Предмет, тема, класс | Русский язык, Учебник «Русский язык» 6 класс, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными». 6 класс |
1.Цели и задачи учебного занятия | Актуализировать знания о написании НЕ с существительными, глаголами, формировать умение различать приставку НЕ и частицу НЕ; отработать умение применять алгоритм правильного написания НЕ с прилагательными. |
2 | Планируемые результаты обучения |
Личностные | Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждения. |
Познавательные метапредметные | Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения |
Коммуникативные метапредметные | Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач |
Регулятивные метапредметные | Принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности |
Предметные | Правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание не с прилагательными и существительными. |
Краткое учебное содержание | Имя прилагательное, приставка не, частица не. Слитное и раздельное написание имени прилагательного с не |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. |
II. Языковая разминка. | – Запишите предложения: Январь – месяц ярких звёзд, ясного неба, белых троп, синих льдов, тёмная зорька года. Январь – коренной месяц года, царь холода, корень зимы. Он холоден и студён. (В.Миронов) 1. Объясните постановку знаков препинания, подчеркните орфограммы. 2. Произведите синтаксический разбор последнего предложения. 3. Назовите имена прилагательные, укажите их форму, морфологические признаки и синтаксическую роль. | Записывают предложения, выполняют задания. | Познавательные: анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. |
III. Актуализация и пробное учебное действие. | Словарный диктант. Не был на олимпиаде, недоумевал по поводу случившегося, самовлюблённый невежда, шапка-невидимка, не друг, а враг; ошибся из-за невнимательности, невзлюбил сотрудника, ужасная непогода, не успел на поезд. – Какой опознавательный признак объединяет написания? – Какие виды орфограмм встретилось в диктанте? – Обозначьте условия слитного и раздельного написания не в приведенных примерах. – Есть ли одинаковое условие для существительных и глаголов? (Без не не употребляются: недоумевал, невзлюбил, невежда, невидимка. - Что помогло правильно написать данную работу? (Алгоритм) | Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем, вспоминают и записывают алгоритм «Не с глаголами и существительными» | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: слушают, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
IV Выявление проблемы. | – Вспомните, какую часть речи мы изучаем, и попробуйте предположить тему урока на основе предыдущего задания. – Проверьте себя по учебнику (§ 62, с.25). – Составьте план урока, ориентируясь на изученные правила правописания не с существительными и глаголами. | Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы | Регулятивные: высказывают предположения на основе наблюдений. 2. Формулирование темы урока и его цель (задачи). Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков |
V. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | 1. Наблюдение с помощью презентации . 2. Упр. 355 – выявление условий написания прилагательных с не с опорой на алгоритм «Не с глаголами и сущ-ми». Учащиеся выявляют два условия слитного написания: 1) неупотребление прилагательного без не (небрежный, невзрачный); 2) замена близким по значению словом или выражением (несчастливый – обездоленный, бедный); одно условие раздельного – противопоставление с союзом а (не добрый, а злой). После наблюдения делается самостоятельный вывод о написании не с прилагательными. 3. Чтение текста правила в рамке, сравнение с собственными наблюдениями и выводами, выявление нового условия написания. – Что нового узнали из правила? (О раздельном написании не с прилагательными при наличии пояснительных слов.) – Сколько условий слитного написания не с прилагательными? Сколько условий раздельного написания? – Какие условия общие для существительных, прилагательных и глаголов? – Какие условия общие для существительных и прилагательных? – Буквенной или небуквенной является эта орфограмма? Как называется такой тип орфограммы? – Проанализируйте графическое обозначение орфограммы. – Составьте алгоритм «НЕ с прилагательными» (графическую модель) | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, определяют тему урока. Под руководством учителя работают с текстом учебника. Записывают в тетрадь для правил таблицу с написанием НЕ с прилагательными. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую (алгоритм в текст, текст в алгоритм). |
Физминутка | Мы – весёлые мартышки, мы играем громко слишком. Всё ногами топаем, всё руками хлопаем, Надуваем щёчки, скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесём к виску И друг другу даже язычки покажем! Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я слово три, все с гримасами замри. Раз, два, три! | Выполняют упражнения. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
VI. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений. | Упр. 356 – развивается умение писать не с именами прилагательными с опорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания. Выполняется письменно (на доске 2–3 примера) с устным комментированием, затем самостоятельно. Проверка коллективная. – Составьте на основе правила обобщающий алгоритм: «Правописание не с глаголами, существительными и прилагательными» Упр. 355 – развивается умение подбирать к именам прилагательным синонимы с не (на основе предложенных слов), графически объяснять условия выбора орфограммы-контакта. Выполняется письменно самостоятельно. Взаимопроверка. Упр. 357 – развивается умение слитного и раздельного написания не с прилагательными на основе алгоритма. | Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Познавательные УУД 1. Овладевают приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализируют, сравнивают, устанавливают сходства и различия, группируют. 3. Преобразовывают информацию (текст в алгоритм), действуют по алгоритму. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | – Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с прилагательными. – Какие универсальные умения развивали на уроке? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
VIII. Домашнее задание. | 1. уметь рассказать правило по алгоритму. 2. Упр. Учебника: 359 или 360 (по выбору) | | |