СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в 6 классе "Вегетативное размножение растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 6 классе "Вегетативное размножение растений"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Старосуркинская СОШ».

Ф.И.О. учителя Васильева Ирина Васильевна

Предмет: биология

Класс: 6

Тема урока «Вегетативное размножение растений»

Урок дан по тематическому планированию.

Содержание материала дает возможность опираться на жизненные знания и опыт учащихся и одновременно закладывает знания, которые необходимы будут для изучения последующих тем биологии. Содержание отобранного материала соответствует базовому уровню.

Тип урока: открытие нового знания.

УМК: Н.И.Сонин, В.И.Сонина

Готовясь к уроку, я поставила перед собой следующие цели:

  1. способствовать усвоению учащимися понятий темы «размножение растений».

  2. способствовать развитию специальных и общеучебных умений и навыков учащихся.

  3. способствовать воспитанию экологической культуры учащихся

Методы обучения: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковый: индивидуальная, фронтальная, практическая.

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

1. умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения практической работы).

4. умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

1. умение преобразовывать информацию из одного вида в другой(таблицу в текст и практическую работу.;).

Коммуникативные УУД

1. умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные результаты: сформировать мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию

Задачи: Познакомить учащихся с различными способами размножения растений, закрепить знания о хранении наследственной информации, продолжить формирование умения получать самостоятельно ответы на вопросы с помощью учебника.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Основные цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Информационные ресурсы и инструментарий

Формы оценивания

Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельно-

сти

Создать, благоприятный психологический настрой на работу


Приветствие учащихся, проверка подготовленности к уроку, постановка проблемы в виде показа презентации о вегетативном размножении

Приветствие учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решать


Устные ответы

Проблемная ситуация и актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

В течение нескольких уроков мы изучали основные процессы жизнедеятельности организмов. Этот процесс – один из самых сложных в жизни организмов. Благодаря этому – каждое растение или животное оставляет после себя потомство, и этот процесс повторяется снова и снова. Преемственность организмов создает бессмертие вида.

Какой же процесс присущ всем живым организмам и создает бессмертие вида?



Какие виды размножения вы знаете?

Дать определение.

Мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение растений, основные процессы, протекающие в растениях. Узнали, что такое половое размножение у цветковых растений. А если растение не цветковое или процесс опыления не возможен, то как размножаются растения?

Каким способом можно размножить домашние цветы, если они у нас не имеют семян?

Итак, послушайте выдержку из дневника садовода-любителя и подумайте, как ему помочь?

- На часах только девять утра, а солнце уже припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь, каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой, а хочется…

Что же нужно сделать?

- Знаете ли вы, какими способами человек размножает необходимые ему растения?

- как можно быстро озеленить свою квартиру, дом, класс?

-давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Итак, тема нашего урока «Вегетативное размножение покрытосеменных растений».


Учащиеся устно отвечают

Размножение – это …

Половое и бесполое

Бесполым путем.



учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы.






















Формулируют тему урока


Устные ответы,

выполненные

задания

Постановка учебной

задачи

Совместно с учениками определить задачи, которые

нужно будет выполнить на уроке

На столах карточки с таблицами, которые нужно заполнить, отвечая на вопросы.

Задание: «Что я знаю о размножении растений?

Какие методы эффективнее для сохранения имеющихся качеств растений


Учащиеся высказывают свои предложения, формулируют цели урока урок




Первичное усвоение знаний


Почему форма размножения названа вегетативной? Давайте вспомним, из каких органов состоит растение , какие органы называются генеративные и вегетативные.

С помощью предложенных вам карточек (приложение 1) дополните предложения и сделайте записи в тетради

Вегетативные органы растения это ………(корень, стебель, листья).

Генеративные органы растения это ……(цветки и плоды).

Размножение с помощью органов растения – называется ….(вегетативным размножением)

Вегетативное размножение - это один из способов бесполого размножения растений. Принципиальной особенностью вегетативного размножения является полное соответствие материнскому организму или той его части, из которой оно получено. Новая особь наследует все признаки и свойства материнского она­низма. Современные учёные называют потомство, полученное в результате такой процедуры, клоном, а сам процесс- клонированием. В основе вегетативного размножения растения лежит его способность к регенерации.

