СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии формирования читательской грамотности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологии формирования читательской грамотности обучающихся»

«Технологии формирования читательской грамотности обучающихся как условие достижения высокого качества образования»

Шамова Елена Сергеевна

учитель начальной школы

МАОУ СОШ № 216


Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. 

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. «Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,участвовать в социальной жизни».

Читательская грамотность определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:

1) умение найти и извлечь информацию из текста;

2) умение интегрировать (связывать) и интерпретировать (толковать) прочитанное;

3) умение осмыслить и оценить прочитанное.

В современной российской педагогике можно выделить несколько технологий, методик, направленных на формирование читательской грамотности. К ним можно отнестистратегиальное чтение (Сметанникова Н.Н.), технологию РКМЧП, технологию продуктивного чтения (Школа 2100).

Эти технологии возникли, опираясь на исследования одних и тех же учёных-психологов, и имеют много общего. Перекликаются и приёмы, методы, стратегии работы с текстом. Их объединяет и подход к ученику как к субъекту, а не объекту образовательного процесса.

Мы видим это при сравнении технологии продуктивного чтения с традиционным уроком:

Технология продуктивного чтения

Цель: учим самостоятельно понимать текст;

Средства: приемы освоения текста до чтения, во время чтения, после чтения.

Традиционный урок

Продуктивное чтение

До чтения.

Учитель готовит к восприятию текста, например, «Сейчас я расскажу вам о писателе….» или «Сегодня узнаем о…».

Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чем этот текст по названию…. А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к учению.

Во время чтения.

Учитель сам читает текст, дети слушают.

Во время чтения. «Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация.

После чтения

Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя.

Беседуем и уточняем позицию автора


Учитель становится партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

    Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Все современные технологии формирования читательской грамотности выделяют 3 этапа работы с текстом:

  1. Работа с текстом до чтения. (РКМЧП – стадия ВЫЗОВА)

  2. Работа с текстом во время чтения. (РКМЧП - ОСМЫСЛЕНИЕ)

  3. Работа с текстом после чтения. (РКМЧП - РЕФЛЕКСИЯ. Причём хорошая рефлексия становится вызовом для дальнейшей работы)).

I этап.Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание, прогнозирование предстоящего чтения).

  2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципации то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача учителя: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Приёмы:

  1. «Прогноз по названию»

  2. «Прогноз по ключевым словам»

  3. «Мозговой штурм»

  4. «Ориентация предвосхищения»

  5. «Предваряющие вопросы»

  6. «Глоссарий»

  7. «Батарея вопросов»

  8. «Рассечение вопросов» и др.

II этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста.

  2. Перечитывание текста.

  3. Анализ текста

  4. Беседа по содержанию текста.

  5. Выразительное чтение.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Главная задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.


Приёмы:

1. «Чтение вслух»

2. «Чтение про себя с вопросами»

3. «Чтение с остановками»

4. «Чтение про себя с пометкой»

5. «Шесть шляп»

6. «Маркировка» и др.

III этап. Работа с текстом после чтения

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

  2. Знакомство с писателем.

  3. Соотнесение видения художника с читательским представлением (работа с иллюстрациями).

  4. Творческие задания.

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Главная задача учителя: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Приёмы:

1. «Отношения между вопросом и ответом»

2. «Тайм-аут»

3. «Проверочный лист»

4. «Вопросы после текста»

5. «Синквейн»

6.Различные виды таблиц, графических организаторов и др.

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Технология располагает в своём арсенале большим многообразием приёмов, которые можно варьировать, по-разному сочетать. И является открытой системой, т. е. допускает использование приёмов, стратегий, методов из других технологий.

Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность»

И цель: вооружить ученика набором стратегий, чтобы впоследствии он мог самостоятельно продуктивно работать с текстом.

Какие приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературыможно использовать? Назовём некоторые из них.

Приемы, с помощью которых можно выстроить работу на 1 этапе:

«Мозговой штурм»

Цель - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

Алгоритм реализации приема:

  1. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

  2. Ассоциации записываются на доске.

  3. Педагог может добавить различную информацию.

  4. Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

Например:

Обращение к личному опыту.

Приходилось ли вам встречать фронтовиков? Что это за люди?

Прогнозирование по названию

Рассказ М. Шолохова называется «Судьба человека». Как вы думаете, о чем это произведение?

«Прогнозрование»

Литература 8 класс. Гоголь «Ревизор»

- Ребята, когда вы входили в класс, обратили внимание, что висит на двери? (афиша)

- Что вы можете сказать, глядя на эту афишу? Куда она нас приглашает?

(В театр. На комедию «Ревизор»)

- Сформулируйте тему нашего урока.

- А что мы должны выяснить об этом произведении, чтобы лучше понять замысел писателя?

Вопрос: Что общего между картиной Брюллова «Последний день Помпеи» и немой сценой изкомедии «Ревизор»?

- Надеюсь, что в конце урока вы ответите на этот вопрос.

«Глоссарий»

Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Алгоритм реализации приема:

  1. Учитель говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

  2. Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.


«Ориентиры предвосхищения»

Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

Алгоритм реализации приема:

  1. Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.

  2. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)


«Рассечения вопроса»

Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

Алгоритм реализации приема:

Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?


«Предваряющие вопросы»

Цель – актуализация имеющихся знаний по теме текста.

Подробный алгоритм реализации приема:

1. Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.)

2. Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.


