СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Строение и функции головного мозга"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать общее представление о головном мозге как основном органе регуляторной системы человека

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Строение и функции головного мозга"»


Технологическая карта урока

Предмет: биология

Класс: 9

Урок № 8 календарно-тематического планирования.

Тема урока: строение и функции головного мозга.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок теоретической и практической самостоятельной работы (урок - исследование).

Методы и методические приемы:

  • словесно-наглядный;

  • самостоятельная работа учащихся в группах;

  • частично-поисковый;

Образовательные технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, проблемное обучение, развитие критического мышления.

Дидактическое обеспечение: презентация, инструктивные карточки с заданиями; наглядный материал (модель головного мозга), учебник по биологии, 9 класс, О.Л.Борисов, А.А.Антипенко, О.Н.Рогожников. – Народная асвета, 2019.

Техническое обеспечение: компьютер.

Цель: сформировать общее представление о головном мозге как основном органе регуляторной системы человека.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление об особенностях строения и функциях головного мозга; создать условия для понимания роли отделов головного мозга в рефлекторной регуляции работы органов и процессов жизнедеятельности.

Развивающие: развивать у учащихся умения аргументировать высказываемую точку зрения;  продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент.

Воспитательные: воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету; пропаганда здорового образа жизни; профилактика травматизма; формировать культуру общения, коммуникативные качества.

Основные понятия: рефлекс, безусловные и условные рефлексы, серое и белое вещество, продолговатый мозг, средний мозг, мост, мозжечок, промежуточный мозг, большой мозг.

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать у учащихся знания об особенностях строения и функциях головного мозга человека.

Личностные: продолжить формировать активную позицию по вопросу ведения здорового образа жизни, заботы о своём здоровье; поддержание интереса к изучаемому материалу; практическая направленность изучаемого материала.

Метапредметные: умения работать на слух; умения сворачивать информацию в виде таблиц и разворачивать (читать таблицу, схему); умения наблюдать, анализировать результаты наблюдений, делать выводы на основании анализа полученных результатов; умения сравнивать; умения устанавливать причинно-следственные связи; навыка корректного общения, уважения к одноклассникам и учителю; навык построения монологической речи; навыки коммуникационных умений (работа в группе) и умения оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; навыки самостоятельной работы при подготовке домашнего задания; навыки исследовательской деятельности; навыки логического мышления и умения делать выводы.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

  • Проведение физкультминутки

4.Закрепление нового материала с элементами рефлексии.

5. Домашнее задание.


Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

(универсальные учебные действия)

1.Организационный момент

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих в журнале, побуждает учащихся проверить готовность учебных принадлежностей  к уроку.

Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют наличие учебных принадлежностей на парте.

Регулятивные УУД: организация своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний

Создает проблемную ситуацию для систематизации ранее полученных знаний.

Поведение, сознание, воля, эмоции,
Все изучают в науке врачи.
Нейроны, аксоны, дендриты, рефлексы, рефлекторные дуги,
Центральной нервной системы ключи.

- Какие понятия из четверостишья мы с вами изучили? Дайте им определение. (рефлекс, нейрон, дендрит, аксон, рефлекторная дуга, центральная нервная система)

- В чем заключается взаимосвязь этих объектов и процессов?

- А что нам предстоит узнать ещё о нервной системе. Чем определяется поведение, сознание и т.д. Для этого вам необходимо отгадать, что находится в «чёрном ящике»:

- В Древней Греции эти плоды называли «желудями богов». Такое название они получили из-за своих целебных свойств. В Вавилоне то, что загадано, считалось пищей для немногих – употреблять их простолюдинам воспрещалось, чтобы не стали больно умными. О каких плодах идет речь?

Действительно, грецкие орехи. Они содержат жиры – Омега-3, участвующие в формировании нервных клеток. Ещё в античности было замечено, что регулярное потребление этих плодов улучшает память.

Подводит учащихся к формулировке темы, цели урока.

Какое отношение «орешек знаний» имеет к нервной системе, кроме целебных свойств?

Внешний вид грецкого ореха имеет сходство с головным мозгом.

Исходя из этого, сформулируйте тему и цель нашего урока (слайды презентации)

Высказывают свои мнения.




























Формулируют тему и цель урока, оформляют свои мысли в устной речи. Записывают тему урока в тетрадь.

Личностные УУД:  мотивация учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; понимание возможности различных точек зрения на какой-либо вопрос; уважение иной точки зрения; умение обосновывать собственное мнение; умение находить общее решение.

Познавательные УУД: умение извлекать информацию из собственного жизненного опыта; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.


3. Изучение нового материала



3.1. Восприятие нового материала















3.2. Самостоятельная работа в группах.






3.3. Освоение и первичное закрепление новых знаний





Учитель произносит вступительные слова, настраивает учащихся на восприятие нового материала.

