СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: структура дидактических материалов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока на тему "Обработка нижнего среза изделия" включает в себя структуру дидактических материалов по теме урока. Подробно даны основные этапы урока, который представляет практическое занятие с элементами поисково - исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: структура дидактических материалов»

Технологическая карта урока «Обработка нижнего среза изделия»:

структура дидактических материалов


  1. Тема урока: Обработка нижнего среза изделия

  2. Дата проведения: 23 ноября 2023 год

  3. Автор - разработчик: Плясунова Лариса Николаевна, учитель технологии

  4. Учебный предмет: Технология

  5. Класс/ Год обучения: 6 класс, 2-ой год обучения

  6. Раздел учебной программы: раздел «Технология обработки текстильных материалов»

  7. Форма проведения учебного занятия (тип урока): практическое занятие с элементами поисково-исследовательской деятельности

  8. Тип урока: урок открытия новых знаний

  9. Цель урока: познакомить обучающихся со способами обработки нижнего среза изделия и освоение приёмов обработки нижнего среза изделия швом вподгибку с открытым срезом

  10. Задачи:

Образовательные:

  • формировать представление о видах обработки нижнего среза изделия

  • обрабатывать нижний срез блузки швом вподгибку с открытым срезом

  • способствовать формированию системных знаний по изготовлению изделий

Развивающие:

  • развитие мышления через включение заданий на сопоставление и сравнение

  • развитие умения выполнять самоанализ своей деятельности

  • расширение профессионального словаря

  • развитие внимательности и наблюдательности при выполнении практической работы

Воспитательные:

  • умение работы в группах

  • воспитание к труду, предмету

  • воспитание самостоятельности, аккуратности, точности и ответственности при выполнении работ

  • воспитание бережного отношения к оборудованию и инструментам

  1. Планируемые результаты:

Познавательные УУД: самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты, овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, выбирать форму представления информации.

Личностные УУД:  осознание важности правил безопасной работы с инструментами; развитие интереса к исследовательской деятельности, уважение к труду, результатам труда, готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, объяснять причины достижения (недостижения) результатов, делать выбор и брать ответственность за решение.

Коммуникативные УУД: понимать и использовать преимущества командной работы, понимать необходимость выработки знаково-символических средств, владеть навыками отстаивания своей точки зрения, умение работать в группе.

  1. Методы обучения: словесные, наглядные, практические

  2. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

  3. Материально-техническое оснащение урока: кабинет технологии,

рабочее место педагога: интерактивная доска, компьютер, натуральные образцы изготовления боковых и плечевых срезов в последовательности (12 различных операций для выполнения теста по актуализации знаний), манекен с готовым изделием, отрезы тканей различной толщины (4 вида для объяснения материала);

рабочее место обучающегося: натуральные образцы изготовления нижнего среза изделия в последовательности (4 набора), ткань 15*15 см. для выполнения образца (12 штук), оборудование и инструменты (швейная машина, ручные иглы, ножницы, утюг)













  1. Сценарий (ход) урока:


Этап 1: мотивации к учебной деятельности (1 – 2 мин.)

Слово учителя: Здравствуйте девочки! Прежде чем начать наш урок предлагаю Вам послушать пословицу и объяснить, как Вы её понимаете: «Всякое умение трудом даётся» (СЛАЙД 1).

Ответы обучающихся: означает, что для достижения какого – либо умения, навыка или мастерства необходимо приложить усилия и потратить много времени и энергии на обучение и практику (принимаются аналогичные ответы).

Слово учителя: А какие пословицы о труде Вы ещё знаете?

Ответы обучающихся: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда,

Что потрудился, то и поел

Труд человека кормит, а лень портит и другие варианты.

Слово учителя: И сегодня на уроке мы как всегда будем с Вами трудиться и продолжим изготовление нашей блузки.

Этап 2: Постановка цели и формулирование темы урока (2 - 3 мин.)

