СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта внеурочного занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеурочного занятия»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Светлинская средняя общеобразовательная школа № 2»













Технологическая карта внеурочного занятия

в 3 классе по теме: «Птицы под нашим окном».












Разработка Головиной Оксаны Иосифовны,

учителя начальных классов

п. Светлый

Технологическая карта внеурочного занятия

Направление внеурочной деятельности: Общеинтелектуальное.

Тема: «Птицы под нашим окном».

Класс:3

Цель: расширить и проверить знания обучающихся, полученные на уроках окружающего мира по теме «Птицы под нашим окном».

Задачи:

Образовательная: закрепление знаний обучающихся о птицах родного края.

Развивающая: развитие внимания, речи, умения работать сообща;

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, экологической грамотности школьника;



Этапы урока


Образовательная задача этапа внеурочного занятия



Методы

и приемы



Деятельность учителя



Деятельность обучающихся


Форма организации



Дидактические средства

Планируемые результаты


Предметные


Метапредметные


Личностные

1. Мотивационно целевой

Мотивация обучающихся к расширению знаний о птицах.

Словесный метод(беседа)

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята.

-Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны!

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

- Ребята, сегодня у вас необычное занятие, сегодня вы – участники конкурса.

Целеполагание.

-Давайте, отправимся с вами … за чудесами! Да, да, за чудесами!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по полям за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
- А тема нашего путешествия спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица)

- Да, сегодняшний день мы посвятим птицам. И тема нашего конкурса «Птицы под нашим окном».

- Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц.
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в поле неподалеку от вашего дома, надо знать.
- Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. (Звучит запись птичьих голосов.)

-Ребята, а какую цель мы поставим перед собой? (расширить свои знания о птицах и применить их на практике).

Приветствуют учителя.






Слушают учителя.


Отвечают на вопросы учителя.


Отгадывают загадки и знакомятся с темой внеурочного занятия
















Слушают учителя.














Совместно с учителем формулируют цель занятия.


Ф

Компьютер, проектор, интерактивная доска.
















П: умение самостоятельно и коллективно находить пути решения и способа действия  возникшей проблемы;

Р:умение взаимодействовать со сверстниками во внеучебной  деятельности;

К: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.


Иметь положительный настрой на занятие.

2.Проектировочный.

Развитие умения обучающихся планировать свои действия для достижения цели.

Словесный мето (беседа)

Составление плана занятия.

Но для того, чтобы нам с вами добиться своей цели, необходимо составить план нашего занятия.

  • Конкурс «Разминка»

  • Конкурс «Определи птицу»

  • Конкурс «Дополни пословицу»

  • Конкурс «Кто сидит на кормушке»

  • Конкурс капитанов «Загадочный».

  • Конкурс «Кормушка.


Совместно с учителем планируют свою деятельность на занятии.












Ф



Р: умение принять и сохранять учебную задачу, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.

Умение отвечать на поставленные вопросы.

3.Процессуальный

Реализация плана изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся.

Словесный мето(беседа),

практический


-Ребята, давайте посмотрим небольшой видео – ролик о птицах.

- Кто такие птицы? Чем птицы отличаются от других животных? О каких особенностях птиц говорится в стихотворении?

- Почему зимой птицы в основном держатся стайкой? Как вы думаете, обрадуется ли птица, если вы накормите ее? А как она вас сможет отблагодарить?

- Мы говорим: "Птицы - наши друзья". Но ведь о друзьях надо позаботиться, помочь им в трудную пору. Прежде всего, холодной снежной зимой. Как вы думаете: что птицам страшнее: голод или холод?

- Насколько хорошо вы знаете жизнь и повадки птиц, которые живут рядом с вами, мы узнаем сегодня из нашего конкурса.

Итак, в нашей игре сегодня участвует две команды.

-А чтобы узнать в какой вы команде, посмотрите на карточку № 1.

Если у вас изображен смайлик желтого цвета – вы в 1 команде, если зеленого – то во второй.

-Участники 1 команды присаживайтесь на 1 ряда, а участник 2 команды присаживайтесь на 2 ряд.

-Но для начала мы вспомним с вами правила работы в группах.


-Первое ваше задание – придумать свое название и девиз.

-Готовы? 1 комнада? 2 команда?

-Молодцы!

