Организационно – мотивационный этап Продолжительность: 1мин. | Подготовка к совместной деятельности Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка. | Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов и т.д. Колокольчиком приглашаю детей встать в круг. - Здравствуйте, девчонки, добрый день, мальчишки! Наигрались в куклы, полистали книжки. А сейчас мы вместе отдохнём немного, В добрый путь, ребята, в добрую дорогу! Посмотрели все на меня, встретились со мной глазками. А сейчас поздороваемся друг с другом. К солнышку потянулись, лучик взяли, К сердцу прижали, другу отдали. | Игровой моменты «Здравствуйте, девчонки, добрый день мальчишки!» | Приветствие, участие в игре и пр. Настрой на работу. | Психологическая готовность. Настрой на занятие, создание позитивного настроения |
Этап постановки проблемы 2 мин | Создание проблемной ситуации направление внимания детей; | - Ой, ребята, что я слышу… (запись с шумом моря) Правильно, это шум моря… - Ребята, как вы думаете, что в морских глубинах мы можем увидеть? Какие морские жители живут в море? Вы загадку отгадайте, Правильный ответ мне дайте. Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле я не хожу, Рот есть, но не говорю. Глаза есть - не мигаю, Крылья есть - не летаю. Кто это? | Беседа, анализ | Ответы на вопросы воспитателя. Отгадывание загадки. - Медузы, водоросли, морские звезды и т. д - Рыба. | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. |
Этап ознакомления с материалом 5мин. | Направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Усвоение закрепление, расширение, обобщение, систематизация знания об аквариумных рыбах. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | -Ребята, давайте вспомним сказки, которые мы с вами прочитали, в которых тоже говориться о рыбах. - Ребята у нас в группе есть необычный аквариум. (Показываю сделанную заранее ширму-аквариум, на которой изображена одна рыбка). Кто в нём живёт? - Ребята, рыбке очень скучно одной плавать в аквариуме, что мы можем сделать. чтобы ей стало веселее? - Правильно. - Садитесь на свои места. Давайте вспомним, какие рыбки живут в аквариуме. Показываю иллюстрации аквариумных рыб. -А теперь предлагаю немного поиграть. Д\игра «Дельфин» Цель: Обобщить знания детей о морских обитателях. Задачи: Закрепить изученный материал об обитателях морей и океанов; Активизировать внимание детей, пополнять словарный запас; Развивать мышление, речь Ход игры: Дети сидят на стульчиках поставленных по кругу. Пока звучит стихотворение, дети передают друг другу игрушку "дельфин". У кого окажется игрушка на словах" Тот сейчас расскажет нам ", тот рассказывает детям всё, что он знает о каком-нибудь из морских обитателей по своему желанию. Ты плыви, морской дельфинчик, Быстро-быстро по волнам. У кого дельфин остался, Тот сейчас расскажет нам… Д\игра «Кто живёт в море, а кто в реке?» Цель: Уточнить и закрепить знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения Задачи: Закрепить изучаемые понятия, активизировать знания детей, их речь, память, мышление; Развивать познавательную активность, сообразительность; Воспитывать умение работать в группе, взаимовыручку, навыки соперничества, чувство сопереживания Ход игры: Одна команда выбирает картинки с изображением морских животных и рыб, а другая – речных. После выполнения задания каждая команда называет тех рыб и животных, которых они выбрали. | Беседа, показ, рассматривание, Решение проблемной ситуации. дидактическая игра | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы. - Рыбка. - Мы можем нарисовать, слепить ей друзей. Дети садятся за столы. рассматривают, называют: гуппи, золотая рыбка, телескоп и т.д. Дети играют в дидактические игры. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. Овладение способами познавательной деятельности. Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки. |