Слово учителя: На протяжении нескольких уроков мы с Вами шьём блузку и уже выполнили ряд работ. Посмотрите, пожалуйста, на доску, где показана вся последовательность изготовления изделия поэтапно (СЛАЙД 2). Часть из этих операций Вы уже выполнили, а часть нам еще предстоит сделать в будущем, в том числе и сегодня на уроке. Вспомните, какую из этих операций мы выполняли на прошлом уроке?

Ответы обучающихся: пятую, обработка боковых и плечевых срезов.

Слово учителя: Совершенно верно, на прошлом уроке Вы обрабатывали боковые, плечевые и средний шов спинки (часть обучающихся, согласно фасона изделия). Так какой же из этапов мы будем выполнять сегодня?

Ответы обучающихся: шестой, обрабатывать нижний срез изделия.

Слово учителя: Правильно, шестой операцией в технологической последовательности является обработка нижнего среза изделия, вот так и будет звучать тема нашего урока. Таким образом, тема нашего урока…….

Ответы обучающихся: Обработка нижнего среза изделия (СЛАЙД 3). Обучающиеся записывают тему в тетради.

Слово учителя: таким образом, сегодня на уроке мы должны с Вами научиться обрабатывать нижний срез блузки с помощью шва вподгибку с открытым срезом.

Этап 3: Актуализация ранее изученного материала (3 – 4 мин.)

Слово учителя: Но прежде чем мы продолжим, Вы должны вспомнить тему предыдущего урока «Обработка боковых и плечевых срезов блузки» и повторить основные моменты. Для этого каждый из Вас должен выполнить тест, включающий два задания:

  1. в правильном порядке расставить этапы изготовления боковых и плечевых швов

  2. из предложенных натуральных образцов, расположенных на доске, найти ту операцию, которая указана в задании теста и прикрепить его к листу с тестом с помощью иголочки – булавочки.

Ответы обучающихся: правильный ответ на первое задание: слово «БЛУЗКА» (СЛАЙД 4).


Этап 4: Освоение нового материала (25 – 30 мин.)

Слово учителя: Нижний срез изделия блузки обрабатывают после уточнения его длины во время примерки и этот этап Вами уже выполнен. Способ обработки нижнего среза изделия зависит от вида ткани и фасона изделия. Нижний срез из тонких тканей (шелк, шифон) обрабатывают швом вподгибку с закрытым срезом, из более плотных тканей (хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и др.) швом вподгибку с открытым срезом, срез которого предварительно обмётывают на специальной машине оверлог (СЛАЙД 5).

Девочки, из какой ткани вы выполняете изделие? Каким швом Вы будете обрабатывать нижний срез блузки?

Ответы обучающихся: хлопчатобумажные трикотажные ткани, плотные. Швом вподгибку с открытым срезом.

Слово учителя: Верно, в нашем случае мы будем обрабатывать нижний срез блузки швом вподгибку с открытым срезом. Но для того, чтобы его сделать вы должны знать порядок действий, и только затем, изначально выполнить его на образце, а позже непосредственно в изделии.


Этап 4.1.: Вводный инструктаж - работа в группах

Инструктаж обучающихся: В дальнейшем нашу работу мы будем выполнять в группах по 3 человека. Перед вами на столе лежит инструкционная карта выполнения шва вподгибку с открытым срезом, а также образцы поэтапного выполнения этого шва. Вначале внимательно прочитайте инструкционную карту, а затем в соответствии с ней, подберите образцы в том порядке, в котором вы будете выполнять данный шов. Каждый из образцов пронумеруйте от 1 – 6, что соответствует количеству операций для выполнения шва.

Работа обучающихся в группах: обучающиеся читают инструкционную карту и в соответствии с ней находят и раскладывают образцы в порядке их выполнения.

Ответы обучающихся: по окончании работы обучающиеся озвучивают этапы выполнения шва (каждая группа по очереди), согласно инструкционной карты, и прикрепляют на доску соответствующий образец.

Действия учителя: учитель медленно показывает все приёмы выполнения данного шва на ткани, ещё раз обращая внимания на последовательность выполнения данного шва, которая расположена на доске.

Действия обучающихся: пытаются максимально точно запомнить действия учителя, а затем повторить.


Этап 4.2.: Текущий инструктаж - практическая часть

Слово учителя: таким образом, вы разместили на доске последовательность выполнения шва, просмотрели действия учителя по его выполнению, и теперь мы переходим непосредственно к выполнению практической работы «Обработка нижнего среза швом вподгибку с открытым срезом на образце» (СЛАЙД 6). При его выполнения, если возникают вопросы, можете пользоваться образцами в последовательности, которые вы сейчас расположили на доске.

А сейчас переходим каждый за своё рабочее место, которое оборудовано всеми необходимыми инструментами и материалами и приступаем к выполнению практической работы.

Работа обучающихся: каждый индивидуально выполняет образец шва.

Обход рабочих мест учителем: проверяется правильность выполнения обучающихся всех продемонстрированных учителем действий, контроль и самоконтроль деятельности обучающихся, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает обучающимся, испытывающим трудности в процессе выполнения практической работы.


Этап 4.3.: Заключительный инструктаж – итоги урока

Слово учителя: завершив выполнение образца, каждый оценивает свою работу в соответствии с эталоном ответа, который представлен на слайде. Если элемент шва выполнен правильно, то ставим на листе букву П, если неправильно - прочерк. В результате у Вас должен получиться ответ в виде ключа (СЛАЙД 7).

Действия обучающихся: оценивают свои работы.

Действия учителя: демонстрирует наиболее удавшиеся работы и разбирает вместе с учениками ошибки и причины неудавшихся работ.

Слово учителя: Таким образом, сегодня на уроке Вы научились выполнять шов вподгибку с открытым срезом, с помощью которого на следующем уроке обработаете нижний срез своей блузки.


Этап 5: Домашнее задание (1 – 2 мин.)

Слово учителя: выполнить графическое изображение шва вподгибку с открытым срезом, используя для этого выполненный на уроке образец.

























МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Тест для актуализации знаний обучающихся


ВАРИАНТ № 1

Задание 1. Расставьте этапы выполнения боковых и плечевых швов в порядке их выполнения:

У. Сметать (соединить) детали изделия между собой ручными строчками по боковым и плечевым швам.

Б. Сложить детали лицевыми сторонами внутрь.

З. Стачать (соединить) детали между собой по намеченным линиям.

Л. Сколоть иголочками – булавочками детали изделия между собой.

А. Приутюжить готовые выполненные швы.

К. Обметать срезы изделия, предохраняя их от осыпания.

ОТВЕТ:_______________________________________

Задание 2. Из предложенных образцов, размещённых на доске, найдите следующую операцию «Сложить детали лицевыми сторонами внутрь».



Примечание. Задание 1- для всех обучающихся одинаковое.

Задание 2 –частично разное (зависит от количества обучающихся)



Задание 2. Из предложенных образцов, размещённых на доске, найдите следующую операцию «Сметать (соединить) детали изделия между собой ручными строчками по боковым и плечевым швам».

Задание 2. Из предложенных образцов, размещённых на доске, найдите следующую операцию «Сколоть иголочками – булавочками детали изделия между собой».

Задание 2. Из предложенных образцов, размещённых на доске, найдите следующую операцию «Стачать (соединить) детали между собой по намеченным линиям».

Задание 2. Из предложенных образцов, размещённых на доске, найдите следующую операцию «Обметать срезы изделия, предохраняя их от осыпания».

Задание 2. Из предложенных образцов, размещённых на доске, найдите следующую операцию «Разутюжить готовые швы».





МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Тест для актуализации знаний обучающихся


ВАРИАНТ № 1

Задание 1. Расставьте этапы выполнения боковых и плечевых швов в порядке их выполнения:

У. Сметать (соединить) детали изделия между собой ручными строчками по боковым и плечевым швам.

Б. Сложить детали лицевыми сторонами внутрь.

З. Стачать (соединить) детали между собой по намеченным линиям.

