СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологические решения развития творческого и личностного потенциала детей дошкольного возраста с ОВЗ во взаимодействии педагога-психолога и музыкального руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заочное выступление  на научно-практической конференции ИРО «Современные решения в развитии содержания и технологий образования детей с ОВЗ и инвалидностью, как условие обеспечения равных возможностей получения качественного образования», 2017 год.

Просмотр содержимого документа
«Технологические решения развития творческого и личностного потенциала детей дошкольного возраста с ОВЗ во взаимодействии педагога-психолога и музыкального руководителя»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО

И ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ


Е. А. Митрофанова, И. Г. Латышева,

МБДОУ «Детский сад № 29»

г. Краснотурьинск

mbdou29@gmail.com


Аннотация. Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Замечено, что с каждым годом в дошкольных образовательных организациях увеличивается количество детей с серьёзными эмоциональными и логопедическими расстройствами, нарушениями опорно-двигательной системы. Помочь таким детям могут не только педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, но и музыкальные руководители, уделяя внимание дыхательной гимнастике, фонопедическим упражнениям, музыкально-коммуникативным играм, ритмопластике и арт-терапевтическим технологиям.

Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее – дети с ОВЗ), является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей. Дети с нарушениями в большой степени нуждаются в том, чтобы образовательная деятельность была интересной и увлекательной, так как им нужна дополнительная мотивация.

Совместно организованные специалистами занятия с применением арт-терапевтических приёмов оказывают на детей значительное психотерапевтическое воздействие: снимают эмоциональное напряжение, помогают осмыслить услышанное, увиденное, переданное в движение или воссозданное изобразительными средствами, развивают творческую свободу, полёт фантазии, пробуждая процессы воображениями и представления. Сочетание нескольких видов арт-терапии гармонизирует восприятие ребёнком целостной картины мира, помогает выстроить взаимоотношения с окружающими, самоопределиться. Происходит осознание детьми самого себя, своего внутреннего мира.

Приёмы организации совместной деятельности педагога-психолога и музыкального руководителя с детьми, нуждающимися в индивидуальной коррекции можно рассмотреть на примере использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий: рисование солью под музыку и музыкальных игр с тканью.

Рисование солью под музыку способствует укреплению физического и психоэмоционального здоровья детей с ОВЗ, активизирует речевую деятельность и творческую активность. Позволяет проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне. Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения. Положительное действие оказывается и на нервную систему ребёнка. Соль обладает лечебным и дезинфицирующим эффектом, ребёнок, вдыхая пары йодированной соли, оздоравливается. Благодаря постоянному обновлению аэроионов в комнате присутствует приятный свежий запах насыщенного воздуха, что оказывает успокаивающее воздействие. Так как свойства мелкой соли, как и песка, мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создаёт в процессе рисования условия для вхождения ребёнка в расслабляющее и снимающее стрессы состояние.

Для работы с детьми можно обустроить солевую песочницу, наполнив её прогретой солью (используется световой стол, классическая юнгианская песочница, индивидуальные подносы для рисования и даже, листы ватмана). В этой соли могут бродить мелкие зверюшки, разыгрываться тематические истории, что будет увлекательно, ведь пейзаж получается на самом деле фантастический. Разнообразить игры можно, покрасив кристаллы в разные цвета, разграничив игровые зоны и, придумывая вместе с ребёнком разные сюжеты. Есть ещё один важный момент: такие упражнения обучают детей слушать и воспринимать музыку, а также прислушиваться к своим чувствам и иллюстрировать их при помощи цвета и линий.

Совместная арт-терапия музыкального руководителя и педагога-психолога с солью направлена:

– на мотивацию к деятельности, активизацию познавательного интереса, развитие мелкой моторики, внимания, речи и мышления;

– на развитие эмоционального восприятия, творческого отображения музыкального материала, воображения, креативности мышления;

– на осуществление психотерапевтического воздействия и коррекцию развития ребёнка. Это проигрывание различных ситуаций, историй.

Часто у детей с ОВЗ наблюдаются проблемы в развитии крупной и мелкой моторики, нарушение осанки, задержка возрастного развития основных физических качеств, ведущая к быстрой утомляемости.

Музыкальные игры с тканью – одна из эффективных форм повышения двигательной активности. Они обеспечивают формирование у детей, как музыкально-ритмических, так и двигательных навыков, способствуют музыкальной выразительности в различных движениях, играх, плясках, упражнениях, развитию координации движений, умению ориентироваться в пространстве. Совместные занятия специалистов с использованием ткани повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, дети овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но и овладевают опытом творческого осмысления музыки. У них развиваются и совершенствуются физические и коммуникативные навыки, обогащается эмоциональная сфера, что способствует психологическому раскрепощению ребёнка.

При помощи ткани дети могут показать подвижность огня, волнение моря, волшебный цветок, представить себя бабочкой, птицей, в движении изобразить живую картину. Некоторые дети в зависимости от их эмоционального состояния могут лечь и укрыться тканью и больше ничего не делать. Этому не нужно: препятствовать и мотивировать ребёнка на какие-либо действия. Так ребёнок проживает чувство покоя и доверия, которого ему не хватает в жизни. Ассоциативные упражнения достаточно трудны для детей с ОВЗ, но они способствуют развитию когнитивных процессов. Кроме того, такие задания способствуют снижению гиперактивности.

Организация совместной коррекционно-развивающей работы музыкального руководителя и педагога-психолога с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий способствует:

– развитию сложно-координированных движений;

– расширению кругозора детей;

– развитию познавательных процессов, внимания, зрительной, слуховой, тактильной чувствительности, цветовосприятия;

– стабилизации психических процессов, снятию телесного и психического напряжения;

– развитию умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную;

– развитие фантазии и творческого воображения.

Музыка, звучащая во время проведения арттерапевтических занятий дарит детям мгновения чудесного самовыражения, способствует полноценному развитию.


Литература:

1. Агапова, И. А. Весёлая психогимнастика или как научить ребёнка управлять самим собой / И. А. Агапова. – М.: Издательство: Аркти, 2012.

2. Дзюба, О. В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи : дисс. на соис. уч. степ. канд. пед. наук / О. В. Дзюба. – М., 2009.

3. Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста /О. Ю. Епанчинцева. – СПб.: Детство – пресс, 2011.

4. Киселёва, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселёва. – СПб.: Речь, 2011.

5. Коноваленко, С. В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста: монография / С. В. Коноваленко, М. И. Кремницкая. – СПб.: Детство – пресс, 2011.

6. Куприна, Н. Г. Полихудожественнные технологии развитии одарённости детей старшего дошкольного возраста: монография / Н. Г. Куприна. – Екатеринбург: УрГПУ, 2014.

7. Нищева, Н. В. Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду / Н. В. Нищева. – СПб.: ООО Детство – Пресс, 2015.

8. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013 г. № 1155 г. {Электронный документ} – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637// – Дата обращения: 21.10. 2017.

9. Пляскина, Е.П. Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста / Е. П. Пляскина // Психология: проблемы практического применения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита: Издательство Молодой учёный, 2013 г.) . – Чита: Издательство Молодой учёный, 2013. – С. 103-108.

10. Потапова. О. В. Инклюзивные практики в детском саду: метод. реком. / О.Е. Потапова. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

11. Соляные пещеры [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://xn--e1afibkccud7c4c.xn--p1ai/halotherapy.html – Дата обращения: 21.10.2017.



.