ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Дисциплина Русский язык и культура речи__________________________ Дата ______________
Тема занятия Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Роль и значение русского языка в современном обществе и мире. ___________________________Группа ТОА – 2 – 1
Вид занятия лекция_________________________________________________________________
Цель занятия - познакомить студентов с основными составляющими языка;________________
- восстановить в их памяти виды речевой деятельности;______________________
- привить любовь к «великому и могучему».________________________________
ОК
Обеспечение занятия
А. Наглядность пособия Выставка учебников по русскому языку и культуре речи
Б. Раздаточный материал _____________________________________________________________
В. Технические средства обучения _____________________________________________________
Г.Учебные места аудитория 408________________________________________________________
Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.
Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.
Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ ЭЛЕМЕНТА | ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ |
I. | Организационный момент | |
| Перекличка студентов по журналу, знакомство с основной и дополнительной литературой | |
| | |
II. | Проверка домашнего задания (опрос) | |
| 2.1. Фронтальный (по вопросам) | |
| 2.2. Индивидуальный (по карточкам) | |
| | |
III. | Изложение нового материала | |
| Русский язык – язык великого народа, язык великой | |
| литературы. Речь – конкретное говорение, протекающее | |
| во времени и облеч. в звуковую или письмен. форму.Общие | |
| (язык) и частное (речь) различ. и вместе с тем едины. | |
| Культура речи– это совокуп. навыков и знаний человека, | |
| обеспеч. целесообразное и незатрудненное применение | |
| языка в целях общения. Четыре вида речевой деятел., отлич. | |
| ее от других видов деятельности, закл. в особом характере | |
| ее орудий, в качестве которых выступают знаки языка. Три | |
| аспекта культуры: нормативный, коммуникативный, этический. | |
| | |
IV. | Закрепление полученных знаний | |
| 1.Ответы на вопросы: что такое культура речи? | |
| Какие виды речевой деятельности вам известны? | |
| Назовите основные единицы языка. | |
| 2. Какие основные уровни языка вы знаете? | |
| | |
V. | Домашнее задание | |
| 1. Выучить содержание темы по конспектам. | |
| 2. Реферат на тему: «Отражение в русском языке матер. и духов. культуры русского и других народов» | |
Составил преподаватель Мартюшова Н.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 1.1.
Дисциплина Русский язык и культура речи____________________________ Дата ______________
Тема занятия Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Русский литературный язык и языковые нормы._____________________________________________Группа КМ – 2 – 1
Вид занятия урок комбинированный____________________________________________________
Цель занятия - познакомить студентов с основными единицами и нормами русского литературного языка;_____ - выработать навыки соблюдения норм литературного языка.
ОК
Обеспечение занятия
А. Наглядность пособия учебник по русскому языку и культуре речи________________________
Б. Раздаточный материал Словари русского языка________________________________________
В. Технические средства обучения _____________________________________________________
Г.Учебные места аудитория 408_______________________________________________________
Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.
Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.
Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ ЭЛЕМЕНТА | ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ |
I. | Организационный момент | |
| Перекличка студентов по журналу, проверка наличия | |
| книжно-письменных принадлежностей | |
| | |
II. | Проверка домашнего задания (опрос) | |
| 2.1. Фронтальный (по лекции) | |
| 2.2. Аналитическая беседа по реферату | |
| | |
III. | Изложение нового материала | |
| Языковая норма - это общепринятое употребление | |
| языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, | |
| синтаксических конструкций. Основные свойства языковой нормы: объективность, обязательность, | |
| устойчивость, историческая изменчивость. Типы | |
| языковых норм: орфоэпические, лексические, | |
| морфологические, синтаксические, стилистические, | |
| орфографические, пунктуационные. Языковая норма- | |
| явление историческое. Язык живет и развивается, нормы | |
| периодически подвергаются пересмотру, и в связи с | |
| расширением сферы употребления тех или иных форм | |
| слова они могут переходить из просторечия или | |
| диалектов в нормативный язык. Литературный язык-это | |
| еще и язык обработанный | |
| | |
IV. | Закрепление полученных знаний | |
| 1.Ответы на вопросы: что такое языковая норма? | |
| - Какие виды речевой деятельности вам известны? | |
| - Назовите основные единицы языка. | |
| 2. Работа со словарями (записи в тетрадях) | |
| | |
V. | Домашнее задание | |
| 1. Выучить содержание темы по конспекту. | |
| 2. Выполнить задание в тетрадях. (Работа со словарем) | |
Составил преподаватель Мартюшова Н.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Дисциплина Русский язык и культура речи___________________________ Дата ______________
Тема занятия Фонетические единицы языка. Фонетические средства речевой выразительности_________________________________________ _Группа ТОА – 2 – 1
Вид занятия урок комбинированный___________________________________________________
Цель занятия - закрепить навыки по фонетике, начатые еще в школьной программе; ___________
- проанализировать сложную природу звуков, законы их сочетания и изменения___
ОК
Обеспечение занятия
А. Наглядность пособия Выставка учебников по русскому языку и культуре речи
Б. Раздаточный материал сборники стихов _________________________________
В. Технические средства обучения __________________________________
Г.Учебные места аудитория 408_____________________________________
Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.
Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.
Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.
СОДЕРЖАНИЕ КАРТА ЗАНЯТИЯ
№ ЭЛЕМЕНТА | ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ |
I. | Организационный момент | |
| Перекличка студентов по журналу, проверка наличия | |
| книжно-письменных принадлежностей, | |
II. | Проверка домашнего задания (опрос) | |
| 2.1. Работа над ошибками (по практической работе) | |
| 2.2. Фронтальный опрос по лекции | |
| | |
III. | Изложение нового материала | |
| ФОНЕТИКА - раздел науки о языке, изучающий звуковую | |
| сторону языка. Предметом фонетики является материальная | |
| (звуковая) сторона языка. Задача фонетики - изучение | |
| способов образования (артикуляции) и акустических | |
| свойств звуков, их изменения в речевом потоке. В зависим. | |
| от этого различают общую фонетику,. описательную | |
| фонетику, сопоставительную фонетику, Фонетические | |
| единицы:фраза, такт, интонация, слог, звук. Фонетич. ср-ва | |
| выразительности: благозвучие речи, ассонанс, аллитерация. | |
| Наруш. благозвучия речи за счет однообраз. ритма речи. | |
| Неудач. фонетич. организ. речи, затруднен. артикуляция, | |
| непривыч. звучание фразы отвлекают внимание читателя, | |
| мешают восприятию текста на слух. Основное и допол. | |
| ударение, логическое ударение | |
| | |
IV. | Закрепление полученных знаний | |
| 1. Работа с теоретическим материалом учебника. | |
| 2.Выполнение заданий для самопроверки | |
| 3. Работа с текстом фонетики | |
| | |
V. | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | |
| 1. Фонетический анализ слов (10 слов - индивидуально) | |
| 2. Работа с таблицей упр 118, стр.231-232 | |
| 3. Выучить содержание по конспекту | |
Составил преподаватель Мартюшова Н.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 2.2.
Дисциплина Русский язык и культура речи______________________________ Дата _________
Тема занятия. Фонетические средства речевой выразительности ____________Группа КМ – 2 – 1
Вид занятия урок повторения и обобщения знаний _______________________________________
Цель занятия - ознакомить с основными средствами языковой выразительности ____________
- научить широко использовать в речи все богатства языковой выразительности русского языка ____________________________________________________________________
ОК
Обеспечение занятия
А. Наглядность пособия Глоссарий по культуре речи
Б. Раздаточный материал сборники стихов Есенина, Блока, Пушкина и др.___________________
В. Технические средства обучения ______-______________________________________________
Г. Учебные места аудитория 408_____________________________________________________
Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.
Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.
Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.
СОДЕРЖАНИЕ КАРТА ЗАНЯТИЯ
№ ЭЛЕМЕНТА | ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ |
I. | Организационный момент | |
| Перекличка студентов по журналу, проверка наличия | |
| книжно-письменных принадлежностей, | |
| | |
II. | Проверка домашнего задания (опрос) | |
| 2.1. Работа над ошибками по практической работе №2 | |
| 2.2. Проверка письменного задания (конспект) | |
| | |
III. | Изложение нового материала | |
| Язык имеет свои краски, т.е. звуки. Он ими воображению | |
| нашему может весьма часто рисовать или живописать | |
| предметы вы говорите иностранцу, не знающему русского | |
| языка: милый, томный, тихий, сладостный, потом: грубый, | |
| яркий, скорый, горький, - наверное, в воображении его | |
| нарисуются от первых слов предметы приятные, а то вторых | |
| совершенно им противоположные. Этой живописью или | |
| обрисовкою язык наш богат. Непревзойденным мастером | |
| живописать словом становились нотными значками. Они | |
| передавали глубокий смысл звуковой, зримый образ. | |
| Вспомним строчки из стихотворения «Обвал». Вслушайтесь в | |
| Его музыку, в звучание каждого гласного и согласного, | |
| Вдумайтесь в звуковой состав слов: (чтение стихотворения) | |
| | |
IV. | Закрепление полученных знаний | |
| 1.Работа с учебником упр.136, стр.231-118 | |
| 2.Контрольная работа по разделу «Фонетика» | |
| | |
| | |
V. | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | |
| 1. Выполнить конспект, глоссарий | |
| 2. Выполнить упр.121, стр.235 | |
| 3. Выучить содержание конспекта | |
Составил преподаватель Мартюшова Н.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Дисциплина ________Русский язык и культура речи______________Дата __________________
Тема занятия _______Слово в лексической системе языка._______________________________
____________Лексическое и грамматическое значение слова.___________Группа____________
Вид занятия _____урок комбинированный____________________________________________
Цель занятия - систематизировать знания студентов по данной теме______________________
- пополнить их знания новыми понятиями и терминами_____________________
ОК
Обеспечение занятия
А. Наглядность пособия словари синонимов, омонимов антонимов, паронимов и др. Раздаточный материал отредактировать юмореску «Скажите сами» сборники стихов _________
В. Технические средства обучения ______________-______________________________________
Г.Учебные места аудитория _______________________________________________________
Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.
Антонова ЕС., Виотелева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.
Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.
СОДЕРЖАНИЕ КАРТА ЗАНЯТИЯ
№ ЭЛЕМЕНТА | ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ |
I. | Организационный момент | |
| Перекличка студентов по журналу, проверка наличия | |
| книжно-письменных принадлежностей, | |
II. | Проверка домашнего задания (опрос) | |
| 2.1. Проверка упражнения | |
| 2.2. Краткий анализ контрольной работы по тему разделу | |
| «Фонетика» | |
| 2.3. Фронтальный опрос по лекции | |
| | |
III. | Изложение нового материала | |
| Лексика-это совокупность слов, входящих в состав того | |
| или иного естественного языка. Словарный состав языка | |
| непостоянен, т.к. язык непрерывно развивается и обогащается. | |
| Слово (или лексема) - это основная единица языка, служащая | |
| для обозначения предметов, явлений, событий, качеств, | |
| количеств, состоянии и т.д. посредством комплекса звуков | |
| или знаков. Лексическое значение слова, грамматическое | |
| значение слова. Прямое и переносное значение слова, | |
| метафора,метонимия., омонимы, омографы, омоформы, | |
| синонимы, антонимы, паронимы, антитеза, тавтология, | |
| плеоназмы. Лексика с точки зрения ее происхождения: | |
| исконно русская, заимствованная. | |
| | |
IV. | Закрепление полученных знаний | |
| 1. Работа с теоретическим материалом учебника стр.110-113 | |
| 2.Выполнение заданий для самопроверки (тест) | |
| 3. Работа с толковым словарем (найти лексич. знач.слов) | |
| | |
V. | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | |
| 1.Найти знач.слов по словарю,составить с ними слож. предл. | |
| 2.Выучить содержание конспекта | |
| 3. Подготовиться к практической работе №3 | |
Составил преподаватель
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 3.2
Дисциплина Русский язык и культура речи____________________ Дата __________________
Тема занятия _Лексика с точки зрения её употребления изобразительно-выразительные средства языка: тропы и фигуры _____________________________________Группа КМ – 2 – 1
Вид занятия урок комбинированный____________________________________________________
Цель занятия - закрепить знания по теме «Лексика» __ __________________________________
- выработать навыки употребления изобразительно – выразительные средства языка в речи._________________________________________________________________________
ОК
Обеспечение занятия
А. Наглядность пособия учебник, фразеологический и толковый словари__________________ Раздаточный материал тексты, индивидуальные карточки, словарно-психологический тест_____
В. Технические средства обучения ________________________-___________________________
Г.Учебные места аудитория 408_______________________________________________________
Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.
Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.
Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.
