План –конспект (технологическая карта) урока биологии «Видоизменение корней»
6 класс
Учитель: Воликова Мария Александровна
Предмет: Биология
Тема урока: Видоизменение корней
Тип урока: открытие нового знания
Цель: сформировать представление о видоизменении корня как результате приспособления растения к новым условиям существования; обобщить знания о значении корней растений в здоровом питании человека.
Задачи:
Рассмотреть особенности различных видов корней в связи с приспособленностью к среде обитания.
Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения сохранения здоровья (на примере роли корнеплодов в здоровом питании человека).
Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий в группе).
Формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (рисунок в текст и схему).
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цели учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Формирование умения выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование целостных представлений о видоизменениях корня; уметь определять факторы среды, оказывающие влияние на растения; отличия корней растений влажных мест обитания и засушливых, уметь объяснять черты приспособленности растений к условиям окружающей среды;
Метапредметные: развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Личностные: развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Условия обеспечения учебной деятельности: презентация «Видоизменения корней», рабочие листы, информационные листы, корнеплоды (свёкла, редис, морковь, редька), компьютер, колонки, SMART Board доска.
№ п/п | Этап учебного занятия, время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Формы и методы здоровьесберегающей деятельности |
1 | Организационный момент (1 мин) | Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Добрый день, ребята! Меня зовут Мария Александровна, и сегодня урок биологии у вас буду вести я. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь улыбка — это состояние души. Я надеюсь, мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | 1. Приветствуют учителя. | Коммуникативные УУД: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других. | – построение урока согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; – создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе; |
2 | Мотивационный этап (4 минуты) | Прием: «Внимание, поиск!» Сегодня мы будем изучать орган цветковых растений. Чтобы сформулировать тему урока, я прошу вас посмотреть на слайд (корень зуба, волоса, слова, ногтя, …). Что общего на этих картинках? О каком органе цветкового растения идет речь? Вы наверно догадались? Речь идет о корне. Создание проблемной ситуации. Побуждение к высказыванию своего мнения. На слайде изображены разные растения. Посмотрите на них внимательно и скажите на всех ли картинках изображены корни растений? Побуждение к высказыванию своего мнения. На всех картинках изображены корни, которые видоизменились под действием условий. Давайте подумаем, а какие условия могли повлиять на видоизменения корней? Формулировка темы и целей урока. - Давайте сформулируем вместе тему урока? - Давайте выясним что нам сегодня предстоит узнать? | 2. Разгадывают загадку На всех картинках корень 3.Внимательно изучают картинки и высказывают свои предположения 4. Отвечают на вопрос: -влияют климатические условия 5. Формулируем цель и записываем тему урока. | Регулятивные УУД: Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности и формулировать вопрос урока. | – создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе. |
3 | Открытие новых знаний (15 минут) | Организация работы в группах с раздаточным материалом Для более эффективной работы у нас сформированы группы-поисковые отряды. На столах из вас лежат рабочие листы (Приложение №1) и информационный лист (Приложение №2) в которых вы будете работать в течение урока. Учащиеся получают образцы овощей (морковь и лук, редис и чеснок, редьку и картофель, свеклу и лук). Перед вами видоизменения, но не только корней, но и побегов, ваша задача определить, что из этого является видоизмененным корнем-корнеплодом. Время на обсуждение в группе 5 минут. После чего один представитель от группы озвучивает общие выводы (акцент на здоровом питании). Молодцы ребята, вы все отлично справились! Организация коллективной работы. Следующее задание для поисковых отрядов называется «Шифровальщик». На слайде зашифрованы названия еще одного видоизменения корней, разгадайте его и поднимите руку, кто первый справится. Слайд- Корни подпорки Слайд -дыхательные корни | Работают в группах, с информационными листами. Выступает от каждой группы по одному человеку с небольшим рассказом о корнеплодах. | Коммуникативные УУД: Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. Познавательные УУД: Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений: работа с интерактивными заданиями – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий. Регулятивные УУД: Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Умение выделить главное и выписать. | учебно – воспитательные технологии, включающие вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек: – групповые технологии, – интерактивные игровые технологии, – смена видов деятельности - элементы релаксации (включение аудиозаписей). |
4 | Физкультминутка(1 минута) | Валеологическая пауза. Комплекс упражнений для снятия напряжения с глаз, для улучшения мозгового кровообращения. | Повторяют упражнения за учителем | | - профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения; - психоэмоциональная разрядка. |
5 | Интеллектуально-познавательная деятельность (10 минут) | Слайд -Видео (корни прицепки) Слайд-Корнеклубень Ребята, последний тип корней зашифрован у вас в рабочих листах. Ваша задача разгадать кроссворд и узнать его название. | Разгадывают ребусы, учитель дополняет информацией о видоизменениях корней. | | – интерактивные игровые технологии; - элементы релаксации (включение аудиозаписей) . |
6 | Контроль знаний (2 мин) | Ребята, мы с вами очень хорошо поработали сегодня на уроке. Давайте, вместе вспомним, какие видоизменения корней мы узнали? Учащиеся называют, учитель размещает названия корней на карточках на доске. Давайте проверим, что вы запомнили. Метод «Найди лишнее». | Ученики смотрят на слайд и называют что не относится к видоизменениям корней | Регулятивные УУД: Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений. Коммуникативные УУД: Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное пространство. | – интерактивные игровые технологии; – смена видов деятельности. |
7 | Рефлексия (2 мин) | Прием «Лестница успеха». Ребята, в начале урока, мы ставили цель изучить видоизменения корней. Расширился ли ваш круг знаний на сегодняшнем уроке и какие впечатления он оставил у вас? Покажите человечка того цвета, который соответствует вашей ступени. | | Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» | - для снятия эмоционального напряжения ученик оценивает свою работу самостоятельно. |
8 | Домашнее задание | На выбор учащегося: 1.Составить кроссворд по теме урока «Видоизменения корней». 2.Составить синквейн по теме урока «Видоизменения корней». | | | -дифференцированные задания, повышающие усвоение знаний учениками с разным уровнем обучаемости. |
Список литературы:
1.Биология: 5—9-е классы: базовый уровень: методическое пособие к предметной линии «Линия жизни» / В. В. Пасечник. — Москва: Просвещение, 2022. — 186с.
2.Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы". СанПиН 9-131 РБ. 2000. Приложения 7, 8, 9.
3.Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе. -2015.-№5.
4.Казин Э.М. «Здоровьесберегающие технологии в школе», М.: 2019.
5.Ресурсы интернета
Приложение №1
Рабочий лист
Видоизменения корней
Фамилия Имя ___________________________________Класс _______Дата __________ Биология 6 класс класс
1. Дополни таблицу «Видоизменения корней».
Рисунок | Название видоизменения | Функции | Примеры растений |
| | | Редис, морковь, свекла, репа, редька |
| | | Баньян |
| | Поглощают влагу и минеральные соки непосредственно из воздуха | Ива ломкая, болотный кипарис, мангровые деревья |
| | Могут прикрепляться к другим растениям, скалам, стенам домов, удерживая всё растение в вертикальном положении | |
| Корневые клубни | | Батат, георгин, ятрышник |
| | | Орхидея, монстера |
2. Разгадай кроссворд.
Фамилия Имя __________________________________________Класс ____________ Дата ______________
Разгадай кроссворд
1. В сказке он развалил теремок
2. Крылатый огнедышащий змей
3. Один из белых крепышей во рту
4. Без него бывает засуха
5. Взрослый цыплёнок
6. Артиллерийское орудие
7. Им можно накачать спущенное колесо
8. Музыкант из Смешариков (сокращённо)
9. Одна десятая часть дециметр
3. Домашнее задание (на выбор)
1.Составить кроссворд по теме урока «Видоизменения корней».
2.Составить синквейн по теме урока «Видоизменения корней».
Приложение №2
Информационный лист
Информационный лист
Видоизменения органа – это изменение его внешнего облика (вида) в связи с дополнительно приобретёнными функциями.
