СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание НЕ с именами прилагательными»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Задачи:

Образовательная: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного

                                  написания НЕ с именами прилагательными; формировать умение

                                  применять правило на письме.

 

Развивающая:       развивать навык безошибочного письма, правильного выделения            

                                 орфограмм

Воспитательная:  воспитывать интерес к изучению русского языка, формировать

                              правильное отношение к слову. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание НЕ с именами прилагательными»»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему:

«Правописание НЕ с именами прилагательными»

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: «открытие» новых знаний (в основе системно-деятельностный подход)

Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными.


Задачи:

Образовательная: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного

написания НЕ с именами прилагательными; формировать умение

применять правило на письме.


Развивающая: развивать навык безошибочного письма, правильного выделения

орфограмм

Воспитательная:  воспитывать интерес к изучению русского языка, формировать

правильное отношение к слову. 


Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание не с прилагательными и существительными.

2. Метапредметные: (приобретенная компетентность) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

3. Личностные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять контроль и самоконтроль, строить рассуждения.


Формируемые УУД:

- личностные (создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для оценки собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач);

- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция);

- познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).


Методические приемы: повторение, тренировочные упражнения, исследование, формулировка выводов, обобщение, объяснительно-иллюстративный


Технология: проблемный диалог, здоровьесбережение, индивидуальная, фронтальная работа на уроке, работа в парах постоянного состава, ИКТ-технология.



Ход урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Самоопределение к деятельности (мотивация). Организационный этап.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.


- Добрый день, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Давайте пожелаем друг другу успеха в нашей работе.


Приветствие учащихся, подготовка к уроку.


Слушают.






Желают друг другу успеха.


II. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

Цель этапа: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.



Учитель организовывает погружение в проблему и выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока.




- Ребята, чтобы нам определиться с темой сегодняшнего урока, давайте обратимся к слайду. Предложения выводятся на слайд:

1. Не было бы счастья, да несчастье помогло. – На сцену вышел невеселый артист.

2. Юноша был полный невежда в вопросах искусства. – На нем был надет нелепый костюм синего цвета.

3. Этот огромный черный комок оказался не собакой, а котом. – У мужчины был не большой, а маленький автомобиль.

- Прочитайте пары предложений. В первом выделено НЕ с существительным, а во втором НЕ с прилагательным.

- Какие правила написания Не с существительными вы знаете?

- А с прилагательными?


- Ребята, исходя из заданных на слайде примеров, назовите, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.

Запишите число, классная работа и тему урока в тетради.

Постарайтесь сформулировать цель и задачи, стоящие перед нами на уроке. Используйте опорные слова на доске.

Цель: научиться правильно писать не с именами прилагательными

Задачи:

1. Вспомнить…

2. Научиться…

3. Закрепить…


Ученики размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют ее. Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться). Предлагают и согласовывают тему урока.











Несколько учеников читают предложения и отвечают устно на поставленный вопрос, вспоминают изученные правила.


Нет.


Ученики называют тему урока, и она появляется на слайде: «Правописание Не с именами прилагательными».

Делают записи в тетрадях.

Ученики, пользуясь опорными словами, выведенными на слайде №3, формулируют цель и задачи урока.

Цель: научиться правильно писать не с именами прилагательными.

Задачи:

1. Вспомнить правило не с именами существительными.

2. Научиться грамотно писать не с именами прилагательными.

3. Закрепить полученные знания.

III. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.



































Физминутка.

Учитель предлагает мини-исследование и выступает в роли организатора.

Работа в парах постоянного состава.

На слайде №4 написаны предложения.


- Ребята, давайте проведем мини-исследование. Решите орфографические задачи и определите последовательность своих действий.

Запись на доске:

1. У мальчика собака (не) большая, а маленькая.

2. У девочки пес (не)большой, но добрый.

3. Такая одежда была им совершенно не к лицу и придавала (не)лепый вид.

4. Орфографический диктант был отнюдь (не) легкий.

5. Этот фрукт в пищу (не)пригож.





















- А теперь давайте сверим наши выводы с мнением авторов учебника.

- Какие слова также помогают записывать не с прилагательными, как и с существительными, раздельно?











Вы, наверное, устали?

А сейчас мы с вами, дети.

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь!

Руки в стороны – в полёт

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолёт.

Руки ставим все вразлёт,

Мах крылом туда – сюда,

Делай раз и делай два.

Ветер дует, завывает.

Нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре –

Раз, два – стоит ракета.

Три, четыре – самолёт.

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили.


Ученики работают с информацией, систематизируют ее. Планируют свою работу.



Ученики выдвигают гипотезы, составляют алгоритм действий.

Ученики выходят к доске и выделяют приставку не в слове «небольшой», отмечают не частью корня в слове «нелепый» и надписывают «частица» над не в слове «не большая», выделяют частицу не в слове не легкий, отмечая слово отнюдь, выделяют приставку не в слове «непригож»(от «непригожий»

  1. Если прилагательное можно заменить синонимом без не, значит с не прилагательное будет записываться слитно (небольшой – маленький и не будет приставкой);

  2. Если прилагательное без не не употребляется, значит с не прилагательное будет записываться слитно (нелепый – не будет частью корня);

  3. Если есть или подразумевается противопоставление с союзом а, то прилагательное с не будет записано раздельно, не будет частицей (не высокий, а низкий дом).

