Тема: Части речи. Обобщение.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель: Обобщить и систематизировать изученный материала по теме «Части речи».
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный | Вызвать эмоциолнальный настрой и познавательный интерес. | Беседа | Приветствие учащихся. -Пожелаем друг другу удачи на уроке. -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок. (Слайд 1) | Приветствуют учителя. Настраиваются на предстоящую работу Регулятивные УУД: высказывать свое мнение, оформлять свои мысли в устной форме; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других. Личностные: проявлять интерес к содержанию. | Положительный эмоциональный настрой на урок. | Наблюдение |
2 | Мотивация к учебной деятельности. | Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Беседа | Организует беседу. - Ребята, вы любите ходить в поход? Хотите отправиться в весенний лес. (Слайд 2) -Готовы? - Какие правила мы должны соблюдать во время похода? (не шуметь, не ссориться, друг другу помогать - так будет легче). | Отвечают на вопросы. Формулируют правила поведения. Договариваются о необходимости их применения на уроке. Регулятивные УУД: оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД: называть правила поведения. | Создание познавательной мотивации. | Беседа |
3 | Целеполагание. | Подвести детей к формулированию темы урока. Организовать самостоятельное формулирование цели урока. | Подводящий диалог | Организует постановку цели и темы урока учащимися. -Посмотрите, пожалуйста, на доску соберите, пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока. Повторенье - мать ученья. (Пословица разрезана на карточках). (Слайд 3) -Как вы понимаете смысл этой пословицы Чем мы будем заниматься на уроке согласно этой пословицы? Что именно мы будем сегодня повторять, вы узнаете, разгадав мои загадки: Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, Джинсы, майки и штиблеты Называются (ПРЕДМЕТЫ.) Шубы, шапки и зонты, Гвозди, гайки и винты, Сёла, города , планеты - Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! Ах, какие все слова восхитительные, Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ !!! (Слайд 3) Художницу нашу знает весь свет Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие. Оно с существительным живёт на редкость дружно, Изменит его, когда ему нужно. Оно его не бросит в воде и на земле: Стоит в одном с ним роде и в одном числе. – О какой части речи идёт речь? (Слайд 4) Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду – всё в действие придет. Летит ракета, Люди строят здания, Цветут сады И хлеб в полях растет. (Слайд 5) Как назвать все слова на доске одним словом? Всё это что такое? (Слайд 6) Итак, сформулируем тему сегодняшнего урока. Исходя из темы, давайте попробуем определить какую цель мы должны поставить перед собой на сегодняшнем уроке? Для достижения поставленной цели сегодня мы будем отрабатывать ряд умений. Давайте вместе подумаем какими умениями вы должны овладеть, чтобы успешно усвоить тему «Части речи». Определять… (к какой части речи относится слово) Задавать вопрос к слову Определять, что обозначает слово Давать понятие…. Применять…. Что из перечисленного вы уже умеете делать, а в чем затрудняетесь? Свою работу сегодня вы будете оценивать по листам достижений, которые лежат перед вами. | Принимают участие в диалоге. Отвечают на вопросы, разгадывают загадки. Познавательные: развитие операций мышления (собирают пословицу на карточках, воспроизводят смысл этой пословицы, разгадывают загадки). Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД: определяют и формулируют тему урока с помощью учителя и цель урока (повторить и обобщить знания о частях речи). Совместно с учителем составляют перечень умений, необходимых для успешного освоения темы. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость повторения и закрепления знания. | Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока. При помощи учителя формулируют цели урока. | Наблюдение. Листы достижений |
4 | Актуализация знаний. | Вызвать познавательный интерес к проблеме. | Проблемная ситуация | Создание проблемной ситуации. Чтение текста сказки. Вот послушайте. – Было это давным-давно. Рассорила Баба-Яга все слова. И была среди них настоящая неразбериха. Одним словом – никакого порядка. Попытались слова как-то построиться. По-разному становились, все плохо получается. – В конечном итоге рассорились все слова между собой и разбежались кто куда, так и не навели порядок. - Нам сейчас предстоит навести порядок в этой неразберихе. (Слайд 7) У каждого из вас на парте лежит листок с одним из слов, записанных на доске. Мышка, рогатый, шустрый, скачет, маленькая, олень, косолапый, просыпается, заяц, бежит, медведь, пищит. Ваша задача, прочитать своё слово объединиться в группы. Прочитай слово и найди свою группу. Каждый ученик получает карточку со словом. - Почему вы объединились именно в такие группы? - Как определить к какой части речи относится твоё слово? -А теперь назовите имена существительные, имена прилагательные. Глагол. Докажите, что все ваши слова относятся именно к этой части речи. | Знакомятся с текстом сказки. Познавательные УУД: работать с информацией. Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу на данном этапе урока. Предметные: уметь определять часть речи. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения по инициативе учителя и собственной инициативе. Личностные: проявлять интерес к содержанию; уметь определять известное и неизвестное. Анализируют слова, определяют часть речи по алгоритму, садятся в группы ( по частям речи). Познавательные УУД: ориентировать-ся в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов(слов). Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, высказывать и доказывать своё мнение. Регулятивные УУД: пользоваться алгоритмом при определении частей речи. | Повторение и закрепление знаний о частях речи. Распределение на группы. | Самостоятельная работа Использование алгоритма |
5 | Систематизация и обобщение знаний | Обобщить и систематизиро-вать знания и умения учащихся по теме «Части речи» | Работа в группах по опорным схемам | Организация работы в группе. Сейчас давайте обобщим все, что вы знаете о частях речи. (Группам раздаются опорные схемы). Будем работать в группе. Какие правило должны помнить и соблюдать при работе в группе? Имя существительное 1.Что обозначает 2.На какие вопросы отвечает? 3.Грамматические категории 1. 2. 3. Имя прилагательное 1.Что обозначает 2. На какие вопросы отвечает? 3.Грамматические категории 1. 2. Глагол 1.Что обозначает 2. На какие вопросы отвечает? 3.Грамматические категории - А сейчас мы должны «помирить» группы слов между собой, чтобы они больше не ссорились. Возьмите слова, которые вы получили ранее и найдите в других группах слова, которые связаны с вашим словом. . Мышка маленькая пищит. Олень рогатый бежит. Медведь косолапый просыпается. Заяц шустрый скачет. - Что у нас получилось? (предложения) | Повторяют правила работы в группе. Учащиеся в группах обсуждают и заполняют опорные схемы. Затем представители от групп рассказывают по схемам всё об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, высказывать и доказывать своё мнение. Личностные: проявлять интерес к содержанию; уметь определять известное и неизвестное. Регулятивные: соблюдать правила работы в группе. Осуществляют поиск связных слов. Составляют предложения. Предметные УУД: находить связанные по смыслу слова, строить предложения, определять признаки предложения. | Обобщение знаний по теме «Части речи» | Опорные схемы |
6 | Физминутка | Организовать отдых учащихся | | Организует проведение физминутки с музыкальным сопровождением. | Изображают под музыку животного, о котором составили предложение. | | |
7 | Применение знаний и умений на практике | Систематизация знаний, выявление и коррекция индивидуальных затруднений. | Работа в группе Работа в паре Работа в группе Проблемная ситуация | Организует работу в группах по карточкам. Каждая группа получает карточки с предложениями. Каждый человек в группе по очереди читает вслух предложение. Дети записывают слова предложения, разделяя их на группы по частям речи в тетрадь. Наступила ранняя весна. Солнце отогрело землю. Появилась зелёная травка. Расцветают нежные подснежники. Проверьте себя! (Слайд 8) Дайте определение частям речи, расскажите друг другу в паре. Из данных предложений составьте связный текст. Проверь себя. (На листочках с обратной стороны расставлен порядок предложений.) Организация проблемной ситуации: -Ещё одно препятствие встретилось нам на пути, но я думаю вы справитесь с ним легко и быстро. Даны слова: печь, пила, больной. - Определите какими частями речи являются данные слова? Докажите. - Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Докажите. | Работают по карточкам в группе. Предметные: уметь определять часть речи. Регулятивные УУД: пользоваться алгоритмом при определении частей речи, распределять слова на группы, осуществлять самопроверку по эталону. Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов (слов). Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. Осуществляют самопроверку по эталону. В паре дают определения частям речи. Коммуникативные УУД: работать в паре, слушать и понимать речь других. Предметные УУД: давать определение частям речи, называть грамматические признаки. Составляют связный текст. Проверяют коллективную работу. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:сотрудничать при работе в группе, в паре. Регулятивные УУД: осуществлять самопроверку по заданному эталону. Решение проблемной ситуации. Приводят примеры, доказательства. Познавательные УУД: ориентировать-ся в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи, приводить доказательства. Регулятивные УУД: обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. | Развитие операции мышления. | |
8 | Рефлексивно-оценочный | Осмысление результата деятельности. Оценивание факта достижения цели урока. | Беседа. Рефлекесия. | Анализ по оценочным листам, выставление отметки за урок. Ребята, давайте посмотрим, с каким успехом мы завершаем наш сегодняшний урок. - Ребята, оценим наш урок. На доске солнце без лучей. Лучи на партах у учащихся. - если вам было все понятно и вы справились со всеми заданиями, прикрепите к солнышку желтый лучик; - если у вас возникли какие-то вопросы – оранжевый лучик; - красный лучик – когда совсем ничего непонятно. -Ребята, какую цель мы сегодня ставили перед собой? -Можно сказать, что мы достигли своей цели и всё будем делать правильно? – Какова была наша цель? – Достигли мы этой цели? (…) – В чём возникали затруднения на уроке? (…) – Над чем ещё надо поработать? (…) – У кого остались вопросы на конец урока? (…) -Спасибо за урок. | Анализ по оценочным листам, выставление отметки за урок (самооценка). Познавательные: делать выводы о результате совместной работы; развивать речь; выполнять обобщение. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, высказываться по заданной теме. Личностные: уметь оценивать результат своей работы. Регулятивные УУД: оценивать свои достижения по оценочному листу. | | Оценочные листы |