МКОУ «Цебаринская СОШ»
Технологическая карта урока
в 5 классе
на тему: «Ассирийская держава»
Разработал: Магомедов Магомед Н.
преподаватель истории
и обществознания
15.01.2019 г
Технологическая карта урока на тему: «Ассирийская держава»
Учитель: Магомедов Магомед Насрулаевич
Место работы: МКОУ «Цебаринская СОШ»
Должность: учитель истории и обществознания
Предмет: история
Класс: 5 (пятый)
Учебник: базовый. Всеобщая история «История Древнего мира», авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, 5 класс, М.: «Просвещение», 2007 г.
Тема урока | Место урока по теме |
Ассирийская держава | 1 урок |
Тип урока | Формы, приемы, методы |
Урок усвоения новых знаний | работа в парах, группах, смысловое (продуктивное) чтение, «мозговая атака», метод кластер, игровая технология |
Цель урока | Задачи урока |
Подвести к пониманию особенностей, причин возвышения и гибели Ассирийской военной державы, показав грабительский характер ассирийских завоеваний. | - обучающие: способствовать формированию представлений об истории возникновения, государственном строе, достижениях ассирийской цивилизации; научиться устанавливать причинно-следственные связи падения этого государства; - развивающие: продолжить развитие речевых и оценочных умений – умения работать в группе, внимательно слушать, находить главное в тексте, формулировать вопросы, участвовать в обсуждении, сравнивать явления; - воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, развитие морально-нравственных качеств. |
Предполагаемый результат | Предметные умения |
Научить, используя различные источники информации, характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ассирийской военной державы и определить ее сильные и слабые стороны | -показывают на карте территорию Ассирийской державы; -объясняют причины возвышения Ассирии и ее гибели; - описывают армию ассирийцев, сравнивая с армиями других древних государств; -характеризуют самых известных правителей Ассирии; |
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование |
Личностные: -самоопределяются по отношению к завоевательной политике ассирийцев; осознают свою ответственность за собственные знания; сравнивают свои оценки исторических событий с оценками других; Регулятивные: - осуществляют целеполагание; проговаривать последовательность действий на уроке (работа с лесенкой) -осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока; -самоорганизуются; -осуществляют самоконтроль и коррекцию своих ошибок; Познавательные: - обрабатывают разные источники учебной информации; выбирают исторические факты из незнакомого текста по заданию, определяют понятия; ориентируются по исторической карте; делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи; Коммуникативные: -дискутируют; осуществляют смысловое чтение; -сотрудничают в парах, группах; принимают на себя роль консультантов и экспертов; - выслушивают мнения других, договариваются. | технология проблемного обучения, игровые технологии Урок построен с использованием современных приемов (мотивационное начало урока, проблемная ситуация, рефлексия. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский (наблюдают, сравнивают). В конце урока использовала метод рефлексии, позволяющий выявить познавательный интерес у учащихся и нацеливающий на дальнейшую работу над темой. Материал урока соответствовал уровню подготовленности учащихся класса, что обеспечивало обратную связь. На уроке удалось реализовать все поставленные цели. | На уроке использовался мультимедийный проектор (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению ). презентация, учебник, тетради, рабочие листы с заданием для самостоятельной работы. |
1.Организационный момент – 1 мин
Здравствуйте, ребята!
Я очень рада приветствовать вас на уроке истории. Сегодня мы поработаем с вами вместе, а комфортная обстановка будет нам хорошим помощником. Я желаю вам плодотворно потрудиться, уважительного отношения к ответам одноклассников, даже если они будут ошибочны. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Давайте начнем наш урок.
2.Актуализация знаний и мотивация – 3 мин
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по удивительному, загадочному миру, миру древней истории.
- Давайте вспомним, какие государства нам уже известны? (Двуречье, Египет, Финикия, Палестина).
- А теперь давайте посмотрим на карту, и, вспомним, где они находятся? (показывают на карте).
- Посмотрите на север Междуречья. Там располагалась Древняя Ассирия.
Сегодня мы с вами совершим туда путешествие.
Слайд 2
- А теперь посмотрите другую карту. Предположите, что изображено на данной карте? Что обозначено зелёным и оранжевым цветом?
