
Технология концентрированного обучения
Технология концентрированного обучения (технология «погружения) дает преподавателю возможность, наблюдая деятельность практически каждого обучающегося в течение каждого занятия, помочь им в кратчайшие сроки адаптироваться в новых условиях.
Оно требует от преподавателя многосторонней подготовки, владения активными формами и методами обучения, глубокими знаниями психологии.
Технология концентрированного обучения позволяет интенсифицировать учебный процесс, предполагает реорганизацию традиционного обучения. В технологии «погружения» обучение «концентрируется» на определенном предмете.
Идею концентрированного обучения впервые высказал Я.А.Коменский; эту идею поддерживали многие ученые (К.Д. Ушинский, В.В. Розанов, П.П. Блонский). Данная технология разрабатывалась и использовалась П. Блонским, В.Ф. Шаталовым, М.П. Щетининым, А. Тубельским. Замысел метода концентрированного обучения был актуализирован отсутствием у большинства учащихся системы знаний и умений по отдельным учебным дисциплинам, отсутствием мотивации и привязанностей к изучаемым предметам, быстрым забыванием изученного материала, невостребованностью знаний на практике, повышенной утомляемостью в процессе изучения разных предметов.
Концентрированное обучение – технология организации обучения, при которой осуществляется концентрация познавательной энергии учащихся и их рабочего времени за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели.
Цель концентрированного обучения – повышение качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими закономерностями воспитания.
Концентрированное обучение опирается на ряд принципов.
Концентрация учебного материала во времени: малопредметность; ведение материала укрупненными блоками; оптимизация распределения учебного материала.
Интенсивность обучения: насыщенность видами и формами учебной работы; плотность общения; интерактивные формы.
Учет психофизиологических особенностей человека: соответствие закономерностям динамики работоспособности; учет закономерностей восприятия и запоминания информации человеком.
Существуют разные варианты организации этой технологии в зависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная неделя)
1.Предполагается укрупнение только одной организационной единицы – учебного дня, количество изучаемых предметов в котором сокращается до одного – двух. Учебный процесс организуется не в системе традиционных уроков, а в форме «учебных блоков» по предметам. Учебный блок включает лекцию, практическое занятие, самостоятельную работу учащихся, контроль (зачет, взаимопроверку, самоконтроль). Учебный день строится из двух таких предметных блоков и большой перемены (40 – 45 минут) между ними. В рамках учебной недели, четверти количество учебных часов на основные дисциплины, предусмотренные учебным планом, сохраняется. Занятия по предметам эстетического цикла, технологиям, физкультуре проводятся во второй половине дня.
Использование этой модели технологии «погружения» снимает необходимость домашней работы. Такая технология обучения хорошо зарекомендовала себя в школах полного дня.
2.Вторая модель «погружения» строится как «концентрация» на определенном предмете: на три учебных дня или на неделю все учебное время отдается одной дисциплине. В течение учебной четверти организуется не менее трех таких «погружений» в один и тот же предмет: первое погружение целиком посвящается изучению нового материала; второе «погружение» сосредоточивает внимание учащихся на повторении материала и практических занятиях; третье «погружение» может строиться как занятия по группам (выполнение творческих заданий и сдача зачетов по всему учебному материалу), во второй половине дня – учащимся предлагаются занятия по интересам на предметных «кафедрах».
В такой модели технологии «погружения» достигается целостное усвоение содержания, активизируются познавательная деятельность учащихся, успешно развиваются их познавательные интересы, она вполне вписывается в классно-урочную систему школы и не требует каких-либо радикальных ее преобразований.
Продолжительность погружения в предмет определяется особенностями содержания и логики его усвоения учащимися, общим числом отводимых на изучение дисциплины часов, наличием материально-технической базы и другими факторами.
3. Третья модель – укрупнение учебной недели. Количество предметов, запланированных на четверть (семестр) или год, не меняется и соответствует учебному плану, но меняется структура учебной недели, в течение которой изучается не более двух– трех дисциплин, образующих модули.
Игровые технологии
Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности, руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др...
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Концептуальные основы игровой технологии:
Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи игровой технологии:
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.