СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологические карты по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлены технологические карты уроков по Русскому языку и культуре речи для студентов 1 курса СПО , разработанные в соответствии с положениями ФГОС, ориентированные на работу по учебникам

Введенская  Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.

Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.

Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.

Технологические карты уроков отражают современные виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности и коммуникативной компетенции, побуждающие обучающихся осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения. Предназначено преподавателям русского языка, руководителям методических объединений. 

Просмотр содержимого документа
«Технологические карты по дисциплине "Русский язык и культура речи"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Дисциплина Русский язык и культура речи__________________________ Дата ______________

Тема занятия Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Роль и значение русского языка в современном обществе и мире. ___________________________Группа ТОА – 2 – 1

Вид занятия лекция_________________________________________________________________

Цель занятия - познакомить студентов с основными составляющими языка;________________

- восстановить в их памяти виды речевой деятельности;______________________

- привить любовь к «великому и могучему».________________________________

ОК

Обеспечение занятия

А. Наглядность пособия Выставка учебников по русскому языку и культуре речи

Б. Раздаточный материал _____________________________________________________________

В. Технические средства обучения _____________________________________________________

Г.Учебные места аудитория 408________________________________________________________

Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.

Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.

Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

ЭЛЕМЕНТА

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ

I.

Организационный момент



Перекличка студентов по журналу, знакомство с основной и дополнительной литературой





II.

Проверка домашнего задания (опрос)



2.1. Фронтальный (по вопросам)



2.2. Индивидуальный (по карточкам)





III.

Изложение нового материала



Русский язык – язык великого народа, язык великой



литературы. Речь – конкретное говорение, протекающее



во времени и облеч. в звуковую или письмен. форму.Общие



(язык) и частное (речь) различ. и вместе с тем едины.



Культура речи– это совокуп. навыков и знаний человека,



обеспеч. целесообразное и незатрудненное применение



языка в целях общения. Четыре вида речевой деятел., отлич.



ее от других видов деятельности, закл. в особом характере



ее орудий, в качестве которых выступают знаки языка. Три



аспекта культуры: нормативный, коммуникативный, этический.





IV.

Закрепление полученных знаний



1.Ответы на вопросы: что такое культура речи?



Какие виды речевой деятельности вам известны?



Назовите основные единицы языка.



2. Какие основные уровни языка вы знаете?





V.

Домашнее задание



1. Выучить содержание темы по конспектам.



2. Реферат на тему: «Отражение в русском языке матер. и духов. культуры русского и других народов»


Составил преподаватель Мартюшова Н.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 1.1.

Дисциплина Русский язык и культура речи____________________________ Дата ______________

Тема занятия Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Русский литературный язык и языковые нормы._____________________________________________Группа КМ – 2 – 1

Вид занятия урок комбинированный____________________________________________________

Цель занятия - познакомить студентов с основными единицами и нормами русского литературного языка;_____ - выработать навыки соблюдения норм литературного языка.

ОК

Обеспечение занятия

А. Наглядность пособия учебник по русскому языку и культуре речи________________________

Б. Раздаточный материал Словари русского языка________________________________________

В. Технические средства обучения _____________________________________________________

Г.Учебные места аудитория 408_______________________________________________________

Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.

Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.

Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

ЭЛЕМЕНТА

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ

I.

Организационный момент



Перекличка студентов по журналу, проверка наличия



книжно-письменных принадлежностей





II.

Проверка домашнего задания (опрос)



2.1. Фронтальный (по лекции)



2.2. Аналитическая беседа по реферату





III.

Изложение нового материала



Языковая норма - это общепринятое употребление



языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов,



синтаксических конструкций. Основные свойства языковой нормы: объективность, обязательность,



устойчивость, историческая изменчивость. Типы



языковых норм: орфоэпические, лексические,



морфологические, синтаксические, стилистические,



орфографические, пунктуационные. Языковая норма-



явление историческое. Язык живет и развивается, нормы



периодически подвергаются пересмотру, и в связи с



расширением сферы употребления тех или иных форм



слова они могут переходить из просторечия или



диалектов в нормативный язык. Литературный язык-это



еще и язык обработанный





IV.

Закрепление полученных знаний



1.Ответы на вопросы: что такое языковая норма?



- Какие виды речевой деятельности вам известны?



- Назовите основные единицы языка.



2. Работа со словарями (записи в тетрадях)





V.

Домашнее задание



1. Выучить содержание темы по конспекту.



2. Выполнить задание в тетрадях. (Работа со словарем)


Составил преподаватель Мартюшова Н.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Дисциплина Русский язык и культура речи___________________________ Дата ______________

Тема занятия Фонетические единицы языка. Фонетические средства речевой выразительности_________________________________________ _Группа ТОА – 2 – 1

Вид занятия урок комбинированный___________________________________________________

Цель занятия - закрепить навыки по фонетике, начатые еще в школьной программе; ___________

- проанализировать сложную природу звуков, законы их сочетания и изменения___

ОК

Обеспечение занятия

А. Наглядность пособия Выставка учебников по русскому языку и культуре речи

Б. Раздаточный материал сборники стихов _________________________________

В. Технические средства обучения __________________________________

Г.Учебные места аудитория 408_____________________________________

Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.

Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.

Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.


СОДЕРЖАНИЕ КАРТА ЗАНЯТИЯ

ЭЛЕМЕНТА

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ

I.

Организационный момент



Перекличка студентов по журналу, проверка наличия



книжно-письменных принадлежностей,


II.

Проверка домашнего задания (опрос)



2.1. Работа над ошибками (по практической работе)



2.2. Фронтальный опрос по лекции





III.

Изложение нового материала



ФОНЕТИКА - раздел науки о языке, изучающий звуковую



сторону языка. Предметом фонетики является материальная



(звуковая) сторона языка. Задача фонетики - изучение



способов образования (артикуляции) и акустических



свойств звуков, их изменения в речевом потоке. В зависим.



от этого различают общую фонетику,. описательную



фонетику, сопоставительную фонетику, Фонетические



единицы:фраза, такт, интонация, слог, звук. Фонетич. ср-ва



выразительности: благозвучие речи, ассонанс, аллитерация.



Наруш. благозвучия речи за счет однообраз. ритма речи.



Неудач. фонетич. организ. речи, затруднен. артикуляция,



непривыч. звучание фразы отвлекают внимание читателя,



мешают восприятию текста на слух. Основное и допол.



ударение, логическое ударение





IV.

Закрепление полученных знаний



1. Работа с теоретическим материалом учебника.



2.Выполнение заданий для самопроверки



3. Работа с текстом фонетики





V.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ



1. Фонетический анализ слов (10 слов - индивидуально)



2. Работа с таблицей упр 118, стр.231-232



3. Выучить содержание по конспекту


Составил преподаватель Мартюшова Н.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 2.2.

Дисциплина Русский язык и культура речи______________________________ Дата _________

Тема занятия. Фонетические средства речевой выразительности ____________Группа КМ – 2 – 1

Вид занятия урок повторения и обобщения знаний _______________________________________

Цель занятия - ознакомить с основными средствами языковой выразительности ____________

- научить широко использовать в речи все богатства языковой выразительности русского языка ____________________________________________________________________

ОК

Обеспечение занятия

А. Наглядность пособия Глоссарий по культуре речи

Б. Раздаточный материал сборники стихов Есенина, Блока, Пушкина и др.___________________

В. Технические средства обучения ______-______________________________________________

Г. Учебные места аудитория 408_____________________________________________________

Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.

Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.

Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.


СОДЕРЖАНИЕ КАРТА ЗАНЯТИЯ

ЭЛЕМЕНТА

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ

I.

Организационный момент



Перекличка студентов по журналу, проверка наличия



книжно-письменных принадлежностей,





II.

Проверка домашнего задания (опрос)



2.1. Работа над ошибками по практической работе №2



2.2. Проверка письменного задания (конспект)





III.

Изложение нового материала



Язык имеет свои краски, т.е. звуки. Он ими воображению



нашему может весьма часто рисовать или живописать



предметы вы говорите иностранцу, не знающему русского



языка: милый, томный, тихий, сладостный, потом: грубый,



яркий, скорый, горький, - наверное, в воображении его



нарисуются от первых слов предметы приятные, а то вторых



совершенно им противоположные. Этой живописью или



обрисовкою язык наш богат. Непревзойденным мастером



живописать словом становились нотными значками. Они



передавали глубокий смысл звуковой, зримый образ.



Вспомним строчки из стихотворения «Обвал». Вслушайтесь в



Его музыку, в звучание каждого гласного и согласного,



Вдумайтесь в звуковой состав слов: (чтение стихотворения)





IV.

Закрепление полученных знаний



1.Работа с учебником упр.136, стр.231-118



2.Контрольная работа по разделу «Фонетика»








V.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ



1. Выполнить конспект, глоссарий



2. Выполнить упр.121, стр.235



3. Выучить содержание конспекта


Составил преподаватель Мартюшова Н.В.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Дисциплина ________Русский язык и культура речи______________Дата __________________

Тема занятия _______Слово в лексической системе языка._______________________________

____________Лексическое и грамматическое значение слова.___________Группа____________

Вид занятия _____урок комбинированный____________________________________________

Цель занятия - систематизировать знания студентов по данной теме______________________

- пополнить их знания новыми понятиями и терминами_____________________

ОК

Обеспечение занятия

А. Наглядность пособия словари синонимов, омонимов антонимов, паронимов и др. Раздаточный материал отредактировать юмореску «Скажите сами» сборники стихов _________

В. Технические средства обучения ______________-______________________________________

Г.Учебные места аудитория _______________________________________________________

Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.

Антонова ЕС., Виотелева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.

Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.


СОДЕРЖАНИЕ КАРТА ЗАНЯТИЯ

ЭЛЕМЕНТА

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ

I.

Организационный момент



Перекличка студентов по журналу, проверка наличия



книжно-письменных принадлежностей,


II.

Проверка домашнего задания (опрос)



2.1. Проверка упражнения



2.2. Краткий анализ контрольной работы по тему разделу



«Фонетика»



2.3. Фронтальный опрос по лекции





III.

Изложение нового материала



Лексика-это совокупность слов, входящих в состав того



или иного естественного языка. Словарный состав языка



непостоянен, т.к. язык непрерывно развивается и обогащается.



Слово (или лексема) - это основная единица языка, служащая



для обозначения предметов, явлений, событий, качеств,



количеств, состоянии и т.д. посредством комплекса звуков



или знаков. Лексическое значение слова, грамматическое



значение слова. Прямое и переносное значение слова,



метафора,метонимия., омонимы, омографы, омоформы,



синонимы, антонимы, паронимы, антитеза, тавтология,



плеоназмы. Лексика с точки зрения ее происхождения:



исконно русская, заимствованная.





IV.

Закрепление полученных знаний



1. Работа с теоретическим материалом учебника стр.110-113



2.Выполнение заданий для самопроверки (тест)



3. Работа с толковым словарем (найти лексич. знач.слов)





V.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ



1.Найти знач.слов по словарю,составить с ними слож. предл.



2.Выучить содержание конспекта



3. Подготовиться к практической работе №3


Составил преподаватель


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 3.2

Дисциплина Русский язык и культура речи____________________ Дата __________________

Тема занятия _Лексика с точки зрения её употребления изобразительно-выразительные средства языка: тропы и фигуры _____________________________________Группа КМ – 2 – 1

Вид занятия урок комбинированный____________________________________________________

Цель занятия - закрепить знания по теме «Лексика» __ __________________________________

- выработать навыки употребления изобразительно – выразительные средства языка в речи._________________________________________________________________________

ОК

Обеспечение занятия

А. Наглядность пособия учебник, фразеологический и толковый словари__________________ Раздаточный материал тексты, индивидуальные карточки, словарно-психологический тест_____

В. Технические средства обучения ________________________-___________________________

Г.Учебные места аудитория 408_______________________________________________________

Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.

Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.

Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.

СОДЕРЖАНИЕ КАРТА ЗАНЯТИЯ

ЭЛЕМЕНТА

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ

I.

Организационный момент



Перекличка студентов по журналу, проверка наличия



Книжно-письменных принадлежностей,





II.

Проверка домашнего задания (опрос)



2.1. Работа по индивидуальным карточкам



2.2.Проверка домашнего задания





III.

Изложение нового материала



Выразительные средства языка помогают говорящему



отобразить свои чувства и воздействовать на чувства слуш.



или читающего. Изобразительно-выразительные средства



языка делятся на: лексические, фонетические, синтаксические,



тропы и фигуры. Например, для выразительности речи



используются эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения,



гиперболы, литота, оксюморон. В сложных синтаксических



конструкциях с целью выделения нужной части используется



инверсия, а также - риторическое восклицание, риторический



вопрос. "Неоправданное употребление изобразительно-



выразительных средств языка делает речь непонятной,



двусмысленной.





IV.

Закрепление полученных знаний



  1. Работа с теоретическим материалом учебника стр.160-163



  1. Выполнение заданий для самопроверки (текст)



  1. Решить лексическое уравнение





V.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ



1.По учебнику выполнить упр.53 стр.112



2.Выучить содержание конспекта



3.Подготовиться к выполнению практической работы №4





Составил преподаватель Мартюшова Н.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 3.3

Дисциплина Русский язык и культура речи____________________ Дата __________________

Тема занятия _Лексико – фразеологическая норма её варианты __Группа КМ – 2 – 1

Вид занятия урок повторение и обобщения ____________________________________________

Цель занятия - закрепить знания по темам «Фразеология» «Лексика»______________________

- выработать навыки употребления лексико-фразеологических норм и речи научить широко использовать изобразительно-выразительные возможности языка _________

ОК

Обеспечение занятия

А. Наглядность пособия фразеологический и толковый словарь, плакаты, ________________

Раздаточный материал тексты, индивидуальные карточки, иллюстративный материал (по фраз.)_ Технические средства обучения ___________________________________________________

Г.Учебные места аудитория 408____________________________________________________

Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.

Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.

Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.


СОДЕРЖАНИЕ КАРТА ЗАНЯТИЯ

ЭЛЕМЕНТА

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ

I.

Организационный момент



Перекличка студентов по журналу, проверка наличия



книжно-письменных принадлежностей,


II.

Проверка домашнего задания (опрос)



2.1. Работа над ошибками по практической работе №4



2.2.Фронтальный опрос (по лекциям)





III.

Изложение нового материала



Результатом реализации семантического потенциала



лексической единицей русского языка является лексико-



фразеологический комплекс - системное объединение,



включающее в себя: 1) совокупность лексико-семантических



вариантов лексемы (если она является полисемантом); 2)



совокупность единиц словообразовательного гнезда; 3)



фразеологизмы, содержащие вершинное слово в качестве



компонента; 4) фразеологизмы, содержащие в качестве



компонентов слова-дериваты. В значительном по объёму



лексико-фразеологическом комплексе лексемы и



фразеологизмы в своей совокупности покрывают обширную



номинативную сферу. 5) Основные лексические и



фразеологические ошибки и способы их исправления.





IV.

Закрепление полученных знаний



1. Работа с теоретическим материалом учебника стр.168-174



2.Выполнение заданий для самопроверки (работа с иллюстр.)



3. Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология»





V.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ



1. Выучить содерж. конспекта допол. его матер. из учебника



2. По учебнику задание №103, стр.164



3. Подготов. реферат «Происхож., строение и знач. фразеолог.»


Составил преподаватель Мартюшова Н.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Дисциплина Русский язык и культура речи_________________________ Дата _____________

Тема занятия Стилистические возможности словообразования ______Группа ТОА – 2 – 1

Вид занятия урок новых знаний ___________________________________________________ Цель занятия - объяснить разницу между словообразовательным и морфемным анализом слов _

- познакомить с синонимией и антонимией морфемных единиц _______________

ОК

Обеспечение занятия

А. Наглядность пособия Выставка учебников по русскому языку и культуре речи

Б. Раздаточный материал _художественные тексты ______________________________________

В. Технические средства обучения ____________________________________________________

Г.Учебные места аудитория 408____________________________________________________

Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.

Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.

Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

ЭЛЕМЕНТА

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ

I.

Организационный момент



Перекличка студентов по журналу,



Проверка наличия книжно-письменных принадлежностей,





II.

Проверка домашнего задания (опрос)



2.1. Аналитическая беседа



2.2. Проверка домашнего задания





III.

Изложение нового материала



Словообразование изучает производные и сложные слова.



Основными понятиями словообразовательного анализа



являются: непроизводные, производные произв., исходную).



Основные способы словообразования: прист .суффикс.,



приставочно-суффиксальный, конверсия, словосложение



Словообразовательная модель, словообр, цепочка,.



словообразовательный тип. Членимость слова на морфемы,



словообразовательная цепочка, синхронич. способы



словообраз. Этимология- раздел языкознания, который



занимается изуче­нием происхождения слова и исторических



изменении в егоструктуре и значениях. Этимологический



анализ слова, помогает лучше понять значения слова,



оказать неоценимую помощь при написании непроверяемых



орфограмм.


IV.

Закрепление полученных знаний



1. Фронтальный опрос



2. Правка предложений



3. Работа с текстом (прочитать, сделать историч. членение сл.)





V.

Домашнее задание



1.Этимологический анализ слов (слова записаны в тетрадях).



2.Выучить содержание конспекта



3.Составление таблицы «Способы образования слова»


Составил преподаватель Мартюшова Н.В.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Дисциплина Русский язык и культура речи____________________________ Дата ____________

Тема занятия Самостоятельные части речи _________ ______ Группа ТОА – 2 – 1

Вид занятия урок комбинированный ___________________________________________________ Цель занятия - повторить и закрепить весь материал по теме «Морфология;_________________

___________________- выявить связь частей речи с законами грамотного письма._________
ОК

Обеспечение занятия

А. Наглядность пособия __таблица «Знаменательные и служебные части речи»_______________

Б. Раздаточный материал _ индивидуальные карточки____________________________________

В. Технические средства обучения ____________________________________________________

Г.Учебные места аудитория 408______________________________________________________

Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.

Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.

Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

ЭЛЕМЕНТА

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ

I.

Организационный момент



Перекличка студентов по журналу,



Проверка наличия книжно-письменных принадлежностей,





II.

Проверка домашнего задания (опрос)



2.1. Проверка домашнего задания



2.2. Проверка и работа по таблице «Способы образования



слов»





III.

Изложение нового материала



Морфология - раздел науки о языке, изучающий части речи.



Части речи — это группы слов, объединенных на основе.



общности их признаков. Все слова русского языка можно



разделить на междометия и немеждометные слова.



Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные



и служебные. Самостоятельные слова могут быть разделены



на знаменательные и местоименные. Самостоятельные части



речи: существительное, прилагательное, числительное,



местоимение, глагол, наречие. При этом каждая самостоя­



тельная часть речи определяется по трем основаниям:



обобщенное значение, морфология, синтаксис. Значимость



основания при определении состава той или иной части речи



различна: если существительное, прилагательное, глагол



определяются по большей части по своим морфологическим



признакам, но есть две части речи, которые выделяются на



основании значения -это местоимение и числительное.


IV.

Закрепление полученных знаний



1. Работа с теоретическим материалом учебника стр.318-321



2.Выполнение упражнения 187 тр.321



3. Стилистический диктант


V.

Домашнее задание



1.Выполнить таблицу на стр. 320 упр.186



2.Склонение существительных (слова записаны в тетрадях)


Составил преподаватель Мартюшова Н.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Дисциплина Русский язык и культура речи_____________________________ Дата ____________

Тема занятия. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слов_____________ Группа_____________

Вид занятия урок повторение и обобщение знаний _________________________________

Цель занятия - обобщить и закрепить по морфологическим нормам русского языка._________

- провести контроль знаний, умений и навыков по разделу «Части речи»_________

ОК

Обеспечение занятия

А. Наглядность пособия Литературно-художественные тексты ____________________________

Б. Раздаточный материал индивидуальные задания ______________________________________

В. Технические средства обучения ____________________________________________________

Г.Учебные места аудитория ____________________________________________________

Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2019.

Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2019.

Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2019.

СОДЕРЖАНИЕ КАРТА ЗАНЯТИЯ

ЭЛЕМЕНТА

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ

I.

Организационный момент



Перекличка студентов по журналу, проверка наличия



книжно-письменных принадлежностей,





II.

Проверка домашнего задания (опрос)



2.1. Фронтальный опрос по лекциям



2.2. Проверка упр. 191, стр.325 (индивидуально)





III.

