, что создает некоторую силу, задерживающую движение. другая причина трения — взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел. В озникновение силы трения обусловлено главным образом первой причиной, когда поверхности тел шероховаты. Но если поверхности тел хорошо отполированы, при соприкосновении часть их молекул располагается очень близко друг к другу. В этом случае начинает заметно проявляться притяжение межу молекулами соприкасающихся тел. Силу трения можно уменьшить во много раз, если ввести между трущимися поверхностями смазку. Слой смазки (рис. 79, 6) поверхности трущихся тел. В этом случае соприкасаются не поверхности тел, а слои смазки. Смазка же в большинстве случаев жидкая, а трение слоев жидкости меньше, чем твердых поверхностей. Между коньками и льдом образуется тонкий слой воды. В технике в качестве смазки широко применяют различные масла. При скольжении одного тела по поверхности другого возникает трение, которое называют трением скольжения. Например, такое трение возникает при движении саней и ЛЫЖ ПО снегу. Если же одно тело не скользит, а катится по поверхности другого, то трение, возникающее при этом, называют трением качения. Так, при движении колес вагона, автомобиля, при перекатывании бревен или бочек по земле проявляется трение качения. | Самостоятельно создают последовательность действий при решении задач, создают структуру взаимосвязи между физическими величинами, выполняют математические операции. | Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять предлагаемые решения с реальными жизненными условиями, расширение границ «сухой» науки на внутренние переживания, опыт, кругозор. | Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении. | Умение формулировать свое мнение и позицию в коммуникации. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных задач, регулируют процесс выполнения учебных задач, оценивают достигнутый результат. | Умение принимать и сохранять учебно-познавательную цель и задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, осуществлять само- и взаимоконтроль, исправлять, дополнять, уточнять ответы товарищей. |
Первичное закрепление во внешней речи |
Задает вопросы по обсуждаемой проблеме. Учитель анализирует ответы учащихся. фразами (слайд). Трение скольжения | Одно тело катится по поверхности другого | Трение качения | Я слишком слаб, чтобы сдвинуть эту коробку | Трение покоя | Одно тело скользит по поверхности другого | А сейчас я предлагаю отдохнуть в литературной гостиной. Рассмотрим примеры проявления силы трения в природе. В приведенных примерах определите, какая сила трения действует на тело. Н.А.Некрасов В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой. Полное счастье, с горы ледяной. (сила трения скольжения) Вдоль опушки Вова едет На своем велосипеде И везет варенье Всем на угощенье. (Сила трения качения) Кошка за Жучку Жучка за внучку Внучка за бабку Бабка за дедку Дедка за репку Тянут, потянут, вытянуть не могут (Сила трения покоя) Колобок полежал, полежал, взял да и покатился (трение качения) В природе и технике трение имеет большое значение. Оно может быть полезным и вредным. Когда трение полезно его стараются увеличить (сделать поверхность более шероховатой), а когда вредно – то уменьшить (ввести смазку) А сейчас я предлагаю вам решить «Житейские задачки» «Житейские задачки» Дверцы шкафа в Ваниной комнате стали скрипеть. Ваня смазал петли маслом и скрип прекратился. Какое явление он использовал? Из окна Ваня увидел, что перед дверью их дома образовалась ледяная дорожка. Ваня вышел на улицу и посыпал лед песком. Почему он так сделал? Ваня увидел, что мама никак не может снять перстень с пальца, и посоветовал ей намылить палец. Мама приняла совет, и перстень легка снялся. На чем основано Ванино предложение? Когда выпал первый снег, папа Вани стал менять летнюю автомобильную резину на зимнюю. У зимних шин рисунок протектора был глубже, а так же на них были шипы. Ваня спросил у отца, зачем меняют шины у автомобиля? Ваня собрался с друзьями на лыжах. Перед прогулкой Ваня посоветовал друзьям смазать лыжи специальной мазью. На чем основан совет? Ваня заметил, что зимой автотрассы посыпают специальной смесью (песок и соль) Он решил спросить у отца, какую роль играет эта смесь в движении автомобилей? 2) (Самостоятельная тестовая работа с последующей взаимопроверкой по эталону) 1. Сила — причина … A. … только изменения скорости тела. Б. … только деформации тела. B. … изменения скорости и деформации тела. Г. … движения тела. 2. Если тело покоится или движется равномерно, значит … A. … все силы направлены в одну сторону. Б. … на него вообще не действуют силы B. … силы, действующие на тело, скомпенсированы. Г. … на него не действуют силы или их действие скомпенсировано 3. Силой трения называют силу … A. … с которой Земля притягивает к себе тела. Б. … действующую на тело со стороны деформированной опоры и направленную против деформирующей силы. B. … с которой тело вследствие земного притяжения действует на опору или подвес. Г. … возникающую при движении одного тела по поверхности другого и направленную в сторону, противоположную движению. 4. Точка приложения силы трения расположена … А. … в центре тела. Б. … в точке контакта двух тел. В. … в точке действия внешней силы. Г. … в любом месте тела. 5. Сила трения скольжения направлена … A. … противоположно движению тела. Б. … противоположно деформирующей силе. B. … вертикально вниз. Г. … влево или вправо. 6. Сила трения зависит от … A. … нагрузки. Б. … шероховатости поверхностей. B. … вида материала контактирующих поверхностей. Г. … всех вышеперечисленных факторов. 7. Силу трения можно уменьшить … А. … заменяя качение скольжением Б. … заменяя скольжение качением. В. … уменьшая площадь соприкосновения тел. Г. … увеличивая вес, которым тело давит на опору. 8. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки? А….сила трения качения Б….сила трения скольжения В….сила трения покоя Г….все силы трения 9. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед…. А….увеличивается Б…. не изменяется В….уменьшается Г….нет верного ответа 10. Существует пословица: Корабли спускают, так салазки салом подмазывают. Как при этом изменяется сила трения кораблей о салазки? А….увеличивается Б…. не изменяется В….уменьшается Г….нет верного ответа Ответы к тесту: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 В Г Г Б А Г Б Б А 10 В Учитель: есть такие, кто: - ответил на все вопросы верно? - допустил 1 – 2 ошибки? - допустил 3 – 4 ошибки? - 5 и более ошибок? | Отвечают на вопросы. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Структурировать знания, выделять существенную | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Взаимодействовать с одноклассниками. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Итог урока |
1. Почему шины автомобилей делают с рифленой поверхностью? 2. Почему некоторые детали механизмов требуют смазки? 3. Почему масло легче разрезать проволокой, чем ножом? 4. 0 какой опасности предупреждает дорожный знак с надписью осторожно, листопад! | Отвечают на вопросы | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов учащихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний учащихся |
Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. § 30-32, ответить на вопросы к параграфам Речь прокурора Речь адвоката | Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению. | Определяют область применения полученных знаний | Обсуждают, задают вопросы | Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи. | Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. | Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. |
Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала) |
Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы Я знаю какую силу называют силой трения. Я знаю причины ее возникновения. Я могу ее измерить. Я знаю виды сил трения. Я знаю от чего зависит сила трения. | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы. | Анализировать степень усвоения нового материала | Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение | Строить понятные для собеседника высказывания | Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях. | Принимать и сохранять учебную цель и задачи, осуществлять самоконтроль, планировать будущую деятельность. |
Анализ активности учащихся |