Технологические карты уроков по ОП.09. «Детская литература»
Технологическая карта урока № 1
по дисциплине «ОП. 09 Детская литература»
Тема: «Введение. Детская литература как вид искусства, средство удовлетворения и развития эстетических и познавательных потребностей детей. Многообразие жизненного содержания произведений из круга чтения, тематики, видов и жанров детской литературы. Понятие «Детская литература», «Детское чтение», «Детская книга».
Цель урока: сформировать представления о детской литературе как виде искусства, средстве удовлетворения и развития эстетических и познавательных потребностей детей.
Познавательный аспект: познакомить студентов с понятиями «детская литература», «детское чтение», «детская книга».
Развивающий аспект: развивать умение выделять главное, способствовать развитию мышления и памяти.
Воспитательный аспект: воспитывать чувство уважения к национальным культурным ценностям.
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: лекция, беседа
Структура урока: (в соответствии с типом урока)
Структура урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формируемые компетенции |
1. Организационный момент | сообщение темы, целей урока | | ОК1, ОК2. |
2. Мотивация познавательной деятельности обучающихся. | «Что я знаю о предназначении детской литературы?» | мини-сочинения (ответы проговариваются студентами) | ОК1, ОК2. |
3. Изучение нового материала. | Объяснение нового материала по плану: 1. Детская литература как вид искусства, средство удовлетворения и развития эстетических и познавательных потребностей детей. 2. Содержание понятия «детская литература». 3. Функции детской литературы как искусства слова: коммуникативная, гедонистическая (наслаждения), эстетическая, воспитательная, познавательная (обучающая). 4. Понятия «детское чтение» и «круг детского чтения», принципы и законы его формирования, критерии отбора книг для детского чтения. 5. Основные функции книги. Зависимость оформления и размещения текста от назначения книги и ее адресата. 6. Основные элементы книги: обложка, переплет, корешок, оглавление (содержание), алфавитный указатель, форзац, титульный лист, выходные данные. 7. Роль иллюстраций для самых маленьких детей. 8. Известные художники-иллюстраторы детских книг. 9. Виды детских книг, адресованные только детям: книжки-картинки, книжки-рассказки, книжки-игрушки. | конспектирование учебного материала по теме в соответствии с предложенным тезисным планом | ОК1, ОК2, ОК4, ОК7, ПК 2.4. |
4. Отработка учебных умений. | Проверка успешности освоения учебного материала: 1) Какая литература называется детской? 2) Докажите, что детская литература - средство удовлетворения и развития эстетических и познавательных потребностей детей. 3) Перечислите функции детской литературы как искусства слова. 4) Какое из понятий шире и почему: «детская литература» или «круг детского чтения»? 5) Назовите основные функции книги для детей дошкольного возраста. Как зависит оформление и размещение текста от назначения книги и ее адресата – ребенка-дошкольника. 6) Подготовьте рассказ для детей старшей группы об основных элементах книги. 7) Какова роль иллюстраций для самых маленьких детей? 8) Что вы знаете об известных художниках-иллюстраторах детских книг? Подготовьте сообщение о художниках-иллюстраторах детских книг для самых маленьких. 9) Расскажите детям первой младшей группы о книжках-картинках, книжках-рассказках, книжках-игрушках. | устные ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений, составление рассказа-рассуждения | ОК2 ОК4, ОК 8, ПК 2.7, ПК 3.1, ПК 5.1. |
5. Рефлексия | | | ОК 6, ПК 5.5. |
6. Подведение итогов Домашнее задание | отредактировать, дополнить конспект лекции | | ОК 4 |
Методы обучения: словесный, иллюстративно-демонстрационный.
Межпредметные связи: педагогика, психология, искусствоведение.
Обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, презентация.
ОИ1: учебник: Детская литература [Текст]: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / под редакцией Е.О. Путиловой. - 3-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2010. – 383 с.; учебник: Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст]: учеб. пособие для студентов средних специальных учебных заведений, 3-е изд. перераб. и доп. / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаичева. - М.: 2005. - 576 с.
ДИ1:
Линкова, И.Я. Час книги Текст. / И.Я. Линкова М.: Книга, 1988. - 127 с.
Михалков С.В. Все начинается с детства. Изд. 3-е, доп. М Педагогика 1972 г. -200 с.
