СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС»

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение г. Хабаровска

«Средняя школа № 27»













Доклад


«Технологическая карта урока

в соответствии с ФГОС».













Подготовила:

учитель начальных классов

высшей категории

МАОУ СШ № 27

Чернова Н.М







г. Хабаровск,

2021

СЛАЙД 2. Я начну со слов известного ученого-педагога, публициста и переводчика, автора книги «Основы педагогики» С. И. Гессена, который писал «Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него».

Достоинства урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка – это не что иное, как разработка урока, его моделирование и прогнозирование. Это продукт творчества учителя, отражение его педагогического почерка. Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. А способом графического проектирования современного урока является технологическая карта. Что это? 

 Термин "технологическая карта" пришел в образование из технических, точных производств.

В дидактическом контексте технологическая карта представляет собой:

  • проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата;

  • новым видом методической продукции, которая обеспечивает эффективное и качественное преподавание в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. 

  • современную форму планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся;

  • способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

На данный момент устоявшейся формы технологической карты пока не существует.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу (молодому специалисту) сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наи­большие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучаю­щихся на каждом этапе.

СЛАЙДЫ 3-4. Рассмотрим этапы работы над технологической картой:

Шаг 1:

  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;

  • определить место темы в учебном курсе;

  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

  • обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, т.е. посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.


Шаг 2:

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.


Шаг 3:

Спланировать учебный материал

Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;

  • воспроизведение;

  • применение знаний в новой и незнакомой ситуации;

  • творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;

  • задания, способствующие закреплению материала учеником.


Шаг 4:

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.


Шаг 5:

Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.


Шаг 6:

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;

  • как контролировать;

  • как использовать результаты контроля.


Шаг 7:

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.


Шаг 8:

Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.


СЛАЙД 5. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, то необходимо выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока (описания всего процесса деятельности; указание операций, их составных частей).

Задача технологической карты – отразить “деятельностный подход” в обучении. На каждом этапе урока отслеживать свою деятельность и ожидамые действия обучающихся.

Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. Необходимо создать визуальный образ урока.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:

  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;

  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

  • координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;

  • введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.

Самооценивание – один из компонентов деятельности. Она не связана с выставлением отметок, а связана с оценивания себя. Позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

СЛАЙД 6. Структура технологической карты

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Структура

- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

- планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);

- межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);

- этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

СЛАЙД 7. Эиапы

1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.

2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

3-й этап. “Целеполагание”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения или открытие нового знания”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7-й этап. "Повторение ранее изученного материала"

8-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

СЛАЙД 8. Существует достаточно большое количество разнообразных технологических карт урока, разработанных учителями – практиками. Технологическая карта урока может иметь разную форму. Но должна зафиксировать не только вид деятельности учителя и ученика на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.


СЛАЙДЫ 9-12. Я в своей практике использую технологическую карту с такой таблицей

Форма записи урока в виде технологиче­ской карты дает возможность максимально детализировать урок еще на ста­дии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.




СЛАЙД 13. Что дает использование технологической карты?

Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет

  • организовать эффективный учебный процесс,

  • обеспечить реализацию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения,

  • увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы;

  • полностью отразить последовательность действий и операций, приводящих к намеченному результату;

  • корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;

  • организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения

  • обеспечить повышения качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы: контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

СЛАЙД 14. Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

Использование технологической карты при разработке урока делает его современным уроком, соответствующим требованиям новых образовательных стандартов.





Литература


1. Источник:Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие.-Витебск:УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006.Автор:Н,Я.Мороз, доцент кафедры психологии, педагогиге и частных методик.

2. Безрукова,В.С.Достоинства и недостатки современного урока/В.Безрукова// Директор школы.-2004.-№2.-с.33-37.

3. Копотева, Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС/ Г.Л.Копотева// Управление начальной школой.- 2011.-№12.- с.13-18.

4 . Лаврентьев,В.В.Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения: методические рекомендации/В.В.Лаврентьев// Завуч для администрации школ.- 2005.-№1.- с.83-88.