2.Актуализация знаний | Создает проблемную ситуацию для систематизации ранее полученных знаний. Поведение, сознание, воля, эмоции, Все изучают в науке врачи. Нейроны, аксоны, дендриты, рефлексы, рефлекторные дуги, Центральной нервной системы ключи. - Какие понятия из четверостишья мы с вами изучили? Дайте им определение. (рефлекс, нейрон, дендрит, аксон, рефлекторная дуга, центральная нервная система) - В чем заключается взаимосвязь этих объектов и процессов? - А что нам предстоит узнать ещё о нервной системе. Чем определяется поведение, сознание и т.д. Для этого вам необходимо отгадать, что находится в «чёрном ящике»: - В Древней Греции эти плоды называли «желудями богов». Такое название они получили из-за своих целебных свойств. В Вавилоне то, что загадано, считалось пищей для немногих – употреблять их простолюдинам воспрещалось, чтобы не стали больно умными. О каких плодах идет речь? Действительно, грецкие орехи. Они содержат жиры – Омега-3, участвующие в формировании нервных клеток. Ещё в античности было замечено, что регулярное потребление этих плодов улучшает память. Подводит учащихся к формулировке темы, цели урока. Какое отношение «орешек знаний» имеет к нервной системе, кроме целебных свойств? Внешний вид грецкого ореха имеет сходство с головным мозгом. Исходя из этого, сформулируйте тему и цель нашего урока (слайды презентации) | Высказывают свои мнения. Формулируют тему и цель урока, оформляют свои мысли в устной речи. Записывают тему урока в тетрадь. | Личностные УУД: мотивация учебной деятельности. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; понимание возможности различных точек зрения на какой-либо вопрос; уважение иной точки зрения; умение обосновывать собственное мнение; умение находить общее решение. Познавательные УУД: умение извлекать информацию из собственного жизненного опыта; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
3. Изучение нового материала 3.1. Восприятие нового материала 3.2. Самостоятельная работа в группах. 3.3. Освоение и первичное закрепление новых знаний | Учитель произносит вступительные слова, настраивает учащихся на восприятие нового материала. Ещё 60 лет назад люди знали о таинственной работе головного мозга очень мало. Первым, кто сумел наглядно показать, как мозг управляет всей жизнью организма, был великий русский ученый Иван Петрович Павлов. Именно ему принадлежат слова: «Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы». За последние годы учёные сделали огромные успехи в исследовании мозга и, тем не менее, вынуждены признать: то, что они узнали, ничто по сравнению с тем, что остаётся неизвестным. Попробуем и мы получить хотя бы общее представление о головном мозге и его загадочной деятельности. Вы сегодня выступите в роли учёных. Для этого мы разделимся на несколько групп-пар, каждая пара получит карточки с заданиями, результаты которых должны будете предоставить. Организует самостоятельную работу в группах. Направляет самостоятельную деятельность учащихся, консультирует. Организует обсуждение результатов выполнения работы, при необходимости направляет на коррекцию ответов (ответы учащихся сопровождаются показом презентации). Инструктивная карточка (1 группа). Прочитайте текст в учебнике п.8. стр. 29-30, рис.13. Дайте общую характеристику головному мозгу по плану: Где располагается головной мозг? (мозговой отдел черепа) Что защищает головной мозг от ударов и повреждений? (кости черепа, мозговая жидкость) Чем образован головной мозг, какова роль этих образований? (серое и белое вещество, рефлекторная и проводящая функция) Из каких отделов состоит головной мозг? (задний: продолговатый, мост, мозжечок; средний мозг; передний: промежуточный и большой мозг) Благодаря чему, головной мозг связывается со всеми органами организма? (12 пар черепно-мозговых нервов) Инструктивная карточка (2 группа). Прочтите интересные факты о головном мозге и сделайте выводы. А) 1.Количество крови, протекающей через 100г массы головного мозга человека, составляет 136 см³ в 1 мм, желудка- 21 см³ в 1 мм, скелетных мышц- 12-17 см³ в 1 мм. 2. Вода составляет 84% массы головного мозга человека и 65% массы всего тела. 3.Мозг потребляет кислорода в 15-20 раз больше, чем мышцы. - Сравните эти данные и сделайте вывод (обоснуйте) Б) Масса мозга человека в среднем 1500г, объём-1200см3; Макаки - 62г, Гиббона-100г, Кошки-30г, Дельфина-1800г, Кита-7000г, Слона-5000г. Тургенев-2012г, Байрон-2238г, Шиллер-1871г, Либих-1325г Франц-1017г. имеют соответственно массу мозга. - Можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек (животное)? Сделайте вывод. В) За каждую секунду в головной мозг поступает 100 млн. единиц информации. Но мозг не только пропускает этот поток сообщений, но и с лёгкостью управляет им. Учёные полагают, что мозг в состоянии вместить информацию, которой можно заполнить 20 млн.томов. - Может ли мозг устать? | Слушают учителя и воспринимают материал урока. Делятся на группы, получают задания. Выполняют задания в группах по инструктивным карточкам, работают с текстом учебника, формулируют выводы. Группа представляет свои результаты, отвечает на поставленные вопросы, делает выводы. Учащиеся- слушатели участвуют в обсуждении. | Познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение процессов. Навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Регулятивные УУД: умение ставить задачи, необходимые для её достижения; умение организовать выполнение заданий согласно установленным правилам работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие объектов природы. |
Физкультминутка | Организует физкультминутку. Потянули руки, распрямили плечи Поразмяли мышцы? Сразу стало легче. Шеей покрутили. Что-то захрустело? Обо всем забыли, отдыхает тело. Пальцы очень сильно вы в кулак сожмите, А потом вы пальцы резко распрямите. Кисти рук устали? Им поможем тоже. Ну-ка повращаем. Кто насколько сможет. Повернулись вправо. Повернулись влево. Друг дружке улыбнулись. И к биологии вернулись. | Выполняют упражнение по инструкции | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии. Личностные УУД: формирование установки на ЗОЖ. |
| И так, давайте продолжим изучать функции отделов головного мозга. При изучении отделов мозга используется экспериментальный подход. Определите функции продолговатого мозга при выполнении экспериментов: Опыт 1. а) Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений; Что происходит в результате многократных глотательных движений? Получается ли глотательное движение без слюны? Почему? Чем является слюна? Как называется данная реакция? (Глотательный рефлекс, слюна-раздражитель) б) Экспериментатор делает несколько хлопков перед лицом испытуемого. Определите, чем является хлопок для испытуемого? Какой процесс вы пронаблюдали? (хлопок – раздражитель, мигательный рефлекс) Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах? На что они направлены? Учитель рассказывает к чему может привести травмирование головы: Человек в своей жизни иногда получает травмы головы, ещё реже – мозговые травмы в результате толчка, падения, ушиба. Увы, статистика свидетельствует, что только один удар головой о твёрдый предмет способен прекратить работу продолговатого мозга, где концентрируется два главных действия: сокращения сердца и работа дыхательной системы. Вдумайтесь в эту фразу «маленький участок мозга в основании черепа и две главные функции жизнеобеспечения». Изучение функции мозжечка: Опыт 2. А) Пронаблюдайте функции мозжечка, при выполнении пальценосовой пробы. По команде учащиеся закрывают глаза, протягивают руку вперед с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа. В каком темпе вы выполняли движения, когда вытягивали руку и когда дотрагивались до носа? Какое движение совершала рука? (движение быстрое, плавное, точное) Б) Экспериментатор захватывает руку испытуемого, согнутую в локте, за предплечье и предлагает тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление экспериментатора. После того, как испытуемый будет выполнять это действие с достаточным усилием, экспериментатор неожиданно отпускает руку испытуемого. Расскажите, что вы пронаблюдали и объясните, данное действие (движение не происходит: испытуемый делает небольшой рывок и останавливается, движение, возникшее по инерции, затормаживается.) Какие функции мозжечка были выявлены при выполнении эксперимента? (координация движения, устранение лишних движений, возникающих по инерции, поддержание позы). Изучение функции среднего мозга: Опыт 3. А) Испытуемый принимает позу Ромберга: одна ступня касается носком пятки другой ступни, расположенной впереди (ступни должны быть на одной прямой – одна спереди, другая сзади.) Руки сложены в замок, локти сближены. Предупреждение: при потере равновесия переставлять ноги нельзя. Глаза закройте. Экспериментатор осторожно толкает испытуемого. Что наблюдаете? (Сначала испытуемый стоит неподвижно, затем начинается покачивание, позднее возникают значительные отклонения туловища от положения неустойчивого равновесия. Для его компенсации ученик вынужден балансировать руками и отставлять в сторону ногу, при этом нарушая инструкцию.) Какую функцию среднего мозга вы определили? (устойчивость тела и равновесие) Б) Экспериментатор дает небольшое задание классу (прочитать текс на стр. 31). Как только все испытуемые приступили к чтению, он неожиданно и достаточно сильно стучит по столу карандашом. Пронаблюдайте, что произойдет? Объясните. (В этот момент большинство учеников прекратят чтение и непроизвольно повернут голову к источнику звука) Какую функцию среднего мозга удалось установить с помощью данного эксперимента? (ориентировочный рефлекс) Ребята, что такое рефлекс? Что может выступать в качестве раздражителя? К какой группе рефлексов можно отнести все выше рассмотренные рефлексы. Каковы их общие черты? Каково их значение? (Безусловные – врожденные, устойчивые, одинаковые у особей одного вида, возникают без условий. Обеспечивают выживание и приспособление) Инструктивная карточка (1 группа) Рассмотрите рисунок. Изучите текст п.8, стр.31. Ответьте на вопросы: Какое строение имеет большой мозг? Почему его чаще называют корой больших полушарий? Центры каких процессов жизнедеятельности здесь располагаются? Инструктивная карточка (2 группа) Рассмотрите рисунок. Изучите текст п. 8 стр.32 . Если человек правша, какое полушарие большого мозга будет получать информацию? (левое) Сделайте вывод. (Мозг состоит из правого и левого полушария. Волокна, идущие от полушарий, перекрещиваются и управляют органами противоположной стороны). Какие функции выполняет большой мозг. К какой группе рефлексов их можно отнести? Какими особенностями обладают условные рефлексы? (Центры органов чувств, психические функции, поведение; условные- приобретенные, зависят от условий, разные.) (Все обсуждения сопровождаются показом слайдов презентации) | Все учащиеся выполняют эксперименты и делают выводы. Внимательно слушают учителя. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, определять критерии для характеристики объектов и процессов, умение делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение процессов. Регулятивные УУД: умение представлять результаты работы, саморегуляция. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие объектов природы. |
4. Закрепление изученного материала с элементами рефлексии | Учитель предлагает учащимся составить синквейн по отношению к уроку и оценить свою работу на уроке, работу одноклассников. Синквейн: - головной мозг - два прилагательных - три глагола (действия) - предложение. Учитель консультирует. Вместе делают вывод. | Учащиеся составляют синквейн, по отношению к уроку. Учащиеся дают оценку своей деятельности по её результатам, оценивают результаты деятельности товарищей. | Познавательные УУД: рефлексия. Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. |