Учебник Е.А. Лутцевой Т.П.Зуевой «Технология» 1 класс; образцы композиций, презентация.
Материалы: листья разных деревьев и кустарников, цветной картон, клей, кисти, салфетки, линейка, простой карандаш.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Мотивация учебной деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Психологический настрой | Создание эмоционального настроя. Здравствуйте, ребята! С перемены дан звонок- Начинается урок. Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтоб чему-то научиться. | Приветствуют учителя. | Самоопределение планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
Актуализация знаний и мотивация | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа Фронтальная форма. | Организует работу по теме урока. -Я загадаю загадку, а отгадку вы назовете сами: Он с весны висел на ветке, Был зелёный-пожелтел, Только дунул слабый ветер, Он уже и полетел. (Лист) Слайд 1 -Правильно. В этой загадке речь идет о листе с дерева(кустарника). | Участвуют в беседе. Слушают загадку. - Лист. . | Анализ,синтез Затруднение в пробном действии Постановка и формулирование проблемы | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа, учебный диалог Фронтальная форма. | Организация устной работы -Посмотрите, какие красивые изделия можно сделать из листьев. (Показываю иллюстрации в учебнике на с.16 вверху) -Какое правило составления композиции использовано в них? -Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? -Правильно. Но я бы её немного уточнила как «Орнамент из листьев» - Сегодня на уроке вы узнаете о том, что такое орнамент, как правильно составлять и выполнять орнамент из листьев. | Отвечают на вопросы учителя Составление композиции в центре листа бумаги(картона) -Тема сегодняшнего урока: «Узоры из листьев» | Анализ, синтез, самостоятельное формулирование темы и цели урока Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли | Учебник |
Освоение новых знаний и способов действий | Построение уч.-ся нового способа действий, формирование умений его применять при решении новой задачи. | Фронтальная форма. Словесный, Наглядный, практический. Беседа, демонстрация, рассказ, работа с учебником. | -Рассмотрите иллюстрации композиций в учебнике на с. 16. -В чём их отличие от выполненных на прошлом уроке? -Такой повторяющийся узор называется орнаментом. -Найдите орнаментальную композицию среди представленных в учебнике на с.16 Орнаментом люди украшают различные предметы(посуду, одежду, мебель, книги и др.),архитектурные сооружения, произведения декоративно прикладного искусства.Слайд2 Орнаменты бывают разных видов. Рассмотрим их на примере такого рукоделия, как платки. Мало кто знает, что история такого уникального и популярного во всем мире элемента одежды насчитывает уже более 200 лет. Трудолюбие искусных ремесленников и мастерство художников дало начало такому уникальному произведению прикладного искусства, как павловопосадские платки.(Слайд 3) Павлопосадский платок можно встретить на многих картинах художников.(Слайд 4) Платки имеют широкую известность, благодаря узнаваемому рисунку-орнаменту из золоченых нитей.(Слайд5) Они славились большим разнообразием рисунков с растительным орнаментом. Узоры были настолько неповторимые, что невозможно было отыскать два одинаковых платка. И всё потому, что мастера-художники любили родную природу. | Работают с учебником. Узор повторяется. Под №3,4 Наблюдают, слушают, рассматривают. | | Учебник Презентация |
Исследование | Приобретение детьми функциональных навыков исследования как универсального способа получения новых знаний. | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа | Рассматривание вариантов орнаментальных композиций платков. (Слайд6) - Какими могут быть узоры, используемые в орнаменте? Где они располагаются на платке? | Наблюдают, рассматривают, делают выводы. | Анализ, синтез Использование знаково-символических средств Построение логической цепи рассуждений | Презентация |
Физминутка | | Коллективная, практическая | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, Покрутились, повертелись, И за парты тихо сели. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем. Поморгаем И работать продолжаем. | Выполняют движения | Профилактика утомления учащихся. | |
Закрепление знаний и способов действий | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная. Индивидуальная. Практический. Словесный Работа с учебником | -Я предлагаю вам, следуя традициям народных мастеров, создать элемент орнаментального узора из засушенных листьев для платка. - Но сначала прослушайте советы бобра(учебник-с.16) Организация планирования предстоящей работы (с. 17 в учебнике) -Какие материалы нам потребуются для работы? Какие листочки подойдут для вашей композиции? Какие инструменты вам понадобятся? Давайте повторим правила работы с клеем и ножницами на уроке. Практическая работа: составить орнамент для платка из засушенных листьев. | Отвечают на вопросы. Рассказывают правила пользования клеем и ножницами. Выполняют работу, пошагово следуя алгоритму в учебнике | Анализ,синтез Использование знаково-символических средств Построение логической цепи рассуждений Контроль | Учебник |
Выставка работ. | Самооценка результатов деятельности | Коллективная. Словесный, наглядный. Выставка, беседа. | Организация выставки работ. - Каждый выносит свою работу и закрепляет магнитом на доске. -Проанализируйте свои работы. Всё ли у вас получилось? | Выставляют, обсуждают и оценивают работы. | Анализ, синтез Контроль, коррекция оценки. | |
Рефлексия учебной деятельности | Осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная. Словесный. Беседа. | - Что нового вы сегодня для себя узнали? - Какое понятие вы сегодня можете вложить в копилку своих знаний? Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? ‒ Вы большие молодцы! Все очень творчески подошли к проделанной работе. ‒ Приведите, пожалуйста, в порядок свои рабочие места. | Ответы детей. | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли | |