СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в 6 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 6 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными"»

Технологическая карта учебного занятия


Предмет, тема, класс

Русский язык, Учебник «Русский язык» 6 класс, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными». 6 класс

1.Цели и задачи учебного занятия

Актуализировать знания о написании НЕ с существительными, глаголами, формировать умение различать приставку НЕ и частицу НЕ; отработать умение применять алгоритм правильного написания НЕ с прилагательными.

2

Планируемые результаты обучения

Личностные

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждения.

Познавательные метапредметные

 Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения

Коммуникативные метапредметные

Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач


Регулятивные метапредметные

Принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности

Предметные

Правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание не с прилагательными и существительными.


Краткое учебное содержание

Имя прилагательное, приставка не, частица не. Слитное и раздельное написание имени прилагательного с не

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

II. Языковая разминка.

– Запишите предложения:

Январь – месяц ярких звёзд, ясного неба, белых троп, синих льдов, тёмная зорька года. Январь – коренной месяц года, царь холода, корень зимы. Он холоден и студён.

(В.Миронов)

1. Объясните постановку знаков препинания, подчеркните орфограммы.

2. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

3. Назовите имена прилагательные, укажите их форму, морфологические признаки и синтаксическую роль.

Записывают предложения, выполняют задания.

Познавательные:

анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы.

III. Актуализация и пробное учебное действие.

Словарный диктант.

Не был на олимпиаде, недоумевал по поводу случившегося, самовлюблённый невежда, шапка-невидимка, не друг, а враг; ошибся из-за невнимательности, невзлюбил сотрудника, ужасная непогода, не успел на поезд.

– Какой опознавательный признак объединяет написания?

– Какие виды орфограмм встретилось в диктанте?

– Обозначьте условия слитного и раздельного написания не в приведенных примерах.

– Есть ли одинаковое условие для существительных и глаголов? (Без не не употребляются: недоумевал, невзлюбил, невежда, невидимка.

- Что помогло правильно написать данную работу? (Алгоритм)

Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге

с учителем, вспоминают и записывают алгоритм «Не с глаголами и существительными»

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

IV Выявление проблемы.

– Вспомните, какую часть речи мы изучаем, и попробуйте предположить тему урока на основе предыдущего задания.

– Проверьте себя по учебнику (§ 62, с.25).

– Составьте план урока, ориентируясь на изученные правила правописания не с существительными и глаголами.

Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы

Регулятивные: высказывают предположения на основе наблюдений.

2. Формулирование темы урока и его цель (задачи).

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

V. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

1. Наблюдение с помощью презентации .

2. Упр. 355 – выявление условий написания прилагательных с не с опорой на алгоритм «Не с глаголами и сущ-ми».

Учащиеся выявляют два условия слитного написания:

1) неупотребление прилагательного без не (небрежный, невзрачный); 2) замена близким по значению словом или выражением (несчастливый – обездоленный, бедный); одно условие раздельного – противопоставление с союзом а (не добрый, а злой).

После наблюдения делается самостоятельный вывод о написании не с прилагательными.

3. Чтение текста правила в рамке, сравнение с собственными наблюдениями и выводами, выявление нового условия написания.

– Что нового узнали из правила? (О раздельном написании не с прилагательными при наличии пояснительных слов.)

– Сколько условий слитного написания не с прилагательными?

Сколько условий раздельного написания?

– Какие условия общие для существительных, прилагательных и глаголов?

– Какие условия общие для существительных и прилагательных?

– Буквенной или небуквенной является эта орфограмма? Как называется такой тип орфограммы?

– Проанализируйте графическое обозначение орфограммы.

– Составьте алгоритм «НЕ с прилагательными» (графическую модель)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, определяют тему урока. Под руководством учителя работают с текстом учебника.

Записывают в тетрадь для правил таблицу с написанием НЕ с прилагательными.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую (алгоритм в текст, текст в алгоритм).

Физминутка

Мы – весёлые мартышки, мы играем громко слишком.

Всё ногами топаем, всё руками хлопаем,

Надуваем щёчки, скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесём к виску

И друг другу даже язычки покажем!

Шире рот откроем, гримасы все состроим.

Как скажу я слово три, все с гримасами замри.

Раз, два, три!

Выполняют упражнения.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

VI. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и

правописных умений.

Упр. 356 – развивается умение писать не с именами прилагательными с опорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания.

Выполняется письменно (на доске 2–3 примера) с устным комментированием, затем самостоятельно. Проверка коллективная.

– Составьте на основе правила обобщающий алгоритм: «Правописание не с глаголами, существительными и прилагательными»


Упр. 355 – развивается умение подбирать к именам прилагательным синонимы с не (на основе предложенных слов), графически объяснять условия выбора орфограммы-контакта.

Выполняется письменно самостоятельно.

Взаимопроверка.

Упр. 357 – развивается умение слитного и раздельного написания не с прилагательными на основе алгоритма.


Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные УУД

1. Овладевают приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализируют, сравнивают, устанавливают сходства и различия, группируют.

3. Преобразовывают информацию (текст в алгоритм), действуют по алгоритму.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

– Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с прилагательными.

– Какие универсальные умения развивали на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

VIII. Домашнее задание.

1. уметь рассказать правило по алгоритму.

2. Упр. Учебника: 359 или 360 (по выбору)





Диагностический материал для оценивания результатов обучения:

1 ряд. К данным существительным подобрать прилагательные, которые с НЕ пишутся слитно:

встреча (нерадостная, невеселая, неожиданная, нечаянная)

почерк (неразборчивый, некрасивый, небрежный, неаккуратный)

работа (нетрудная, небрежная, нелегкая, ненужная, недобросовестная)

2 ряд. К данным существительным подобрать прилагательные, которые с НЕ пишутся раздельно:

задача (нетрудная, а легкая; отнюдь не легкая)

рассказ (не интересный, а скучный; нисколько не занимательный)

погода (не солнечная, а пасмурная; совсем не жаркая)

3 ряд. Заменить прилагательные синонимами с НЕ:

рассеянный ученик  (невнимательный)

молчаливый человек (неразговорчивый)

плохая погода (ненастная)

грубый мальчик (невоспитанный, невежественный)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!