Ещё 60 лет назад люди знали о таинственной работе головного мозга очень мало. Первым, кто сумел наглядно показать, как мозг управляет всей жизнью организма, был великий русский ученый Иван Петрович Павлов. Именно ему принадлежат слова: «Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы». За последние годы учёные сделали огромные успехи в исследовании мозга и,  тем не менее, вынуждены признать: то, что они узнали, ничто по сравнению с тем, что остаётся неизвестным. Попробуем и мы получить хотя бы общее представление о головном мозге и его загадочной деятельности. Вы сегодня выступите в роли учёных. Для этого мы разделимся на несколько групп-пар, каждая пара получит карточки с заданиями, результаты которых должны будете предоставить. Организует самостоятельную работу в группах.

Направляет самостоятельную деятельность учащихся, консультирует.

Организует обсуждение результатов выполнения работы, при необходимости направляет на коррекцию ответов (ответы учащихся сопровождаются показом презентации).

Инструктивная карточка (1 группа).

Прочитайте текст в учебнике п.8. стр. 29-30, рис.13. Дайте общую характеристику головному мозгу по плану:

  • Где располагается головной мозг? (мозговой отдел черепа)

  • Что защищает головной мозг от ударов и повреждений? (кости черепа, мозговая жидкость)

  • Чем образован головной мозг, какова роль этих образований? (серое и белое вещество, рефлекторная и проводящая функция)

  • Из каких отделов состоит головной мозг? (задний: продолговатый, мост, мозжечок; средний мозг; передний: промежуточный и большой мозг)

  • Благодаря чему, головной мозг связывается со всеми органами организма? (12 пар черепно-мозговых нервов)

Инструктивная карточка (2 группа).

Прочтите интересные факты о головном мозге и сделайте выводы.

А) 1.Количество крови, протекающей через 100г массы головного мозга человека, составляет 136 см³ в 1 мм, желудка- 21 см³ в 1 мм, скелетных мышц- 12-17 см³ в 1 мм. 2. Вода составляет 84% массы головного мозга человека и 65% массы всего тела. 3.Мозг потребляет кислорода в 15-20 раз больше, чем мышцы. - Сравните эти данные и сделайте вывод (обоснуйте)

Б) Масса мозга человека в среднем 1500г, объём-1200см3; Макаки - 62г, Гиббона-100г, Кошки-30г, Дельфина-1800г,

Кита-7000г, Слона-5000г.

Тургенев-2012г, Байрон-2238г, Шиллер-1871г, Либих-1325г

Франц-1017г. имеют соответственно массу мозга. - Можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек (животное)? Сделайте вывод.

В) За каждую секунду в головной мозг поступает 100 млн. единиц информации. Но мозг не только пропускает этот поток сообщений, но и с лёгкостью управляет им. Учёные полагают, что мозг в состоянии вместить информацию, которой можно заполнить 20 млн.томов.

- Может ли мозг устать?

Слушают учителя и воспринимают материал урока.



















Делятся на группы, получают задания.

Выполняют задания в группах по инструктивным карточкам, работают с текстом учебника, формулируют выводы.

Группа представляет свои результаты, отвечает на поставленные вопросы, делает выводы. Учащиеся- слушатели участвуют в обсуждении.


Познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение процессов. Навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Регулятивные УУД: умение ставить задачи, необходимые для её достижения; умение организовать выполнение заданий согласно установленным правилам работы.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие объектов природы.

Физкультминутка

Организует физкультминутку.

Потянули руки, распрямили плечи

Поразмяли мышцы? Сразу стало легче.

Шеей покрутили. Что-то захрустело?

Обо всем забыли, отдыхает тело.

Пальцы очень сильно вы в кулак сожмите,

А потом вы пальцы резко распрямите.

Кисти рук устали? Им поможем тоже.

Ну-ка повращаем. Кто насколько сможет.

Повернулись вправо. Повернулись влево.

Друг дружке улыбнулись.

И к биологии вернулись.

Выполняют упражнение по инструкции

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.

Личностные УУД:

формирование установки на ЗОЖ.


И так, давайте продолжим изучать функции отделов головного мозга. При изучении отделов мозга используется экспериментальный подход.

Определите функции продолговатого мозга при выполнении экспериментов:

Опыт 1.

а) Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений;

  • Что происходит в результате многократных глотательных движений? Получается ли глотательное движение без слюны? Почему? Чем является слюна? Как называется данная реакция? (Глотательный рефлекс, слюна-раздражитель)

б) Экспериментатор делает несколько хлопков перед лицом испытуемого.

  • Определите, чем является хлопок для испытуемого?

  • Какой процесс вы пронаблюдали? (хлопок – раздражитель, мигательный рефлекс)

  • Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах? На что они направлены?

Учитель рассказывает к чему может привести

травмирование головы:

Человек в своей жизни иногда получает травмы

головы, ещё реже – мозговые травмы в результате толчка, падения, ушиба. Увы, статистика свидетельствует, что только один удар головой о твёрдый предмет способен прекратить работу продолговатого мозга, где концентрируется два главных действия: сокращения сердца и работа дыхательной системы. Вдумайтесь в эту фразу «маленький участок мозга в основании черепа и две главные функции жизнеобеспечения».

