СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Водород"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Водород". Химия 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Водород"»

технологическая карта урока химии по теме «Водород»

Доводы, до которых человек додумывается самобычно

убеждают его больше, нежели те, которые

пришли в голову другим.

Б. Паскаль

Технологическая карта урока

1.Общая часть

Предмет: химия Класс: 9

Тема урока: Водород

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: создание условий для формирования универсальных учебных действий в процессе систематизации и развития знаний учащихся о водороде как химическом элементе, его двойственном положении в Периодической системе, свойствах водорода, способах его получения, роли в природной среде и применении на основе сформированной предметной понятийно-теоретической базы.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности, формирование положительных эмоций, самореализация личности подростка

Познавательные УУД – умение работать с информацией, выявлять причинно-следственные связи; умение создавать, применять преобразовывать знаки и символы, модели и символы для решения учебных и познавательных задач, умение строить логическое рассуждение использовать аналогии, опираться в поиске решений на собственный опыт; Регулятивные УУД умение самостоятельно определять цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха Коммуникативные УУД - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

знание физических и химических свойств водорода, способов его получения, роли в природной среде и применении; умение объяснять двойственное положение в Периодической системе,



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

Приветствует класс, проверяет готовность к занятию

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку

Личностные - формирование положительных эмоций

Мотивационный

В день, когда его запасы иссякнут, жизнь во Вселенной прекратится. Погаснут солнца, не станет воды... Вещество, без которого жизнь невозможна, «сидит» в самом центре нашей планеты — в ядре и вокруг него, и оттуда «мигрирует» наружу. Этот газ - начало всех начал. Как вы думаете, о каком веществе идёт речь? Вы правы. Это - «водород». Именно удивительному веществу сегодня мы посвятим наш урок. Давайте вместе составим план изучения этого вещества.

учащиеся высказывают свои предположения записывают тему урока в процессе совместного обсуждения составляется план изучения темы «Водород»

1.Положение химического элемента водорода в IIC

2. Открытие водорода

3. Простое вещество - водород

а) физические свойства

б)химические свойства

4. Получение водорода Применение водорода

Личностные - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности, формирование положительных эмоций, самореализация личности подростка

Регулятивные - умение самостоятельно определять цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
















Этап формирования нового знания

Приступаем к изучению темы «Водород» по составленному плану. 1.Положение химического элемента водорода в ПС

Задание: Используя знания о строении атомов и зависимости строения атома от положения элемента в ПС, найдите аргументы объясняющие положение водорода в главной подгруппе I группы и главной подгруппе VII группы Периодической системы и заполните таблицу Nº1 (Приложение) Сформулируйте вывод.

в процессе работы в парах и совместного обсуждения заполняется таблица Nº1 формулируют вывод: водород занимает в периодической системе двойственное положение, в связи с особенностями строения атома. Наличие на внешнем и единственном энергетическом уровне одного электрона в атоме водорода делает его похожим на щелочные металлы. Водород, подобно щелочным металлам, отдает единственный электрон и проявляет степень окисления +1. Подобно атомам галогенов, водороду не хватает одного электрона до завершения внешнего энергетического уровня, поэтому он способен присоединить один электрон и проявлять степень окисления -1.. учащиеся работают с текстом учебника.

Познавательные -умение работать с информацией, выявлять причинно-следственные связи; умение строить логическое рассуждение, использовать аналогии, опираться в поиске решений на собственный опыт;


Коммуникативные - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение


Регулятивные - умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;


Познавательные -умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач












2. Открытие водород

Откройте учебник на стр. 108,прочитайте раздел «Открытие водорода» и ответьте на вопрос: кто и когда открыл водород?


3. Простое вещество - водород Задание: используя знания о типах химической связи, запишите молекулярную и структурную

формулу водорода, укажите тип химической связи.


а) физические свойства

Используя текст учебника на стр. 136-137 опишите физические свойства водорода


б) химические свойства

В начале урока мы предположили, что водород должен проявлять окислительные и восстановительные свойства. При взаимодействии с какими веществами водород будет проявлять окислительные свойства? Восстановительные свойства?


Отвечают на вопрос Английский ученый Генри Кавендиш в 1766г. получил водород действием серной и соляной кислот на цинк, железо или олово. Однако вывод о том, что водород представляет собой вещество, а не «горючий воздух», был сделан только в 1784 г., французским химиком А. Лавуазье, который и дал этому элементу название «рождающий воду» - водород. Водород стал первым известным простым газообразным веществом.


