Просмотр содержимого документа
«Технологии дифференцированного обучения»
Технологии дифференцированного обучения
Понятие дифференциации
Дифференциация (латин.) - разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.
Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.
Цели дифференцированного обучения
- психолого-педагогическая : индивидуализация обучения
- социальная : целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала
- дидактическая : решение проблем школы путем создания новой методической системы на принципиально иной мотивационной основе
Дифференцированное обучение
организация личностно-ориентированного процесса обучения:
относительно однородные группы,
отдельное обучение ( постоянно, временно)
внешняя (классы, школы)
внутренняя (внутриклассная)
Виды внутриклассной дифференциации
Внутренняя дифференциация - применение форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.
Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований
Типологические особенности детей
- С преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения.
- Дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением.
- С уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения.
Этапы организации дифференцированного обучения
1. Определение критерия , на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
2. Проведение диагностики по выработанному критерию.
3. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.
4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Направления дифференциации обучения
- по образовательным целям
- по уровням выполнения заданий
- по времени обучения, времени выполнения заданий
- по содержанию обучения
- по последовательности учебного материала
- по структуре учебного материала
- по подходам к обучению
- по видам учебной деятельности
- по способам применения заданий
- по оценке деятельности
Дифференциация учебных заданий
- по уровню творчества
- по уровню трудности
- по объему учебного материала
- по степени самостоятельности
- по характеру помощи учащимся
«+» дифференциации
- исключается неоправданная и нецелесообразное уравнивание детей
- у учителя появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам, уделять внимание сильным
- отсутствие в классе отстающих снижает необходимость в упрощении общего уровня преподавания
- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании
- повышается уровень я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности
- повышается уровень мотивации
«-» дифференциации
- трудоемкость, сложность подготовки урока
- трудоемкость, напряженность организации урока
- опасность наклеивания «ярлыков»
- необходимость длительной и тщательной психологической подготовки учащихся и их родителей