На втором этапе работы с текстом можно использовать следующие приемы:

Приём «Маркировка».

Перед чтением текста предлагается учащимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному.

«Чтение вслух»

Цель - проверка понима­ния читаемого вслух текста.

Алгоритм реализации приема:

1.  Чтение текста по абзацам. Зада­ча — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу во­просы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

2.  Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его по­правляют.


«Чтение про себя с вопросами»

Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

Алгоритм реализации приема:

1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.

2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один за­даёт вопросы, другой — отвечает.

3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают во­просы и отвечают.


«Чтение с остановками»

Цели - управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения.

Алгоритм реализации приема:

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

Например, (М.А. Шолохов . Рассказ «Судьба человека»).

«В начале сентября из лагеря под городом Кюстрином перебросили нас, сто сорок два человека советских военнопленных, в лагерь Б-14, неподалеку от Дрездена. К тому времени в этом лагере было около двух тысяч наших. Все работали на каменном карьере, вручную долбили, резали, крошили немецкий камень. Норма – четыре кубометра в день на душу, заметь, на такую душу, какая и без этого чуть-чуть, на одной ниточке в теле держалась. Тут и началось: через два месяца от ста сорока двух человек нашего эшелона осталось нас пятьдесят семь. Это как, браток? Лихо? Тут своих не успеваешь хоронить, а тут слух по лагерю идет, будто немцы уже Сталинград взяли и прут дальше, на Сибирь. Одно горе к другому, да так гнут, что глаз от земли не подымаешь, вроде и ты туда, в чужую, немецкую землю, просишься. А лагерная охрана каждый день пьет, песни горланят, радуются, ликуют».

(Первая остановка)

В каком лагере происходит сцена допроса? («Лагерь Б – 14 неподалеку от Дрездена»).

Сколько русских военнопленных было в этом лагере? («Около двух тысяч наших»).

Где работали военнопленные? («На каменном карьере, вручную долбили, резали, крошили немецкий Камень»).

Какова была норма выработки? («Норма – четыре кубометра в день на душу»).


«Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.


«Отношения между вопросом и ответом»

Цели - обучение пониманию текста.

Один из самых эффективных послетекстовыхприемов . От остальных он отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

Рассмотрите схему «Где ответ?»

Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста (1) или в нескольких его частях (2).

В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста (2), такой ответ надо формулировать, соединяя их.

Если ответ в голове читателя, то в одном случае (3) читатель состав­ляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае (4) ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.


Этот прием может помочь при подготовке к сочинению – рассуждению ОГЭ и ЕГЭ.


«Тайм-аут»

Цели - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

Алгоритм реализации приема:

1. Чтение первой части текста. Работа в парах.

2. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся во­просы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.


«Проверочный лист»

Данная стратегия достаточно гибкая. В нее заложены условия качественного выполнения любого задания. «Проверочный лист» составляется педагогом для обучающихся на первых этапах применения стратегии.

Алгоритм реализации приема:

Проверочный лист «Краткий пересказ»

1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет.)

2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет.)

3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет.)

4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет.)

5. Содержание изложено собственными словами (языковыми средства­ми) при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет.)

Реализация приемов технологии продуктивного чтения на уроке русского языка в 9 классе.

1.Работа с текстом до чтения. Прием рассечения вопроса.

Предлагается прочитать название параграфа «Сложносочиненное предложение», заглавие текста научного стиля, и разделить его на смысловые группы; ответить на вопрос: о чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

2. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение. Просмотровое чтение или ознакомительное:

    • Сколько абзацев тексте?

    • Обратить внимание на слова, выделенные прореженным и жирным шрифтом.

    • Выписать ключевые слова.

1.Сложносочиненное

2. Связь

    • Сочинительные союзы

    • Интонация

3. Дополнительные средства связи

    • общий второстепенный член

    • Слова с пояснением

4. Знаки препинания

    • Запятая

    • Точка с запятой

    • Тире

    • Запятая не ставится

Изучающее чтение. Перечитывание текста

    • Чтение 1 абзаца.

    • Задаем вопросы читающему, тот на них отвечает.

    • Чтение в парах про себя 2 абзаца, один ученик задает вопрос –другой отвечает.

    • Чтение 3, 4 абзацев – учащиеся меняются ролями.

3.Работа с текстом после чтения.

Работа в группах: 1 группа, используя ключевые слова, составляет рассказ о сложносочиненном предложении; 2 группа, опираясь на план синтаксического разбора простого предложения, составляет план характеристики сложносочиненного предложения.

Общее задание:

    • Привести пример сложносочиненного предложения, дать характеристику по плану, составить схему;

    • составить интеллект-карту.



Таким образом, использование разнообразных современных педагогических технологий даёт учителювозможность продуктивно использовать учебное время, формировать читательскую грамотность, мотивировать учащихся к изучению русского языка и литературы и добиваться хороших результатов работы.


Литература:


1. И.Н. Добротина. Читательская грамотность школьника (5-9 классы): книга для учителя/[О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.П. Васильевых идр.]; под ред. И.Н. Добротиной. –М.: Российский учебник: Вента-граф, 2018.-144с.- (Российский учебник : Успешный педагог XXI века).

2. Сметанникова Н. Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования

[Электронный ресурс] http://mcbs.ru/files/File/smetannikova%281%29.pdf

3.Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.: Баласс, 2013. – 128 с.

4.Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения. – М.: Форум, 2013.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!