2. Актуализация темы | Вы любите сказки? Звучит песня «Приходи, сказка»
-Кто зовёт нас в гости?
Фоном звучит песня «Маленькая страна» (минус). -Читая сказки, вы попадаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках происходят самые невероятные чудеса: предметы, явления природы оживают: разговаривают, грустят, смеются, ходят. То молодая царевна засыпает вечным сном, укусив кусочек отравленного яблока, то князь превращается в разных насекомых, то смышлёный Балда проучивает чертей, то разговаривает волшебное зеркальце. Не удивляйтесь! В сказках возможно всё! И подарил нам их А. С. Пушкин. -Ребята, так, а где же портрет А.С. Пушкина?
-На стеллаже перед вами книги с различными сказками. Представьте, что вы в библиотеке, и вам нужно распределить эти книги по группам. | -Да! Слушают песню и настраиваются на урок. -Сказка
Слушают.
На доске 3 портрета писателей, среди них дети должны узнать портрет А.С.Пушкина.
Дети распределяют книги: на одну полку – сказки А.С. Пущкина, на другую – русские народные сказки | Умение планировать свои действия. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий |
3. Применение знаний и умений.
Работа с текстом.
Сопоставление литературного текста с произведениями других видов искусств. | 1) Мы отправимся в этот чудесный мир – мир сказок А.С. Пушкина. Сейчас я буду читать отрывки из сказок, а вы попробуйте отгадать из каких они сказок. (При отгадывании учитель открывает иллюстрации к этим сказкам – они на доске) В синем небе звезды блещут, В синем море волны плещут, Туча по небу идет, Бочка по мору плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица ...
«Старичок к старухе воротился, Что ж? пред ним царские палаты, В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным…»
«Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело; Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить…»
«Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого ?»
«Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого И жених сыскался ей, Королевич Елисей…»
2) А сейчас, давайте разгадаем кроссворд (Приложение 1) и узнаем, кто же помог нам его составить. 1.Кабы я была царица, Говорит одна девица, То на весь крещеный мир Приготовила я (?….) 2.У Лукоморья (…?.) зеленый. 3.(…?..) с берега палят Кораблям пристать велят. 4.Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого (…?..) 5.Раз он в море закинул невод- Пришел невод с одною (…?..) 6.И царица у окна Села ждать его (…?..) Ответы: пир, дуб, пушки, петушка, тиной, одна.
3) На доске появляется серия новыхиллюстрацийк сказкам. -Рассмотрите иллюстрации, скажите, кто на них изображён? Какие герои?
4) -Ребята, а давайте рассмотрим внимательно вот эту иллюстрацию (художникКуркин А. М. Иллюстрация к «Сказке о мертвой царевне». Приложение 2). -Кто на ней изображён? - Опишите царевну. -Посмотрите внимательно, что она держит в руках? -Опишите черницу. Кто это такая? Почему она оделась черницей? Что означает слово «черница»? (Монахиня). -Из слов, представленных на карточках, образуйте пары прилагательных, чтобы охарактеризовать образы героинь на этой иллюстрации.
-А какое настроение у вас возникает, когда вы рассматриваете эту иллюстрацию? -Вам понравилась эта иллюстрация?
5) -Какие герои сказок Пушкина вами любимы? Расскажите о них.
-А теперь я предлагаю вам нарисовать этих героев так, как вы их представляете. (На столах - листы бумаги и цветные карандаши. Пока дети рисуют, звучит музыка, прослушанная ими в начале урока).
6) Многие художники, как и вы, любят рисовать героев сказок Пушкина, в том числе и художники-мультипликаторы. Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Сказка о царе Салтане» (1984 г., режиссеры Иван Иванов-Вано и Лев Мильчин), и потом вы скажете, похожи ли герои мультфильма на сказочных героев, какими вы их представляли? |
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Дети выходят к доске по одному и вписывают слова в клетки кроссворда. По вертикали появляется слово «Пушкин».
- Герои сказок -Поп, Балда, Петушок, Царевна-Лебедь, старик и Золотая рыбка, мертвая царевна.
Дети работают в парах, составляя антонимичные цепочки: темная и светлая, страшная и прекрасная, злая и добрая.
Дети в свободной форме характеризуют своих любимых героев.
После рисования дети составляют выставку рисунков.
После просмотра отрывка дети делятся своими впечатлениями. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие навыков сотрудничества. Развитие этических чувств. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
|