СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Возникновение религий. Религии мира и их основатели".

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан на основе модуля "Основы мировых религиозных культур". Это пятый урок курса, построен на знании терминологии предыдущего урока, но по типу - открытия новых знаний. Урок включает в себя работу учащихся по самооценке собственной деятельности и практическое применение читательских компетенций.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Возникновение религий. Религии мира и их основатели".»

Технологическая карта урока

ОРКСЭ в 4Б классе Столичного лицея (программа УМК “Перспектива”)


Данные об учителе: Любавина Светлана Анатольевна, БОУ УР “Столичный лицей”, учитель начальных классов высшей категории.

Предмет: ОРКСЭ Класс Учебник (УМК): А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. - М.: Просвещение, 2016

Тема урока: Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: тетрадь, досочки для работы в группах, карточки самооценки, карточки заданием, учебник.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

Учащиеся владеют регулятивными УУД:

Предметные:

- иметь представление о том, что наша Родина — Россия;

- различать культурные традиции и духовный мир;

-знать виды религий (первобытные, древние, традиционные, национальные);

- определять отличия материальных ценностей от духовных;

Регулятивными УУД:

- формулировать тему и цель своей деятельности совместно с учителем.

Познавательными УУД:

- добывать новые знания с помощью наблюдения, чтения;

- перерабатывать информацию для получения нового продукта;

- строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- высказывать свою точку зрения;

- формировать рабочие отношения в группе.

Личностные УУД:

- определять границы собственного “знания-незнания”

- оценивать результат своего вклада в общую работу группы на основе критерия успешности учебной деятельности.

- выражать свою внутреннюю позицию в устной форме.


Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные Д

-повторить ранее изученные термины: многобожие, пантеон, завет;

-получить информацию о том, как и где возникли основные мировые религии , кто их основатели;

-составлять вопросы и план для пересказа по содержанию прочитанного текста

-заполнять таблицу в соответствии с найденной информацией;

Высокий ур.- 9 чел./31%

Повышенный ур.- 10чел./34%

Базовый ур.- 10чел./34%

Ниже среднего ур.- 0

М

е

т

а

п

р

е

д

м

е

т

н

ы

е

Познавательные УУД

-самостоятельно выделять и формулировать задачи по достижению учебной цели;

-выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;

-извлекать необходимую информацию из источников;

-осознавать алгоритм учебного действия.

Высокий ур.- 8 чел./28%

Повышенный ур.- 10чел./34%

Базовый ур.- 11чел./38%

Ниже среднего ур.- 0

Регулятивные УУД

-управлять собственным вниманием и поведением;

-самостоятельно ставить учебные задачи на урок;

-сличать результат действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений.

Высокий ур.- 6 чел./21%

Повышенный ур.- 8чел./28%

Базовый ур.- 15чел./51%

Ниже среднего ур.- 0

Коммуникативные УУД

-осуществлять взаимопомощь при коллективном обсуждении;

-выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;

-представлять информацию в коллективно выбранном виде.

Высокий ур.- 10 чел./34%

Повышенный ур.- 10чел./34%

Базовый ур.- 9чел./31%

Ниже среднего ур.- 0

Личностные

- выполнять самооценку по содержанию темы урока;

- осуществлять рефлексию к содержанию урока;

- осуществлять оценку качества собственной работы на уроке.

Высокий ур.- 9чел./31%

Повышенный ур.- 10чел./34%

Базовый ур.- 8 чел./28%

Ниже среднего ур.- 0


Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

1 Организационный

1мин

Настроить детей на работу, сконцентрировать внимание.

Беседа

Фронтальная

Проговаривает текст.

В добрый день и в добрый час

Все мы встретились сейчас!

Будем слушать, рассуждать,

Много будем узнавать

И друг другу помогать!

Слушают, готовятся к работе.

Р: управление собственным вниманием, поведением

2. Актуализации знаний.

5 мин


Освежить в памяти ранее изученный материал для “наращивания” на его основе новых знаний и умений.

Викторина

Индивидуальная и фронтальная

Предлагаю вам поучаствовать в викторине: бросить игральный кубик и ответить на вопрос под этим номером (или ближайший справа от него), что на доске

-Чтобы нам получить новые знания сегодня, давайте проверим , что мы уже знаем.

