«Русский язык», 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века», учебник С.В. Иванова
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. | Физкультминутка (разминка пальцев) Жж - Какие особенности нужно помнить об этой букве? 1.Обозначает шипящий твёрдый звук [ж] 2.Имеет пару по звонкости – глухости. 3.Сочетание жи пишется с буквой и - Пропишите букву, подчеркивая ту, которая, по вашему мнению, записана каллиграфически правильно. Сегодня на уроке нам предстоит открыть еще одну тайну русского языка - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) - А чтобы узнать что-то новое, мы должны?...(вспомнить то, что уже знаем). А для чего нам пригодятся наши знания? (Чтобы открыть новое.) Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ») | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин) Цели: - организовать актуализацию умений; - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Выполняют задание. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). | Организует актуализацию умений писать суффиксы –ость-, ик-, ек-, чик-. Организует обобщение актуализированных знаний. Предлагает задание для пробного действия. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. | Фиксация индивидуального затруднения. У вас на партах лежат листочки. На них я написала слова с пропуском букв Груб.сть, стар.сть, лётч.к, шар.к. кружоч.к, дожд.вая. -Назовите орфограмму. -Вспомните правила написания и вставьте буквы. | Уметь проговаривать последовательность действий при написании суффиксов(Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | - В каком месте возникло затруднение? (не смогли определить какую букву надо вставить в последнем слове). - Почему возникло затруднение? (Не знаем, как пишется суффикс –ив или -ев). Давайте определим тему нашего урока. Запишите тему урока | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. | С помощью учителя ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. | Организует постановку цели урока. Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств. | - Какую цель ставим? (узнать правописание суффиксов –ев, -ив). 3. Наметим наш план действий: 1. Сами попробуем выполнить задание 2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя. 3.Устраним затруднение. 4. Применим новое знание. - Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель) | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
V. Реализация построенного проекта (10 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. | Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и. Под руководством учителя формулируют тему урока. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. Организует работу в парах. Организует уточнение темы урока. | Предлагаю провести исследование. Согласны? -Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать?(дружно, старательно, внимательно, с уважением) Работа в парах. Каждая пара получает карточки со словосочетаниями. Правда-правдивый, игра-игривый. Лень- ленивый, воля- волевой, груша-грушевый. (в словах специально стоят ударения) Все получают план работы. 1.Сравните пары слов. Можно ли сказать, что вторые слова в парах образованы от первых? Какой частью речи они являются? 2. Сравните суффиксы прилагательных в первом и во втором столбиках. 3. Сделайте вывод. Дети работают в парах. Мы заметили, что …(под ударением всегда пишется буква И, а без ударения буква Е) -К какому выводу вы пришли? (надо в слове обязательно ставить ударение и выделять суффикс). Выставляется эталон. -Что дальше будете делать? (Проверим правильность нашего вывода по учебнику с.135 -Уточните тему нашего урока | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Слушают образец рассуждения. Работают по алгоритму в парах | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | - Какой следующий этап урока? Учебник с. 136 упр.1 Образец рассуждения: работаем в паре с учеником у доски 1)это прилагательное 2) нахожу в слове суффикс 3) ставлю ударение правдИвый 4)под ударением пишется суффикс -ив 5)пишу в первый столбик | Уметь писать суффикс, используя правило. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
| | | - Прочитайте следующую группу слов.(на слайде) ТАЛАНТЛИВЫЙ ЗАБЫВЧИВЫЙ ПУГЛИВЫЙ ДОВЕРЧИВЫЙ ДОЖДЛИВЫЙ УЛЫБЧИВЫЙ - Какие суффиксы в этих словах? - Зависит ли написание суффиксов от ударения? - Какой можно сделать вывод? Вывод: В суффиксах –чив-, -лив- всегда пишется буква и, написание не зависит от ударения. - Прочитайте вывод в учебнике. Такой ли он получился у вас? - Чему надо научиться, чтобы не ошибиться в написании? Учебник с. 136 упр. 2 | |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку | Самостоятельная работа с проверкой по эталону) Тетрадь «Пишем грамотно» упр. 1 Эталон для самопроверки. - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В каком месте ошибки? - В чём причина? Самооценка по алгоритму | Уметь писать суффиксы прилагательных, используя правило Уметь выполнять работу по предложенному плану. (Предметные УУД) Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. По плану урока рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - мы хорошо потрудились и теперь подводим итог работы на уроке. - Какую цель ставили? Достигли цели? Расскажите, чему научились на уроке. - Оцените свою деятельность на уроке. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
| | | Ребята, закрепить знания о правописании суффиксов вы сможете при выполнении домашнего задания. Р.т. «Пишем грамотно» упр. 3 | |