СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии социализации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социологические исследования дошкольной сферы показали, что дети приходят в детский сад играть и общаться со сверстниками, интересно проводить время, что особенно характерно для детей из однодетных семей. Всё остальное воспринимается ими как «досадная нагрузка», которой они стремятся избежать. Традиционно организованные занятия интересуют лишь 20% ребят. 

Просмотр содержимого документа
«Технологии социализации»

Современные технологии социализации дошкольников


Как отмечают Струкова Л.М., Гришаева Н.П., необходимы новые технологии эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе, с целью эффективности социализации детей, образования коллектива единомышленников (родитель-воспитатель и воспитатель-воспитатель, родитель- учитель и учитель-учитель) и включение родителей в образовательный процесс социализации детей в дошкольном учреждении1.

Социологические исследования дошкольной сферы показали, что дети приходят в детский сад играть и общаться со сверстниками, интересно проводить время, что особенно характерно для детей из однодетных семей. Всё остальное воспринимается ими как «досадная нагрузка», которой они стремятся избежать. Традиционно организованные занятия интересуют лишь 20% ребят.

Новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у ребенка. Вся жизнь ребенка в ДОО, по мнению Струкоой Л.М. и Гришаевой Н.П., должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми2.

Для этого необходимо полностью изменить технологию образовательного процесса, где главная задача в любом виде деятельности - предоставление ребенку условий для социального развития. В настоящее время вниманию педагогов Гришаниной Н.П. представлены следующие авторских технологии:

  • клубный час позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится;

Очень интересный и эффективным в образовательном плане является технология «Клубный час». Для реализации данной педагогической технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Их информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность, самим проводить «мастер-классы» в течение клубного часа, а так же предлагать новую тематику клубных часов3.

Возможно, выделить следующие типы «Клубного часа»:

«Свободный» клубный час, когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;

«Тематические» клубный час, которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;

«Деятельностный» клубный час, когда в его основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т. е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т. д.

Заранее предварительно обсуждаются и определяются:

- тематика «Клубных часов», перспективный тематический план клубного часа на полугодие;

- периодичность и длительность мероприятий, как правило, 1 раз в месяц. Одним из главных условий проведения клубного часа является его длительность, а именно не менее 1 часа, т. к. в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт.

- определяются правила поведения детей во время «Клубного часа»;

- разрабатываются организационные моменты проведения клубного часа;

- определяется порядок начала программы клубного часа. Сколько групп будет участвовать в клубном часе.

После завершения мероприятия все дети - участники с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них4. Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе клубного часа и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности.

После проведения каждого клубного часа на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, достижениями, обсуждают возникшие трудности и пути их решения.

  • ежедневный круг рефлексии предполагает обсуждение детьми насущных проблем в группе;

Ежедневный рефлексивный круг проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми. Он включает в себя разговор с детьми в течение 5-10 минут. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился в одном и том же месте, чтобы впоследствии дети самостоятельно могли обсуждать свои проблемы в кругу. Предлагаем темы для обсуждений: Чем мы сегодня будем заниматься? Что произошло у нас интересного в группе вчера? Кого мы можем назвать справедливым, добрым и др. Эта технология позволяет стимулировать речевую активность, мыслительные возможности, учит излагать свои мысли, развивать самостоятельность суждений и т. д.5

3. ситуации месяца позволяют детям освоить социальные роли (я – член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я – часть семьи, я – россиянин);

Каждую ситуацию дети всех возрастных групп проживают в течение одного месяца, иногда и более. в зависимости от её сложности и интереса к ней детей и педагогов. По завершении каждой ситуации проводится заключительный праздник. В настоящее время мы разработали круг ситуаций на один учебный год, но уже есть проект ситуаций и второго года проживания. В идеале, ребёнок, начиная с ясельной группы и до выпуска, проходит каждую ситуацию на определённом уровне сложности два-три раза, приобретая всё новый опыт её проживания и своего самоопределения6.

При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги должны исходить из возрастных особенностей детей, содержания типовой программы, по которой работает детский сад, проблем конкретного детского сада, философских оснований жизнедеятельности человека, проблем приобщения ребёнка к мировой культуре, освоения им социальных ролей; я – как личность, я – как член коллектива, я – как член семьи, я – как житель города, я – как часть природы, я – как гражданин, я – как житель Земли, я – как частица мироздания, я – как мальчик или девочка. У воспитателей часто возникает вопрос, как данные «Ситуации месяца» соотносятся с государственной программой? В содержании ситуаций нет ничего выходящего за рамки государственной программы, однако в методах, группировке материала есть значительные новации. Весь материал даётся детям в игровой форме и подобран под проблематику ситуации. Например, дети весь месяц работают по ситуации «Космос»: рисуют, лепят на эту тему, мастерят из ящиков и картона космический корабль, делают пригласительные билеты, изготовляют модели космических костюмов для праздника, разучивают песенки, стихи о космосе, читают энциклопедии, строят космические города; организуется проблемная педагогическая ситуация.

Структура «Ситуации месяца», предложенная Гришаевой Н.П., обязательно включает диагностику знаний и умений детей в начале ситуации, привлечение на занятиях наглядного материала (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии и т.д.), активизацию прошлого опыта детей в различной форме; беседы, драматизация, изо-деятельность и т.д., создание ППС и создание коллективных проектов, подготовка социальных акций, использование темы ситуации в работе всех специалистов дошкольной организации. По мнению Гришаевой Н.П., обязательно участие родителей; беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, создание костюмов, подарков, приготовление угощений, совместное участие в написании сценариев праздников и в самом празднике.7.

Воспитателю в «Ситуации» отводится роль организатора. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней сделали дети и родители.

4. заключительные праздники по ситуации месяца подводят итог тому, чему дети научились за месяц;

Гришаева Н.П. рекомендует проводить праздник в конце каждой «ситуации месяца» в зале или на улице со всеми детьми дошкольной организации. Если же зал не позволяет вместить всех малышей, то подготовительная к школе группа объединяется со средней, а старшая – с младшей. На празднике дети показывают лишь то, чему они научились и что узнали на протяжении месяца, а это не предполагает дополнительных репетиций перед праздником. Сценарий праздника известен в полной мере лишь ведущим, их, как правило, двое, в идеальном случае, взрослый и ребёнок8.

5. проблемные педагогические ситуации предполагают их самостоятельное разрешение детьми;

Наиболее важной в структуре ситуации месяца является проблемная педагогическая ситуация (ППС). Цель проведения каждой ППС, по мнению Гришаевой Н.П., – самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.

Несомненно, любая такая ситуация является мощнейшим методом диагностики состояния детей в группе. Если учесть, что она проводится в начале и в конце месяца, а также спустя три-четыре месяца и даже через год после проведения первой ППС, то можно представить, сколько пищи для размышлений она даёт педагогу и для дальнейших рекомендаций родителям. Для того чтобы ППС прошла эффективно, необходимо соблюдение специальной технологии.

Разработку и проведение ППС Гришаева Н.П. разбила на три части.

Первый этап — подготовительный. Первая его часть — воспитатели планируют, какую ситуацию они возьмут и какие цели реализуют. Вторая часть — разработка сценария. В это же время проводится диагностика детей. (Опрос малышей и родителей: как они видят заданную проблему, как ее решают).

Второй этап — создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни. ППС может проводиться как в начале, середине, так и в конце работы по проблеме. Время проведения определяется целью конкретной ППС. Возможно её использование как введение в тему. Например, «Прилёт инопланетянина» в ситуации «Космос». Внеземной гость заблудился, не может отыскать свою планету, его корабль сломался, срочно требуется ремонт. Целесообразная периодичность – два раза в месяц, затем один раз в полгода и контрольная через год. Время проведения – 20-30 минут, в младших группах – 15 минут.

Ситуация проводится без присутствия взрослых. Воспитатель наблюдает из укромного места за детьми и фиксирует их поведение по специальной схеме. Желательна видеозапись ППС с дальнейшим просмотром и обсуждением с педагогами. Человека, проводящего ППС, должен быть незнаком детям (особенно это относится к старшим дошкольникам). Однако он должен быть знаком с психологией возраста и понимать эмоциональное состояние детей, уметь завершать ситуацию на позитивном моменте9.