Мотяшов И. Счастливый труд души. М., Молодая гвардия, 1997 г., С. 185 - 186 .
Сетин Ф. И. История русской детской литературы, конец Х – 1-я половина ХIХ века. – М.: Просвещение, 1990. – С. 3-32.
И-Р1: http://ppt4web.ru/literatura/detskaja-literatura-osnovy-teorii.html.
Литература для самостоятельного изучения:
1. В.Г. Белинский, статья 1840 г. «Подарок на новый год». ПСС. Т.4. М., 1954.
2. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о детской литературе. М.,1983.
3. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. С. 392 – 420.
4. Русская литература для детей: Учеб. Пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М. 1997. С. 3 – 52.
Технологическая карта урока № 2
по дисциплине «ОП. 09 Детская литература»
Тема: «Специфика детской литературы: доступность содержания, простота и стремительность развития сюжета, яркость и эмоциональная насыщенность образов, определенность характеров, богатство и точность языка. Роль чтения в развитии ребёнка дошкольного возраста».
Цель урока: сформировать представления студентов о специфике детской литературы.
Познавательный аспект: рассмотреть роль чтения в развитии ребёнка дошкольного возраста.
Развивающий аспект: развивать умение выделять главное, способствовать развитию монологической речи, мышления и памяти.
Воспитательный аспект: воспитывать чувство уважения к культурному наследию русского народа.
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: лекция, беседа
Структура урока: (в соответствии с типом урока)
Структура урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формируемые компетенции |
1. Организационный момент. | Создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии. | | ОК1, ОК2. |
2. Мотивация познавательной деятельности обучающихся. | Вопросы и задания: 1. Раскройте содержание понятия «детская литература». 2. Перечислите функции детской литературы как искусства слова. Дайте краткую характеристику каждой функции. 3. Объясните понятия «детское чтение» и «круг детского чтения», принципы и законы его формирования. 4. Что обозначает понятие «специфика детской литературы»? | устные ответы на вопросы и задания, сообщение темы, целей урока | ОК1, ОК2. |
3. Изучение нового материала. | Объяснение нового материала по плану: 1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка дошкольного возраста. 2. Особенности восприятия детской литературы дошкольниками. 3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой. 4. Возрастные группы читателей детской литературы. 5. Специфика детской литературы: доступность содержания, простота и стремительность развития сюжета, яркость и эмоциональная насыщенность образов, определенность характеров, богатство и точность языка. 6. Круг детского чтения в жанровом многообразии. 7. Детская литература в жизни современного ребенка дошкольного возраста. | конспектирова-ние учебного материала по теме в соответствии с предложенным тезисным планом | ОК1, ОК2, ОК4, ОК7, ПК 2.1, ПК 2.4, ПК 3.1. |
4. Отработка учебных умений. | Проверка успешности освоения учебного материала: 1) Какую роль играет детская художественная литература в формировании личности и речевом развитии ребенка дошкольного возраста? 2) Расскажите об особенностях восприятия детской литературы дошкольниками разных возрастных групп. 3) Перечислите задачи ознакомления детей с художественной литературой. 4) В чем проявляется специфика детской литературы? 5) Каково жанровое многообразие круга детского чтения? 6) Обобщите сказанное и докажите, что детская литература в жизни современного ребенка дошкольного возраста занимает особое место. | устные ответы на контрольные вопросы, составление рассказа-повествования | ОК2 ОК4, ОК 8, ПК 2.7, ПК 3.1, ПК 5.1 |
5. Рефлексия | | | ОК 6, ПК 5.5. |
6. Подведение итогов Домашнее задание | отредактировать, дополнить конспект лекции; выполнить задание учебника (с. 10 , № 1, 2). | | ОК 4 |
Методы обучения: словесный, иллюстративно-демонстрационный.
Межпредметные связи: педагогика, психология, искусствоведение.
Обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, презентация.
ОИ1: учебник: Детская литература [Текст]: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / под редакцией Е.О. Путиловой. - 3-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2010. – 383 с.; учебник: Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст]: учеб. пособие для студентов средних специальных учебных заведений, 3-е изд. перераб. и доп. / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаичева. - М.: 2005. - 576 с.
ДИ1:
Линкова, И.Я. Час книги Текст. / И.Я. Линкова М.: Книга, 1988. - 127 с.
Михалков С.В. Все начинается с детства. Изд. 3-е, доп. М Педагогика 1972 г. -200 с.
