СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. В. Короленко «В дурном обществе»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. В. Короленко «В дурном обществе»»

Бандура Е.И., учитель русского языка и литературы



Технологическая карта урока. В. Короленко «В дурном обществе»

Предмет: литература

Класс:5

Тема урока: В. Короленко « В дурном обществе»: семья Тыбурция.

Цели урока: формирование нравственных качеств, читательской культуры личности через анализ художественного произведения, наблюдение над выразительными особенностями языка.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • умение анализировать художественное произведение;

  • определять мотивы поведения персонажа в конкретной ситуации, изображенной автором;

  • владение навыками характеристики литературного героя как человека определенной среды и эпохи;

  • умение определять и обосновывать свое отношение к литературному герою, произведению, автору. Метапредметные:

Познавательные:

  • умение сравнивать, сопоставлять события, явления, делать выводы;

  • способность извлекать информацию из различных учебных источников;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Регулятивные:

  • способность определять цель своей деятельности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные:

  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе:

  • способность осознанно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

  • ответственное отношение к собственным поступкам;

  • осознание значения семьи в жизни человека.



Ресурсы: Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин – М.: Просвещение, 2020 г. - 319 с.: ил

Ход урока



Этапы урока

Цель этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование

УУД

Планируемые результаты

I. Организационный (мотивационный).


Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пожмем руки и настроимся на серьезную и интересную работу.



Приветствие.

Проверка готовности учащихся к работе. Психологический настрой учащихся на урок.

Приветствие. Подготовка у уроку. Самоорганизация. Оценка готовности к уроку.

Личностные: самоопределение; выработка учебной мотивации.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: самоопределение; выработка учебной мотивации.


II. Целеполагание


Цель: постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор (проектирование) способов и средств ее реализации.

Восстановить слова в эпиграфе к уроку.

Создание учебной мотивации.

Определение темы, цели.

Личностные: самоопределение; выработка учебной мотивации.

Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Знать содержание прочитанного произведения.

Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность










с учителем и сверстниками.


коррекции качеств своего характера

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;


III.Актуализация знаний

Цель: первичная рефлексия: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»(фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии) — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона, то есть постановка проблемы исследования

Составление кластера «Дружба»

Постановка учебной задачи.

Работа в группах

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю.


Уметь воспринимать и анализировать текст.

Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме





IV. «Открытие» учащимися новых знаний


Цель: первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового.

- Найдите художественные детали, воссоздающие атмосферу уходящего дня.

2 группа.

- Найдите художественные детали, воссоздающие атмосферу полуразрушенной часовни и кладбища.

3 группа.

- Найдите в тексте глаголы, передающие состояние Васи.


Исследовательская работа с текстом.

- Найдите в тексте и зачитайте описание места событий.

Выразительное чтение фрагментов от слов «Солнце начинало склоняться к закату...» до слов «...разноцветные головки лютиков,

кашки, фиалок...» и от слов «Внутренность высокого узкого здания...» до слов «…еле выделявшихся на полу странными очертаниями».

Работа в группах

(рабочая тетрадь).

Обсуждение дифференцированных заданий

Личностные : моральный выбор;

Регулятивные: целеполагание, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий (алгоритма), прогнозирование.

Познавательные: Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование.


Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера.

Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок








Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;


V. Первичное закрепление

Цель: построение, фиксация и применение нового (предметных, метапредметных и личностных результатов) — включение нового в систему усвоенного; закрепление нового при выполнении практических заданий; первичное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме, в формировании метапредметных и личностных результатов.

Выразительное чтение эпизода «Знакомство»


Какие качества характера героя проявились в данном эпизоде?


Какое впечатление произвели ребята друг на друга при первой встрече?


Что давала дружба каждому из детей?



Личностные: Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы),формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Регулятивные: саморегуляция, преодоление препятствий.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и

Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.


Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера


Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме








Организация беседы по данным вопросам

Участие в коллективном диалоге

условиями коммуникации, участие в коллективном обсуждении проблем.


VI. Диагностика (самодиагностика)

Цель: самопроверка умений применять новое в типовых условиях - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

-Что было основой дружбы Васи, Валека и Маруси?


Организация коллективного обсуждения вопроса

Выполнение задания в рабочей тетради

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Познавательные: умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Коммуникативные: создание устных монологических высказываний

вести диалог.

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок. Уметь ориентирова ться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте.







VII. Рефлексия


Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

5. Какую оценку ты бы себе поставил?


Организация заполнения листка самоконтроля

Заполнение листка самоконтроля.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Личностный результат УУД:

способность к самооценке

саморазвитию Практическое применение учебного материала

VIII. Проектирование дифференцированного домашнего задания.


Цель: составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания как части коллективного проекта в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося.


Объяснение задания на дом

1.Перечитать главы VI—IX и «Заключение».2.Подготовить художественный пересказ главы VII; выразительное чтение эпизода от слов: «Наконец он повернулся» до слов: «Слово “смерть” не имеет еще полного значения для детского

Регулятивные : умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, определять сферу своих интересов.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности..









слуха, и горькие слезы только теперь, при виде этого безжизненного тела, сдавили мне горло...»

3.Нарисовать иллюстрацию «В подземелье». Сделать подписи к иллюстрации, используя цитату из текста. (По желанию).

4.Групповое задание.

Подготовить выразительное чтение по ролям фрагмента повести от слов: «Ты в городе остался затем, чтобы купить булок?» до слов: «...Я горько плакал, пока крепкий сон не прогнал своим веянием моего глубокого горя».