6. дети-волонтеры (разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим);

Гришаева Н.П. выделила следующие задачи педагогической технологии «Дети-волонтёры»:

1) развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;

2) развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении младших детей;

3) создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

Для организации и реализации данной технологии необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Например, дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку10.

7. волшебный телефон, своеобразный детский «телефон доверия»;

Волшебный телефон» – это телефон доверия для детей, который даёт им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых.

Педагогическая технология «Волшебный телефон» по мнению Гришаевой Н.П. позволяет решать следующие задачи:

1) развивать у детей умение самостоятельно выражать свои чувства и мысли; развивать социальную активность;

2) понять, что глубинно волнует ребёнка, в какой помощи он нуждается, над чем необходимо работать с ребёнком воспитателю, психологу или родителю;

3) определять степень эффективности усвоения ребёнком той или иной технологии или программы, поскольку в процессе разговора сказочный персонаж ненавязчиво задаёт ребёнку вопросы, касающиеся прошедшей «Ситуации месяца» или «Клубного часа».

4) возникает возможность от имени значимого для ребёнка персонажа дать ему позитивную инструкцию поведения или задать вопрос для дальнейшего морально-нравственного размышления;

5) своевременно реагировать на запросы воспитателей и родителей для решения детских проблем11.

«Волшебный телефон» вызывает огромный интерес у детей. И хотя они вначале сомневаются, «а правда ли всё это», практически все хотят пообщаться с любимым персонажем.

Гришаева Н.П предложила следующую технологию организации «Волшебного телефона».

1. В каждой группе рассказывают, что в саду появился волшебный телефон. Его приносят в группу, он красиво украшен. Детям показывают, как им пользоваться, с кем можно поговорить и в какое время приходить в кабинет психолога. Как правило, это происходит после полдника, 2–3 раза в неделю. (Для детей старшей и подготовительной к школе групп, но возможно и для некоторых детей из младших групп.)

2. Самое простое – установить детский игрушечный телефон или рацию. Возможна и установка спаренного телефона: один находится в кабинете психолога, другой – рядом с кабинетом психолога в специально оборудованном домике, где стоит телефон для детей. Домик может быть самый простой, типа палатки (шатра), раскрашенной ярким узором; в ней находится столик с телефоном и кресло для ребёнка, а также подсказка в виде пиктограммы, как пользоваться телефоном. Рядом ставятся песочные часы – таким образом ребенок учится следить за временем, отпущенным для разговора (обычно – 5–10 минут). Чаще всего детям удаётся соблюдать это правило.

3. Как правило, за внедрение этой технологии отвечает психолог, хотя это может быть и любой другой педагог. Предварительно психолог выясняет, какие герои популярны у детей, – для этого опрашиваются дети и родители. Затем намечает примерные вопросы, которые он мог бы задать от лица какого-либо персонажа, и определяет цель общения с каждым конкретным ребёнком. Это может быть диагностика проблем ребёнка, обратная связь о прошедшей «Ситуации месяца» или «Клубном часе», коррекция какого-либо качества и поведения ребёнка и т.д.

4. Психолог ведёт журнал, куда записывает проблемы ребёнка и свои дальнейшие действия в отношении коррекции его развития или поведения, а, может быть, советы родителям или воспитателям. Безусловно, что вся информация, полученная психологом в разговоре с ребёнком конфиденциальна, он может лишь в обобщённой форме высказать свои пожелания и советы родителю или педагогу12.

8. социальные акции призывают ребенка «выйти за рамки» детского;

Технология «Социальная акция» направлена, по мнению Гришаевой Н.П., на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада. «Социальная акция» – есть современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса. Даже в первый год работы по технологии степень включённости родителей составила 30-50% в зависимости от типа дошкольного учреждения или содержания самого мероприятия13.

«Социальная акция» проводится ежемесячно и всегда за пределами детского сада. Она напрямую связана с «Ситуацией месяца» тематически и методически, так как позволяет в полной мере развивать саморегуляцию и самоопределение как у детей, так и взрослых в процессе её проведения.

Каждая акция начинается с информирования дошкольников и родителей о цели, этапах и времени её проведения. На «Ежедневных рефлексивных кругах» дети обсуждают степень своего участия в данном мероприятии, его задачи, планируют свои действия и действия своих родителей в осуществлении этого проекта.

Ежемесячное проведение «Социальной акции» показало, что каждая последующая акция привлекает всё большее число родителей – от 10% в начале работы и до 50–70% в конце. Однако это происходит лишь при условии правильной организации: соблюдении принципа добровольности, проявлении заинтересованности самих воспитателей, доступности детям её смысла. Акция должна быть доведена до практического конца, а дети, родители и воспитатели должны получить удовлетворение от её проведения. Предварительно необходимо провести опрос родителей по поводу их участия в социальной акции14.

Немаловажно само социальное содержание этих ситуаций, так как в различных регионах, городах или дошкольных организациях оно будет различным.

9. развивающее общение (технология гуманистического общения «взрослый-ребенок», «взрослый-взрослый»);

Технологии «Развивающее общение» принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребенку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп.

Безусловно, обращение к «правилам жизни в группе», к помощи «коврика мира» возможно лишь при успешном внедрении технологии «Развивающее общение» в жизнь детей еще в начале учебного года в каждой возрастной группе.

Главное при овладении технологией «Развивающее общение» – соблюдать следующие принципы.

1. Принимать все чувства ребёнка.

2. Прояснять эти чувства для осознания их ребёнком.

3. Не принимать отдельные действия ребенка, ведущие к нарушению эмоционального и физического благополучия детей и взрослых (например: «Я не могу позволить тебе так поступать, потому что у нас есть правило…»).

4. Говорить ребенку о своих чувствах, используя «Я-сообщение».

5. Хвалить ребёнка за сделанную работу через её описание: «Домик получился красивый», «Какой порядок в кукольном домике!»

6. Не давать ребенку готовых рецептов, а говорить: «А как ты думаешь?».

7. Стараться в любом режимном моменте предоставить ребёнку возможность выбора15.

Представленные технологии могут использоваться как все вместе, так и каждая отдельно.

Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью подобных технологий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей (группа в детском саду, кружок, или будущий школьник, а также что немаловажно у детей с помощью данного компонента расширяются представления о социуме, осваивать новые знания и представления.

Освоение авторских технологий эффективной социализации ребенка проходит в детском саду постепенно, по мере готовности детей, родителей, пополнения материалов и оборудования развивающей предметно-пространственной среды и материально-технического оснащения программы «Тропинки»



1 Струкова Л.М., Гришаева Н.П. Современная технология эффективной социализации детей в детском саду и школе: модель взаимодействия// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» – 2016 – №5, с. 915

2 Струкова Л.М., Гришаева Н.П. Современная технология эффективной социализации детей в детском саду и школе: модель взаимодействия// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» – 2016 – №5, с. 914

3 Лаврушкина А.П. Опыт реализации современных технологий социализации дошкольников, предложенных Гришаниной Н.П..// Дошкольное образование – 2016 – № 6, с. 76

4 Лаврушкина А.П. Опыт реализации современных технологий социализации дошкольников, предложенных Гришаниной Н.П..// Дошкольное образование – 2016 – № 6, с. 78

5 Патова С.М. Результаты использования рефлексивного круга в детском саду// Проблемы дошкольного образования – 2016 - №5, с. 65

6 Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. -М.: Вентана-граф, 2015

7Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. -М.: Вентана-граф, 2015

8 Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. -М.: Вентана-граф, 2015

9 Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. -М.: Вентана-граф, 2015

10 Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. -М.: Вентана-граф, 2015

11 Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. -М.: Вентана-граф, 2015

12 Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. -М.: Вентана-граф, 2015

13 Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. -М.: Вентана-граф, 2015

14 Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. -М.: Вентана-граф, 2015

15 Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. -М.: Вентана-граф, 2015


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!