№ | Этап Время Деятельность | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Орг.момент | До 1 мин | Приветствие класса. Проверка готовности учащихся к уроку, создание эмоционального настроя для включения учащихся в учебный процесс. -Здравствуйте, ребята. Я надеюсь на вашу активность и на наше сотрудничество в течение урока. Настраивает класс на продуктивную деятельность | Приветствие учителя. Организация рабочего места и готовности к уроку. | Регулятивные УУД: -уметь настраивать себя на продуктивную деятельность |
2 | Актуализация опорных знаний и способов действий | До 5 мин | Слово учителя: Мы продолжаем знакомиться с правлением Ивана IV. Сегодня на уроке от вас требуется внимательность и активность. Напоминая, что оценка за урок будет завесить от того, как вы выполните тест и как будете работать на уроке. Итак, начинаем. На слайде скрыто изображение (Успенский собор Московского кремля). В конце урока вы должны будете дать ответ: что это за изображение и какое отношение оно имеет к Ивану IV. Выполним тест. Оцените верность высказываний. Поясните. В 1565 году Иван Грозный начинает проводить опричнину. Историки приводят следующие мнения о сущности опричнины: -Опричнина – продуманная политика, направленная на ограничение боярского своеволия и уничтожение пережитков раздробленности; -Опричнина – проявление жестокого и кровожадного характера царя-самодержца. Какая точка зрения вам кажется правильной? Почему вы не можете дать ответ? Заполним таблицу «Знаем. Хотим узнать. Узнали» (первые две колонки) | Вспоминают пройденный учебный материал. Учащиеся обсуждают высказывания. Поясняют. Отвечают на вопрос учителя (обозначают границы незнания) | Личностные УУД: -формировать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла изучения предмета; Регулятивные УУД: -давать оценку событиям истории, аргументируя ее. - взаимодействовать с партнером для получения общего результата; -работать в паре, устанавливать рабочие отношения; Личностные УУД: -формировать мотивацию учебной деятельности |
3 | Этап целеполагания | До 3 мин | Сформулируйте тему урока. Время грозного царя. Опричнина. Сформулируйте цель урока: узнать, что такое опричнина. | Ученики определяют границы знания-незнания. (определяют, что они не знают, что такое опричнина и для того, чтобы ответить на вопрос, необходимо о ней узнать). Формулируют тему урока, определяют цель и планируют пути выхода (план действий) из проблемной ситуации. (изучить текст учебника, обратиться к историческим источникам, исторической карте. | Регулятивные УУД: -самостоятельно определяют и формулируют учебную проблему. -определяют цель учебной деятельности. |
4 | Совместное исследование проблемы | До 3 мин | Итак, обращаемся к нашей проблеме. Как вы думаете, какие задачи мы должны решить, чтобы ответить на этот вопрос? Подвожу итог беседы: Сегодня на уроке мы должны с вами узнать: - Что такое опричнина? - Какова её сущность, цели, средства осуществления и результаты? | Слушают учителя, определяют учебные задачи для изучения темы. Записывают тему, проблему и план в тетрадь. | Регулятивные УУД: -используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. - высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
5 | Этап открытия новых знаний и способов действия | До 10 мин | -
Падение Избранной рады Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным (слайд 2). Сложившаяся в ходе реформ Избранной рады, эта система укрепляла централизованное управление страной. Но Боярская дума, Избранная рада, отчасти и Земские соборы ограничивали самодержавную власть царя. Он же стремился к единоличной власти. Работая с дополнительным материалом (приложение №) сформулируйте причины падения Избранной рады (слайд№3) Расправа царя с приближенными Рассказ о судьбе участников Избранной рады, использовать выдержки из писем Андрея Курбского (слайды№4-5) Опричнина и опричники А) Рассказ учителя об отъезде царя в Александрову слободу. Описание слободы (слайд№6 -7) Б) Задание: рассмотрите карту и покажите территории вошедшие в опричнину. (слайд №8) В) Задание ученикам: внимательно выслушав рассказ учителя об опричной политике, перечислить ее мероприятия. (слайд №9) Г) Задание: рассмотреть иллюстрацию в учебнике (с.83) и иллюстрации на слайде №10 Выскажите предположение, что означали собачья голова и метла. Д) -Как отреагировало население страны на опричнину? (слайд №11) | Анализируют документ, обсуждают формулировки причин, записывают в тетрадь. Слушают рассказ, рассматривают иллюстрацию (митрополит Филипп и Иван Грозный), дают характеристику митрополиту; определяют какая форма правления сложилась бы в русском государстве если бы царь внял советам Избранной рады (письма Андрея Курбского) А) слушают рассказ, записывают в тетрадь новые понятия – «опричнина», «земщина» рассматривают иллюстрацию в учебнике и на слайде презентации Б) рассматривают карту, один из учеников работает у доски. В) Выслушав рассказ, формулируют мероприятия, коллективно обсуждают, записывают в тетрадь. Г) Описывают опричника: Опричники одевались во всё чёрное, а к сёдлам коней пришивали собачьи головы, означавшие собачью преданность царю, и мётлы, т.е. выметать измену. Д) Ученики работают с текстом учебника с.83-84 | Личностные УУД: -проявляют интерес к новому учебному материалу -выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные УУД: - совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему. -самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Коммуникативные УУД: - аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
6 | Этап первичной проверки понимания изученного | До 10 мин | Поход на Новгород и Псков. Борьба с Крымом. - Проблемный вопрос – «Как вы думаете, почему Иван Грозный предпринял поход против Новгорода и Пскова. Рассказ учителя о борьбе с Крымским ханством (слайды № 12-13) Итоги опричнины Работа с документом (приложение 3), внимательно прочитав, сделайте вывод какую роль сыграла опричнина в истории страны (слайд №14) Итоги царствования Ивана IV Рассказ учителя о смерти царя, Работа с текстом учебника – с.85-86 (слайд№15) - Итак, к какому выводу вы пришли? - Сравните свое мнение со словами В.О.Ключевского – с.87 (изучаем документ) | Ученики высказывают свои предположения. Приходят к выводу – борьба с вольнолюбивым городом, его вечевыми традициями. Повод – ложный донос. Записывают даты и события в тетрадь Хорошо читающий ученик, воспроизводит текст. Ученики обсуждают его, делают вывод: -хозяйственный упадок -гибель населения -усиление власти царя и ослабление сословного представительства -ослабление армии Ученики работают в парах, обсуждают. Заслушивают варианты ответов. Записывают в тетрадь. Предполагаемый ответ - зло | Познавательные УУД: - анализируют, сравнивают, обобщают. - устанавливают причинно-следственные связи. |
7 | Физкультминутка | До 2 мин | Показ упражнений | Выполняют упражнения | |
8 | Этап открытия новых знаний и способов действий | До 5 мин | Организует работу с учащимися Что такое опричнина? Подводя итог, мы можем решить нашу проблему: «Опричнина – это зло или благо для России?» | Решение проблемной задачи, высказывание мнений и предположений | ПознавательныеУУД: -самостоятельно осуществляют поиск нужной информации |
9 | Этап самостоятельной работы и взаимопроверка | До 3 мин | На ваших листах находится тест. На его выполнение – 2 минуты. (Приложение 4) | Выполняют тест. Проверка по образцу. | Регулятивные УУД: - осуществляют самоконтроль и коррекцию. -оценивают качества своей и общей учебной деятельности |
10 | Домашнее задание | До 1 мин | Комментирует задание. §10, вопросы и задания | Воспринимают задание, уточняют | |
11 | Рефлексия | До 2 мин | Оценки. Поднимите карточки с теми оценками, которые вы получили за тест. Кто не согласен с этой оценкой, поднимите руки. Объясните, почему оценка должна быть изменена? Мнение учителя. | Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят цель и результат. Анализируют свою деятельность на уроке, уровень усвоения учебного материала. | Личностные УУД: -оценивать результат своей работы; -уметь оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока; -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |