Рак Наталья Павловна,
воспитатель, ГБОУ «Белгородская коррекционная
общеобразовательная школа – интернат №23»,
г. Белгород
Технологии развития коммуникативной культуры подростков.
Аннотация:
Сегодня вопросы развития коммуникативной культуры, когда дети отдают предпочтение пребыванию у компьютера, компьютерным играм, очень актуальны. У нас в школе, где обучаются дети с нарушениями слуха, зрения, с проблемами развития опорно-двигательного аппарата, такие знания просто необходимы. Статья знакомит педагогов с условиями создания коммуникативной среды, методами и формами организации воспитания коммуникативной культуры школьников в различных видах деятельности.
Содержание статьи должно заинтересовать педагогов, родителей и использовано ими в воспитании и развитии коммуникативных способностей подростков.
Ключевые слова:
коммуникативная культура, культура общения, культура речи, культура личности, коммуникативные отношения, сотрудничество, активное взаимодействие, партнёр, авторитет, тренинг.
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности.
Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.).
Общение – это ведущая деятельность в подростковом возрасте. Для подростков характерны 2 сферы общения:
- общение со взрослыми;
- общение со сверстниками.
В первом случае подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, поведения, способа анализа окружающей действительности, способы воздействия.
Во втором случае он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, т.е. с проблемами нравственности и этики.
В общении со взрослыми подросток всегда находится в положении младшего, в известной мере, подчиненного. А в этом положении не все нравственно-этические нормы могут быть опробированы, т.е. усвоены на практике.
И только в отношениях со сверстниками он равноправен. Взаимоотношения подростков – сверстников содержат в себе возможность проигрывания разных ролей: ведущего и ведомого, командира и подчиненного, друга – хранителя тайны и друга, доверяющего тайну.
Для подростков отношения с товарищами имеют особую важность. Дети в этом возрасте очень чутки к мнению подростков о них. Друзья, товарищи – это та естественная среда, которая жизненно необходима подростку. Среди друзей он находит образцы для подражания. Стремясь дотянуться до них, воспитывает в себе нужные качества. У товарищей подросток находит оценку своих знаний и умений, способностей и возможностей, сочувствие, сопереживание, понимание и поддержку.
Подросток стремиться поступать и выглядеть как взрослый, хочет иметь его права и возможности. В конечном итоге развития подросток – всегда равнение на взрослого. Но последнее проявляется не непосредственно, а через подражание сверстникам, в чем-то уже более взрослым.
Одна из основных проблем подросткового возраста – проблема общения с ровесниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка. Его невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем взаимоотношения. Все хотят заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет подростку высокие требования и не делает никакого снисхождения в этом возрасте. Завоевать авторитет можно в случае, если подросток будет отвечать этим требованиям.
Общение со сверстниками делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче, интереснее, дает практику жизни в коллективе. Поэтому мы вынуждены считать общение ведущим видом деятельности в этом возрасте.
Задача педагогики – разработка технологий, которые позволили бы осуществлять целенаправленное влияние на процесс воспитания коммуникативной культуры подростков в условиях учебной, трудовой, досуговой деятельности. Коммуникативная культура является показателем культуры личности в целом.
Сформированность коммуникативной культуры личности определяется по таким группам критериев:
- культура общения, общительность;
- культура речи;
- коммуникативные умения;
- ценностные ориентации;
- досуговые интересы.
Коммуникативная культура подростков имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающихся от общения с взрослыми:
а) в общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые не встречаются в контактах с взрослыми (ребенок спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, хитрит, жалеет). Именно в общении с другими детьми появляются такие сложные формы поведения, как притворство, выражение обиды, кокетство, фантазирование.
б) следующая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В общении с товарищами у подростков наблюдается гораздо больше эмоционально-экспрессивных проявлений, выражающих самые различные состояния от яростного негодования до бурной радости, от нежности до гнева.
В общении со взрослыми подростки придерживаются определенных общепринятых норм поведения. При взаимодействии с ровесниками школьники используют самые различные неожиданные действия и движения: прыгают, кривляются, передразнивают друг друга, сочиняют разные небылицы. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало.
Таким образом, при воспитании коммуникативной культуры подростков необходимо учитывать психолого-педагогические особенности. Подростковый возраст представляет собой один из наиболее важных и сложных периодов в жизни ребенка. В процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые изменяют личность школьника.
Для развития коммуникативных отношений школьников необходимо создать педагогические условия:
Создание коммуникативно-информационной среды, которая дает условия для обмена информацией и представлена специально-отобранными сведениями о реальном мире и о роли человека в нем, служит специфическим средством обмена между участниками образования.
Создание деятельно-стимулирующей среды, предназначенной для побуждения участников образования не только к исполнению своих обязанностей, но и к удовлетворению познавательных и иных духовных потребностей.
Создание условий для ситуативно-делового общения подростков. При таком общении школьники заняты общим делом. Они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве необходимо поощрять и всегда поддерживать.
Наряду с потребностью в сотрудничестве в этом возрасте выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике отношение к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание и неуважение партнеров.
Подростки часто демонстрируют свои преимущества, скрывают свои промахи, недостатки. В этот период они очень ревностно относятся к успехам своих сверстников, огорчаются, когда поощряют не их, а их товарищей, радуются неудачам одноклассников. Поэтому педагогам надо быть предельно внимательными и справедливыми при оценке деятельности подростков и стимулировать всех к тому, чтобы достичь высоких результатов в разных видах деятельности, сглаживая моменты неудач и промахов.
Методы и формы организации воспитания коммуникативной культуры школьников в различных видах деятельности:
а) игра как метод воспитания;
Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д. Б.Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое проявление личности. Именно в игре закладывается неиссякаемый источник развития личности. Через сюжет игры вводятся представления школьников о нормах общественного поведения.
б) развлекательная деятельность;
Она дает возможность подросткам глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы, познавательные интересы, формировать коммуникативные умения и навыки.
в) деятельность по интересам;
Предметные кружки, секции позволяют сочетать решение учебных и развивающих задач. Объединения учащихся по интересам направлены на развитие специальных способностей. Но одновременно воспитывается и коммуникативная культура.
г) досуговая деятельность.
Ведущими формами досуговой деятельности являются кружки, творческие объединения, факультативы, занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. В качестве вспомогательных форм используются экскурсии, соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады, массовые праздники.
Досуговая деятельность подростков также способствует воспитанию коммуникативной культуры. Во время проведения совместного досуга с взрослыми и сверстниками дети учатся правильно строить свои взаимоотношения, решать конфликтные ситуации. И взрослые незримо следят за отношениями подростков и в ненавязчивой форме направляют их в нужное русло.
Методы, способствующие развитию коммуникативных способностей детей подросткового возраста.
Методы психологического воздействия.
II. Метод убеждения – это система словесно – предметных воздействий на сознание воспитанников, которая обеспечивает добровольное принятие распоряжений и превращение их в мотивы поведения членов коллектива.
Формы внушения – диспуты, дискуссии, беседы, обсуждения, личный пример.
Метод внушения – это система словесно-образных воздействий на коллектив и его членов с целью вызвать соответствующее состояние и поведение, потребности и привычки.
Метод внушения применяется чаще при состояниях перевозбуждения коллектива, стресса в аварийных ситуациях, снятия отрицательного влияния.
Формулы внушения должны быть простыми и понятными, включать в себя не более 5-6 слов: «Внимание! Все спокойны! Остаемся на своих местах! Действуем по плану….»
Внушаемость зависит от возраста (чем моложе, тем выше), пола (женщины более внушаемы, чем мужчины), интеллекта (с повышением образованности внушаемость снижается), состояния здоровья (после заболеваний внушаемость выше) и авторитетности того лица, которое производит внушение.
Методы активного взаимодействия.
Дискуссионные методы. К ним относятся полемика, диспут, метод «мозговой атаки».
Предметами дискуссии могут быть профессиональные, научно – образовательные проблемы, а также межличностные отношения участников, разбор проблемных ситуаций.
Этот метод способствует уяснению каждым участником собственной точки зрения, развитию инициативы, коммуникации, умения пользоваться своим интеллектом.
«Мозговая атака» - это методика стимулирования творческой активности и продуктивности на основе высказывания на предложенную тему членами группы любых идей и мыслей, не оценивая их как истинные или ложные. Затем проводится анализ высказанных мыслей в расчете на то, что среди них окажется несколько, содержащих наиболее удачные решения.
III. Методы социально-психологического тренинга.
Они делятся на 2 группы:
а) игровые методы;
Предназначены для выработки и принятия управленческих решений. Они делятся на операционные и ролевые. Они тесно взаимосвязаны. В деловой игре в конечном счете вырабатываются и управленческие решения.
В условиях ролевой игры подростки сталкиваются с ситуациями, которые характерны для реальной действительности и ставят задачи принятия необходимых решений.
При подготовке к проведению игр разрабатывается соответствующая документация (сценарии игр, описание деловой обстановки, инструкции игрокам).
б) сенситивный метод.
Он относится к категории методик тренировки межличностной чувствительности. Основная цель сенситивного тренинга заключается в развитии и совершенствовании способности индивидов понимать друг друга.
Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единых взглядов на проблемы, восприятие и понимание другого человека.
При воспитании коммуникативной культуры подростков необходимо учитывать психолого-педагогические особенности подростков, создавать педагогические условия для их взаимодействия и применять разнообразные методы психологического воздействия, активного взаимодействия и психологического тренинга.
Список литературы:
Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии, -М., 1995
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1998
Волович А. Основы этикета и искусства общения – Ж. Воспитание школьников, № 7, 2004 с. 28-30
Воронова В.Я. Творческие игры старших школьников. М., 1997
Зимняя И.А. педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач //под. ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис –М, Просвещение, 1980. с. 134
Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Калинин,1987 с.132
Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков. Ж. Воспитание школьников, № 7, 2008 с. 33-39
Петрова В., Хомякова И. Стульник Т. Правила общения. Ж. Воспитание школьников, № 4, 2004 с. 34-38
Строганова Л. Диспут как свободный обмен мнениями. Ж. Воспитание школьников, № 10, 2005 с. 31-33