  4. Краткие прилагательные с не пишутся так же, как и полные, от которых они образованы, кроме тех, которые не имеют краткой формы (не должен, не обязан, не намерен, не прав, не виден, не готов, не согласен, не склонен).

Дети читают правило в учебнике и делают вывод о совпадении их мнения с учебником.



Далеко, отнюдь, вовсе, ничуть, нисколько.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция.














Учитель организует работу по выполнению тренировочного упражнения.

- Выполните задание по карточкам (письменно).

1.Усталое, вовсе (не)летн.. со..нце уход..т на покой за г..ризонт.

2.На западе п..явля..тся (не)длинная, а короткая п..лоска света.

3. Над гла..кой п..верхностью (не)широкой реч..нки л..жится туман и окутыва..т (не)глубокий овраж..к, песчаный берег, ничуть (не)высокие кусты и (светло)зеленый луж..к. На неб.. заг..раются (не)яркие первые звездочки.










Слуховой диктант

- Ребята, я буду зачитывать вам словосочетания, где встречается не с прилагательными.

I вариант должен будет выписать все словосочетания со слитным написанием не с прилагательными,

II вариант – с раздельным. Не забудьте выделить приставки, корни, там, где это необходимо, и указать, где не является частицей:

(Не) высокий человек; далеко (не) быстрый ответ; (не) обрывистый, а пологий берег; (не) веселый парень; (не) теплый, а холодный; (не) глубокая река; (не)чаянная встреча; (не)брежный вид; (не)весел, а грустен; вовсе (не) счастливый.



Ученики концентрируют свое внимание на задании, делают соответствующие записи, размышляют, анализируют, формулируют свои наблюдения, делают вывод по этому виду работы.

















I вариант

II вариант

Невысокий человек,

невеселый парень,

неглубокая река,

нечаянная встреча,

небрежный вид.


далеко не быстрый ответ,

не обрывистый, а пологий берег,

не теплый, а холодный,

не весел, а грустен,

вовсе не счастливый.

Самопроверка (Ответы на карточке)!!!

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.


И в завершении урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест.

Учащиеся выполняют тест по теме урока, работают самостоятельно (задача – выбрать верный вариант написания).


Вопрос 1

Укажите предложения, в которых НЕ с прилагательным пишется слитно.

Укажите один или несколько правильных вариантов ответа:

Из приоткрытых дверей слышалась (не)громкая хоровая песня.

Теперь он заметил, что дети стояли (не)беспорядочной толпой, а ровными рядами.

Нужно сказать, что коричневая вода этих мест нисколько (не)мутна, она прозрачна.

(Не)большой, но приятный ветерок слегка рябил воду и слабо шелестел тростниками.

Вопрос 2

В какой строке все прилагательные пишутся с НЕ слитно?

Укажите правильный вариант ответа:

далеко (не)скромный, вид (не)радостный

(не)умен, а глуп; (не)красивый плащ

(не)настная погода, ничуть (не)скучный

(не)широкая дорога, (не)лепый наряд

Вопрос 3

В какой строке все прилагательные пишутся с НЕ раздельно?

Укажите правильный вариант ответа:

вовсе (не)сложная задача; пруд (не)мелок, а глубок

(не)вежлив, а груб; (не)вероятное событие

(не)ряшливый вид; мальчик (не)радостный, а грустный

(не)длинный, но высокий; совсем (не)уверенный ответ

Вопрос 4

Укажите прилагательное, которое с НЕ пишется слитно.

Укажите правильный вариант ответа:

далеко (не)внимательный ученик

(не)большая, но светлая комната

(не)смелый, а трусливый заяц

(не)ровная, а ухабистая дорога

Вопрос 5

Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно.

Укажите правильный вариант ответа:

(Не)сильный, но очень холодный ветер косо гнал сухие снежинки.

Это в самом деле развалины крепости, только (не)старинной, а современной.

Докладчик описал (не)брежный круг указкой на карте и усмехнулся.

Вскоре сигнальщик оповестил о том, что на горизонте появилась (не)широкая полоса.

Вопрос 6

Укажите прилагательное, которое с НЕ пишется раздельно.

Укажите правильный вариант ответа:

(не)брежная запись

(не)громкое, а тихое чтение

(не)добрый человек

(не)большой, но уютный домик


Вы можете оценить свою работу по критериям, записанным на доске.

Учащиеся выполняют тест, проверяют (на слайде).

Все слайды содержат гиперссылки, поэтому если ответ учащихся оказывается неверным, ученики попадают на слайд №11 «Неправильно», если же задание выполнено верно – на слайд №10 «Правильно».

Ученики оценивают свою работу по следующим критериям:

нет ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

ошибки – «3»

VI. Рефлексия.

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.



Учитель вместе с учениками подводит итоги урока.

Давайте подведем итоги урока (см. слайд №12), опираясь на опорные слова на слайде.

Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили. Достигли ли вы их?


-А сейчас заполните лист самооценки за урок. Я потом выставлю свои оценки и итоговые.

Ученики подводят итоги урока.

1. Мы вспомнили правило не с именами существительными.

2. Мы научились грамотно писать не с именами прилагательными.

3. Мы закрепили полученные знания.

Дети выставляют свои оценки.


VII. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Цель этапа: организация обсуждения и запись домашнего задания.

Задание по индивидуальным карточкам, выучить правило

Ученики слушают и записывают задания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!