СОДЕРЖАНИЕ КАРТА ЗАНЯТИЯ
№ ЭЛЕМЕНТА | ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ |
I. | Организационный момент | |
| Перекличка студентов по журналу, проверка наличия | |
| Книжно-письменных принадлежностей, | |
| | |
II. | Проверка домашнего задания (опрос) | |
| 2.1. Работа по индивидуальным карточкам | |
| 2.2.Проверка домашнего задания | |
| | |
III. | Изложение нового материала | |
| Выразительные средства языка помогают говорящему | |
| отобразить свои чувства и воздействовать на чувства слуш. | |
| или читающего. Изобразительно-выразительные средства | |
| языка делятся на: лексические, фонетические, синтаксические, | |
| тропы и фигуры. Например, для выразительности речи | |
| используются эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, | |
| гиперболы, литота, оксюморон. В сложных синтаксических | |
| конструкциях с целью выделения нужной части используется | |
| инверсия, а также - риторическое восклицание, риторический | |
| вопрос. "Неоправданное употребление изобразительно- | |
| выразительных средств языка делает речь непонятной, | |
| двусмысленной. | |
| | |
IV. | Закрепление полученных знаний | |
| Работа с теоретическим материалом учебника стр.160-163 | |
| Выполнение заданий для самопроверки (текст) | |
| Решить лексическое уравнение | |
| | |
V. | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | |
| 1.По учебнику выполнить упр.53 стр.112 | |
| 2.Выучить содержание конспекта | |
| 3.Подготовиться к выполнению практической работы №4 | |
| | |
Составил преподаватель Мартюшова Н.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 3.3
Дисциплина Русский язык и культура речи____________________ Дата __________________
Тема занятия _Лексико – фразеологическая норма её варианты __Группа КМ – 2 – 1
Вид занятия урок повторение и обобщения ____________________________________________
Цель занятия - закрепить знания по темам «Фразеология» «Лексика»______________________
- выработать навыки употребления лексико-фразеологических норм и речи научить широко использовать изобразительно-выразительные возможности языка _________
ОК
Обеспечение занятия
А. Наглядность пособия фразеологический и толковый словарь, плакаты, ________________
Раздаточный материал тексты, индивидуальные карточки, иллюстративный материал (по фраз.)_ Технические средства обучения ___________________________________________________
Г.Учебные места аудитория 408____________________________________________________
Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.
Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.
Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.
СОДЕРЖАНИЕ КАРТА ЗАНЯТИЯ
№ ЭЛЕМЕНТА | ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ |
I. | Организационный момент | |
| Перекличка студентов по журналу, проверка наличия | |
| книжно-письменных принадлежностей, | |
II. | Проверка домашнего задания (опрос) | |
| 2.1. Работа над ошибками по практической работе №4 | |
| 2.2.Фронтальный опрос (по лекциям) | |
| | |
III. | Изложение нового материала | |
| Результатом реализации семантического потенциала | |
| лексической единицей русского языка является лексико- | |
| фразеологический комплекс - системное объединение, | |
| включающее в себя: 1) совокупность лексико-семантических | |
| вариантов лексемы (если она является полисемантом); 2) | |
| совокупность единиц словообразовательного гнезда; 3) | |
| фразеологизмы, содержащие вершинное слово в качестве | |
| компонента; 4) фразеологизмы, содержащие в качестве | |
| компонентов слова-дериваты. В значительном по объёму | |
| лексико-фразеологическом комплексе лексемы и | |
| фразеологизмы в своей совокупности покрывают обширную | |
| номинативную сферу. 5) Основные лексические и | |
| фразеологические ошибки и способы их исправления. | |
| | |
IV. | Закрепление полученных знаний | |
| 1. Работа с теоретическим материалом учебника стр.168-174 | |
| 2.Выполнение заданий для самопроверки (работа с иллюстр.) | |
| 3. Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология» | |
| | |
V. | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | |
| 1. Выучить содерж. конспекта допол. его матер. из учебника | |
| 2. По учебнику задание №103, стр.164 | |
| 3. Подготов. реферат «Происхож., строение и знач. фразеолог.» | |
Составил преподаватель Мартюшова Н.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Дисциплина Русский язык и культура речи_________________________ Дата _____________
Тема занятия Стилистические возможности словообразования ______Группа ТОА – 2 – 1
Вид занятия урок новых знаний ___________________________________________________ Цель занятия - объяснить разницу между словообразовательным и морфемным анализом слов _
- познакомить с синонимией и антонимией морфемных единиц _______________
ОК
Обеспечение занятия
А. Наглядность пособия Выставка учебников по русскому языку и культуре речи
Б. Раздаточный материал _художественные тексты ______________________________________
В. Технические средства обучения ____________________________________________________
Г.Учебные места аудитория 408____________________________________________________
Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.
Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.
Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ ЭЛЕМЕНТА | ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ |
I. | Организационный момент | |
| Перекличка студентов по журналу, | |
| Проверка наличия книжно-письменных принадлежностей, | |
| | |
II. | Проверка домашнего задания (опрос) | |
| 2.1. Аналитическая беседа | |
| 2.2. Проверка домашнего задания | |
| | |
III. | Изложение нового материала | |
| Словообразование изучает производные и сложные слова. | |
| Основными понятиями словообразовательного анализа | |
| являются: непроизводные, производные произв., исходную). | |
| Основные способы словообразования: прист .суффикс., | |
| приставочно-суффиксальный, конверсия, словосложение | |
| Словообразовательная модель, словообр, цепочка,. | |
| словообразовательный тип. Членимость слова на морфемы, | |
| словообразовательная цепочка, синхронич. способы | |
| словообраз. Этимология- раздел языкознания, который | |
| занимается изучением происхождения слова и исторических | |
| изменении в егоструктуре и значениях. Этимологический | |
| анализ слова, помогает лучше понять значения слова, | |
| оказать неоценимую помощь при написании непроверяемых | |
| орфограмм. | |
IV. | Закрепление полученных знаний | |
| 1. Фронтальный опрос | |
| 2. Правка предложений | |
| 3. Работа с текстом (прочитать, сделать историч. членение сл.) | |
| | |
V. | Домашнее задание | |
| 1.Этимологический анализ слов (слова записаны в тетрадях). | |
| 2.Выучить содержание конспекта | |
| 3.Составление таблицы «Способы образования слова» | |
Составил преподаватель Мартюшова Н.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Дисциплина Русский язык и культура речи____________________________ Дата ____________
Тема занятия Самостоятельные части речи _________ ______ Группа ТОА – 2 – 1
Вид занятия урок комбинированный ___________________________________________________ Цель занятия - повторить и закрепить весь материал по теме «Морфология;_________________
___________________- выявить связь частей речи с законами грамотного письма._________
ОК
Обеспечение занятия
А. Наглядность пособия __таблица «Знаменательные и служебные части речи»_______________
Б. Раздаточный материал _ индивидуальные карточки____________________________________
В. Технические средства обучения ____________________________________________________
Г.Учебные места аудитория 408______________________________________________________
Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.
Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.
Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ ЭЛЕМЕНТА | ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ |
I. | Организационный момент | |
| Перекличка студентов по журналу, | |
| Проверка наличия книжно-письменных принадлежностей, | |
| | |
II. | Проверка домашнего задания (опрос) | |
| 2.1. Проверка домашнего задания | |
| 2.2. Проверка и работа по таблице «Способы образования | |
| слов» | |
| | |
III. | Изложение нового материала | |
| Морфология - раздел науки о языке, изучающий части речи. | |
| Части речи — это группы слов, объединенных на основе. | |
| общности их признаков. Все слова русского языка можно | |
| разделить на междометия и немеждометные слова. | |
| Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные | |
| и служебные. Самостоятельные слова могут быть разделены | |
| на знаменательные и местоименные. Самостоятельные части | |
| речи: существительное, прилагательное, числительное, | |
| местоимение, глагол, наречие. При этом каждая самостоя | |
| тельная часть речи определяется по трем основаниям: | |
| обобщенное значение, морфология, синтаксис. Значимость | |
| основания при определении состава той или иной части речи | |
| различна: если существительное, прилагательное, глагол | |
| определяются по большей части по своим морфологическим | |
| признакам, но есть две части речи, которые выделяются на | |
| основании значения -это местоимение и числительное. | |
IV. | Закрепление полученных знаний | |
| 1. Работа с теоретическим материалом учебника стр.318-321 | |
| 2.Выполнение упражнения 187 тр.321 | |
| 3. Стилистический диктант | |
V. | Домашнее задание | |
| 1.Выполнить таблицу на стр. 320 упр.186 | |
| 2.Склонение существительных (слова записаны в тетрадях) | |
Составил преподаватель Мартюшова Н.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Дисциплина Русский язык и культура речи_____________________________ Дата ____________
Тема занятия. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слов_____________ Группа_____________
Вид занятия урок повторение и обобщение знаний _________________________________
Цель занятия - обобщить и закрепить по морфологическим нормам русского языка._________
- провести контроль знаний, умений и навыков по разделу «Части речи»_________
ОК
Обеспечение занятия
А. Наглядность пособия Литературно-художественные тексты ____________________________
Б. Раздаточный материал индивидуальные задания ______________________________________
В. Технические средства обучения ____________________________________________________
Г.Учебные места аудитория ____________________________________________________
Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2019.
Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2019.
Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2019.
