1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | Учитель создает эмоциональный настрой учащихся на работу. Доска оформлена по теме занятия. Дети заходят в кабинет. Играет фрагмент романса «Я помню чудное мгновенье» Глинки М. Проверить готовность учащихся, мотивировать на работу на уроке. Учитель знакомит с раздаточным материалом, который дети будут использовать в течение урока. -Ребята, у вас на столах лежит раздаточный материал для работы на уроке, в течение всего урока вы самостоятельно заполняете таблицу, а в конце урока подведем итог. -Также у вас на столах лежат, тексты, музыкальная шпаргалка. | Ученики рассаживаются за столы. Музыка способствует психологическому настрою на занятие, доброжелательности. Дети приветствуют учителя. Знакомятся с раздаточным материалом, задают уточняющие вопросы. |
Постановка темы и цели урока | Учитель подводит детей к формулировке темы и цели урока. Нацеливает учеников на решение учебных задач. Учитель задает вопросы. Организует дискуссию. -Знакомо ли вам музыкальное произведение, которое сейчас прозвучало? -Кто автор этого муз. произведения? - Вспомните, что такое романс? - Чем романс отличается от песни? - Назовите романсы и имена композиторов, которые мы с вами слушали на прошлых занятиях. - Сейчас предлагаю открыть учебник на стр. 24-25, посмотрите иллюстрации и содержание текста. - Давайте с вами попробуем определить тему и цель нашего урока. - Знакомство с жизнью и творчеством С. Рахманинова | Дети отвечают на вопросы учителя, Приводят примеры романсов, изученных ранее на уроках музыки Просматривают информацию в учебнике. Формулируют тему занятия и цель |
Освоение нового материала | Учитель предоставляет каждому ученику эффективную обратную связь; обобщение и углубление знаний по теме урока Учитель предлагает познавательную информацию о жизни Рахманинова С.В. по презентации ( https://www.art-talant.org/publikacii/44045-prezentaciya-po-muzyke-dlya-6-klassa-unosi-moe-serdce-v-zvenyaschuyu-daly) - «…Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий мир…» -Как вы понимаете его слова? -С.В. Рахманинова называли величайшим композитором и пианистом всех времен, и как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени - Как вы думаете почему? Послушайте романс С.В. Рахманинова “Сирень” (Интонационно-образный анализ музыкального произведения «Сирень», формулирование выводов в ходе беседы) - Что романс выражает? - Любовь, радость, нежность, воспоминания. Мечтательные, задумчивые интонации вырастают в распевную мелодию. Что романс изображает? Кусты сирени, яркое солнце, весну, сиреневое облако, чистый воздух или свежесть раннего весеннего утра. Все это веет от музыки романса “Сирень”. Это не случайно. - Как вы считаете, что могло стать вдохновением для написания этого романса? - Вы правы, это была лучшая пора жизни композитора, ведь каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. - Вы прослушали романс, скажите, созвучно ли название урока с музыкой композитора. «Уноси моё сердце в звенящую даль...». - Воспоминания композитора легли в основу фрагмента рассказа Ю. Нагибина “Сирень”. (учитель предлагает учащимся прочитать фрагмент рассказа) - Как вы думаете, почему Сережа Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус? Разве не достаточно было аромата, которым был пропитан воздух в саду? - Вспомните, в какой части романса звучат более напряженные интонации, что они выражают? Чувство взволнованности и мечты о счастье. Сбылись мечты композитора. Пришла любовь. - Тогда какими красками вы бы изобразили этот романс и почему? Нужно взять прозрачные, светлые, нежные акварельные краски. | Смотрят презентацию, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы. Самостоятельно заполняют листы блиц-опроса. Дети слушают романс «Сирень» в исполнении Сергея Рахманинова. Дети размышляют, анализируют характер музыки и музыкальные образы, используя «музыкальную шпаргалку». Читают фрагмент рассказа Ю.Нагибина “Сирень”. Обсуждают совместно с учителем. Сопоставляют рассказ с интонацией романса, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя. Фиксируют информацию в таблице. |
Закрепление нового материала | Учитель показывает выставку детских рисунков к романсу «Сирень» Рахманинова С.В. Развитие навыков самостоятельной работы, ответственности. Творческая работа учащихся. Задание: нарисовать цветовую гамму впечатлений от романса «Сирень». - Ребята, а сейчас представьте результаты своей работы. - Что понравилось, в чем были сложности? | Дети рисуют. Демонстрируют классу свои работы, делятся впечатлениями. Рефлексия. |
Подведение итогов | Блиц-опрос. Закрепление пройденного материала. - Ребята, давайте вспомним цель нашего занятия? - Как вы думаете, а мы достигли цели? - А что мы сделали для ее достижения? (Ребята и педагог обмениваются впечатлениями, замечаниями, пожеланиями) Домашнее задание по группам: 1. Оформить выставку рисунков, придумать название выставки. 2. Рассказать интересные факты о русском певце Федоре Шаляпине. | Дети дописывают таблицу и по очереди зачитывают результат. Корректируют. Проходит взаимопроверка. Оценивают успех своей деятельности на уроке. Дети высказывают свое мнения о полученных знаниях. Дети по желанию делятся на группы для выполнения домашнего задания |