Л. Сколоть иголочками – булавочками детали изделия между собой.

А. Приутюжить готовые швы.

К. Обметать срезы изделия, предохраняя их от осыпания.

ОТВЕТ: Б, Л, У, З, К, А (слово блузка)

Задание 2. Из предложенных образцов, размещённых на доске, найдите следующую операцию

Наименование операции

Оригинал образца

Сложить детали лицевыми сторонами внутрь

Сколоть иголочками – булавочками детали изделия между собой

Сметать (соединить) детали изделия между собой ручными строчками по боковым и плечевым швам

Стачать (соединить) детали между собой по намеченным линиям

Обметать срезы изделия, предохраняя их от осыпания

Разутюжить готовые выполненные швы






МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Инструкционно – технологическая карта

«Обработка нижнего среза изделия швом вподгибку с открытым срезом»


№пп

Выполняемая операция

Оборудование, инструменты и приспособления

1

Отложить ширину подгибки на образце, провести меловую линию.

Ширина подгибки 4 см.


Портновский мел, линейка для нанесения припусков

2

Перегнуть по меловой линии подгибку на изнаночную сторону и сколоть иголками -булавками.


Иголки - булавки

3

Заметать (выполнить) ручную строчку прямых стежков.

Длина стежка 1 см.


Ручная игла, ножницы

4

Застрочить (выполнить) машинную строчку по нижнему срезу образца



Швейная машина, ножницы

5

Приутюжить готовый выполненный шов вподгибку с открытым срезом.


Утюг



















МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Натуральные образцы в последовательности

(находятся на столах для каждой группы и расположены не по порядку)

  1. Отложить ширину подгибки на образце, провести меловую линию.

Ширина подгибки 4 см.


  1. Перегнуть по меловой линии подгибку на изнаночную сторону и сколоть иголками - булавками.

  1. Заметать (выполнить) ручную строчку прямых стежков.

Длина стежка 1 см.

  1. Застрочить (выполнить) машинную строчку по нижнему срезу образца, расстояние от сгиба шва до машинной строчки 3,5 см (либо выполнить шов на ширину лапки 0,5 см от среза)

  2. Приутюжить готовый шов вподгибку с открытым срезом.



















Пример ответа обучающихся





























МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Эталон ответов

(взаимопроверка (работа в парах) сравнение эталона ответов с выполненным образцом шва и схематичная запись ключа ответа)


Эталон выполненного шва

Правила проверки

1.

Ширина подгиба по всей длине образца должна быть 4 см.


С помощью линейки измерить ширину подгиба справой стороны образца, с левой стороны образца и посередине шва

2.

Машинная строчка должна быть ровной по всей длине

С помощью линейки измерить расстояние от подогнутого среза до машинной строчки справой стороны образца, с левой стороны образца и посередине шва

3.

Выполнены закрепки в начале и конце машинной строчки

Проверить есть ли закрепки машинной строчки справой и левой стороны образца

4.

Качественно выполнена влажно – тепловая обработка образца

Внимательно просмотреть образец с лицевой стороны и обратить внимание, чтобы не было заминов и заломов, особенно в области машинной строчки

5.

Аккуратность выполнения образца

Проверить убраны ли все ручные стежки и узелки, меловые линии, обрезаны ли нитки после выполнения машинной строчки



Ответы для ключа:

 - соответствует эталону ответа

 - не соответствует эталону ответа



















Пример ответа обучающихся


Ключ ответа

(выполнять на листочке в клеточку, в каждой клеточке пишется соответствующий символ, а также указывается фамилия обучающегося, и ключ с ответом прикрепляется к образцу)

 - нет ошибок оценка «5»


Примеры ответов обучающихся


__ - 1-2 ошибки оценка «4»


___ - 3 ошибки оценка «3»


____ - более 3 ошибок оценка «3»

























СЛАЙДЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Слайд 1

















Слайд 2



















Слайд 3



















Слайд 4



















Слайд 5



















Слайд 6



















Слайд 7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!