-Итак, первый наш конкурс называется «Разминка», вы готовы?(да)

-Ваши ответы сегодня будут оценивать жюри, в составе:…

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Конкурс «Разминка».

-Предлагаю вам ответить на блиц-вопросы и определить, что вы уже знаете о птицах.

- Для каких птиц люди строят весной домики? (Скворцы)

- На какое дерево ворона садится во время дождя? (Мокрое)

- Какая перелетная птица не строит себе гнезда? (Кукушка)

- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)

- Летела стая гусей, один гусь впереди, а два позади. Один между ними и три в ряд. Сколько было гусей? (Три).

- Оседлая хищная птица, которая встречается в лесах рядом с рекой Ветлугой, находится на грани исчезновения( Беркут)

- Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая)

Жюри объявляет результаты конкурса.

-Вы большие молодцы!

-Пришло время для второго конкурса, кто мне скажет, как он называется? (определи птицу)

Конкурс «Определи птицу».

 -Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете птиц нашего края. Вам необходимо соотнести название птицы и её иллюстрацию.

Жюри объявляет результаты конкурса.

(Приложение 2)

- Как вы уже знаете, птицы условно делятся на три группы. Какие это группы? (Перелетные, кочующие, оседлые). Почему они так называются? Почему некоторые птицы с наступлением холодов не улетают в теплые края?

-У вас очень интересные предположения. Давайте посмотри видео – ролик, почему же некоторые птицы не улетают на юг.

-Ребята, вам понравился видео – ролик? (да). Что нового вы узнали?

-Какой же у нас следующий конкурс? (дополни пословицу).

-Молодцы, верно!

Конкурс «Дополни пословицу».

А) Всякий кулик …. (свое болото хвалит)

Б) Старого воробья …. (на мякине не проведешь)

В) Ворон ворону….. (глаза не выклюет)

Г) Соловья баснями …. (не кормят)

Д) Птица красна пером, …. (а человек умом)

Е) Лучше синица в руках, …. (чем журавль в небе)

Ж) Гусь свинье ….. (не товарищ)

З) Воробей под кровлю, …. (а сова на ловлю).

-Пока вы выполняете задание, хочу рассказать вам о Красной книге.

-Кто знает, что это за книга. Много разных птиц и зверей истребили люди. В конце концов, люди поняли, если не помочь природе, животных погибнет ещё больше, а растения не смогут больше расти. Чтобы этого не случилось, ученые составили официальную книгу – Красную книгу.

В Красную книгу мира занесено 295 видов зверей, 312 видов птиц, которых уже нет на планете Земля или их осталось очень мало.

Как вы думаете, а есть ли Красная книга Оренбургской области?(да)

-Пока наше жюри подводит результаты 3 конкурса, посмотрите на экран и ознакомьтесь с представителями красной книги нашей области.


Жюри озвучивает результаты.

-А теперь давайте немного отдохнем, вставайте из-за своих рабочих мест

Физминутка.

-Присаживайте. Вот пришло время для 4 конкурса.

Конкурс «Кто сидит в кормушке».

 -А сейчас прошу собрать иллюстрации птиц (пазлы), прочитать и выполнить задания в группах.

Первая группа

Собрать и рассмотреть иллюстрацию СНЕГИРЯ, словесно описать его (грудь, спинку, голову, хвост). Почему снегири прилетают к нам зимовать?


Вторая группа

Собрать и рассмотреть иллюстрацию дятла, словесно описать его (грудь, спинку, голову, хвост). Почему дятла называют санитаром леса?


-Молодцы!

Жюри озвучивают результаты 4 конкурса.

Конкурс капитанов «Загадочный».

Звучит мелодия песенки о капитане.

Вы уже догадались, что сейчас будет конкурс «Капитанов». Капитаны, вам предстоит отгадать загадки!

1.Птица хищная с ушами

Громко ухает ночами. (Сова)

2. Пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною порой. (Дятел)

 3.Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

 4.В небе, синем и высоком,

Вьется птица, но не сокол.

Разбежались мышки: "Ах!

Что за крылья, вот размах!

Взгляд у птицы очень зоркий,

Лучше спрячемся мы в норки!" (Орел)

 5.Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

  6.Майским вечером, в прохладу,

А в июне и в жару

Вывожу свои рулады

В парке, в роще и в бору.