Давайте выясним, какие основные способы вегетативного размножения существуют самостоятельно с помощью учебника страницы 114-117 заполните таблицу (приложение 2) «Способы вегетативного размножения» после заполнения таблицы учитель задает проблемные вопросы

Какой способ применяли для размножения новых сортов?

Мы изучили способы вегетативного размножения . А какого его значение?

Значение вегетативного размножения:

Биологическое значение вегетативного размножения.

• значительно быстрее захватить необходимую им площадь

• быстрее расселиться на большой территории

• Вегетативное размножение позволяет сохранить неизменными свойства вида, все признаки материнского растения.

• Размножение растений в случае повреждения значительной части растения (пожары, вырубки и пр.)

• Если семенное размножение затруднено, и вегетативный способ размножения является единственным


Хозяйственное значение вегетативного размножения.

1.Возможность быстрого воспроизводства двулетних и многолетних растений

2.Необходимость сохранения наследственных признаков сорта

3.Возможность сочетания полезных признаков нескольких растений в одном

4.Успешная конкуренция с другими растениями.

5.Растения, появившиеся путем вегетативного размножения могут раньше перейти к плодоношению.

6.Растения, возникшие вегетативным путем, обладают такими же свойствами, какие были у материнского растения. Лишь в новых условиях окружающей среды у них могут проявиться иные свойства, например, могут измениться размеры растения.




Учащиеся находят на рисунке органы растения делают записи в тетради










учащиеся самостоятельно работают с учебником,

делают записи в тетради

учащиеся высказывают свои версии, делают записи в тетради

Видеоролик


https://yandex.ru/video/preview/1799812084175812617






















Видеоролик

https://yandex.ru/video/preview/17472111986989877997

Устные ответы

Физминутка

Снять усталость и напряжение

- Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку для глаз.

- Голову держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.

- Глазками начертите круг, треугольник, квадрат.

- Закройте глаза, представьте себя на зеленой лужайке, вокруг летают разноцветные бабочки, шумит листва, журчит ручей…

- А теперь открываем глаза и продолжаем работу.

Выполняют физминутку



Первичное закрепление

Обеспечение восприятия, осмысление первичного запоминания детьми изучаемой темы

А теперь, кто сидит за нечетными партами, повернитесь к тем, кто сидит за четными партами. Получились минигруппы. У каждой, на столе есть определенное растение (хлорофитум, диффенбахия, фиалка, глоксиния, сансевьера). Работая сообща, в течение двух минут, решите, каким способом целесообразно размножать предложенное комнатное растение?

Учитель. Трудно было? Вот и Гете говорил, что “Самое трудное – увидеть то, что перед глазами”

Проверим ваши решения с помощью подсказок (приложение 3), которые находятся в конвертах на столах микрогрупп.

самостоятельная работа в группах, ответы учащихся

Презентация к уроку. Слайды 2 - 4






Презентация к уроку. Слайды 5 - 6


Презентация к уроку. Слайды 7 – 8


Презентация к уроку. Слайды 9 - 10

Устные ответы,

записи

в тетради

Включение новых знаний

в систему знаний и

повторение

Обобщить полученные знания и умения, проверить,

решены ли поставленные задачи, достигнуты ли цели

урока

В начале урока перед нами стояла проблема: «Как быстро размножить растения?». Используя полученные знания и практические умения, сформулируйте пути её решения.


- Подскажите, как помочь садоводу, у которого никак не уродится хорошая смородина?


-. Какое же значение имеет вегетативное размножение в природе, в жизни человека? В чем преимущество вегетативного размножения цветковых растений ?


Домашнее задание:


попробуйте вегетативно размножить какое-либо комнатное растение (предварительно составьте план своих действий) , фотографируйте каждый этап. Сделайте презентацию , использую эти фото

Отвечают

на вопросы









Выполняют задания на платформе РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6763/main/268969/

Устные ответы
















Онлайн-задания

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Оцените нашу работу на уроке.

Прикрепить на доску лист ватмана. На нём нарисовано дерево. Каждый учащийся выбирает листочек определённого цвета, отражающий его активность на уроке (красный, жёлтый, зелёный).

Красный - я активен и уверен на уроке, жёлтый - я чувствовал себя неуверенно, работал мало; зелёный - у меня возникло много вопросов, мне есть над, чем поработать дома...







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!