учащиеся записывают молекулярную и структурную формулу водорода, указывают тип химической связи. Н2 Н-Н ковалентная неполярная химическая связь


учащиеся находят в тексте описание физических свойств водорода и записывают в тетрадь


учащиеся записывают уравнения реакции в свете ОВР, доказывая окислительные и восстановительные свойства водорода.

1) Н2 – восстановитель

a) H2 + HeMe → HHeMe

б) H2 + MeO → Me + H20

2) Нг – окислитель

Me + H2 → MeH (гидрид)

Познавательные-умение работать информацией, выявлять причинно-следственные связи; умение строить логическое рассуждение, опираться в поиске решений на собственный опыт,

ознавательные-умение работать информацией, выявлять причинно-следственные связи; умение

строить логическое рассуждение, опираться B поиске решений на собственный опыт; Личностные - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности






4. Получение водорода

Учитель организует проведение лабораторного опыта Nº19 «Получение и распознавание водорода» (стр.141 учебника) совместное обсуждение промышленных способов получения водорода, запись уравнений реакций..


Применение водорода

Задание: используя схему (слайд) и основываясь на физических и химических свойствах водорода, предположите области его применения. Заполните таблицу Nº2 (Приложение)

учащиеся вспоминают правила ТБ, проводят лабораторный опыт и участвуют в совместном обсуждении промышленных способов получения водорода, записывают уравнения реакций.

в лаборатории:

Zn + H2S04 = Zn SO4 +H2

2) в промышленности водород в настоящее время получают:

а) из углеводородов:

CH4 = C + 2H2

б) взаимодействием угля с водой: С + H20 = CO + H2

в) метана с водой:

СН4 + H20 = CO + 3H2

г) электролизом воды:

2H20 = 2H2 + 02


учащиеся работают со схемой, основываясь на физических и химических свойствах водорода, предполагают области его применения, заполняют таблицу Nº2

Познавательные-умение работать с информацией, выявлять причинно- следственные связи; умение строить логическое рассуждение, опираться в поиске решений на собственный опыт


Познавательные-умение работать с информацией, выявлять причинно- следственные связи; умение строить логическое рассуждение, опираться в поиске решений на собственный опыт умение использовать схемы для решения учебных задач




























Этап первичного контроля знаний


Ребята, у каждого из вас на парте тест по теме «Водород» (Приложение). Работаете самостоятельно. Выберите один правильный ответ. Ответ запишите в виде последовательности цифр. Проверим тест и поставим себе оценки. Правильные ответы на слайде. Критерии оценки на слайде:

«5» - 0-1 ошибка

«4» - 2-3 ошибки

«3» - 4-5 ошибок

«2» - 6 и более ошибок

учащиеся выполняют задание индивидуально проводят самоконтроль. проверяют и выставляют оценки.

Личностные - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности, формирование положительных эмоций,

Регулятивные - умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Этап подведения итогов урока и рефлексии

Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. В начале урока мы составили план изучения темы «Водород». Все ли пункты этого плана мы выполнили? В результате в ваших тетрадях получился краткий конспект по теме «Водород». Если при выполнении теста вы допустили ошибки, то можете дома исправить их, обратившись к конспекту и тексту параграфа,

учащиеся анализируют работу на уроке, делают выводы

Регулятивные - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха

Информация о домашнем задании

Запишите, пожалуйста, домашнее задание: § 19, упр.4 стр. 142 составить кроссворд или синквейн по теме «Водород» (по выбору)

Записывают домашнее задание:

Регулятивные - принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;









Приложение

Таблица 1


1 группа главная подгруппа

7 группа лавная подргуппа

Строение атома

Один электрон на энергетическом уровне

До завершения энергетического уровня не достает одного электрона

Окислительно-восстановительные свойства

Отдает оидн электрон

Проявляет восстановительные свойства

Принимает один электрон

Проявляет окислительные свойства

Степень окисления

+1

-1



Таблица 2

Свойство водорода

Применение

Легкий газ

Воздушные шары, аэростаты

Взаимодействие с оксидами металлов

Получение чистых металлов

Выделение большого количества теплоты при взаимодействии с O2

Топливо




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!