СОДЕРЖАНИЕ КАРТА ЗАНЯТИЯ
№ ЭЛЕМЕНТА | ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ |
I. | Организационный момент | |
| Перекличка студентов по журналу, проверка наличия | |
| книжно-письменных принадлежностей, | |
| | |
II. | Проверка домашнего задания (опрос) | |
| 2.1. Фронтальный опрос по лекциям | |
| 2.2. Проверка упр. 191, стр.325 (индивидуально) | |
| | |
III. | Изложение нового материала | |
| Если сгруппировать собранные здесь дефектные | |
| высказывания по лингвистическим основаниям, сведя в | |
| единый блок однотипные ошибки, мы получим два десятка их | |
| разновидностей, среди которых статически преобладающими | |
| оказываются стилистические, грамматические (управление, | |
| согласование, неправильное формообразование), лексические | |
| и акцентологические, т.е. погрешности в ударении. Единич. | |
| фактами представлены нарушения, связанные с грамматич. | |
| родом аббревиатур («одно ЦК» вместо «один ЦК»,сама | |
| МВФ» вместо «сам МВФ», НАТО – «оно» вместо «оно» и | |
| под.;) сообразованием сравнительной степени прилагательных | |
| и краткой формы (слабже, более слабее, более скромнее, | |
| более хуже, более подробнее, прежен вместо прежний). | |
| | |
IV. | Закрепление полученных знаний | |
| 1.По вопросам из лекционного материала . | |
| 2.Контрольная работа по разделу «Части речи». | |
| | |
| | |
V. | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | |
| 1. Исправить данные преподавателем предложения указать | |
| вид ошибки | |
| 2. Выполнить упр.195, стр.329 | |
Составил преподаватель
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Дисциплина Русский язык и культура речи____________________________ Дата ____________
Тема занятия Синтаксис современного русского языка Группа ТОА – 2 – 1
Вид занятия урок комбинированный __________________________________________________ Цель занятия - обобщить и закрепить знания по синтаксису ____ _______________
_- выработать навыки инверсии в предложении с целью подчеркнуть смысловую значимость слова
ОК
_Обеспечение занятия
А. Наглядность пособия таблица «Основные виды предложений»___________________________
Б. Раздаточный материал _ тексты, индивидуальные карточки______________________________
Б. Раздаточный материал _ «Русский язык в таблицах и схемах»____________________________
В. Технические средства обучения ____________________________________________________
Г.Учебные места аудитория 408______________________________________________________
Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.
Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.
Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ ЭЛЕМЕНТА | ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ |
I. | Организационный момент | |
| Перекличка студентов по журналу, | |
| Проверка наличия книжно-письменных принадлежностей, | |
II. | Проверка домашнего задания (опрос) | |
| 2.1. Проверка конспекта фронтальный опрос | |
| 2.2. Выявление ошибок при лингвистическом анализе текста | |
III. | Изложение нового материала | |
| Синтаксис - раздел науки о языке, изучающий законы | |
| организации связной речи, способы соединения слов в | |
| процессе коммуникации. Основные единицы синтаксиса- | |
| предложение и словосочетание. Простое предложение - это | |
| синтаксическая единица, образованная одной | |
| синтаксической связью между подлеж. и сказуемым или | |
| одним главным членом. Односоставное предложение | |
| - неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, | |
| определенно-личное, инфинитивное, назывное. Неполное | |
| предложение - это предложение, в котором отсутствует | |
| один или несколько членов (главных или второстепенных), | |
| на которые указывает контекст или ситуация: Правда | |
| остаётся правдой, а молва -молвой. Мы разговорились как, | |
| будто век были знакомы. Вы,.наверное, знаете о нашей | |
| работе? И обо мне? " | |
IV. | Закрепление полученных знаний | |
| 1.Работа с теоретическим материалом учебника (335-342) | |
| 2.Выполнить упр.199 стр.336 | |
| 3.Работа с текстом (определите вид предл., выпишите с/с, | |
| определите вид связи в них). | |
V. | Домашнее задание | |
| 1.Синтаксический разбор предложений (записи в тетрадях) | |
| 2.Выполнить реферат «Основные выразительные средства | |
| синтаксиса» (индивидуально) | |
Составил преподаватель Мартюшова Н.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 6.2.
Дисциплина Русский язык и культура речи_________________________ Дата _____________
Тема занятия Основные выразительные средства синтаксиса ______ ______Группа КМ – 2 – 1
Вид занятия урок новых знаний ___________________________________________________ Цель занятия - показать на примерах выразительные возможности русского синтаксиса_____
- воспитать чувство гордости за величие и могущество русского языка.___________
ОК
Обеспечение занятия
А. Наглядность пособия таблицы по синтаксису__________________________________________
Б. Раздаточный материал _карточки, тексты художественных произведений_________________
В. Технические средства обучения ____________________________________________________
Г.Учебные места аудитория 408_____________________________________________________
Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.
Антонова ЕС., Виотелева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.
Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ ЭЛЕМЕНТА | ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ |
I. | Организационный момент | |
| Перекличка студентов по журналу. | |
| Проверка наличия книжно-письменных принадлежностей. | |
| | |
II. | Проверка домашнего задания (опрос) | |
| 2.1. Фронтальный опрос по конспекту | |
| 2.2. Проверка домашнего задания | |
| | |
III. | Изложение нового материала | |
| Правильность речи во многом определяется порядком | |
| слов в предложении. В письменной речи его нормы распол. | |
| нередко нарушаются, что приводит к искажению смысла | |
| высказывания: Солнце закрыло облако; Постановили: всех | |
| владельцев собак держать на привязи. Нормой современного | |
| русского литературного языка является прямой порядок | |
| слов в предложении: на первом месте (в препозиции) | |
| находится либо подлежащее, либо сказуемое: Погода | |
| улучшилась. Светит солнце. Стилистическое применение | |
| этих вариантов синтаксических конструкций различно. | |
| Предложения с препозитивным подлежащим обычно | |
| используются в повествовании (Выпускники пишут | |
| сочинение),с препозитивным сказуемым — при описании | |
| предложения (Наступило долгожданное лето). | |
| | |
IV. | Закрепление полученных знаний | |
| 1.Беседа по пройденному материалу | |
| 2.Тренировочный стилистический диктант | |
| | |
V. | Домашнее задание | |
| 1.Выучить лекцию | |
| 2. Выполнить правку предложений (записи под диктовку в | |
| тетрадях) | |
Составил преподаватель Мартюшова Н.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 7.1.
Дисциплина Русский язык и культура речи_________________________ Дата _____________
Тема занятия Принципы русской орфографии___________ ______ ______Группа КМ – 2 – 1
Вид занятия урок комбинированный________________________________________________ Цель занятия - выявить уровень знаний, умений и навыков по русской орфографии_________
- обобщить учебный материал по данной теме________ _______________________
ОК
Обеспечение занятия
А. Наглядность пособия ___учебник, таблица Кириллица________________________________
Б. Раздаточный материал _ тесты, тексты ______________________________________________
В. Технические средства обучения ____________________________________________________
Г.Учебные места аудитория 408___________________________________________________
Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.
Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.
Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ ЭЛЕМЕНТА | ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ |
I. | Организационный момент | |
| Перекличка студентов по журналу, | |
| Проверка наличия книжно-письменных принадлежностей, | |
| | |
II. | Проверка домашнего задания (опрос) | |
| 1. Работа над ошибками по стилистическому диктанту | |
| 2. Выводы под диктовку в тетрадях | |
| | |
III. | Изложение нового материала | |
| Язык меняется, поскольку меняется общество. Появляется | |
| много новых слов и выражении, своих и заимствованных. | |
| Правила написания новых слов устанавливаются орфограф. | |
| комиссией и фиксируются орфограф. словарями. Русская | |
| орфография - это система правил написания слов. Она | |
| состоит из пяти основных разделов: 1)передача буквами | |
| фонемного состава слов; 2) слитные, раздельные и дефисные | |
| (полуслитные) написания слов и их частей; 3) употребления | |
| прописных и строчных букв;4) перенос части слова с одной | |
| строки на другую;5)графические сокращения слов. Разделы | |
| орфографии - это большие группы орфограф. связанные с | |
| разными видами трудностей передачи слов в письме. | |
| | |
IV. | Закрепление полученных знаний | |
| 1.Работа с теоретическим материалом учебника стр.265-282 | |
| 2. Выполнить задание 144 стр.267 | |
| 3. Работа с текстом (определить выразительные ср-ва фонет.) | |
V. | Домашнее задание | |
| 1.Выучить содержание конспекта | |
| 2. Подготовиться к практической работе №7 | |
| 3. Выполнить задание 148, стр.271 | |
Составил преподаватель Мартюшова Н.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Дисциплина Русский язык и культура речи_________________________ Дата _____________
Тема занятия Принципы русской пунктуации ______________________Группа ТОА – 2 – 1
Вид занятия урок новых знаний ___________________________________________________ Цель занятия - обобщить и закрепить знания по синтаксису _____________________________
- выработать навыки расстановки знаков препинания в предложениях __________
ОК
Обеспечение занятия
А. Наглядность пособия ___учебник, таблица «Знаки препинания»__________________________
Б. Раздаточный материал тексты, индивидуальные карточки ______________________________
В. Технические средства обучения ____________________________________________________
Г.Учебные места аудитория 408_____________________________________________________
Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.
Антонова ЕС., Виотелева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.
Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ ЭЛЕМЕНТА | ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ |
I. | Организационный момент | |
| Перекличка студентов по журналу. | |
| Проверка наличия книжно-письменных принадлежностей. | |
| | |
II. | Проверка домашнего задания (опрос) | |
| 1. Работа над ошибками по практической работе №7 | |
| 2. Выводы под диктовку в тетрадях | |
| | |
III. | Изложение нового материала | |
| Пунктуация-совокупность правил о постановке знаков | |
| препинания. Знаки препинания – это письменные сигналы | |
| различных смысловых отношений между частями | |
| высказывания в устной речи эти отношения выражаются с | |
| помощью интонации. Смысловые различия, предаваемые с | |
| помощью разных по структуре синтаксических конструкции, | |
| и лежат в основе большинства правил русской пунктуации. | |
| Между частями сложносочиненного предложения, каждая из | |
| которых выражает относительно законченную мысль ставится | |
| запятая; как правило, разделяются запятыми главные и | |
| придаточные части сложноподчинённого предложения. | |
| | |
IV. | Закрепление полученных знаний | |
| 1.Работа с теоретическим материалом учебника стр.343-345 | |
| 2. Выполнение заданий для самопроверки (задание 206, стр 346-347) | |
| 3. Работа с текстом (определите вид предл., постройте схему). | |
| | |
| | |
V. | Домашнее задание | |
| 1. Синтаксический разбор предложений (запись в тетрадях) | |
| 2. Выполнить задние 266, стр.367-368 | |
| | |
Составил преподаватель Мартюшова Н.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Дисциплина Русский язык и культура речи_________________________ Дата _____________
Тема занятия Функциональные стили речи и их особенности ___ ______Группа ТОА – 2 – 1
Вид занятия урок комбинированный________________________________________________ Цель занятия -выявить уровень знаний студентов по функциональным стилям речи_________
- выработать навыки работы с деловыми бумагами ___________________________
ОК
Обеспечение занятия
А. Наглядность пособия ___образцы различных деловых_бумаг___________________________
Б. Раздаточный материал _ Брошюра. «Функциональные стили речи»_______________________
В. Технические средства обучения ____________________________________________________
Г.Учебные места аудитория 408____________________________________________________
Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.
Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.
Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ ЭЛЕМЕНТА | ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ |
I. | Организационный момент | |
| Перекличка студентов по журналу, | |
| Проверка наличия книжно-письменных принадлежностей, | |
| | |
II. | Проверка домашнего задания (опрос) | |
| 1. Стилистический диктант | |
| 2. Проверка домашнего задания 231 | |
| | |
III. | Изложение нового материала | |
| Функциональные стили во избежание путаницы с | |
| языковыми стилями иногда называют языковыми жанрами, функциональными разновидностями языка. | |
| Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера | |
| использования этого стиля — наука и научные журналы. | |
| Официально - деловой используется для сообщения, | |
| информирования в официальной обстановке (сфера | |
| законодательства, делопроизводства, административно- | |
| правовой деятельности) Публицистический стиль | |
| служит для воздействия на людей через средства | |
| массовой информации. Разговорный стиль служит для | |
| бытового общения. Художественный стиль используется | |
| в художественной литературе. Типы речи: описание, | |
| повествование, рассуждение. | |
IV. | Закрепление полученных знаний | |
| 1.Работа с теоретическим материалом учебника стр.83-88 | |
| 2. Выполнение задание 37, стр.87 | |
| 3. Работа с текстом (определить вид и тип текста.) | |
V. | Домашнее задание | |
| 1. Выучить содержание конспекта | |
| 2. Выполнить задание 38, стр. 88-90 | |
| | |
Составил преподаватель Мартюшова Н.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 8.2.
Дисциплина Русский язык и культура речи_________________________ Дата _____________
Тема занятия итоговая контрольная работа __________________________Группа КМ – 2 – 1
Вид занятия контрольная работа _______________________________________________________ Цель занятия -завершить изучение функциональных стилей речи__________________________
- отработать приёмы и навыки создания текстов в жанрах учебно-научного и официально деловых бумаг ________________________________________________________
ОК
Обеспечение занятия
А. Наглядность пособия ____________________________________________ __________________
Б. Раздаточный материал _ Стилистический диктант _____________________________________
В. Технические средства обучения ____________________________________________________
Г.Учебные места аудитория 408___________________________________________________
Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.
Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.
Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ ЭЛЕМЕНТА | ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ |
I. | Организационный момент | |
| Перекличка студентов по журналу. | |
| Проверка наличия книжно-письменных принадлежностей. | |
| Слово преподавателя (краткое обобщение по всем разделам) | |
| | |
II. | Изложение нового материала | |
| Стилистическая диктант правка предложений | |
| Обязательное указание вида ошибки (по | |
| необходимости дать пояснения по правилам) | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
III. | Закрепление полученных знаний | |
| | |
| - | |
| | |
IV. | Домашнее задание | |
| | |
| - | |
| | |
Составил преподаватель Мартюшова Н.В.