Мотяшов И. Счастливый труд души. М., Молодая гвардия, 1997 г., С. 185- 186 .
Сетин Ф. И. История русской детской литературы, конец Х – 1-я половина ХIХ века. – М.: Просвещение, 1990. – С. 3-32.
И-Р1: http://ppt4web.ru/literatura/detskaja-literatura-osnovy-teorii.html
Литература для самостоятельного изучения:
1. В.Г. Белинский, статья 1840 г. «Подарок на новый год». ПСС. Т.4. М., 1954.
2. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о детской литературе. М.,1983.
3. Русская литература для детей: Учеб. Пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М. 1997. С. 3 – 52.
Технологическая карта урока № 3 - 4
по дисциплине «ОП. 09 Детская литература»
Тема: «Фольклор как вид искусства, его роль в формировании личности ребенка. Народное творчество как искусство устное, коллективное, выражающее опыт, настроения, идеалы народа. Русские писатели, критики, педагоги о народных сказках и песнях, об их значении для формирования внутреннего мира ребенка. Типичное издание произведений фольклорных жанров для детей (книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-раскладушки, книжки-малышки), сборники».
Цель урока: сформировать представления студентов о народном творчестве как искусстве устном, коллективном, выражающем опыт, настроение, идеалы русского народа.
Познавательный аспект: раскрыть значение народных сказок, песен для формирования внутреннего мира ребенка; продолжить знакомство с изданиями фольклорных жанров для детей (книжками-игрушками, книжками-картинками, книжками-раскладушками, книжками-малышками, сборниками), обратить внимание на заповеди народной педагогики в фольклорных произведениях.
Развивающий аспект: продолжить работу над формированием умения выделять в лекции главное, составлять краткие тезисы, способствовать развитию мышления, памяти, монологической и диалогической речи.
Воспитательный аспект: воспитывать чувство гордости за национальное достояние – фольклор русского народа.
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: лекция, беседа
Структура урока: (в соответствии с типом урока)
Структура урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формируемые компетенции |
1. Организационный момент. | Создание доброжелательной, творческой атмосферы на уроке. | | ОК1, ОК2. |
2. Мотивация познавательной деятельности обучающихся. | Постановка вопроса: - Какую роль играет детская литература и детское чтение в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников? | устные ответы на поставленный вопрос | ОК1, ОК2. |
3. Изучение нового материала. | Объяснение нового материала по плану: 1. Устное народное творчество и народная педагогика. Роль фольклора в формировании личности ребенка. Заповеди народной педагогики в фольклорных произведениях. 2. Малые жанры УНТ. Народные песенки и их виды. Богатство содержания, близость детским интересам. Художественные особенности народных песенок. Лаконичность, поэтическая выразительность народной речи. Воспитательная ценность народных песенок. 3. Взаимодействие фольклора и художественной литературы: коллективное начало, анонимность большинства фольклорных памятников, значительная роль традиции, правдивость образов, сила художественного обобщения, свободное и многообразное претворение художественных традиций в отдельных произведениях. 4. Связь фольклора с другими проявлениями духовной культуры. | сообщение темы, целей урока, конспектирование учебного материала по теме в соответствии с предложенным тезисным планом | ОК1, ОК2, ОК4, ОК7, ПК 2.1, ПК 2.4, ПК 3.1. |
4. Отработка учебных умений. | Проверка успешности освоения учебного материала: 1) Как в УНТ отражается весь свод правил народной жизни? 2) Каким образом литература для детей связана с устным народным творчеством? 3) В каких жанрах наиболее ярко проявляется словесное детское творчество? Какие из них активно бытуют сегодня? 3. На основе личного опыта и наблюдений за детьми попытайтесь записать и проанализировать наиболее популярные произведения устного словесного творчества, бытующие в детской среде в наше время. - - Что общего у них с традиционными фольклорными текстами? | устные ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений, составление рассказа-рассуждения | ОК2 ОК4, ОК 8, ПК 2.7, ПК 3.1, ПК 5.1 |
5. Рефлексия | | | ОК 6, ПК 5.5. |
6. Подведение итогов Домашнее задание | напишите рассказ-эссе на тему: «Моё отношение к фольклору». Прочитайте материал учебника (с. 11 -20). | | ОК 4 |
Методы обучения: словесный, иллюстративно-демонстрационный.
Межпредметные связи: педагогика, психология, история, искусствоведение.
Обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, презентация.
ОИ1: учебник: Детская литература [Текст]: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / под редакцией Е.О. Путиловой. - 3-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2010. – 383 с.; учебник: Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст]: учеб. пособие для студентов средних специальных учебных заведений, 3-е изд. перераб. и доп. / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаичева. - М.: 2005. - 576 с.
ДИ1:
Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. Очерки. ... В кн.: Русской народное поэтическое творчество / Под ред. Новиковой А.М. и Кокорева А.В. - М., 1982 г. – 520 с.
Аникин, В. П., Круглов, Ю. Г. Русское народноепоэтическое творчество: Пособие для студ. нац. отд-ний пед. ин-тов. - 2-е изд., дораб. - Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1987. - 479 с
Иванова Т.Г. Русская колыбельная песня: фольклорная и литературная традиция. // Русская литература. – 2001. - № 2. – С. 206-208.
Капица Ф.С., Колядич Т.М. Фольклор материнства и детства. Колыбельные песни. // Капица Ф.С., Колядич Т.М.Русский детский фольклор. – М., 2002. – С.39-57.
Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское народное творчество: Учеб. для филол. спец. ун-тов. 2-е изд, испр. и доп. – м., 1983. – с. 6– 20, 23–31.
Лойтер С. М. Народная колыбельная песня и ее отражение в детской поэзии // Лойтер С. М. Поэтика детского стиха в ее отношении к детскому фольклору. - Петрозаводск, 2005.- С. 21-31.
Аникин, В. П., Круглов, Ю. Г. Русское народноепоэтическое творчество: Пособие для студ. нац. отд-ний пед. ин-тов. - 2-е изд., дораб. - Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1987. - 479 с.
И-Р1: http://www.myshared.ru/slide/138064
Литература для самостоятельного изучения:
Бахтин В. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. - М.: Дет. лит., 1982. -191 с.
Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец.№ 2101 «Рус.яз. и лит.» - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.
Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева// Вступит, статья В.Аникина. — М.: Правда, 1982. – 574 с.
Потешки. Считалки. Небылицы // Сост., авт. вступ. ст. А.Н.. Мартынова. — М.: Современник, 1989. – 349 с.
Рыбникова М.А. Загадка как элементарная поэтическая форма. Русская поговорка//Избр. труды. — М.: Педагогика, 1985. - С. 180-185, 213-224.
Технологическая карта урока № 5 - 6
по дисциплине «ОП. 09 Детская литература»
Тема: «Детский фольклор. Структура детского фольклора. Система жанров детского фольклора. Искусство оформления детских книг. Иллюстраторы произведений устного народного творчества».
Цель урока:
Познавательный аспект: познакомить студентов с основными жанрами детского фольклора, их особенностями, образцами русского детского фольклора.
Развивающий аспект: развивать речь, мышление, кругозор студентов.
Воспитательный аспект: воспитывать бережное и чуткое отношение к детскому фольклору, богатству народного языка, формировать культуру речи.