(Территория большого государства и маленького государства).
Территория Ассирии к середине 7 века до н.э. превосходила другие известные нам государства древнего мира. В исторической науке Ассирию середины 7 в.до н.э. называют державой. Новое слово.
Мне хочется привести вам такие слова:
«Россия – священная наша держава
Россия – любимая наша страна
Могучая воля – великая слава
Твое достоянье на все времена».
- Вам знакомы эти слова?
(- Да, эти слова из гос.гимна нашей страны (сл.Михалкова).
- Я не случайно привела эти слова.
- Какие понятия характеризуют нашу страну?
(- Держава, любимая страна).
Прием «мозговой штурм»
- Как вы понимаете слово «держава»?
- Что оно означает?
- Какое государство называется «держава»?
- Давайте проверим. Найдите определение понятия «держава» в учебнике на стр.84
Держава – большое и сильное государство.
- Помогите мне сформулировать и записать тему урока.
Тема нашего урока «Ассирийская держава». (записать на доске)
-Запишите число и тему урока в тетрадь.
3.Постановка учебной задачи – 3 мин
Ассирия прожила яркую жизнь. Это воинственная страна, которая держала в страхе многие древние народы.
Слайд 3
Но сегодня на карте этого государства нет. На этой территории располагается современный Ирак.
Слайд 4
-Как вы думаете, Зачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийской державе?
-Затрудняетесь ответить?
-А хотите узнать?
-Давайте проведем собственные исследования, чтобы ответить на этот вопрос.
-Начнем с того, что наметим план нашей работы. Что мы должны выяснить?
Шкала знаний и лестница успеха.
План урока (записать на доске)
-
Местоположение и природные условия. (П.У)
-
Ассирийское войско. (А.В.)
-
Завоевания ассирийских царей. (А˃Г)
-
Гибель Ассирийской державы. (А.Д.)
-
Открытие нового знания – 20 мин.
1 вопрос. Местоположение и природные условия.
- С чего мы начинаем изучать любое государство?
Определите местоположение Ассирийской державы.
Работа в парах. Какие правила соблюдаем при работе в парах?
-
Определите географическое местоположение Ассирии?
Используйте опорные слова и карту на с. 31 в учебнике
1) Восточнее
Верхнее течение
Севернее
Средиземное море
река Тигр
Вавилон
- Охарактеризуйте особенности природно-климатических условий.
(плодородных земель мало, почва каменистая, предгорья и горы, богатые железной рудой)
- Предположите, какие основные занятия были у жителей Ассирии?
(земледелие по берегам реки, скотоводство, охота, торговля).
Итак, мы выяснили, где расположена Ассирия и основные занятия ассирийцев.
(шкала знаний)
2 вопрос. Освоение железа.
Какие орудия труда могли использовать ассирийцы?
Из чего они были сделаны?
Какой металл сегодня у нас является самым распространенным?
Ребята! Как вы думаете, почему «В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук”. Почему? (редкий металл)
Широкое освоение железа произошло около 10-го века до н.э.
Слайд 5
ок.10 в.до н.э.- освоение железа (запись в тетр.)
-лента времени ---------------------------------------------------------------------------˃
-Какими металлами пользовались люди до железа? (медь Египет - бронза Вавилон- железо)
- Какой металл и почему был лучшим? (Железо - дешевле и прочнее бронзы)
На уроке химии более подробно будете изучать.
- Какие преимущества давало людям его использование?
Работа с текстом стр.82-83 в учебнике по пункту №1 абзац № 2. Со слов «Со временем в каждой семье…»
Слайд 6,7,8
Вывод: Начало обработки железа привело не только к улучшению орудий труда, но и к вооружению армий железным оружием.
Шкала знаний
3 вопрос. Ассирийское войско.
Что же позволило ассирийской армии стать самой сильной в мире в 8 в. до н.э. ?
Работа с иллюстрациями на слайдах.
Слайд 9
Оружие и доспехи
Слайд 10
- Из каких частей состояла армия? (пехота, конница и колесница)
- Какими преимуществами обладает конный всадник перед боевой колесницей? (Ему не страшны кочки и лужи. Он переберется через овраг и реку, перепрыгнет через канаву или лежащее на дороге бревно).
