СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Сила"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока

Изучение нового материала

Технология построения урока

Проектная задача, технология деятельностного метода

Тема

Сила

Цель

Сформулировать понятие Сила, как физическая величина; сила, как проявление духовности человека

Основные термины, понятия

Понятие сила, обозначение, единицы измерения

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Сила"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Синодское







Урок физики в 7 классе

Учебник Физика 7 класс А.В.Перышкин

Тема: «Сила»





Разработала и провела: учитель физики Бобурко Елена Васильевна















2016 г.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Технологическая карта урока


Предмет

Физика

Класс

7

Тип урока

Изучение нового материала


Технология построения урока

Проектная задача , технология деятельностного метода

Тема

Сила

Цель

Сформулировать понятие Сила, как физическая величина; сила, как проявление духовности человека

Основные термины, понятия

Понятие сила, обозначение, единицы измерения



Планируемые результаты

предметные умения

метапредметные умения

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели; 
• постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации; 
• управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; 
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• владение монологической и диалогической формами речи. 

• самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; 
• поиск и выделение необходимой информации, с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения текста смыслом; 
•  умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи; 
• действие со знаково - символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Регулятивные:

- в ходе совместных действий ставить учебную задачу и предпринимать коллективные шаги для её решения; понимать и сохранять учебную задачу в процессе работы;

- совместно с учителем планировать решение новой задачи и самостоятельно - решение освоенных учебно-познавательных задач; выполнять всю последовательность намеченных действий и каждое действие в отдельности; использовать речь для регуляции своих действий, понимать инструкции и действовать в соответствии с ними, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, в совместной деятельности искать их причины и стремиться к преодолению, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

- целенаправленно слушать учителя, одноклассников;

- применять различные способы фиксации информации, материализации выполненных действий, в том числе в таблице (словесно, с помощью условных обозначений);

- владеть общими способами решения разнообразных конкретных лингвистических задач, использовать их в процессе практической работы;

- находить в предложенных текстах, в указанных источниках языковые примеры, заданные факты языка;

- осуществлять наблюдение, анализ, сравнение, конструирование, классификацию, группировку материала по заданным и самостоятельно выявленным признакам, понимать проводимые аналогии, учитывать их в своих рассуждениях, высказывать предположения, проверять их по учебнику;

- устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы, формулировать их;

- подводить факты языка под понятия.


Коммуникативные:

- воспроизводить информацию, в том числе прочитанные тексты, стараться доносить до других приобретённые знания, услышанное, прочитанное.


Личностные:

- становление социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка ,осознание себя как носителя родного языка;

- укрепление желания владеть русским языком, в том числе правильно писать;

- становление сознательного отношения к своей речи, в частности к письменной, контроля за ней.




Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Парная

Групповая

Индивидуальная












Книгопечатная продукция: учебник А.В.Перышкин, 2015 г, сборник задач по физике 7-9 автор А.В.Лукашик

  • Технические средства обучения: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)– URL: http://www.fcior.edu.ru/

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) – URL: http://school-collection.edu.ru/



Оборудование:

: компьютеры, мультимедийный проектор, демонстрационный материал.




Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Мотивация к учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.


Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.


Коммуникативные УУД:

- формирование умения слушать и слышать.


Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересным человеком.
Родился 25 декабря 1642 года в деревне Вулсторп, (Англия) в семье мелкого фермера, ушедшего из жизни за три месяца до рождения сына. Младенец был недоношенным; бытует легенда, что он был так мал, что его поместили в овчинную рукавицу. Когда ребенку исполнилось три года,  его мать вторично вышла замуж и уехала, оставив его на попечении бабушки. С душевным надломом ребенок рос болезненным и необщительным. Трудным было для него начало школьной жизни. Учился плохо, был слабым мальчиком, и однажды одноклассники очень сильно избили его. Переносить такое было невыносимо, и оставалось только одно...


Обучающиеся настраиваются на урок.


II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по

существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;


Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других;




– Ребята, предлагаю вам подумать и закончить это предложение.

