СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: "Время Грозного царя. Опричнина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока:"Время Грозного царя. Опричнина.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: "Время Грозного царя. Опричнина»

Форма для составления технологической карты учебного занятия

ФИО учителя

Ахметчанов Нур Мухаметчанович

Наименование ОО

Аксурская СОШ филиал МАОУ Дубровинская СОШ

Предмет

История России

Класс

7

Тема урока

Время грозного царя. Опричнина

Тип урока


Урок усвоения новых знаний.


Технологии на уроке

Технология проблемного обучения, ИКТ


Цель урока

Сформировать представление о причинах введения опричнины, о её сущности и роли в истории нашего Отечества.

Задачи урока

Образовательные: овладение целостными представлениями об опричнине.

Развивающие: выделять необходимую информацию, развивать умения выделять цели и последствия того или иного события.

Воспитывающие: воспитывать интерес к историческому прошлому, воспитывать мотивацию к учебной деятельности, самостоятельности. Оценивать поступки современников Ивана Грозного (митрополита Филиппа, Андрея Курбского).

Информационно-технологические

ресурсы

Компьютер, проектор, интерактивная доска, историческая карта, цифровой ресурс.

Методы и формы

обучения

Методы: эвристическая беседа, объяснительно – иллюстративный метод, проблемно – поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Основные понятия темы

Опричнина, земщина, террор, опричники, Александровская слобода.

Планируемые результаты

Предметные

Овладение целостными представлениями об опричнине, выделять из него необходимую информацию, развитие умения выделять цели и последствия того или иного события, на примере опричнины; развитие умений анализировать фрагменты документов и извлекать из них необходимую информацию, овладение понятиями: опричнина, земщина, опричник. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения.  

Метапредметные

УУД Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия, давать оценку событиям истории, аргументируя ее.

Личностные

- Оценивать результат своей работы;

- уметь оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- формировать интерес к изучению темы;

- оценивать деятельность Ивана Грозного и высказывать свое отношение к ней, с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- формировать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла изучения предмета;

- формировать любовь и уважение к Отечеству, его истории.



Этап Время Деятельность


Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Орг.момент




До 1 мин

Приветствие класса. Проверка готовности учащихся к уроку, создание эмоционального настроя для включения учащихся в учебный процесс.

-Здравствуйте, ребята. Я надеюсь на вашу активность и на наше сотрудничество в течение урока. Настраивает класс на продуктивную деятельность

Приветствие учителя. Организация рабочего места и готовности к уроку.

Регулятивные УУД:

-уметь настраивать

себя на продуктивную деятельность


2

Актуализация опорных

знаний и способов

действий


До 5 мин

Слово учителя: Мы продолжаем знакомиться с правлением Ивана IV. Сегодня на уроке от вас требуется внимательность и активность. Напоминая, что оценка за урок будет завесить от того, как вы выполните тест и как будете работать на уроке.

Итак, начинаем.

На слайде скрыто изображение (Успенский собор Московского кремля). В конце урока вы должны будете дать ответ: что это за изображение и какое отношение оно имеет к Ивану IV.

Выполним тест.


Оцените верность высказываний. Поясните.

В 1565 году Иван Грозный начинает проводить опричнину.

Историки приводят следующие мнения о сущности опричнины:

-Опричнина – продуманная политика, направленная на ограничение боярского своеволия и уничтожение пережитков раздробленности;

-Опричнина – проявление жестокого и кровожадного характера царя-самодержца.


Какая точка зрения вам кажется правильной? Почему вы не можете дать ответ?


Заполним таблицу «Знаем. Хотим узнать. Узнали» (первые две колонки)

Вспоминают пройденный учебный материал.





Учащиеся обсуждают высказывания. Поясняют.

Отвечают на вопрос учителя (обозначают границы незнания)


Личностные УУД:

-формировать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла изучения предмета;

Регулятивные УУД:

-давать оценку событиям истории, аргументируя ее.

- взаимодействовать с партнером для получения общего результата;

-работать в паре, устанавливать рабочие отношения;


Личностные УУД:

-формировать мотивацию учебной деятельности


3

Этап целеполагания


До 3 мин

Сформулируйте тему урока. Время грозного царя. Опричнина.

Сформулируйте цель урока: узнать, что такое опричнина.


Ученики определяют границы знания-незнания.

(определяют, что они не знают, что такое опричнина и для того, чтобы ответить на вопрос, необходимо о ней узнать). Формулируют тему урока, определяют цель и планируют пути выхода (план действий) из проблемной ситуации. (изучить текст учебника, обратиться к историческим источникам, исторической карте.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно определяют и формулируют учебную проблему.

-определяют цель учебной деятельности.

4

Совместное

исследование

проблемы


До 3 мин

Итак, обращаемся к нашей проблеме. Как вы думаете, какие задачи мы должны решить, чтобы ответить на этот вопрос?

Подвожу итог беседы:

Сегодня на уроке мы должны с вами узнать:

- Что такое опричнина?

- Какова её сущность, цели, средства осуществления и результаты?


Слушают учителя, определяют учебные задачи для изучения темы. Записывают тему, проблему и план в тетрадь.

Регулятивные УУД:

-используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

- высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

5

Этап открытия новых

знаний и способов

действия


До 10 мин

  1. Падение Избранной рады


Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным (слайд 2). Сложившаяся в ходе реформ Избранной рады, эта система укрепляла централизованное управление страной. Но Боярская дума, Избранная рада, отчасти и Земские соборы ограничивали самодержавную власть царя. Он же стремился к единоличной власти.

Работая с дополнительным материалом (приложение №) сформулируйте причины падения Избранной рады (слайд№3)

Расправа царя с приближенными

Рассказ о судьбе участников Избранной рады, использовать выдержки из писем Андрея Курбского (слайды№4-5)












Опричнина и опричники

А) Рассказ учителя об отъезде царя в Александрову слободу. Описание слободы

(слайд№6 -7)






Б) Задание: рассмотрите карту и покажите территории вошедшие в опричнину. (слайд №8)


В) Задание ученикам: внимательно выслушав рассказ учителя об опричной политике, перечислить ее мероприятия. (слайд №9)


Г) Задание: рассмотреть иллюстрацию в учебнике (с.83) и иллюстрации на слайде №10

Выскажите предположение, что означали собачья голова и метла.





Д) -Как отреагировало население страны на опричнину?

(слайд №11)


Анализируют документ, обсуждают формулировки причин, записывают в тетрадь.




















Слушают рассказ, рассматривают иллюстрацию (митрополит Филипп и Иван Грозный), дают характеристику митрополиту; определяют какая форма правления сложилась бы в русском государстве если бы царь внял советам Избранной рады (письма Андрея Курбского)





А) слушают рассказ, записывают в тетрадь новые понятия – «опричнина», «земщина»

рассматривают

иллюстрацию в учебнике и на слайде презентации

Б) рассматривают карту, один из учеников работает у доски.


В) Выслушав рассказ, формулируют мероприятия, коллективно обсуждают, записывают в тетрадь.

Г) Описывают опричника:

Опричники одевались во всё чёрное, а к сёдлам коней пришивали собачьи головы, означавшие собачью преданность царю, и мётлы, т.е. выметать измену.

Д) Ученики работают с текстом учебника с.83-84


Личностные УУД:

-проявляют интерес к новому учебному материалу

-выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные УУД:

- совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

-самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Коммуникативные УУД:

- аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности



6

Этап первичной

проверки понимания

изученного


До 10 мин

Поход на Новгород и Псков. Борьба с Крымом.

- Проблемный вопрос – «Как вы думаете, почему Иван Грозный предпринял поход против Новгорода и Пскова.

Рассказ учителя о борьбе с Крымским ханством

(слайды № 12-13)



Итоги опричнины

Работа с документом (приложение 3), внимательно прочитав, сделайте вывод какую роль сыграла опричнина в истории страны (слайд №14)








Итоги царствования Ивана IV

Рассказ учителя о смерти царя,

Работа с текстом учебника – с.85-86

(слайд№15)

- Итак, к какому выводу вы пришли?



- Сравните свое мнение со словами В.О.Ключевского – с.87 (изучаем документ)


Ученики высказывают свои предположения. Приходят к выводу – борьба с вольнолюбивым городом, его вечевыми традициями. Повод – ложный донос. Записывают даты и события в тетрадь



Хорошо читающий ученик, воспроизводит текст. Ученики обсуждают его, делают вывод:

-хозяйственный упадок

-гибель населения

-усиление власти царя и ослабление сословного представительства

-ослабление армии


Ученики работают в парах, обсуждают. Заслушивают варианты ответов. Записывают в тетрадь.

Предполагаемый ответ - зло



Познавательные УУД:

- анализируют, сравнивают, обобщают.

- устанавливают причинно-следственные связи.


7

Физкультминутка

До 2 мин

Показ упражнений

Выполняют упражнения


8

Этап открытия новых

знаний и способов

действий


До 5 мин

Организует работу с учащимися

Что такое опричнина?

Подводя итог, мы можем решить нашу проблему: «Опричнина – это зло или благо для России?»

Решение проблемной задачи, высказывание мнений и предположений

ПознавательныеУУД:

-самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

9

Этап самостоятельной

работы и

взаимопроверка



До 3 мин

На ваших листах находится тест. На его выполнение – 2 минуты. (Приложение 4)


Выполняют тест.


Проверка по образцу.

Регулятивные УУД:

- осуществляют самоконтроль и коррекцию.

-оценивают качества своей и общей учебной деятельности

10

Домашнее задание



До 1 мин

Комментирует задание. §10, вопросы и задания

Воспринимают задание, уточняют


11

Рефлексия




До 2 мин

Оценки.

Поднимите карточки с теми оценками, которые вы получили за тест. Кто не согласен с этой оценкой, поднимите руки.


Объясните, почему оценка должна быть изменена?


Мнение учителя.


Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят цель и результат. Анализируют свою деятельность на уроке, уровень усвоения учебного материала.

Личностные УУД:

-оценивать результат своей работы;

-уметь оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока;

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.








































Приложение 1.

Исторический диктант (взаимопроверка):

  1. Человек, временно осуществляющий управление государством при малолетстве, болезни, отсутствии монарха (регент).

  2. Священник, деятель Избранной рады (Сильвестр).

  3. Титул Ивана Грозного (царь).

  4. Сословно-представительный орган при царе (Земский собор).

  5. Термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560 (Избранная рада).

  6. Постоянное войско, созданное Иваном Грозным (стрельцы).

  7. Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным (приказы).

  8. Сборник законов (судебник).

  9. Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года (Стоглав).

    1. ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3».

Приложение 2. На доске 1 ученик «Напишите даты»

  1. Годы правления Ивана Грозного

  2. Год венчания на царство

  3. Год создания Судебника Ивана IV

  4. Год создания Земского собора

  5. Присоединение Крамского ханства

  6. Присоединение Астраханского ханства

  7. Ливонская война


Приложение 3.

На доске 2 ученик «Выберите реформы Избранной рады»

  1. Создание Земского собора.

  2. Введение уроков и погостов.

  3. Создание стрелецкого войска.

  4. Отмена кормлений.

  5. Создание Сената.

  6. Создание приказов.






Приложение 4

Тест

1. В каком году была введена опричнина?

1. 1564 г. 2. 1565 г. 3. 1566 г. 4. 1568 г.


2. Каковы были цели Ивана Грозного, установившего опричнину?

1. Окончательная централизация страны

2. Ликвидация уделов

3. Искоренение боярского самовластия

4. Искоренение всяческого инакомыслия

5. Все ответы верны.

3. Какие территории были определены под опричнину?

1. Наиболее богатые и стратегически важные части страны

2. Новгородские территории

3. Земли по Волге и ключевые торговые пути

4. Районы, богатые соледобычей, часть Москвы.


4. О ком идет речь? «Они носили черную одежду. Всадники привязывали к шее лошади собачьи головы, а к крупу – небольшие метелки».

1. рекруты 2. Гвардейцы 3. Опричники


5. Он стал главным опричным палачом.

1. Алексей Басманов

2. Андрей Курбский

3. Иван Висковатый

4. Малюта Скуратов


Критерии оценивания

Все вопросы 1 балл за правильный ответ.

5 баллов – оценка «5» 4балла – оценка «4» 3 балла – оценка «3» 0-2 балла – оценка «2»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!