Ничто не могло остановить ассирийскую армию.
Слайд 11
Кожаные мешки. Бурдюк – кожаный мешок из цельной шкуры животного
Слайд 12
Тараны для штурма крепостей
Ассирийцы первыми ввели новый род войск – саперов. Отряды саперов прокладывали дороги, наводили переправы и тем самым позволяли войску преодолевать местности, считавшиеся непроходимыми.
Какие военные новшества применяли и каким образом?
Делают вывод: Армия Ассирии более сильная, так как она впервые стала применять конницу, таран и использует железо.
Шкала знаний
4 вопрос. Завоевания ассирийских царей.
А для чего ассирийцам нужно было большое войско?
(собственная территория ассирийцев была небольшой, поэтому они захватывали земли других народов.)
Работа с картой в учебн. стр. 82 и исторической картой (слайд с картосхемой).
Прием «Кластер» в тетради
Ребята, посмотрите на карту. Составьте схему основные направления завоевательных походов ассирийских царей.
1. Куда совершали походы ассирийские цари? Основные направления завоевательных походов.
2. Какие территории были захвачены и включены в состав ассирийского государства?
Ответ: Двуречье, Финикия, Палестина, Египет, Урарту, о.Кипр.
Вывод: После военных походов Ассирия превратилась в могущественную державу.
Держава – большое и сильное государство.
Шкала знаний
Физминутка
5 вопрос. Гибель Ассирийской державы.
Да, ассирийцы вошли в историю как безжалостные завоеватели. Ассирию называли – логовищем львов. (Любимое развлечение ассирийских правителей – охота на львов),
А Ниневию – городом крови.
Но почему тогда Ассирийская держава просуществовала недолго, около 150 лет?
Работа в группах.
Причины гибели ассирийской державы.
1 группа. Работа с документом с. 83 «Летопись ассирийского царя»
Вопросы:
1. Что делали ассирийцы на завоёванных землях?
2. Какие цели они преследовали данными действиями?
Слайд 13
2 группа. Анализ иллюстрации «Возвращение Ассирийского царя из похода». (стр.85)
Вопросы:
- Кто изображен в центре картины?
- Как обращаются с побежденными?
3 группа. Карточка 1 отрывок из клинописного текста
4 группа. Карточка 2 о походе в Вавилонию
5 группа. Карточка 3 о походе в Урарту
Вывод: В завоеванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям. Они устраивали массовые казни, разрушали храмы, уводили в плен целые народы. Ценности увозили с собой. Из каждой покоренной страны в Ниневию привозили мешок земли и высыпали у городских ворот столицы в знак того, что ассирийцы навсегда овладели этой землей. Казалось, могуществу Ассирии не будет конца.
Как вы думаете, любили ли завоеванные народы ассирийцев?
Закройте глазки и представьте, что вы жители тех самых покоренных стран. Смирились ли вы со своим положением?
Как вы считаете, что ждет такое государство, которое мы с вами описали? (Слушает предположения, записывает на доске).
Слайд 14
612 г. до н.э. – разрушение Ниневии, столицы Ассирии.
Породив войны, она в войнах и пала. Согласно преданию, последний царь Ассирии – Синшаришкун, чтобы не попасть в плен сам бросился в огонь пожара. Почему?
Слайд 15,16
Достижения Ассирии (царский дворец, библиотека глиняных книг).
Ашшурбанапал – один из последних ассирийских царей, вошел в историю не только как жестокий завоеватель, но и как образованный человек. Он приказывал привозить во дворец не только драгоценности, но и книги. Так была собрана большая библиотека. Великая Ассирийская держава погибла. А библиотека уцелела — глиняные книги не горят, они становятся прочнее после обжига. Археологам приходится только собирать осколки табличек и соединять их вместе. Так из многих кусочков, найденных в развалинах дворца Ашшурбанапала, ученые и восстановили миф о потопе, сказание о Гильгамеше и множество других клинописных книг.
Шкала знаний
Организую дискуссию – 7 мин.
Сегодня мы многое узнали об Ассирийской державе.