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: лекция, беседа
Структура урока: (в соответствии с типом урока)
Структура урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формируемые компетенции |
1. Организационный момент. | Создание доброжелательной, творческой атмосферы на уроке. | | ОК1, ОК2. |
2. Мотивация познавательной деятельности обучающихся. | Проверка домашнего задания: 1. Слушание рассказа-эссе на тему: «Моё отношение к фольклору». 2. Вопрос студентам: - Что общего у наиболее популярных произведений устного словесного творчества, бытующих в детской среде в наше время, с традиционными фольклорными текстами? | 1. Толкование значения понятия «детский фольклор». 2. Анализ наиболее популярных произведений устного словесного творчества, бытующих в детской среде в наше время. | ОК1, ОК2. |
3. Изучение нового материала. | Объяснение нового материала по плану: 1. Понятие «детский фольклор». 2. История собирания, изучения детского фольклора. 3. Научный вклад в изучение детского фольклора О. Капицы, Г. Виноградова, К.Чуковского, М. Мельникова. 4. Классификация детского фольклора: поэзия пестования, игровой фольклор, бытовой фольклор, потешный фольклор, календарный фольклор. 5. Характеристика малых жанров детского фольклора. Эпические формы произведений устного народного творчества в детском чтении: сказки, былины, сказания, предания, легенды. 6. Художественные особенности детского фольклора. 7. Искусство оформления детских книг. Иллюстраторы произведений устного народного творчества. 8. Современный детский фольклор и знакомство с ним дошкольников разных возрастных групп. | сообщение темы, целей урока, конспектирование учебного материала по теме в соответствии с предложенным тезисным планом | ОК1, ОК2, ОК4, ОК7, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 2.4, ПК 3.1. |
4. Отработка учебных умений. | Проверка успешности освоения учебного материала, контрольные вопросы и задания: 1. Дайте определение детскому фольклору. 2. Как происходит пополнение детского фольклора? 3. Как книжная традиция повлияла на организацию детского фольклора в качестве самостоятельного раздела устного народного творчества? 4. Каковы составляющие детского фольклора? 5. Каковы атрибутивные признаки детского фольклора? 6. Какие дисциплины изучают детский фольклор и почему? 7. Кто первым осуществил публикацию детского фольклора? 8. Назовите первых исследователей детского фольклора (XIX век). 9. Как изменилось отношение к изучению детского фольклора после 1917 года? 10. Кто называл детский фольклор «фольклористикой детства»? 11. Дайте классификацию русского детского фольклора М.Н. Мельникова. 12. Кто из видных деятелей внес наибольший вклад в исследование детского фольклора в XX веке? 13. Как развивается современный детский фольклор? 14. Подготовьте презентации с кратким комментарием на тему: «Классификация детского фольклора: поэзия пестования, игровой фольклор, бытовой фольклор, потешный фольклор, календарный фольклор», проведите конкурс презентаций. 15. Составьте викторину с опорой на знания произведений устного народного творчества для детей среднего дошкольного возраста. 16. Проведите блиц-опрос по самостоятельно приготовленным вопросам. 17. Составьте рассказ на тему: «Современная фольклорная проза для детей», «Известные иллюстраторы произведений устного народного творчества». | устные ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений, составление рассказа | ОК2 ОК4, ОК 8, ПК 2.7, ПК 3.1, ПК 5.1 |
5. Рефлексия | | | ОК 6, ПК 5.5. |
6. Подведение итогов Домашнее задание | 1) познакомиться с книгой Федора Сергеевича Капицы, Татьяны Михайловны Колядич «Русский детский фольклор» / учебное пособие для студентов и преподавателей-филологов - М.: Флинта, 2011, 240 с., подготовить сообщение: «Что нового я узнал(а) о развитии современного детского фольклора?» 2) Прочитать материал учебника (с. 37 – 42). | | ОК 4. |
Методы обучения: словесный, иллюстративно-демонстрационный.
Межпредметные связи: педагогика, психология, история, литература.
Обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, презентация.
ОИ1: учебник: Детская литература [Текст]: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / под редакцией Е.О. Путиловой. - 3-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2010. – 383 с.; учебник: Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст]: учеб. пособие для студентов средних специальных учебных заведений, 3-е изд. перераб. и доп. / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаичева. - М.: 2005. - 576 с.
ДИ1:
Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. – Иркутск, 1930. - 11 с.
Виноградов Г. С. Детский фольклор // Из истории русской фольклористики. — Л., 1978.- С.158 – 188.
Гречина О.Н., Осорина М.В. Современная фольклорная проза для детей // Фольклор и историческая действительность. – Л., 1981.- С.96 - 106.
Мельников М.Н.Русский детский фольклор. – М., 1987. – С. 12.
Мухлынин М. Прозаические жанры детского фольклора. – М., 1993. - С.344.
Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры): Сб. текстов русского детского народного творчества и методических рекомендаций к ним в помощь воспитателю дошкольных образовательных учреждений и учителю начальных классов / Автор-сост. М.Ю. Новицкая. – М., 1999. – 111 с.
Науменко Г.М. Народное детское поэтическое творчество. – М.: Центрополиграф, 2001. – 478 с.
Померанцева Э. В. О русском фольклоре. М.: Наука, 1977. 118 с.
Потешки. Считалки. Небылицы / Сост., авт. вступ. статьи и примеч. А.Н. Мартынова. – М, 1989. - 347 с.
10. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть // Русский детский игровой фольклор / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с.
И-Р1: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/65572/chitat_knigu.shtml
Литература для самостоятельного изучения:
Даль В. И. Пословицы русского народа: сборник в 2-х т. Т. 1 М.: Худож. лит., 1984. 383 с.
