Урок «Свойства функции» (9 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – Очень рада вас видеть сегодня на уроке! – Все ли готовы получать новые знания? – Что вам мешает настроиться на учебную деятельность? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает обучающимся рассказать о своих достижениях в исследовании темы «Функции» Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний о свойствах функций? Формулирует учебную задачу: – Исследовать свойства функции. | Выступают перед классом или в группах. – Я научился… – У меня хорошо получается … – Теперь я могу … – Мне удалось… – Самое сложное задание, которое я выполнил, было… Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развитие навыков целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – выявить свойства функции; – научиться использовать свойства функции для решения заданий | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. – Почему для меня важно знать свойства функции? – Какие усилия нужно приложить, чтобы достигнуть цели урока? – Каким образом тема урока отвечает моим потребностям, интересам, желаниям? – Какова моя личная цель на данном уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли. Развитие навыков самомотивации |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Каким образом график может помочь выявить свойства функции? Предлагает проанализировать определение понятий «нуль функции» и «промежуток знакопостоянства функции». Отвечает на вопросы обучающихся. Стимулирует проведение учащимися дополнительных исследований. Организует исследование понятий «возрастающая функция» и «убывающая функция». Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность. Отвечает на вопросы обучающихся. Организует анализ решенного задания. Отвечает на вопросы. Задание 1. Докажите, что функция у = х2 убывает на промежутке Задание 2. Докажите, что функция убывает на каждом из промежутков | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Испытывают определенные трудности при ответе на вопрос. Планируют проведение исследований. Выбирают, как им лучше всего будет организовать свою работу на уроке: а) буду самостоятельно изучать новый материал; б) буду работать в паре; в) буду работать в группе. Анализируют определение Заполняют таблицу. Определение | Ключевые слова | Вопросы учителю | Значение аргумента, при котором значение функции равно нулю, называют нулем функции | Значение аргумента, значение функции | Как…? | Промежуток, на котором функция принимает значения одинакового знака, называют промежутком знакопостоянства функции | Промежуток, функция, одинаковый знак | Почему…? | Проводят исследования. Осуществляют поиск и анализ информации. Проводят дополнительные исследования. Задают вопросы учителю. Найденная информация | Вопросы учителю | Функцию f называют возрастающей на некотором промежутке, если для любых двух значений аргумента х1 и х2 из этого промежутка, таких что выполняется неравенство | Почему…? | Функцию f называют убывающей на некотором промежутке, если для любых двух значений аргумента х1 и х2 из этого промежутка, таких что выполняется неравенство | Каким образом…? | Если функция возрастает на всей области определения, то ее называют возрастающей | Как…? | Если функция убывает на всей области определения, то ее называют убывающей | | Анализируют решенное задание. Формулируют вопросы учителю. Решение задания 1 | Вопросы учителю | Пусть х1 и х2 – произвольные значения аргумента из промежутка , причем | | Покажет, что , то есть большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции | | Имеем: отсюда | | Обе части последнего неравенства являются неотрицательными числами. Тогда по свойству числовых неравенств можно записать, что , то есть | | Решение задания 2 | Вопросы учителю | Пусть х1 и х2 – произвольные значения аргумента из промежутка , причем | | Тогда по свойству числовых неравенств Следовательно, данная функция убывает на промежутке | | Аналогично можно доказать, что функция убывает на промежутке | | | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей Умение анализировать информацию |
VI. Закрепление изученного материала | Организует самоанализ усвоенных учащимися знаний. Оказывает помощь ученикам, которые не знают ответов на вопросы. Создает условия для дополнительного изучения вопросов, которые вызвали затруднения | Отвечают на вопросы. Определяют свой уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу. Вопросы | Варианты ответов | Знаю ответ на вопрос (+) | Не знаю ответ на вопрос ( | Какое значение аргумента называют нулем функции? | | | Что называют промежутком знакопостоянства функции? | | | Какую функцию называют возрастающей на некотором промежутке? | | | Какую функцию называют убывающей на некотором промежутке? | | | Какую функцию называют возрастающей? | | | Какую функцию называют убывающей? | | | Анализируют ответы вопросы. Проводят дополнительное изучение нового материала. Задают вопросы учителю | Умение осуществлять актуализацию полученных знаний и умений |
VII. Решение заданий | Задания: 1. (№ 254) На рисунке изображен график функции , определенной на множестве действительных чисел. Используя график, найдите: 1) нули функции; 2) при каких значениях аргумента значения функции положительные; 3) промежутки возрастания и промежутки убывания функции. 2. (№ 256) На рисунке изображен график функции, определенной на промежутке Пользуясь графиком, найдите: 1) нули функции; 2) при каких значениях х значения функции отрицательные; 3) промежутки возрастания и промежутки убывания функции. | Решения: 1. 1) Нули функции: 2) 3) Функция возрастает на промежутках: Функция убывает на промежутках: 2. 1) Нули функции: 2) при 3) возрастает на Убывает на промежутках: | Умение самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами. – Что нового я узнал на уроке? – Достиг ли я поставленных целей и задач урока? – Что помешало мне лучше работать на уроке? – Доволен ли я своей работой на уроке? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
IХ. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |