Урок дан по тематическому планированию.
Содержание материала дает возможность опираться на жизненные знания и опыт учащихся и одновременно закладывает знания, которые необходимы будут для изучения последующих тем биологии. Содержание отобранного материала соответствует базовому уровню.
1. умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения практической работы).
4. умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
1. умение преобразовывать информацию из одного вида в другой(таблицу в текст и практическую работу.;).
1. умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Личностные результаты: сформировать мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию
Задачи: Познакомить учащихся с различными способами размножения растений, закрепить знания о хранении наследственной информации, продолжить формирование умения получать самостоятельно ответы на вопросы с помощью учебника.
Этапы урока | Основные цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Информационные ресурсы и инструментарий | Формы оценивания |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельно- сти | Создать, благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие учащихся, проверка подготовленности к уроку, постановка проблемы в виде показа презентации о вегетативном размножении | Приветствие учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решать | | Устные ответы |
Проблемная ситуация и актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий | В течение нескольких уроков мы изучали основные процессы жизнедеятельности организмов. Этот процесс – один из самых сложных в жизни организмов. Благодаря этому – каждое растение или животное оставляет после себя потомство, и этот процесс повторяется снова и снова. Преемственность организмов создает бессмертие вида. Какой же процесс присущ всем живым организмам и создает бессмертие вида? Какие виды размножения вы знаете? Дать определение. Мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение растений, основные процессы, протекающие в растениях. Узнали, что такое половое размножение у цветковых растений. А если растение не цветковое или процесс опыления не возможен, то как размножаются растения? Каким способом можно размножить домашние цветы, если они у нас не имеют семян? Итак, послушайте выдержку из дневника садовода-любителя и подумайте, как ему помочь? - На часах только девять утра, а солнце уже припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь, каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой, а хочется… Что же нужно сделать? - Знаете ли вы, какими способами человек размножает необходимые ему растения? - как можно быстро озеленить свою квартиру, дом, класс? -давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Итак, тема нашего урока «Вегетативное размножение покрытосеменных растений». | Учащиеся устно отвечают Размножение – это … Половое и бесполое Бесполым путем. учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему урока | | Устные ответы, выполненные задания |
Постановка учебной задачи | Совместно с учениками определить задачи, которые нужно будет выполнить на уроке | На столах карточки с таблицами, которые нужно заполнить, отвечая на вопросы. Задание: «Что я знаю о размножении растений? Какие методы эффективнее для сохранения имеющихся качеств растений | Учащиеся высказывают свои предложения, формулируют цели урока урок | | |
Первичное усвоение знаний | | Почему форма размножения названа вегетативной? Давайте вспомним, из каких органов состоит растение , какие органы называются генеративные и вегетативные. С помощью предложенных вам карточек (приложение 1) дополните предложения и сделайте записи в тетради Вегетативные органы растения это ………(корень, стебель, листья). Генеративные органы растения это ……(цветки и плоды). Размножение с помощью органов растения – называется ….(вегетативным размножением) Вегетативное размножение - это один из способов бесполого размножения растений. Принципиальной особенностью вегетативного размножения является полное соответствие материнскому организму или той его части, из которой оно получено. Новая особь наследует все признаки и свойства материнского онанизма. Современные учёные называют потомство, полученное в результате такой процедуры, клоном, а сам процесс- клонированием. В основе вегетативного размножения растения лежит его способность к регенерации. Давайте выясним, какие основные способы вегетативного размножения существуют самостоятельно с помощью учебника страницы 114-117 заполните таблицу (приложение 2) «Способы вегетативного размножения» после заполнения таблицы учитель задает проблемные вопросы Какой способ применяли для размножения новых сортов? Мы изучили способы вегетативного размножения . А какого его значение? Значение вегетативного размножения: Биологическое значение вегетативного размножения. • значительно быстрее захватить необходимую им площадь • быстрее расселиться на большой территории • Вегетативное размножение позволяет сохранить неизменными свойства вида, все признаки материнского растения. • Размножение растений в случае повреждения значительной части растения (пожары, вырубки и пр.) • Если семенное размножение затруднено, и вегетативный способ размножения является единственным Хозяйственное значение вегетативного размножения. 1.Возможность быстрого воспроизводства двулетних и многолетних растений 2.Необходимость сохранения наследственных признаков сорта 3.Возможность сочетания полезных признаков нескольких растений в одном 4.Успешная конкуренция с другими растениями. 5.Растения, появившиеся путем вегетативного размножения могут раньше перейти к плодоношению. 6.Растения, возникшие вегетативным путем, обладают такими же свойствами, какие были у материнского растения. Лишь в новых условиях окружающей среды у них могут проявиться иные свойства, например, могут измениться размеры растения. | Учащиеся находят на рисунке органы растения делают записи в тетради учащиеся самостоятельно работают с учебником, делают записи в тетради учащиеся высказывают свои версии, делают записи в тетради | Видеоролик https://yandex.ru/video/preview/1799812084175812617 Видеоролик https://yandex.ru/video/preview/17472111986989877997 | Устные ответы |
Физминутка | Снять усталость и напряжение | - Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку для глаз. - Голову держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз. - Глазками начертите круг, треугольник, квадрат. - Закройте глаза, представьте себя на зеленой лужайке, вокруг летают разноцветные бабочки, шумит листва, журчит ручей… - А теперь открываем глаза и продолжаем работу. | Выполняют физминутку | | |
Первичное закрепление | Обеспечение восприятия, осмысление первичного запоминания детьми изучаемой темы | А теперь, кто сидит за нечетными партами, повернитесь к тем, кто сидит за четными партами. Получились минигруппы. У каждой, на столе есть определенное растение (хлорофитум, диффенбахия, фиалка, глоксиния, сансевьера). Работая сообща, в течение двух минут, решите, каким способом целесообразно размножать предложенное комнатное растение? Учитель. Трудно было? Вот и Гете говорил, что “Самое трудное – увидеть то, что перед глазами” Проверим ваши решения с помощью подсказок (приложение 3), которые находятся в конвертах на столах микрогрупп. | самостоятельная работа в группах, ответы учащихся | Презентация к уроку. Слайды 2 - 4 Презентация к уроку. Слайды 5 - 6 Презентация к уроку. Слайды 7 – 8 Презентация к уроку. Слайды 9 - 10 | Устные ответы, записи в тетради |
Включение новых знаний в систему знаний и повторение | Обобщить полученные знания и умения, проверить, решены ли поставленные задачи, достигнуты ли цели урока | В начале урока перед нами стояла проблема: «Как быстро размножить растения?». Используя полученные знания и практические умения, сформулируйте пути её решения. - Подскажите, как помочь садоводу, у которого никак не уродится хорошая смородина? -. Какое же значение имеет вегетативное размножение в природе, в жизни человека? В чем преимущество вегетативного размножения цветковых растений ? Домашнее задание: попробуйте вегетативно размножить какое-либо комнатное растение (предварительно составьте план своих действий) , фотографируйте каждый этап. Сделайте презентацию , использую эти фото | Отвечают на вопросы Выполняют задания на платформе РЭШ | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6763/main/268969/ | Устные ответы Онлайн-задания |
Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Оцените нашу работу на уроке. Прикрепить на доску лист ватмана. На нём нарисовано дерево. Каждый учащийся выбирает листочек определённого цвета, отражающий его активность на уроке (красный, жёлтый, зелёный). Красный - я активен и уверен на уроке, жёлтый - я чувствовал себя неуверенно, работал мало; зелёный - у меня возникло много вопросов, мне есть над, чем поработать дома... | | | |