1.Что такое МНОГОБОЖИЕ?

2.Что такое ПАНТЕОН?

3.У какого народа впервые возникла вера в ЕДИНОГО Бога?

4.Что такое ЗАВЕТ?

5. Какие 4 основные религии существуют в мире?

6. О чем был договор Моисея с Богом?

-Вы очень хорошо поняли тему предыдущего урока и сможете легко освоить новый материал сегодня.

Отвечают на вопросы викторины.

Осуществляют самооценку своей деятельности, выбирая 1 вариант из предложенных:

-я знаю ответ на все вопросы викторины;

-ответы на некоторые вопросы мне неизвестны;

-я не знаю ни одного ответа на вопросы, надо перечитать тему.

Л: определение границ собственных знаний и умений.

Физмин. 1мин

Зрительная


Фронтальная


Рисуем глазами символы: крест, полумесяц, шестиугольную звезду

Выполняют задания.


3 Мотивационно-целевой

3 мин

Постановка проблемы, темы и цели урока.

Беседа

Индивидуальная и фронтальная

Акцентирует внимание на проблеме, подводит к постановке темы и цели урока

-Как вы считаете, какой из этих 6 вопросов менее изучен нами, какая тема урока будет у нас сегодня?

-Действительно, сегодня мы поближе познакомимся с 4 мировыми религиями, узнаем как они возникли и кто их основал.

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока и цель работы.

Записывают дату и тему урока.


Р: постановка учебной задачи

4.Поисково-исследовательский

15 мин


Работа в группах

Самостоятельное структурирование новой информации, наращивание знаний и умений, формулирование выводов

Целенаправленное слушание


Устная инструкция


Публичные выступления

Групповая работа

Организует групповую работу, выдает материалы.



Напоминает о

правилах работы в группах.



Организует представление результатов и подведение детей к выводу.

-Я предлагаю вам поработать в группах. Вспомните, какие правила надо соблюдать при работе в группе.

(Вывешивается Памятка Команды на видном месте)


Внимательно прочитайте часть текста в учебнике, указанной в карточке, выполните задания на карточке:

1. Найдите и прочитайте отрывок из текста с.16-21, относящийся к религиозной культуре вашей группы (Христианство, Индуизм, Ислам или Буддизм)

2. Запишите время и место возникновения этой религии .

3. Выпишите имя основателя религии.

4. Составьте 1 контрольный вопрос для ребят других групп по вашей теме.

5. Подготовьте краткий пересказ, прочитанной вами части для рассказывания другим группам.

Называют правила работы в группах, пересаживаются для работы в группах.


Читают тексты в группах, осмысливают прочитанное, обсуждают, готовят развернутый ответ-пересказ, с записью кратких тезисов (важных моментов).


Выступают с готовым ответом.

ПД: извлекать необходимую информацию из источников.

К: слушать и вступать в беседу, принимать различные точки зрения.

ПД: анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений.

К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Самоанализ- 2мин

Первичная оценка полученных знаний

Устная инструкция

Индивидуальная

Организует самооценивание детей.

Критерии оценивания

Знаю/ умею

Ещё не уверен

Трудно всё

Знаю, как возникли мировые религии




Знаю основателей мировых религий




Умею находить нужную информацию в текстах




Умею составлять по тексту вопросы




Могу выступить с ответом по теме урока





Заполняют таблицу, анализируя, усвоенный материал.

Л: осуществлять самооценку по содержанию темы урока

Физкультминутка-1мин

Двигательная


Фронтальная


Шеей крутим осторожно —

Голова кружиться может.

Влево смотрим — раз, два, три.

Так. И вправо посмотри.

Вверх потянемся, пройдёмся,

И за парты вновь вернёмся.

Повторяют слова и движения за двумя ребятами, демонстрирующими физминутку.

Р: сличение результата с заданным эталоном.

5. Практический этап

7 мин

Организация действий закрепления знаний в процессе решения конкретно-практических задач

Работа с учебником

Самостоятельная

Организует процесс самост.работы


Контролирует правильную посадку, чистописание детей.

Заполните таблицу по полученной сегодня информации, при необходимости возвращайтесь к тексту учебника


Христианство

Ислам

Буддизм

Иудаизм

Время возникновения





Место возникновения





Основатель






Самостоятельно выполняют работу.




1-2 ребёнка озвучивают результат выполненной работы всему классу (при желании и наличии времени)

П: извлекать необходимую информацию из источников

ПД: структурирование знаний, выбор наиболее эффективного способа решения проблемы

6. Рефлексивно-оценочный

5 мин

Зафиксировать новое содержание урока.

Анализ собственных действий, самооценка достигнутых результатов, планирование коррекционных действий

Работа с картой

Фронтальная, индивидуальная.


Незаконченные предложения.

Покажите на карте кто и где основал мировую религию.

Перед вами начатые фразы, нужно продолжить любую из них. Подумайте и выскажитесь.

НА УРОКЕ СЕГОДНЯ:

-я научился…

-было трудно…

-хочу похвалить ребят, за то, что…

-интереснее всего было…

-особенно у меня получилось…

-мне требуется еще подготовка по…

-на следующем уроке мне хотелось бы…


-Спасибо всем за урок.

Прикрепляют цветные стикеры с именами основателей на карту.


Выполняют задание на рефлексию.

Л: осуществлять оценку качества собственной работы на уроке.

Дата: Подпись учителя:


Использованные источники:

1. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. - М.: Просвещение, 2016






























ПРИЛОЖЕНИЯ


Критерии оценивания

Знаю/ умею

Ещё не уверен

Трудно всё

Знаю, как возникли мировые религии




Знаю основателей мировых религий




Умею находить нужную информацию в текстах




Умею составлять по тексту вопросы




Могу выступить с ответом по теме урока





Буддизм

1. Найдите и прочитайте отрывок из текста с.16-21, относящийся к религиозной культуре вашей группы (Христианство, Индуизм, Ислам или Буддизм)

2. Запишите время и место возникновения этой религии .

3. Выпишите имя снователя религии.

4. Составьте 1 контрольный вопрос для ребят других групп по вашей теме.

5. Подготовьте краткий пересказ, прочитанной вами части для рассказывания другим группам.


Христианство

Ислам

Буддизм

Иудаизм

Время возникновения





Место возникновения





Основатель






Христианство

1. Найдите и прочитайте отрывок из текста с.16-21, относящийся к религиозной культуре вашей группы (Христианство, Индуизм, Ислам или Буддизм)

2. Запишите время и место возникновения этой религии .

3. Выпишите имя снователя религии.

4. Составьте 1 контрольный вопрос для ребят других групп по вашей теме.

5. Подготовьте краткий пересказ, прочитанной вами части для рассказывания другим группам.

Самооценка по викторине


  • я знаю ответ на все вопросы викторины;

  • ответы на некоторые вопросы мне неизвестны;

  • я не знаю ни одного ответа на вопросы, надо перечитать тему.

НА УРОКЕ СЕГОДНЯ:

-я научился…

-было трудно…

-хочу похвалить ребят, за то, что…

-интереснее всего было…

-особенно у меня получилось…

-мне требуется еще подготовка по…

-на следующем уроке мне хотелось бы…


Ислам

1. Найдите и прочитайте отрывок из текста с.16-21, относящийся к религиозной культуре вашей группы (Христианство, Индуизм, Ислам или Буддизм)

2. Запишите время и место возникновения этой религии .

3. Выпишите имя снователя религии.

4. Составьте 1 контрольный вопрос для ребят других групп по вашей теме.

5. Подготовьте краткий пересказ, прочитанной вами части для рассказывания другим группам.


Индуизм

1. Найдите и прочитайте отрывок из текста с.16-21, относящийся к религиозной культуре вашей группы (Христианство, Индуизм, Ислам или Буддизм)

2. Запишите время и место возникновения этой религии .

3. Выпишите имя снователя религии.

4. Составьте 1 контрольный вопрос для ребят других групп по вашей теме.

5. Подготовьте краткий пересказ, прочитанной вами части для рассказывания другим группам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!