Корнеплоды — овощи, утолщенный стержневой главный корень которых съедобен. К ним относят морковь, свеклу, редьку, редис, репу, брюкву, белые коренья (петрушку, сельдерей, пастернак), хрен, катран. Каждый корнеплод состоит из головки, шейки и собственно корня. Основная функция корнеплода — запасание питательных веществ
Сверху корнеплоды покрыты пробковой тканью (кожицей), под которой расположена мякоть (паренхимная ткань), богатая питательными веществами. В центре корнеплодов находится менее питательная часть — сердцевина, которая сильно развита у моркови и малозаметна у других овощей. У свеклы пониженной питательной ценностью обладают белые и светлые кольца, расположенные внутри мякоти.
Корнеплоды обладают большой пищевой ценностью благодаря содержанию сахара (в моркови и свекле до 6 … 9 %), минеральных веществ (0,7 … 1,0 %), витаминов, ароматических веществ (сельдерей, петрушка), гликозидов (редька, редис, репа). В них содержатся также азотистые вещества (1,2 … 2,5 %) и клетчатка (0,5 … 2 %).
Морковь. Это один из древнейших корнеплодов, употреблявшихся в пищу еще древними греками и римлянами. Морковь действительно полезна. В ней содержится много сахара в виде глюкозы (6,7 %), минеральных веществ в виде солей железа, фосфора, калия, микроэлементов. Особенно много в моркови каротина (до 9 мг%), который в организме человека превращается в витамин А. Каротин усваивается лучше, если морковь подвергнута тепловой обработке с жиром
Благодаря вкусовым качествам и пищевой ценности морковь широко используется в кулинарии, в детском и лечебном питании при ослабленной функции кишечника, болезнях сердца, сосудов, печени и почек. Улучшает состояние кожи, зрение. Повышает гемоглобин крови, способствует снижению холестерина в организме.
Свекла. Свекла была известна в Древней Персии 2 тыс. лет до нашей эры. В Средние века свекла была уже довольно распространенной культурой.
На Руси этот корнеплод, который привезли из Византии, стал выращиваться в X в. В XVI—XVII вв. из свеклы готовили разные блюда, в том числе борщ, а зелень ее добавляли в окрошку. В XVIII в. свекла привлекла к себе внимание как сырье для производства сахара.
Свекла содержит значительное количество сахара (9 %) в виде сахарозы, минеральных веществ в виде солей фосфора, калия, магния, железа и кобальта, витаминов В1, В2, С, РР и фолиевой кислоты.
Свекла обладает лечебными свойствами: оказывает влияние на работу кишечника, предупреждает атеросклероз и регулирует обмен веществ. Она имеет сочную красную мякоть с различными оттенками окраски, зависящей от количества бетанина.
Редька. Редька употреблялась в питании народов Древнего Египта, о чем свидетельствуют надписи на пирамиде Хеопса, а также использовалась в Китае, в Древней Греции. Соком редьки издавна пользовались медики для лечения кашля и нормализации работы кишечника.
В Россию редька была завезена из Азии и широко использовалась в исконно русских блюдах: квас с редькой, редька с маслом, ее добавляли в хлеб.
Редька — это корнеплод с горько-острым вкусом и специфическим запахом, обусловленным эфирными маслами и гликозидами. В ней содержатся сахар (6,4 %), витамин С и много солей калия.
Редьку различают по времени созревания (летняя, зимняя), окраске корнеплода (белая, черная, серая, зеленая) и форме (длинная, полудлинная, круглая). Хозяйственно-ботанические сорта редьки: «Майская белая», «Зимняя круглая черная» и др.
Разновидностью редьки является дайкон — зеленая редька, родиной которой считают Японию, а поступает этот вид редьки в Россию в основном из Узбекистана. Мякоть дайкона сочная, слаще и нежнее редьки, в ней много минеральных солей, K, P, Ca, Fe, содержатся витамины В1, В2, С, РР и отсутствуют гликозиды. Используют дайкон так же, как редьку.
В кулинарии редьку используют в сыром виде для салатов. В лечебном питании ее применяют как стимулятор выделения желудочного сока, для улучшения аппетита и усиления деятельности кишечника. Кроме того, редька способствует выведению из организма избыточного холестерина в связи с большим содержанием клетчатки.
На столе ___________________
Опишите ваш корнеплод, отвечая на вопросы:
Утолщением какого корня является ваш корнеплод
В связи с какой функцией произошли изменения корня?
Родиной ________ является___________
_______ценная для человека, потому что она богата__