Технологический ресурс современного урока
Подготовила Зарипова Л.Ф.,
учитель высшей категории
Технология — от греч. слов technë (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).
«технология» - наука о мастерстве .
Технология обучения – это педагогическая система, включающая упорядоченное содержание, специально организованные операции и действия, которые обеспечивают гарантированное достижение дидактических целей.
Педагогические технологии отвечают на вопрос "как учить?"
Признаки педагогической технологии
- четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания
- структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению
- комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля; усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания; гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.
1
2
3
4
5
Технологические ресурсы
ИКТ
Развивающее
обучение
Средства
обучения
Модульное
обучение
Проектная
деятельность
КСО
Интерактивная
доска
Методики
Здоровьесберегающие
технологии
классификации технологий обучения
по уровню применения : общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные)
по философской основе : научные и религиозные, гуманистические и авторитарные
по признаку новизны : традиционные, инновационные
по результату обучения : технология полного усвоения, технология развивающего обучения
по ориентации средств и методов обучения на определенные структуры личности : наглядно-образные технологии, операционные технологии (формирование способов умственных действий); информационные технологии (формирование знаний, умений и навыков), технологии самоуправления учебной деятельностью
классификации технологий обучения
по доминирующей учебной форме : технология урока, технология групповой работы, технология коллективного обучения, игровые технологии обучения
по характер у педагогического взаимодействия: авторитарные технологии обучения, технологии свободного выбора, интерактивные (диалоговые) технологии
по характеру познавательной деятельности учащихся
1) технологии репродуктивной познавательной деятельности
2) технологии продуктивной познавательной деятельности
Педагогика сотрудничества
Развивающее обучение
Игровое обучение
Традиционные технологии
Проблемное обучение
Программированное обучение
Эвристическое обучение
Технология мастерских
ИКТ
Технологии обучения
Разноуровневое обучение
Проектная технология
Модульная технология
Кейс – технология
Личностно-ориентированное обучение
Технология дистанционного обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология критического мышления
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Технологии:
- развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации ( на двух уровнях), модульного обучения, КСО, проектного обучения, компьютерного обучения, игровые технологии
Техники, методы и приемы обучения:
- активные действия учащихся с объектом изучения;
- максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами деятельности;
- работа с определением понятий;
- использование аналогий (общие свойства при различном происхождении), гомологий (общие свойства и общее происхождение);
- работа с учебником;
- составление опорного конспекта, плана, алгоритма, таблицы;
- изучение в экстрактивном режиме (рассказ, лекция, сообщение, объяснение);
- изучение в интроактивном режиме (модульное, программное, компьютерное обучение);
- изучение в интерактивном режиме (проблемное, проектное, адаптивное обучение, КСО) .
Урок закрепления знаний и способов деятельности
Технологии:
- развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения.
Методы и приемы обучения:
- взаимообмен заданиями и вопросами;
- вопросно-ответное обобщение;
- использование алгоритма рассуждений;
- обращение к субъектному опыту;
- перенос знаний в частично измененную ситуацию;
- придумывание заданий, вопросов, задач;
- «опрос эксперта»;
- интеллектуальный марафон;
- использование заданий, повышающих интеллектуальную активность;
- выдвижение гипотез, предложений .
Урок комплексного применение знаний и способов деятельности
Технологии:
развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, проектное обучение, компьютерного обучения.
Методы и приемы обучения:
- разноуровневая самостоятельная работа;
- деловая игра;
- групповая работа по методикам КСО;
- дебаты «за» и «против»;
- задание «по кругу»;
- лабиринт действий;
- рынок возможностей;
- ученые станции;
- задание на самостоятельное построение алгоритмических предписаний для решения задач;
- моделирование;
- конструирование;
- сочинение и др.
Урок обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Технологии:
- развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, проектное обучение, компьютерного обучения.
Методы и приемы обучения:
- техника кооперации (работа в группах с различными видами заданий, работа над проектом);
- составление карты мыследеятельности (что привело к открытию того или иного закона…);
- моделирование;
- построение «дерева» темы;
- мозговой штурм в устной и письменной формах;
- техника пересечения тем (пример: пересечение на «деревьях» нескольких тем – стрелочками);
- учебные ситуации и игры;
- обобщающие и структурно-логические таблицы, схемы, ОСК.
Урок контроля оценки и коррекции знаний и умений
Технологии :
- уровневой дифференциации, проблемного обучения, КСО, модульного обучения, проектное обучение, компьютерного обучения.
Методы и приемы обучения :
- разноуровневые контрольные и самостоятельные работы;
- тестовые задания (открытые и закрытые);
- задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом;
- задания на конструирование нескольких способов выполнения одного и того же задания;
- использование нестандартной ситуации для применения проверяемых знаний;
- рейтинговые задания;
- задания с противоречивыми данными.
Модели нетрадиционных уроков
- зачёты
- конкурсы
- путешествия
- конференции
- диспуты
- ролевые игры
- урок-лекция (проблемная; визуальная; лекция вдвоем)
- деловая игра
- урок взаимообучения
- урок открытий
- урок-соревнование
- урок творчества
- урок- спектакль
- урок-диалог ;
- интегрированные уроки
Успехов в педагогической деятельности! Спасибо за внимание )