Изучение функции мозжечка:

Опыт 2.

А) Пронаблюдайте функции мозжечка, при выполнении пальценосовой пробы. По команде учащиеся закрывают глаза, протягивают руку вперед с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа.

  • В каком темпе вы выполняли движения, когда вытягивали руку и когда дотрагивались до носа? Какое движение совершала рука? (движение быстрое, плавное, точное)

Б) Экспериментатор захватывает руку испытуемого, согнутую в локте, за предплечье и предлагает тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление экспериментатора. После того, как испытуемый будет выполнять это действие с достаточным усилием, экспериментатор неожиданно отпускает руку испытуемого.

  • Расскажите, что вы пронаблюдали и объясните, данное действие (движение не происходит: испытуемый делает небольшой рывок и останавливается, движение, возникшее по инерции, затормаживается.)

  • Какие функции мозжечка были выявлены при выполнении эксперимента? (координация движения, устранение лишних движений, возникающих по инерции, поддержание позы).

Изучение функции среднего мозга:

Опыт 3.

А) Испытуемый принимает позу Ромберга: одна ступня касается носком пятки другой ступни, расположенной впереди (ступни должны быть на одной прямой – одна спереди, другая сзади.) Руки сложены в замок, локти сближены. Предупреждение: при потере равновесия переставлять ноги нельзя. Глаза закройте. Экспериментатор осторожно толкает испытуемого.

  • Что наблюдаете? (Сначала испытуемый стоит неподвижно, затем начинается покачивание, позднее возникают значительные отклонения туловища от положения неустойчивого равновесия. Для его компенсации ученик вынужден балансировать руками и отставлять в сторону ногу, при этом нарушая инструкцию.)

  • Какую функцию среднего мозга вы определили? (устойчивость тела и равновесие)

Б) Экспериментатор дает небольшое задание классу (прочитать текс на стр. 31). Как только все испытуемые приступили к чтению, он неожиданно и достаточно сильно стучит по столу карандашом.

  • Пронаблюдайте, что произойдет? Объясните. (В этот момент большинство учеников прекратят чтение и непроизвольно повернут голову к источнику звука)

  • Какую функцию среднего мозга удалось установить с помощью данного эксперимента? (ориентировочный рефлекс)

Ребята, что такое рефлекс? Что может выступать в качестве раздражителя? К какой группе рефлексов можно отнести все выше рассмотренные рефлексы. Каковы их общие черты? Каково их значение? (Безусловные – врожденные, устойчивые, одинаковые у особей одного вида, возникают без условий. Обеспечивают выживание и приспособление)

Инструктивная карточка (1 группа)

  • Рассмотрите рисунок. Изучите текст п.8, стр.31. Ответьте на вопросы: Какое строение имеет большой мозг? Почему его чаще называют корой больших полушарий?

  • Центры каких процессов жизнедеятельности здесь располагаются?

Инструктивная карточка (2 группа)

Рассмотрите рисунок. Изучите текст п. 8 стр.32 .

Если человек правша, какое полушарие большого мозга будет получать информацию? (левое)

  • Сделайте вывод. (Мозг состоит из правого и левого полушария. Волокна, идущие от полушарий, перекрещиваются и управляют органами противоположной стороны).

  • Какие функции выполняет большой мозг. К какой группе рефлексов их можно отнести? Какими особенностями обладают условные рефлексы? (Центры органов чувств, психические функции, поведение; условные- приобретенные, зависят от условий, разные.)

(Все обсуждения сопровождаются показом слайдов презентации)




Все учащиеся выполняют эксперименты и делают выводы.














Внимательно слушают учителя.

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, определять критерии для характеристики объектов и процессов, умение делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение процессов.

Регулятивные УУД: умение представлять результаты работы, саморегуляция.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие объектов природы.


4. Закрепление изученного материала с элементами рефлексии






Учитель предлагает учащимся составить синквейн по отношению к уроку и оценить свою работу на уроке, работу одноклассников.

Синквейн:

- головной мозг

- два прилагательных

- три глагола (действия)

- предложение.


Учитель консультирует. Вместе делают вывод.

Учащиеся составляют синквейн, по отношению к уроку. Учащиеся дают оценку своей деятельности по её результатам, оценивают результаты деятельности товарищей.

Познавательные УУД: рефлексия.

Коммуникативные УУД:

эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

5. Домашнее задание

Учитель объявляет домашнее задание и комментирует.


Параграф 8. Составьте обобщающую таблицу «Строение и функции отделов головного мозга»

Учащиеся записывают д/з

Познавательные УУД:

структурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД: предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; волевая саморегуляция.

Список использованных источников

  1. Мицкевич, Л. С. Биология: план-конспект уроков: 9 класс / Л. С. Мицкевич.- 2-е изд., перераб.- Минск: Аверсев, 2021.- 192 с.:ил.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!