Этап практического решения проблемы 10 мин. | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости Закрепление правил, овладение практическими навыками с использованием выведенных правил. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата. - Я предлагаю для нашей рыбки нарисовать друзей, а рисовать мы будем, не красками, не карандашами, а пластилином. Скажите, как эта техника рисования называется? Но сначала давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать при работе в пластилиновой технике и последовательность работы. Предлагаю детям схему (рис 1) - Молодцы, вы хорошо знакомы с этапами работы. - Прежде, чем мы начнем работать, мы разомнем наши пальчики. - Пальчики мы разминаем, и работать начинаем. Пальчиковая гимнастика "Юбилей у окуня" Всю семейку пескарей Окунь звал на юбилей Он за стол их посадил, Чаю в чашки им налил, Подал в вазочках варенье, И на блюдечке – печенье. Щука мимо проплывала, И застолье увидала. Окунь щуку в дом позвал, Чаем щуку угощал. Щука чай не захотела: «Пескарей бы я поела!» Им пришлось уплыть скорей. Вот так славный юбилей! - А теперь, выбирайте шаблон и приступайте к работе. Пластилин можете брать любого цвета. Работу выполняйте, за помощью обращайтесь. -Выполнять последовательность работы нам поможет табличка. Каждому ребенку даю схему выполнения. Включаю музыку. Оказываю индивидуальную помощь. Обращаю внимание на осанку. - Потрудились вы на славу, Предлагаю поиграть. «1-2-3 в рыбок нас ты преврати». В голубой водице плывет рыбок вереница. Чешуей златой сверкая, кружится, играет стая. П/игра «Стая рыбок» Пять маленьких рыбок ныряли в реке Лежало большое бревно на песке Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко Вторая сказала:- ведь здесь глубоко Третья сказала:- мне хочется спать . Четвертая стала чуть-чуть замерзать Пятая крикнула:- здесь крокодил Плывите скорее, чтоб не проглотил. | Беседа, работа с пиктограммами. Пальчиковая гимнастика Работа с пиктограммами П\игра «Стая рыбок» | Отвечают на вопросы - Пластилинография. Дети рассматривают схему. Объясняют технику выполнения. - начинать с самых маленьких деталей; - кусочки пластилина отщипывать маленькие; - скатывать шарики можно на доске или между ладошками; - наложить шарик пластилина на рисунок и растереть, не выходя за контур рисунка. Выполняют пальчиковую гимнастику. ладонями показываем «рыбку». делаем приглашающие жесты обеими ладонями, кладем ладонь на кулак, складывают ладони чашечкой, округляем ладони, растопыриваем пальцы, округляем ладони, вкладываем одну в другую. ладонями показываем «рыбку», показываем «бинокль», делаем приглашающие жесты обеими ладонями, кладем кулак на ладонь, грозим пальчиками складываем пальцы в щепотку. ладонями показываем «рыбку», разводим руки в сторону. Выбор детьми шаблонов. Самостоятельная деятельность детей, опираясь на схему. Дети работают под музыку. Выполнение упражнений имитация рыб. развести руки в стороны, имитация ныряния, грозят указательным пальцем, руки лодочкой под ухо. потереть кистями плечи. имитируют пасть крокодила, убегают. | Выполнение практической работы. Получение информации, необходимой для успешного решения проблемы. Овладение умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию. Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение навыка работы с пиктограммами |
Заключительный этап Рефлексия. Оценка выполненных работ. 2 мин. | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки, самоконтроля | - Поиграли, потрудились. А теперь пришла пора, Выставку создать друзья. Ну вот, теперь у нашей рыбки есть друзья! - Что мы сегодня делали? - Какой приём использовали? - Все справились с заданием? - Молодцы ребята. У вас получились хорошие работы, аккуратные и самое главное красивые. - Ребята, если вам понравилось сегодня работать, покажите веселое солнышко. Если не понравилось, то грустное. -А в награду за Ваш труд, я дарю Вам игру «Рыбалка». | Беседа, рассматривание. Рефлексия | Дети выставляют свои работы на ширму-аквариум. - Лепили рыбок - Пластилинография - Да, все. Оценивают работы, радуются работам друг друга, делятся впечатлениями. Дети выбирают солнышко. | Выражение личной позиции, оценки. Дети обладают положительным отношением к окружающему миру |