выделиться успехами в учебе. Упорной работой он добился того, что стал великим английским физиком, математиком и астрономом.
Сэр Исаак Ньютон. Вся его жизнь – это напряженное научное творчество, ряд блестящих идей и открытий, огромное трудолюбие и упорство в достижении цели. Он открыл:

  •  знаменитый  закон всемирного тяготения;

  •  сформулировал основные законы механики;

  •  впервые объяснил движения и формы планет;

  •  пути комет, приливы и отливы океана;

  •  первый исследовал разнообразие световых лучей;

  •  сконструировал один из первых термометров;

 впервые построил отражательный телескоп...

– Ребята, скажите,  что помогло Ньютону достичь таких успехов в науке?

– Выбирая перемены в своей жизни, человеку необходимо приложить определенные усилия, требующие огромных духовных, умственных и физических сил:

  • духовная сила: сила убежденья, сила красноречия;

  • сила ума;

  • сила воли;

  • нравственная сила;

  • силою разума постигать, заключать и  изобретать.

Не зря этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе.


Предположения и высказывания ребят.





















Предположения и высказывания ребят.




III. Выявление места и причины затруднения.

Познавательные УУД:

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.


Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.


Личностные УУД:

применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.


Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата

– Итак, мы говорим о понятии «сила», рассмотрели влияние силы в становлении личности человека, а теперь перейдем к теме нашего урока. Как называется тема урока?



– Что мы должны узнать на уроке, какая наша цель?

Цель  урока:

Сформировать понятие «сила»:

  •  Сила, как физическая величина;

 Сила, как проявление духовности человека


Предположения и высказывания ребят.





Предположения и высказывания ребят.




IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Познавательные УУД:

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


Личностные УУД:

применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;


Регулятивные УУД:

удерживать цель деятельности до получения ее результата

Введение понятия “Сила”

Ребята, перед вами лежат физические тела и рабочие карты. Посмотрите на шарик.
В каком состоянии он сейчас находится?
Толките аккуратно шарик рукой? Что сейчас  происходит?
В этом опыте, тело под действием другого тела  (вашей руки) приходит в движение, останавливается или изменяет направление своего движения. Говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила. Следовательно, силу можно рассматривать как причину изменения скорости движения

Вывод 1: Сила – физическая величина, характеризующая действие тел друг на друга, то есть являющаяся мерой взаимодействия тел.

– Ребята, какие существуют признаки, показывающие, что на тело действует сила?







Если есть хотя бы один из этих признаков, то говорят: “На тело действует некоторая сила”.
Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей. Например, если надавить пальцами на шарик, то он сожмется, изменит свою форму. В таких случаях говорят, что тело деформируется.

Вывод 2:

Деформацией называется любое изменение формы и размера тела.
Сила – физическая величина, значит, ее можно измерить

Вывод 3:

Обозначается сила буквой F. Единица измерения силы – Ньютон, обозначается [H].

За единицу силы 1 Н принята сила, которая за время 1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с.


Ребята, перед вами стоит машинка. Приложите к ней силу (тянут шнурок). Объясните, наблюдаемое явление.
Машинка приобретает скорость из-за действия на нее силы (сила тяги) и начинает двигаться в т уже сторону, куда направленна приложенная к ней сила

Сила, как и скорость, является векторной величиной. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением. На чертежах силу изображают в виде прямой стрелки, называемой вектором этой силы. Длина стрелки символизирует числовое значение силы, а направление стрелки указывает направление действия силы. Начало отрезка – точка А есть точка приложения силы. Длина отрезка условно обозначает в определенном масштабе модуль силы.

Вывод 4:

Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения.

Итак мы с вами познакомились с понятием сила. Сделали главные выводы о силе. Теперь рассмотрим одно из проявлений силы в природе


Ребята выполняют действия и отвечают на вопросы учителя. ( Шарик лежит, не движеться, толкнули- шарик катиться, меняеться скорость)















Запись в тетради





Четыре признака действия на тело силы:

  • изменение скорости;

  • изменение направления движения тела;

  • изменение формы тела;

изменение размеров тела.( записываем в тетради)











Запись определения в тетради







записывайте в тетради







Ребята выполняют опыт и объясняют наблюдаемое явление






Рисунки выполняю в тетради












записывайте в тетради


V. Реализация построенного проекта.

Познавательные УУД:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

применять схему для получения информации.


Регулятивные УУД:

оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.


Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.


Ребята, возьмите мячики и аккуратно подбросьте их вверх. Что вы наблюдаете?

Мячик, подброшенный вверх всегда упадет на Землю.


В чем причина наблюдаемых явлений?


Ребята, давайте вспомним, величайшее открытие И. Ньютона, о котором я упоминала в начале урока. Не зря этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе. Он первым понял, что притяжение различных тел к поверхности Земли, и движение звезд и планет подчиняется единому закону – закону всемирного тяготения.


Вывод 5:

Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением.


Вывод 6:

  • Сила притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел (прямая зависимость).

  • Сила притяжения между телами тем меньше, чем больше расстояние между ними (обратная зависимость).

Примеры:

1. Если массы тел невелики, то невелика и сила их взаимного притяжения. Например, два человека, стоящие на расстоянии 2 м друг от друга взаимно притягиваются с ничтожно малой силой.  С такой же силой притягивается гирька массой 0,00001 г давит на чашку весов

2. Если массы тел велики, то и силы взаимного притяжения начинают себя проявлять. Солнце притягивает планеты, образуя Солнечную систему. Земля притягивает Луну, удерживая ее на своей орбите. Но и Луна тоже притягивает Землю. Ведь приливы и отливы воды происходят из-за притяжения гидросферы Земли к Луне. Огромные массы воды поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на много метров.

Вывод 7: Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.
Обозначается:  с индексом тяж

Если два тела обладают разной массой, то большей силой тяжести обладает то тело, у которого масса больше.


Ребята выполняют предложенный опыт





На эти тела действует сила – эта сила притяжения к Земле












По закону всемирного тяготения все тела притягиваются к друг к другу.





записывайте в тетради









Для всех живущих на Земле особенное значение имеет сила притяжения к Земле.
















записывайте в тетради




Вывод: : Сила тяжести прямо пропорциональна массе этого тела.







VI. Закрепление материала

Познавательные УУД:

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Закрепление нового материала

– Итак, давайте вспомним все основные выводы о силе, которые мы записали в ходе урока и решим задачи.
– Ребята, проявление силы мы встречаем не только в природе, характере людей, но и в русских сказках и баснях.

Задача 1

Басня И.А. Крылова "Лебедь, щука, рак"

Когда в товарищах согласия нет,
на лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Ребята, как вы думаете почему воз так и остался на месте?
В чем заключается жизненный смысл?

Задача 2.

Басня И.А. Крылова " Слон и моська "

По улицам Слона водили,
Как видно напоказ –
Известно, что Слоны в диковинку у нас –
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться, –
Ей шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает". –
"Эх, эх! – ей Моська отвечает, –
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!"
Кто из животных обладает большей силой тяжести?
В чем заключается жизненный смысл?


Дети делятся на две группы

Работая в группах дети читают басни и отвечают на поставленный вопрос

IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»);

анализировать эмоциональные состояния, полученные от

успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Личностные УУД: способность к самооценке.


На могиле высечено:

«Здесь покоится  Сэр Исаак Ньютон
Который почти божественной силой своего ума
Впервые объяснил…
Пусть смертные радуются, что в их среде
Жило такое украшение человеческого рода»

Перед вами портрет великого ученого Исаака Ньютона.
За что бы вы сказали ему слава благодарности?
«Сэр, я хочу Вас поблагодарить за то, что…»       …закончите предложение.
А я в свою очередь благодарю вас за отличную работу на уроке и каждому дарю это пожелание.



X. Домашнее задание

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ учебного материала;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других


: §23,24. Приготовить пять пословиц и поговорок о силе.

Вопросы учащихся













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!