Избранные пословицы и поговорки русского народа. Сост. Н. П. Колпакова, М. Я. Мельц, Г. Г. Шаповалова. Под ред. В. П. Адрианова-Перетц. М.: ГИХЛ, 1957. 204 с.
Капица Ф. С. Русский детский фольклор: учебное пособие для студентов вузов. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. М.: Флинта: Наука, 2002. 320 с.
Костюхин Е. А. Лекции по русскому фольклору: учебное пособие для вузов. М.: Дрофа 2004. 336 с.
Мельников М.Н. «Русский детский фольклор», Москва 1987. 240 с.
Технологическая карта урока № 7 - 8
по дисциплине «ОП. 09 Детская литература»
Тема: «Малые формы детского фольклора, их особенности и функции. «Поэзия пестования» или «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки, прибаутки, их роль в умственном, физическом и речевом развитии ребенка. «Поэзия парадокса». К.Чуковский о значении «перевертышей» в работе с дошкольниками».
Цель урока:
Познавательный аспект: познакомить студентов с малыми формами детского фольклора, рассмотреть их особенности и функции, роль в умственном, физическом и речевом развитии ребенка, выявить отличительные черты «поэзии парадокса» от малых форм детского фольклора.
Развивающий аспект: развивать речь, мышление, кругозор студентов.
Воспитательный аспект: воспитывать бережное и чуткое отношение к детскому фольклору, богатству народного языка, формировать культуру речи.
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: лекция, беседа
Структура урока: (в соответствии с типом урока)
Структура урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формируемые компетенции |
1. Организационный момент. | Создание доброжелательной, творческой атмосферы на уроке. | | ОК1, ОК2. |
2. Мотивация познавательной деятельности обучающихся. | Проверка домашнего задания: 1. Слушание индивидуальных сообщений «Что нового я узнал(а) о развитии современного детского фольклора из учебного пособия Ф. С. Капицы, Т. М. Колядич «Русский детский фольклор»?» 2. Вопрос студентам: - Как вы понимаете выражение «материнская поэзия»? - Какую поэзию мы называем «поэзией пестования»? | 1) Проговаривание индивидуальных сообщений «Что нового я узнал(а) о развитии современного детского фольклора из учебного пособия Ф. С. Капицы, Т. М. Колядич «Русский детский фольклор». 2) Толкование понятий «материнская поэзия» и «поэзия пестования». | ОК1, ОК2. |
3. Изучение нового материала. | Объяснение нового материала по плану: 1. «Поэзия пестования» как один из жанров детского фольклора: 1) колыбельные песни: определение жанра, краткая история происхождения, классификация (основные точки зрения), связь с другими жанровыми формами, художественные особенности: композиция, образная система, ритмика, художественные средства; 2) связь пестушек и потешек с колыбельными песнями, их роль в физическом воспитании детей, механизм действия, классификация (основные точки зрения), процесс перехода пестушек в потешки, особенности; 3) прибаутки: происхождение, содержание, особенности (ритм, мелодика, образная система, простота построения, специфика словаря, синтаксис). 2. Роль «материнской поэзии» в умственном, физическом и речевом воспитании детей раннего возраста. 3. «Поэзия парадокса». К.Чуковский о значении «перевертышей» в работе с дошкольниками». | сообщение темы, целей урока, конспектирование учебного материала по теме в соответствии с предложенным тезисным планом | ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК7, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 5.3, ПК 5.4, ПК 5.5. |
4. Отработка учебных умений. | Проверка успешности освоения учебного материала, контрольные вопросы и задания: 1- я творческая группа: 1) Когда появились колыбельные песни? Почему колыбельные песни часто сравнивают с заговорами? 2) Для какой аудитории предназначались колыбельные песни? Почему их связывают с обрядовой религией? 3) Какие основные классификации колыбельных песен существуют? Какой признак и почему доминирует? 4) О чем рассказывается в колыбельных песнях? Можно ли найти в колыбельных песнях элементы крестьянского уклада? 5) Как проникали описания быта в колыбельную песню? 6) Известны ли вам произведения художественной литературы, в которых рассказывается о влиянии колыбельных песен на формирование сознания автора? 7) Охарактеризуйте основных персонажей колыбельных песен. 8) Почему антропоморфизм стал ведущим признаком выделения персонажей? 9) Каковы основные особенности колыбельных песен? 10) Какие повторы вы встретили в колыбельных песнях? 11) Почему колыбельные песни отличаются картинностью изображения, предопределенностью сюжетной схемы, заданным повествовательным ритмом? 2 – я творческая группа: 1) Почему после колыбельных песен начинают исполнять потешки и пестушки? 2) Какую роль играют пестушки в развитии ребенка? Каково содержание пестушек? Почему пестушки близки к заговорам? 3) Чем пестушки отличаются от потешек? Чему и как обучают потешки? 4) Каковы особенности потешек? Зачем в потешках используют приговоры? 5) Почему прибаутки имеют стихотворную форму? Как прибаутки и песенки соотносятся с «взрослым» фольклором? 6) Каковы особенности прибауток? 7) На основании каких признаков проведена классификация прибауток М.Н. Мельниковым? 8) Почему в песенках ограничен круг действующих лиц? 3– я творческая группа: 1) Что называется «поэзией парадокса»? Озвучьте мнение К.Чуковского о значении «перевертышей» в работе с дошкольниками». 2) Определите, к какому жанру относятся эти стихи? Докажите свой выбор. Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках (потешка). Как петух в печи пироги печет, Кошка на окошке рубаху шьет, Поросенок в ступе горох толчет, Конь у крыльца в три копыта бьет, Уточка в сапожках избу метет (перевертыш). Эх, сапоги у меня на вате, А поддевка на скрипах. Да я на пегой на телеге, На сосновой лошади (перевертыш). Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик – Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет (потешка). Пошла Маня на базар, Принесла домой товар: Родной матушке - платок, Посередочке цветок. Братьям-соколам – По козловым сапогам, Сестрицам – лебедицам – Да по белым рукавицам (потешка). 4– я творческая группа: Докажите, что «материнская поэзия» играет особую роль в умственном, физическом и речевом воспитании детей раннего возраста. | устные ответы на контрольные вопросы и задания, подготовка сообщений, составление рассказа | ОК4, ОК5, ОК6, ОК 8, ПК 2.7, ПК 3.1, ПК 5.1. |
5. Рефлексия | | | ОК 6, ПК 5.5. |
6. Подведение итогов Домашнее задание | выучите наизусть 2–3 колыбельные песни для исполнения перед аудиторией, найдите в изданиях для самых маленьких прибаутки, потешки, перевертыши, запишите их в рабочую тетрадь. Прочитать материал учебника (с. 37 – 39). | | ОК 4. |
Методы обучения: словесный, иллюстративно-демонстрационный.
Межпредметные связи: педагогика, психология, история, литература.
Обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, презентация.
ОИ1: учебник: Детская литература [Текст]: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / под редакцией Е.О. Путиловой. - 3-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2010. – 383 с.; учебник: Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст]: учеб. пособие для студентов средних специальных учебных заведений, 3-е изд. перераб. и доп. / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаичева. - М.: 2005. - 576 с.
ДИ1:
Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. - 1985. - № 11.- С. 21 - 24.
Заблудская, Т.Б. Зарождение духовности через русский фольклор [Текст] / / Т.Б. Заблудская // Воспитатель ДОУ – 2010. - № 8. – С. 63.
Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. - 1991.- № 9.- С.16 - 22.
Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам // Работа с книгой в детском саду / Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. – М.: Просвещение, 1967. – С. 46 - 60.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор». - М.: Просвещение. 1987. – 239 с.
Павлова Л.Н. «Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении с окружающим детей дошкольного возраста», «Д\В» – 1987 № 11.
Павлова Л.Н. «Фольклор для маленьких» «Д\В» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12.
Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. -1990. - № 7.- С.15-18.
И-Р1: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks321617#TOC_IDAYMZVG
Литература для самостоятельного изучения:
Карпинская Н.С. «Художественное слово в воспитании детей» (ранний дошкольный возраст). М.: Педагогика, 1972. – 143 с.
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
Скворцова Л. «Формирования у детей интереса к русскому фольклору». – Дошкольное воспитание, 1993. - № 5. – С. 33 - 36.
Тарасова Т. «Мальчик – пальчик, где ты был?» (о роли игр – забав в жизни дошкольника). / Дошкольное воспитание. – 1995 г. № 12. - С. 59 - 62.