Слайд 17
- Зачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийской державе?
(работают по рядам, обсуждают и продумывают аргументы в доказательство своей позиции). (На ошибках учимся).
- На чем основывалось могущество державы?
- К чему привело жестокое обращение с завоеванными народами?
- Как сегодня надо строить отношения с другими странами?
- Для чего?
Но, к сожалению, в современном мире, очень много зла и жестокостей, ведутся войны во многих уголках планеты. В связи с этим, страдают все люди, в первую очередь дети. До сих пор много бездомных детей, многие дети безграмотны. Многие семьи лишены крыши над головой, живут в бедности и даже нищете. Как же быть, ребята, неужели, когда вы подрастете в мире будут идти войны? Или все-таки есть выход. Как вы считаете? Почему мы изучаем историю государства, которого сегодня нет на карте мира?
Очень важно учитывать интересы своего народа, не унижать, а защищать и помогать. Вот почему наша Россия – сильное государство на протяжении длительного времени.
Закрепление – 4 мин
Игра «Да» или «Нет»
-
Столицу Ассирии, город Ниневия, называли «логовищем львов», «городом крови». да
-
Ассирийцы впервые стали широко использовать в военном деле пехоту. нет
-
Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли таран. да
-
Если путь войску преграждала река, ассирийцы надували кожаные мешки и на них переправлялись вплавь. да
-
Воины были вооружены мечами и топориками из твёрдого металла железа. да
-
Ниневия была захвачена и сожжена врагами в 612 году до н.э. да
-
Любимое развлечение ассирийских правителей - охота на львов. да
-
Библиотеку глиняных табличек создал Тутанхомон. нет
-
Жители покоренных земель ненавидели своих завоевателей. Да
Слайд 19
Ассирия
Могучая, жестокая
Воевала, убивала, пленяла
Но оставила культурное наследие – библиотеку
Великая
Рефлексия – 2 мин
В какую страну мы сегодня совершили путешествие?
«Меня удивило на уроке……………………..»
«Я сумел понять, что………………………….»
«Я не успел на уроке ………………………....»
«Я бы еще хотел узнать о том, что…………»
Я могу сказать, что мне с вами очень понравилось работать, вы были отзывчивым и активными. Я благодарю вас за работу, уверена, что в памяти у вас останется сегодняшний урок.
Домашнее задание – 2 мин.
Параграф 18, термины
На выбор
Игра да или нет
желающим написать мини- сочинение « Освоение железа – зло или добро»
Спасибо, за урок. Мне было приятно с вами работать.
Карточка 1
В одном из клинописных текстов, найденных в Ассирии, сказано: «В третьем году моего правления укрепленные города задумали мятеж… Многочисленные войска… я мобилизовал и выступил в поход на завоевание этих городов. Сильными осадными орудиями я пробил их укрепленные стены и сравнял их с землей. Людей с их имуществом я взял в плен; эти города я разрушил, снес и сжег в огне…»
Что мы можем узнать из этого отрывка и какие сделать выводы?
____________________________________________________________________________
Карточка 2
Отрывок из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа – тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию».
Какой вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских подходов?
_____________________________________________________________________________
Карточка 3.
Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»
Что можно сказать о завоевателях?
_____________________________________________________________________________
Карточка 4.
Работа с документом с. 83 «Летопись ассирийского царя»
1. Что делали ассирийцы на завоёванных землях?
2. Какие цели они преследовали данными действиями?
_____________________________________________________________________________
Карточка 5.
Анализ иллюстрации «Возвращение Ассирийского царя из похода».
(стр.85)
- Кто изображен в центре картины?
- Как обращаются с побежденными?
_____________________________________________________________________________
Карточка № 1. Ассирийцы создали хорошо организованную армию, которая считалась лучшей на Востоке. Кроме пехоты и конницы в неё входили сапёрные (то есть военно – строительные) войска и отряды разведки. Ассирийцы первыми ввели железное вооружение, намного превосходящее медные и бронзовые мечи и наконечники копий.
В ассирийской армии применялось большое количество подручных средств, необходимых для успешного ведения военной операции. Сапёры имели средства для наведения переправы через реки.