Эти трели, переливы

Мелодичны и красивы. (Соловей)

 7. Уж таков порядок древний -

Я давно живу в деревне,

Там будильником служу,

Свой курятник сторожу. (Петух)

 8.Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

 9. Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь)

 10. Вот пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой

С ним делиться будем,

Просит серый озорник:

"Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!" (Воробей)

Жюри объявляет результаты конкурса капитанов.

-Ребята, вы большие молодцы! Вот и пришло время для нашего последнего конкурса.

Конкурс «Кормушка».

- А может ли человек изготовить гнездо птицам? (да).

Как мы называем домик для птиц? (скворечник). Кто может поселиться в скворечнике? А что еще мы можем сделать для птиц, чтобы они перезимовали? (кормушку)

-Сейчас командам предстоит выполнить творческое задание - изготовить кормушку для птицы. Для этого они изучали дома какие материалы могут пригодиться для изготовления кормушки.

Жюри объявляет результаты конкурса.


Просмотр видео – ролика.

Слушают учителя и отвечают на вопросы.


Высказывания детей.
















Распределение обучающихся по командам.


Вспоминают правила работы в группвх








Представление команд.










Отвечают на вопросы первого конкурса.














Знакомятся с результатами первого конкурса.

Отвечают на вопросы.


Выполняют задание 2 конкурса.


Знакомятся с результатами 2го конкурса.


Отвечают на вопросы учителя.


Предположения детей.


Просмотр видео – ролика.

Высказывания детей.




Выполняют задание 3 конкурса и слушают учителя.


















Отвечают на вопросы учителя.




Знакомятся с красной книгой Оренбургской области.


Слушают результаты 3 конкурса.

Выполняют физминутку.


Выполняют задание 4 конкурса.


Представление 1 группы.















Представление 2 группы.










Знакомятся с результатами 4 конкурса.




Капитаны команд участвуют в 5 конкурсе, остальные участники поддерживают своих ка






Слушают результаты конкурса.



Отвечают на вопросы учителя.




Выполняют творческое задание - изготавливают кормушку.

Знакомятся с результатами последнего конкурса.

Ф






























Г













































Ф







Г, Ф























































Компьютер, проектор, интерактивная доска.

















Раздаточный материал (смайлики).














































Раздаточный материал (карточки).








Компьютер, интерактивная доска, проектор.
































Компьютер, интерактивная доска, проектор.








Раздаточный материал (пазлы).













































Раздаточный материал (пособие для создание кормушки).

формирование общего представления о птицах оренбургской области, их особенностях.

-умение различать птиц по видимым признакам и описанию;

-умение определять значимость помощи человека в жизни пти;

-иметь представление о красной книги оренбургской области и о зимующих птицах нашего края.


К: умение высказывать и аргументировать свое мнение;

- умение взаимодействовать в паре и в группах при выполнении учебных заданий.

П: умение сравнивать, анализировать и делать выводы;

- умение использовать знаково – символические средства, при выполнение творческих заданий.

- умение использовать различные источники информации, для получения знаний.

Р: умение осуществлять оценку своей деятельности; умение работать четко по плану.

- умение отвечать на поставленные вопросы;

- умение работать с информацией;

- осознавать значение групповой и парной работы.

4.Рефлексивно-оценочный

Развитие умения производить оценку результатов учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Подведение итогов занятия.

-Вот и подошло наше с вами занятие к концу.

-Мы с вами отлично поработали, давайте подведем итоги нашего занятия. Что же мы сегодня с вами делали? В каких конкурсах приняли участие?

  • Конкурс «Разминка»

  • Конкурс «Определи птицу»

  • Конкурс «Дополни пословицу»

  • Конкурс «Кто сидит на кормушке»

  • Конкурс капитанов «Загадочный».

  • Конкурс «Кормушка.

-Давайте сделаем вывод. Достигли ли мы поставленной цели? (да)

-Как мы можем помочь птицам? (повесить скворечники, кормушки).

-Спасибо за работу!

Подводят итоги занятия.







Отвечают на вопросы учителя.






Анализируют свою деятельность на занятии.

Ф




















И

Раздаточный материал

умение анализировать результат своей деятельности и делать выводы.

К: умение выражать свои мысли.

Р: оценивание качества своей и общей учебной деятельности.


умение устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей и мотивов.


Приложение 1.