Изложение нового материала



Если сгруппировать собранные здесь дефектные



высказывания по лингвистическим основаниям, сведя в



единый блок однотипные ошибки, мы получим два десятка их



разновидностей, среди которых статически преобладающими



оказываются стилистические, грамматические (управление,



согласование, неправильное формообразование), лексические



и акцентологические, т.е. погрешности в ударении. Единич.



фактами представлены нарушения, связанные с грамматич.



родом аббревиатур («одно ЦК» вместо «один ЦК»,сама



МВФ» вместо «сам МВФ», НАТО – «оно» вместо «оно» и



под.;) сообразованием сравнительной степени прилагательных



и краткой формы (слабже, более слабее, более скромнее,



более хуже, более подробнее, прежен вместо прежний).





IV.

Закрепление полученных знаний



1.По вопросам из лекционного материала .



2.Контрольная работа по разделу «Части речи».








V.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ



1. Исправить данные преподавателем предложения указать



вид ошибки



2. Выполнить упр.195, стр.329



Составил преподаватель


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Дисциплина Русский язык и культура речи____________________________ Дата ____________

Тема занятия Синтаксис современного русского языка Группа ТОА – 2 – 1

Вид занятия урок комбинированный __________________________________________________ Цель занятия - обобщить и закрепить знания по синтаксису ____ _______________

_- выработать навыки инверсии в предложении с целью подчеркнуть смысловую значимость слова

ОК

_Обеспечение занятия

А. Наглядность пособия таблица «Основные виды предложений»___________________________

Б. Раздаточный материал _ тексты, индивидуальные карточки______________________________

Б. Раздаточный материал _ «Русский язык в таблицах и схемах»____________________________

В. Технические средства обучения ____________________________________________________

Г.Учебные места аудитория 408______________________________________________________

Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.

Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.

Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

ЭЛЕМЕНТА

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ

I.

Организационный момент



Перекличка студентов по журналу,



Проверка наличия книжно-письменных принадлежностей,


II.

Проверка домашнего задания (опрос)



2.1. Проверка конспекта фронтальный опрос



2.2. Выявление ошибок при лингвистическом анализе текста


III.

Изложение нового материала



Синтаксис - раздел науки о языке, изучающий законы



организации связной речи, способы соединения слов в



процессе коммуникации. Основные единицы синтаксиса-



предложение и словосочетание. Простое предложение - это



синтаксическая единица, образованная одной



синтаксической связью между подлеж. и сказуемым или



одним главным членом. Односоставное предложение



- неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное,



определенно-личное, инфинитивное, назывное. Неполное



предложение - это предложение, в котором отсутствует



один или несколько членов (главных или второстепенных),



на которые указывает контекст или ситуация: Правда



остаётся правдой, а молва -молвой. Мы разговорились как,



будто век были знакомы. Вы,.наверное, знаете о нашей



работе? И обо мне? "


IV.

Закрепление полученных знаний



1.Работа с теоретическим материалом учебника (335-342)



2.Выполнить упр.199 стр.336



3.Работа с текстом (определите вид предл., выпишите с/с,



определите вид связи в них).


V.

Домашнее задание



1.Синтаксический разбор предложений (записи в тетрадях)



2.Выполнить реферат «Основные выразительные средства



синтаксиса» (индивидуально)


Составил преподаватель Мартюшова Н.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 6.2.

Дисциплина Русский язык и культура речи_________________________ Дата _____________

Тема занятия Основные выразительные средства синтаксиса ______ ______Группа КМ – 2 – 1

Вид занятия урок новых знаний ___________________________________________________ Цель занятия - показать на примерах выразительные возможности русского синтаксиса_____

- воспитать чувство гордости за величие и могущество русского языка.___________

ОК

Обеспечение занятия

А. Наглядность пособия таблицы по синтаксису__________________________________________

Б. Раздаточный материал _карточки, тексты художественных произведений_________________

В. Технические средства обучения ____________________________________________________

Г.Учебные места аудитория 408_____________________________________________________

Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.

Антонова ЕС., Виотелева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.

Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

ЭЛЕМЕНТА

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ

I.

Организационный момент



Перекличка студентов по журналу.



Проверка наличия книжно-письменных принадлежностей.





II.

Проверка домашнего задания (опрос)



2.1. Фронтальный опрос по конспекту



2.2. Проверка домашнего задания





III.

Изложение нового материала



Правильность речи во многом определяется порядком



слов в предложении. В пись­менной речи его нормы распол.



нередко нарушаются, что приводит к искажению смысла



высказывания: Солнце закрыло облако; Постановили: всех



владельцев собак держать на привязи. Нормой современного



русского литературного языка является прямой порядок



слов в предложении: на первом месте (в препозиции)



находится либо подлежащее, либо сказуемое: Погода



улучшилась. Светит солнце. Стилистическое применение



этих вариантов синтаксических конструкций различно.



Предложения с препозитивным подлежащим обычно



используются в повествовании (Выпускники пишут



сочинение),с препозитивным сказуемым — при описании



предложения (Наступило долгожданное лето).





IV.

Закрепление полученных знаний



1.Беседа по пройденному материалу



2.Тренировочный стилистический диктант





V.

Домашнее задание



1.Выучить лекцию



2. Выполнить правку предложений (записи под диктовку в



тетрадях)


Составил преподаватель Мартюшова Н.В.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 7.1.

Дисциплина Русский язык и культура речи_________________________ Дата _____________

Тема занятия Принципы русской орфографии___________ ______ ______Группа КМ – 2 – 1

Вид занятия урок комбинированный________________________________________________ Цель занятия - выявить уровень знаний, умений и навыков по русской орфографии_________

- обобщить учебный материал по данной теме________ _______________________

ОК

Обеспечение занятия

А. Наглядность пособия ___учебник, таблица Кириллица________________________________

Б. Раздаточный материал _ тесты, тексты ______________________________________________

В. Технические средства обучения ____________________________________________________

Г.Учебные места аудитория 408___________________________________________________

Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.

Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.

Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

ЭЛЕМЕНТА

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ

I.

Организационный момент



Перекличка студентов по журналу,



Проверка наличия книжно-письменных принадлежностей,





II.

Проверка домашнего задания (опрос)



1. Работа над ошибками по стилистическому диктанту



2. Выводы под диктовку в тетрадях





III.

Изложение нового материала



Язык меняется, поскольку меняется общество. Появляется



много новых слов и выражении, своих и заимствованных.



Правила написания новых слов устанавливаются орфограф.



комиссией и фиксируются орфограф.­ словарями. Русская



орфография - это система правил написания слов. Она



состоит из пяти основных разделов: 1)передача буквами



фонемного состава слов; 2) слитные, раздельные и дефисные



(полуслитные) написания слов и их частей; 3) употребления



прописных и строчных букв;4) перенос части слова с одной



строки на другую;5)графические сокращения слов. Разделы



орфографии - это большие группы орфограф. связанные с



разными видами трудностей передачи слов в письме.





IV.

Закрепление полученных знаний



1.Работа с теоретическим материалом учебника стр.265-282



2. Выполнить задание 144 стр.267



3. Работа с текстом (определить выразительные ср-ва фонет.)


V.

Домашнее задание



1.Выучить содержание конспекта



2. Подготовиться к практической работе №7



3. Выполнить задание 148, стр.271


Составил преподаватель Мартюшова Н.В.




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Дисциплина Русский язык и культура речи_________________________ Дата _____________

Тема занятия Принципы русской пунктуации ______________________Группа ТОА – 2 – 1

Вид занятия урок новых знаний ___________________________________________________ Цель занятия - обобщить и закрепить знания по синтаксису _____________________________

- выработать навыки расстановки знаков препинания в предложениях __________

ОК

Обеспечение занятия

А. Наглядность пособия ___учебник, таблица «Знаки препинания»__________________________

Б. Раздаточный материал тексты, индивидуальные карточки ______________________________

В. Технические средства обучения ____________________________________________________

Г.Учебные места аудитория 408_____________________________________________________

Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.

Антонова ЕС., Виотелева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.

Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

ЭЛЕМЕНТА

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ

I.

Организационный момент



Перекличка студентов по журналу.



Проверка наличия книжно-письменных принадлежностей.





II.

Проверка домашнего задания (опрос)



1. Работа над ошибками по практической работе №7



2. Выводы под диктовку в тетрадях





III.

Изложение нового материала



Пунктуация-совокупность правил о постановке знаков



препинания. Знаки препинания – это письменные сигналы



различных смысловых отношений между частями



высказывания в устной речи эти отношения выражаются с



помощью интонации. Смысловые различия, предаваемые с



помощью разных по структуре синтаксических конструкции,



и лежат в основе большинства правил русской пунктуации.



Между частями сложносочиненного предложения, каждая из



которых выражает относительно законченную мысль ставится



запятая; как правило, разделяются запятыми главные и



придаточные части сложноподчинённого предложения.





IV.

Закрепление полученных знаний



1.Работа с теоретическим материалом учебника стр.343-345



2. Выполнение заданий для самопроверки (задание 206, стр 346-347)



3. Работа с текстом (определите вид предл., постройте схему).








V.

Домашнее задание



1. Синтаксический разбор предложений (запись в тетрадях)



2. Выполнить задние 266, стр.367-368





Составил преподаватель Мартюшова Н.В.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Дисциплина Русский язык и культура речи_________________________ Дата _____________

Тема занятия Функциональные стили речи и их особенности ___ ______Группа ТОА – 2 – 1

Вид занятия урок комбинированный________________________________________________ Цель занятия -выявить уровень знаний студентов по функциональным стилям речи_________

- выработать навыки работы с деловыми бумагами ___________________________

ОК

Обеспечение занятия

А. Наглядность пособия ___образцы различных деловых_бумаг___________________________

Б. Раздаточный материал _ Брошюра. «Функциональные стили речи»_______________________

В. Технические средства обучения ____________________________________________________

Г.Учебные места аудитория 408____________________________________________________

Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.

Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.

Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

ЭЛЕМЕНТА

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ

I.

Организационный момент



Перекличка студентов по журналу,



Проверка наличия книжно-письменных принадлежностей,





II.

Проверка домашнего задания (опрос)



1. Стилистический диктант



2. Проверка домашнего задания 231





III.

Изложение нового материала



Функциональные стили во избежание путаницы с



языковыми стилями иногда называют языковыми жанрами, функциональными разновидностями языка.



Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера



использования этого стиля — наука и научные журналы.



Официально - деловой используется для сообщения,



информирования в официальной обстановке (сфера



законодательства, делопроизводства, административно-



правовой деятельности) Публицистический стиль



служит для воздействия на людей через средства



массовой информации. Разговорный стиль служит для



бытового общения. Художественный стиль используется



в художественной литературе. Типы речи: описание,



повествование, рассуждение.


IV.

Закрепление полученных знаний



1.Работа с теоретическим материалом учебника стр.83-88



2. Выполнение задание 37, стр.87



3. Работа с текстом (определить вид и тип текста.)


V.

Домашнее задание



1. Выучить содержание конспекта



2. Выполнить задание 38, стр. 88-90





Составил преподаватель Мартюшова Н.В.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 8.2.

Дисциплина Русский язык и культура речи_________________________ Дата _____________

Тема занятия итоговая контрольная работа __________________________Группа КМ – 2 – 1

Вид занятия контрольная работа _______________________________________________________ Цель занятия -завершить изучение функциональных стилей речи__________________________

- отработать приёмы и навыки создания текстов в жанрах учебно-научного и официально деловых бумаг ________________________________________________________

ОК

Обеспечение занятия

А. Наглядность пособия ____________________________________________ __________________

Б. Раздаточный материал _ Стилистический диктант _____________________________________

В. Технические средства обучения ____________________________________________________

Г.Учебные места аудитория 408___________________________________________________

Д. Литература основная Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Рус.яз. и культ.речи, М., 2010.

Антонова ЕС., Воителева Т.М. Рус. яз и культ. речи., М.,2011.

Дополнительная Гольцова Н.Г. Рус. яз. и культ. речи М., 2009.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

ЭЛЕМЕНТА

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ДОБАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ЗАМЕЧЕНИЯ

I.

Организационный момент



Перекличка студентов по журналу.



Проверка наличия книжно-письменных принадлежностей.



Слово преподавателя (краткое обобщение по всем разделам)





II.

Изложение нового материала



  1. Стилистическая диктант правка предложений



  1. Обязательное указание вида ошибки (по



необходимости дать пояснения по правилам)




















III.

Закрепление полученных знаний






-





IV.

Домашнее задание






-






Составил преподаватель Мартюшова Н.В.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!