СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология 3 класс школа 21 век

Нажмите, чтобы узнать подробности

технология

Просмотр содержимого документа
«Технология 3 класс школа 21 век»



Муниципальное образовательное учреждение

Болтинская средняя общеобразовательная школа




Рассмотрена Утверждена

на заседании методического совета Приказ по школе №

Протокол № __________ от «___»___________2021 г.

от «___» _________2021 г. Директор школы ____________

И.В. Рыбакова




Рабочая программа по технологии

для 3 «А» класса

начального общего образования






Согласовано Составила

Заместитель директора по УВР __________ учитель начальных классов

И.М. Греченёва МОУ Болтинской СОШ «___»_________2021 г. Сетдикова Елена Юрьевна




2020-2021г.


Пояснительная записка

Программа по технологии для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, (утвержденным приказом Минобрнауки от 6 октября 2009 г. №373 к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса « Технологии», на основе автор­ской программы Е.А.Лутцевой, издательство Вентана - Граф, 2012. - (На­чальная школа XXI века) и обеспечивает реализацию образовательной программы начального общего образования на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа составлена с учётом соблюдения преемственности содержания, конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Изучение предмета «Технология» в школе первой ступени направлено на решение следующих задач:

- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательно­сти и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элемен­тарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных техноло­гий), о взаимосвязи человека с природой (как источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических и организаци­онно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков само­обслуживания;

- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хране­ния информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

- использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и инфор­мационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе органи­зации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков со­вместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и ор­ганизации;

- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения ви­деть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих по­колений.

Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и стар­шим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжела­тельность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважи­тельное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметным результатом изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного про­цесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуа­цию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практиче­ской задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, ху­дожника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умение ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Предметно-практическая среда и предметно-манипулятивная деятельность ребенка являются основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формирова­нию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориенти­ровка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы реше­ния, добиваться достижения результата и т.д.).

Курс реализуется, прежде всего, в рамках предмета «Технология», но сочетается с курсом «Окружающий мир» как его деятельностный компонент (см. концепцию образова­тельной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель - чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова).

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Техноло­гия» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении нескольких учебных пред­метов (изобразительного искусства, математики, русского языка, литературного чтения, ок­ружающего мира, основ безопасности жизнедеятельности), создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, позволяет реализовать получен­ные знания в интеллектуально-практической деятельности ученика.

Так, изобразительное искусство дает возможность использовать средства художест­венной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изде­лий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Знания, приобретенные детьми на уроках математики, помогают моделировать, пре­образовывать объекты из чувственной формы в модели, воссоздавать объекты по модели в материальном виде, мысленно трансформировать объекты, выполнять расчеты, вычисле­ния, построения форм с учетом основ геометрии, работать с геометрическими формами, те­лами, именованными числами.

Рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера происходит на уроках окружающего мира. Природа становится источником сырья, а человек - создателем материально-культурной среды обитания с учетом этнокультурных традиций.

На уроках технологии, в интеграции с образовательной областью «Филология» на уро­ках русского языка, развивается устная речь детей на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов (описание конструкции из­делия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обосно­ваниях, формулировании выводов).

Литературное чтение дает возможность ребенку работать с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Основы безопасности жизнедеятельности формируют личность гражданина, ответ­ственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окру­жающей среды.

В 3 классе освоение предметных знаний и умений осуществляется посредством переноса известного в новые ситуации, на первый план выходит развитие коммуникативных и социаль­ных качеств личности, а также развитие основ творческой деятельности, высшая форма кото­рой - проект. Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение позна­вательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это могут быть реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами народов, населяющих регион.

Для реализации программы выделено: 1 час в неделю, 35 часов в год. ( 35 учебных недели).







Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

Технология: Ступеньки к мастерству: 3 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразо­вательных школ / Е.А. Лутцева; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2013



Раздел учебника

Учебная тема

Всего часов

Тема

Часы

Человек - строитель, созидатель, творец. Преобразование сырья и материалов

Из истории технологии. Человеческое жильё. Ос­новы обрабатывающих технологий

15

Зеркало времени

1





Постройки Древней Руси

2





Плоские и объёмные фигуры

1





Изготовляем объёмные фигуры. Изготовление русской избы

2





Доброе мастерство

1





Разные времена - разная одежда

4




От замысла - к результату: семь технологических задач (обобщение)

4

Растения в твоём доме. Секреты агротехнологии

Технико-технологические знания и умения куль­турного земледелия. Ос­новы агротехнологии

5

Живая красота. Выращивание комнатных цветов из черенка

1




Размножение растений делением куста и отпрысками

1





Когда растение просит о помощи

1





Цветочное убранство интерьера

2

Преобразование энергии сил природы

Технология преобразова­ния и использования энергии

6

Человек и стихии природы. Огонь работает на человека

1





Главный металл

1





Ветер работает на человека. Устройство передаточного механизма

1





Вода работает на человека. Водяные двигатели

1





Паровые двигатели

1





Получение и использование электричества. Электриче­ская цепь

1

Информация и её преобразование

Информационные технологии

5

Какая бывает информация?

1





Практикум овладения компьютером






Книга - источник информации. Изобретение бумаги

1





Конструкции современных книг

1

Великие изобретения человека

Проектная деятельность

2

Великие изобретения человека. Для любознательных

2

Новогодний проект

2


2

ИТОГО



35

















Учебно-тематический план

Содержание программы (34 часа)

Содержание курса структурировано по двум основным содержательным линиям.

1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.

2. Из истории технологии.

Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духов­ной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историче­ском развитии.

В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самооб­служивание.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

3. Конструирование и моделирование.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего пе­риода обучения.

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч)

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания куль­туры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. От­ражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особен­ностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX в. Ис­пользование человеком энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения произво­дительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для реше­ния жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимо­влияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества. Энергия при­родных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампоч­кой, звонком, электродвигателем).

Гармония предметов и окружающей среды - соответствие предмета (изделия) обстановке. Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества вы­полненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу). Самообслуживание - правила безопасного пользования бытовыми электрически­ми приборами, электричеством.


2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч)

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка разверток с опорой на простейший чертеж. Линии черте­жа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требова­ний конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строч­кой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесь­мой, бусинами и т.д.

3. Конструирование и моделирование (5 ч)

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкци­ям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соеди­нения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструк­ций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка, сшиванием и др.). Использование принципов действия представите­лей животного мира для решения инженерных задач (бионика).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоратив­но-художественным условиям. Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (5 ч)

Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, по­лучаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используе­мые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер идр. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD).

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

Третьеклассники будут иметь представление:

- о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стиму­лах (материальном и духовном), о качествах человека-созидателя; о производительности труда (не вводя термин); о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их ис­пользования; о способах получения искусственных и синтетических материалов; о передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя;о понятиях информаци­онные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричест­во, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка.

Третьеклассники узнают:

- сведения о древесине как сырье для получения искусственных материалов;

- названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, ткани);

- простейшие способы достижения прочности конструкций;

- последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью кон­трольно-измерительных инструментов;

- линии чертежа (осевая и центровая);

- правила безопасной работы канцелярским ножом;

- косую строчку, её варианты, назначение;

- агротехнические приёмы пересадки и перевалки растений, размножение растений отпрысками и делением куста;

- назначение технологических машин;

- несколько названий видов информационных технологий и соответствующих спосо­бов передачи информации (из реального окружения учащихся);

- основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип её работы;

- правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;

- профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся.

Третьеклассники научатся:

- под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

- читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;

- соблюдать последовательность выполнения разметки развёрток (от габаритов - к деталям) и выполнять её с помощью контрольно-измерительных инструментов;

- выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертёж;

- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изго­товления изделий;

- выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;

- оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;

- осуществлять перевалку и пересадку растений;

- выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;

- собирать простейшую электрическую цепь и проверять её действие;

-* безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом.

Третьеклассники овладеют общетрудовыми и общеучебными умениями

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы решения проблем.



Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты изучения курса «Технология»

У третьеклассника продолжат формироваться умения:

- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, резуль­татов трудовой деятельности человека-мастера;

- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты изучения курса «Технология»

Регулятивные универсальные учебные действия

У третьеклассника продолжат формироваться умения:

- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;

- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в хо­де анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на уроке;

- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

- учиться предлагать (из числа освоенных) конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных за­даний в учебнике);

- работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправиль­ной формы, чертежных инструментов);

- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные универсальные учебные действия

У третьеклассника продолжат формироваться умения:

- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, резуль­таты творчества мастеров родного края;

- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осозна­вать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декора­тивно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности мате­риалы;

- понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражне­ний для открытия нового знания и умения;

- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем слова­рях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный ма­териал);

- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесо­образные способы решения задач из числа освоенных;

- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

У третьеклассника продолжат формироваться умения:

- слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

- вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализиро­вать изделия;

- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

- выполнять предлагаемые задания в паре, группе.



Система оценки достижения планируемых результатов

освоения предмета. Критерии оценивания

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся при освоении курса «Технология» в третьем классе носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок.

Текущая оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия. Работы оце­ниваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изу­чаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, уме­нию работать самостоятельно или в группе). Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель до­полнительно наблюдает динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и соци­альная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).

Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:

- полнота и правильность ответа,

- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характе­ристикам,

- аккуратность сборки деталей,

- общая эстетика изделия - его композиционное и цветовое решение,

- внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изде­лия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

В заданиях проектного характера внимание обращается на:

- умение принять поставленную задачу,

- умение искать и отбирать необходимую информацию,

- умение находить решение возникающих (или специально заданных) конструктор-ско-технологических проблем,

- умение изготовлять изделие по заданным параметрам,

- умение оформлять сообщение,

- активность, инициативность, коммуникабельность учащихся,

- умение выполнять свою роль в группе,

- умение вносить предложения для выполнения практической части задания,

- умение защищать проект.

Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик в течение учебного года создает свой «Портфель дос­тижений», куда собирает зачтенные результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчеты о выполненных проектах и (или) проверочных заданиях, грамоты, благодарности и т.п.

Формами подведения итогов реализации программы являются также тематические вы­ставки. В конце третьего года обучения оформляется и проводится итоговая выставка луч­ших работ учащихся, выполненных как на уроках технологии, так и во время внеурочной проектной деятельности.

Важно, чтобы совокупность работ третьеклассника демонстрировала нарастающие ус­пешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учеб­ных действий. Примерами такого рода работ могут быть фото- и видеоизображения продук­тов практической, проектной и исследовательской деятельности, аудиозаписи монологиче­ских высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии, видеофильмы, презентации и т.п.


Материально-техническое обеспечение программы

Специфическое сопровождение (оборудование)

1) индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;

2) инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения кон-структорско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами и ножни­цы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для ра­боты с проволокой;

3) материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержани­ем: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цвет­ной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, кан­ва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пла­стилин или пластика, соленое тесто, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объемные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, наборы «Конструктор».

























Календарно-тематическое планирование по технологии

п/п

Тема урока

Тип урока

Характеристика

деятельности детей

Планируемые предметные результаты

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

Дата

Факт.дата

Прим.

Человек - строитель, созидатель, творец. Преобразование сырья и материалов (15 ч)

1

Зеркало вре­мени. Одежда и стиль эпохи. Отражение эпохи в куль­туре одежды, отделке ин­терьеров, стилевое единство внутреннего и внешнего.

Урок-иссле­дование.

Рассказывать о созида­тельной деятельности человека. Понимать связь времен в основных строительных, архитек­турных технологиях, в одежде. Понимать осо­бенности профессии ар­хитектора, строителя, модельера.

Разрабатывает проект (обдумывает идеи, кон­кретизирует замысел, готовит необходимую до­кументацию). Выполняет и корректирует проект. Обосновывает значи­мость изделия.

Называет используемые для рукотворной дея­тельности материалы. Ведет небольшой позна­вательный диалог по те­ме урока, анализирует изделия. Вступает в бе­седу и обсуждение на уроке и в жизни.

Объяснять свои чувст­ва и ощущения от вос­приятия объектов при­роды, результатов тру­довой деятельности человека-мастера.




2

Постройки

Древней

Руси.

Урок-практи­кум.

Понимать.историю мастер­ства в Древней Руси на примере русского зодчества. Рассуждать об особенно­стях конструкций крепостно­го комплекса. Обращать внимание на природное происхождение используе­мых в те времена материа­лов. Называть профессии древнерусских мастеров.

Перечисляет конструк­торские и технологиче­ские задачи, решаемые древним зодчим-строителем. Выполняет коллективный проект из гофрокартона. Обсуждает приемы обработки. Со­блюдает правила безо­пасности во время рабо­ты канцелярским ножом.

Наблюдает конструкции и образы объектов приро­ды и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определяет в диалоге с учителем успешность вы­полнения своего задания. Вступает в беседу и об­суждение на уроке.

Положительно отно­ситься к труду людей ремесленных профес­сий. Воспитание и раз­витие внимательного и доброжелательного отношения к сверст­никам.




3

Постройки

Древней

Руси.

Урок-иссле­дование.

Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную зада­чу; понимать предлагае­мый план действий, дейст­вовать по плану. Выпол­нять работу по инструкции. Рассказывать об особенно­стях постройки первых рус­ских крепостей. Называть каменные крепости, сохра­нившиеся до наших дней.

Определяет конструктив­ные особенности древних построек. Выполняет творческий проект. Нахо­дит в учебнике (в Интер­нете) информацию о ко­локольне Ивана Великого в Московском Кремле, Тульском Кремле. Гото­вит сообщение по теме самостоятельно.

Понимает особенности де­коративно-прикладных из­делий. Слушает учителя и одноклассников, высказы­вает свое мнение. Работа­ет по составленному со­вместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и при­способления).

Объяснять свои чувст­ва и ощущения от вос­приятия объектов, ил­люстраций, результа­тов трудовой деятель­ности человека-мастера. Умение участ­вовать в диалоге, вы­сказывать свое мнение.




4

Плоские и объёмные фигуры.

Урок-практи­кум.

Находить сходство и раз­личие у плоских и объем­ных предметов. Пони­мать, что такое трёхмер­ность и проекция. Анали­зировать способы изго­товления объемной фи­гуры, игрушки. Понимать особенности чертежей объемных фигур. Приду­мывать и изготавливать свою игрушку или голово­ломку.

Сравнивает плоскостные и объемные предметы. Определяет возможные способы получения объ­ема. Группирует предме­ты. Понимает смысл тер­минов «трехмерная про­екция» (на уровне пред­ставления), «основание», «грань». Изготавливает игрушку (головоломку) на основе спичечных короб­ков или кубиков.

Понимает необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. Вступает в беседу и об­суждение на уроке. Под контролем учителя вы­полняет пробные поиско­вые действия (упражне­ния) для выявления оп­тимального решения про­блемы (задачи).

Понимает исторические традиции ремесел. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение.




5

Делаем объ­ёмные фигу­ры. Изготов­ление рус­ской избы.

Урок-иссле­дование.

Объяснять различие раз­вертки и чертежа. Читать чертеж развёртки. Вы­полнять развертку короб­ки с опорой на её чертёж. Решать задачи на мыс­ленную трансформацию объемной формы в пло­скую развертку. Выпол­нять расчетно-измерительные и вычис­лительные задания.

Наблюдает образцы призм и коробку. Делает вывод: способ получения плоско­стных изображений объем­ных фигур называется «развертка». Читает чер­теж развертки объемной фигуры. Решает задачи на мысленную трансформа­цию объемной формы в плоскую развертку. Выпол­няет расчетно-измерительные и вычисли­тельные задания.

Находит необходимую информацию в учебнике, в предложенных учите­лем словарях и энцикло­педиях (в учебнике - сло­варь терминов, дополни­тельный познавательный материал). Слушает учи­теля и одноклассников, высказывает свое мне­ние. Планирует практиче­скую деятельность на уроке.

Уважительно относить­ся к результатам труда мастеров. Воспитание и развитие внимательно­го и доброжелательного отношения к сверст­никам.




6

Изготовляем объёмные фигуры. Изо­бретение русской избы.

Урок-практи­кум.

Анализировать последо­вательность изготовле­ния развертки коробки. Находить рисунок и раз­вертку коробки. Опреде­лять дно, борта, клапаны развёртки. Понимать на­значение клапанов. Соот­носить развертку и чер­теж. Сравнивать рисунок и чертеж.

Выполняет расчетно-измерительные и вычис­лительные задания. Пользуется условными обозначениями при запи­си последовательности изготовления развертки коробки. Называет фор­мулу развертки. Выпол­няет рицовку. Собирает и склеивает изделие. Про­веряет соответствие за­зора крышки. Обсуждает варианты оформления.

Предлагает (из числа ос­военных) конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изго­товления изделий (на ос­нове продуктивных зада­ний в учебнике). Опреде­ляет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.

Уважительно относить­ся к чужому мнению. Умение участвовать в диалоге, сотрудничать в паре. Воспитание и развитие внимательно­сти и доброжелатель­ности.




7

Доброе мастерство.

Урок-экскур­сия.

Знакомиться с ремёслами на Руси в древние време­на. Обсуждать ремесла, которыми славится ме­сто, где мы живем (посе­лок, край, город, респуб­лика). Прослеживать связь времен. Рассказы­вать о современных про­изводствах, возникших в нашем крае из старинных ремесел, традиционных для данной местности.

Понимает, что такое ре­месленное производство. Рассказывает о художе­ственной культуре Рос­сии. Проводит экскурсию «Ремесла родного края». Воспринимает и оценива­ет текстовую и визуаль­ную информацию, обсуж­дает ее. Принимает учеб­ную задачу; понимает смысл предлагаемой ин­формации, действует в соответствии с ней.

Сравнивает конструктив­ные и декоративные осо­бенности предметов быта и осознает их связь с вы­полняемыми утилитарны­ми функциями. Ведет не­большой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. Осуществляет контроль точности выпол­нения операций (с помо­щью шаблонов непра­вильной формы, чертеж­ных инструментов).

Объяснять свои чувст­ва и ощущения от вос­приятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. Уча­ствовать в диалоге, вы­сказывать свое мнение. Сотрудничать в совме­стном решении про­блемы, искать нужную информацию, перера­батывать ее.




8

Разные вре­мена - раз­ная одежда.

Урок-иссле­дование.

Знакомиться с культурой народов, отраженной в одежде. Рассказывать о свойствах натуральных тканей. Понимать важ­ность сохранения нацио­нальных традиций. Чи­тать текст, рассматривать образцы изделий и ком­позиций. Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуж­дать ее.

Понимает взаимосвязь конструктивных особен­ностей одежды и ее от­делки в древности и в наше время. Читает текст, рассматривает об­разцы изделий и компо­зиций. Воспринимает но­вую информацию по изу­чаемой теме, обсуждает ее. Открывает новое зна­ние. Проводит практиче­ское исследование.

С помощью учителя ис­следует конструкторско-технологические и деко­ративно-художественные особенности объектов (графических и реаль­ных). Ведет небольшой познавательный диалог по теме урока, коллек­тивно анализирует изде­лия. Определяет с помо­щью учителя и самостоя­тельно цель деятельно­сти на уроке.

Воспитание и развитие готовности прийти на помощь. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудни­чать в совместном реше­нии проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее.




9

Разные вре­мена - раз­ная одежда. Какие быва­ют ткани.

Урок-иссле­дование.

Анализировать, из чего изготавливали ткани на­ши предки, из чего изго­тавливают ткани сегодня. Понимать значение ис­пользования ткани в по­вседневной жизни чело­века. Познакомиться с информацией об искусст­венных и синтетических тканях.

Сравнивает натуральные, искусственные и синтети­ческие ткани, способы их получения и свойства. Самостоятельно прово­дит исследования (в группе). Приводит приме­ры использования тканей в различных сферах жиз­недеятельности челове­ка. Собирает коллекцию образцов ткани.

С помощью учителя ищет наиболее целесо­образные способы реше­ния задач из числа осво­енных. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. Выявляет и формулирует учебную проблему со­вместно с учителем (в ходе анализа предлагае­мых заданий, образцов изделий).

Воспитание и развитие заботливости. Сотрудни­чать в малых группах, положительно относить­ся к труду людей ремес­ленных профессий.




10

Разные вре­мена - раз­ная одежда. Застежка и отделка оде­жды.

Урок-иссле­дование.

Анализировать и харак­теризовать виды отделки одежды. Приводить при­меры застежек, которые использовали в одежде в разные времена. Подго­товить мини-проект «Из истории пуговицы». Раз­личать конструктивные особенности пуговиц.

Сравнивает застежки. Гото­вит сообщение по теме из истории застежки. Выполня­ет коллективную работу (де­коративное панно), связан­ную с освоением приемов пришивания пуговиц. Рас­пределяет работу (вышива­ние, пришивание пуговицы).

Выполняет предлагаемые задания в паре, группе. Самостоятельно делает простейшие обобщения и выводы. Определяет с помощью учителя и са­мостоятельно цель дея­тельности на уроке.

Участвовать в диалоге, высказывать свое мне­ние. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нуж­ную информацию, пе­рерабатывать ее.




11

Разные времена -разная одежда. Зна­комство с косой строч­кой на при­мере закла­док.

Урок-практи­кум.

Осваивать новые виды стежков, упражняться в вы­полнении шва «косая строч­ка». Понимать значение вышивки на одежде, пред­метах быта. Выполнять ко­сую строчку по опорному рисунку. Определять после­довательность выполнения работы. Выполнять трени­ровочное упражнение на пленке. Сшивать детали из фотопленки косой строчкой. Подготовить и вставить кар­тинку и оформить концы ниток закладки.

Планирует практическую работу. Составляет план операций. Определяет этап, на котором могут возникнуть затруднения. Обсуждает пути решения проблемы. Выполняет тренировочное упражне­ние на пленке. Сшивает детали из фотопленки косой строчкой. Подго­тавливает и вставляет картинку и оформляет концы ниток закладки.

Называет используемые для рукотворной дея­тельности материалы. Ведет небольшой позна­вательный диалог по те­ме урока, коллективно анализирует изделия. Предлагает (из числа ос­военных) конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изго­товления изделий (на ос­нове продуктивных зада­ний в учебнике).

Объяснять свои чувст­ва и ощущения от вос­приятия объектов, ил­люстраций. Уважитель­но относиться к культу­ре всех народов. Со­трудничать в малых группах, положительно относиться к труду лю­дей ремесленных про­фессий.




12

От замысла -к результату: семь

технологических задач (обобщение).

Урок-иссле­дование.

Понимать особенности организации работы над проектом. Осознавать задачи, которые предсто­ит решить каждому авто­ру проекта. Находить сходство и различие в работах взрослых и школьников при выполне­нии проекта. Применять знания о конструктивных особенностях и приемах выполнения технологиче­ских операций.

Перечисляет последова­тельность этапов работы над проектом от замысла до воплощения. Рассмат­ривает изделие из разных материалов. Обсуждает и называет общие этапы (технологию) изготовле­ния изделий. Объясняет последовательность вы­полнения технологиче­ских операций. Называет различные профессии. Классифицирует профес­сии. Оценивает замысел одной из групп и выска­зывает свое мнение:все ли учли разработчики при описании замысла.

Наблюдает конструкции и образы объектов приро­ды и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определяет в диалоге с учителем успешность вы­полнения своего задания. Вступает в беседу и об­суждение на уроке и в жизни.

Участвовать в диалоге, высказывать свое мне­ние. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нуж­ную информацию, пе­рерабатывать ее; объ­яснять свои чувства и ощущения от воспри­ятия результатов тру­довой деятельности человека-мастера.




13

От замысла-к результату: семь

технологических задач (обобщение).

Урок-иссле­дование.

Анализировать конструк­тивные особенности раз­ных изделий. Приводить примеры изделий с раз­ным количеством дета­лей. Объяснять, что такое разборная и неразборная конструкция. Выполнять задания по выбору.

Сравнивает особенности разных изделий. Анали­зирует конструкцию об­разцов - простых и слож­ных по устройству. Обсу­ждает варианты работы с товарищами. Обсуждает особенности и основные правила изготовления фигурных открыток. Ре­шает творческие задачи художественно-конструкторского плана.

Понимает особенности де­коративно-прикладных из­делий. Слушает учителя и одноклассников, высказы­вает свое мнение. Работа­ет по составленному со­вместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и при­способления).

Участвовать в диалоге, высказывает свое мне­ние. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нуж­ную информацию, пе­рерабатывать ее.




14

От замысла -к результату: семь

технологических задач (обобщение).

Урок-практи­кум.

Анализировать способы соединения деталей -подвижно или неподвиж­но. Читать информацию в учебнике, рассматривать, анализировать, сравни­вать образцы изделий. Обсуждать особенности и основные правила изго­товления.

Читает информацию в учебнике, рассматривает, анализирует, сравнивает образцы изделий. Обсуж­дает особенности и ос­новные правила изготов­ления изделия.

Понимает необходимость использования пробно-поисковых практических уп­ражнений для открытия но­вого знания и умения. Всту­пает в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполняет проб­ные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения про­блемы (задачи).

Сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду лю­дей ремесленных про­фессий.




15

От замысла -к результату: семь

технологических задач (обобщение).

Урок-иссле­дование.

Приводить примеры раз­ных способов соединения деталей. Выбирать тех­нологически оправданный способ соединения дета­лей в зависимости от на­значения изделия и ма­териала. Анализировать способы создания проч­ной конструкции. Выби­рать лучший способ.

Решает задачи на мыс­ленную трансформацию объемных изделий. Об­суждает возможные ва­рианты выполнения ра­боты. Выполняет практи­ческую работу по учебни­ку и рабочей тетради.

Находит необходимую ин­формацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь тер­минов, дополнительный познавательный матери­ал). Слушает учителя и одноклассников, высказы­вает свое мнение. Учится планировать практическую деятельность на уроке.

Участвовать в диалоге, высказывать свое мне­ние. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нуж­ную информацию, пе­рерабатывать ее. Объ­яснять свои чувства и ощущения от воспри­ятия результатов тру-довой деятельности человека-мастера.




Новогодняя мастерская (2 ч)

16

Новогодняя мастерская.

Урок-практи­кум.

Повторять и закреплять приемы работы с цирку­лем, выполнять чертеж-но-графические работы с помощью циркуля. Рас­сматривать и обсуждать образцы изделий. Рас­сматривать и анализиро­вать графическую инст­рукцию. Решать задачи, связанные с освоением нового способа построе­ния формы звезды.

Рассматривает и обсуждает образцы изделий. Рассмат­ривает и анализирует гра­фическую инструкцию. Ре­шает задачи, связанные с освоением нового способа построения формы звезды. Выполняет построение звезды с помощью циркуля и линейки. Обсуждает воз­можные варианты выпол­нения работы. Изготавли­вает звезду по образцу и по инструкции. Решает твор­ческие задачи.

Понимает особенности декоративно-прикладных изделий. Слушает учите­ля и одноклассников, вы­сказывает свое мнение. Ведет небольшой позна­вательный диалог по те­ме урока, коллективно анализирует изделия.

Уважительно относить­ся к культуре всех на­родов. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотруд­ничать в совместном решении проблемы, искать нужную инфор­мацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера.




17

Новогодняя мастерская.

Урок-выставка.

Понимать, что такое «ха­рактер», эмоционально-художественная вырази­тельность, информатив­ность вещей. Приводить примеры единства фор­мы и функции в вещах. Подбирать конструктив­ные и декоративно-художественные средства в соответствии с творче­ским замыслом.

Читает, слушает объясне­ния учителя, рассматри­вает образцы и графиче­скую инструкцию в учеб­нике. Решает творческие, художественно-конструкторские задачи. Выполняет построение прямоугольных заготовок по чертежу и техническо­му рисунку. Конструирует и изготавливает дополни­тельные декоративные детали. Изготавливает настольную карточку в соответствии с заданием.

Сравнивает конструктив­ные и декоративные осо­бенности предметов быта и осознает их связь с вы­полняемыми утилитар­ными функциями. Ведет небольшой познаватель­ный диалог по теме уро­ка, коллективно анализи­рует изделия. Осуществ­ляет контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов не­правильной формы/чер­тежных инструментов).

Участвовать в диалоге, высказывать свое мне­ние. Воспитание и раз­витие уверенности в себе, чуткости, добро­желательности, общи­тельности.




Растения в твоем доме. Секреты агротехнологии (5 ч)

18

Живая красота. Выращивани е комнатных цветов из черенка.

Урок-иссле­дование.

Осознавать, как человек должен относиться к при­роде и ее богатствам, чтобы сохранить жизнь на Земле. Повторить основы агротехнологии выращи­вания растений и ухода за ними. Приемы размножения черенками. Рассу­ждать и доказывать свое мнение.

Читает текст «Живая при­рода», отвечает на вопро­сы по содержанию. Расска­зывает правила при выра­щивании растений дома, на улице (в саду, на грядках, клумбах). Приводит приме­ры размножения растений семенами и черенками листа, стебля). Называет особенности агротехники выращивания растения. Выбирает и называет рас­тение, срезает черенки и ставит в воду.

С помощью учителя ис­следует конструкторско-технологические и деко­ративно-художественные особенности объектов (графических и реаль­ных). Ведет небольшой познавательный диалог по теме урока, коллек­тивно анализирует изде­лия. Определяет с помо­щью учителя и самостоя­тельно цель деятельно­сти на уроке.

Сотрудничать в совме­стном решении про­блемы, искать нужную информацию, перера­батывать ее. Объяс­нять свои чувства и ощущения от воспри­ятия результатов трудовой деятельности человека-мастера.




19

Размножение растений делением куста и отпрысками.

Урок-практи­кум.

Понимать, что такое «от­прыск». Пояснять выбор способа размножения растения. Выполнять один из приемов размно­жения растений отпры­сками на примере образ­цов комнатных цветов.

Проводит опыты, дли­тельные наблюдения. Делает выводы. Вносит необходимые коррективы в процесс выращивания растений, ведет записи наблюдений. Сообщает о ходе развития растения.

С помощью учителя нахо­дит наиболее целесооб­разные способы решения задач из числа освоенных. Вступает в беседу и обсуж­дение на уроке. Выявляет и формулирует учебную проблему совместно с учи­телем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий).

Сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Ответственно относиться к выполнению длительных наблюдений. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера.




20

Когда растение просит о помощи.

Урок примене­ния по­лученных знаний на прак­тике.

Находить выход из си­туации, когда растение разрослось и горшок стал тесен. Выполнять пере-садку и перевалку. Объ­яснять необходимость подкормки растений.

Обсуждает результаты на­блюдений за отпрысками и отделенной частью расте­ний. Выясняет различия двух операций: «пересад­ка» и «перевалка». Решает, в какое время года можно проводить перевалку, когда лучше проводить пересад­ку и почему. Работает по инструкционной карте. Со­блюдает правила агротех­нологии.

Выполняет предлагаемые задания в паре, группе. Самостоятельно делает простейшие обобщения и выводы. Определяет с помощью учителя и са­мостоятельно цель дея­тельности на уроке.

Воспитание и развитие готовности прийти на помощь. Умение участ­вовать в диалоге, вы­сказывать свое мнение. Сотрудничать в совме­стном решении про­блемы, искать нужную информацию, перера­батывать ее.




21-22

Цветочное убранство интерьера.

Урок-проект.

Выполнять коллективный творческий проект по собственному выбору. Распределять работу. Находить дополнитель­ную литературу. Состав­лять эскизы. Подбирать растения.

Выполняет коллективный творческий проект по собственному выбору. Распределяет работу. Находит дополнительную литературу. Составляет эскизы. Подбирает расте­ния.

Называет используемые для рукотворной дея­тельности материалы. Ведет небольшой позна­вательный диалог по те­ме урока, коллективно анализирует изделия. Предлагает приемы и способы выполнения от­дельных этапов работы.

Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Воспитание и развитие заботливости. Умение уча­ствовать в диалоге, выска­зывать свое мнение. Со­трудничать в совместном решении проблеме, искать нужную информа­цию, перерабатывать ее.




Преобразование энергии сил природы (6 ч)

23

Человек и стихии природы. Огонь

работает на человека.

Урок-проект.

Знакомиться с основными стихиями (силами) при­роды и их ролью в жизни человека. Рассматривать иллюстрации в учебнике. Анализировать, в каких технических устройствах работают стихии. Выпол­нять задания в рабочей тетради.

Приводит примеры основ­ных стихий (сил) природы и рассказывает об их роли в жизни человека. Рассмат­ривает иллюстрации в учебнике, отвечает на во­просы. Анализирует, в ка­ких технических устройст­вах работают стихии. Вы­полняет задания в рабочей тетради. Понимает устрой­ство русской печи.

Понимает особенности де­коративно-прикладных из­делий. Слушает учителя и одноклассников, высказы­вает свое мнение. Работа­ет по составленному со­вместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и при­способления).

Воспитание и развитие трудолюбия. Сотрудни­чать в совместном ре­шении проблемы, ис­кать нужную информа­цию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера.




24

Главный металл.

Урок-путеше­ствие.

Понимать «секреты» ме­талла. Характеризовать металл как искусственный материал. Представлять происхождение, свойства, виды и применение ме­таллов. Работать с тек­стом как с источником информации.

Отвечает на вопросы по тексту в учебнике. Объясня­ет значение новых понятий. Делает обобщение: «Ме­талл - искусственный мате­риал». Проводит практиче­ское исследование образ­цов металлов. Описывает физические свойства ме­талла и применяемые спо­собы защиты его от корро­зии. Называть профессии людей, добывающих при­родное сырье и полу­чающих из него металл.

Понимает необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. Вступает в беседу и об­суждение на уроке. Под контролем учителя вы­полняет пробные поиско­вые действия (упражне­ния) для выявления оп­тимального решения про­блемы (задачи).

Соотносить информа­цию с имеющимися знаниями. Умение со­трудничать в малых группах; положительно относиться к труду лю­дей ремесленных про­фессий.




25

Ветер рабо­тает на чело­века. Устрой­ство переда­точного механизма.

Урок иссле­дование.

Исследовать, в каких со­оружениях и для чего ис­пользуется энергия вет­ра. Объяснять, что такое «передаточный меха­низм», как устроены раз­ные передаточные меха­низмы.

Исследует мощность воз­душного потока, получаю­щегося при выдохе челове­ка. Анализирует предна­значение мельницы. Вы­полняет практическую ра­боту в рабочей тетради. Понимает принцип работы передаточного механизма. Изготавливает действую­щую модель ветряка. За­щищает групповой проект после его завершения.

Находит необходимую информацию в учебнике, в предложенных учите­лем словарях и энцикло­педиях (в учебнике - сло­варь терминов, дополни­тельный познавательный материал). Слушает учи­теля и одноклассников, высказывает свое мне­ние. Планирует практиче­скую деятельность на уроке.

Воспитание и развитие эмпатии, самостоя­тельности, ответствен­ности. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудни­чать в совместном ре­шении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её.




26

Вода работа­ет на челове­ка. Водяные двигатели.

Урок-проект.

Понимать особенность действия передаточного механизма в водяной мельнице. Открывать но­вое знание. Находить сходство и различие пе­редаточных механизмов, работающих от силы вет­ра и от силы воды.

Открывает новое знание. Находит сходство и раз­личие передаточных ме­ханизмов, работающих от силы ветра и от силы во­ды. Выполняет практиче­скую работу. Разрабаты­вает модель. Решает конструкторско-технологическую задачу. Делает эскизы.

Понимает особенности декоративно-прикладных изделий. Слушает учите­ля и одноклассников, вы­сказывает свое мнение. Планирует практическую деятельность на уроке.

Соотносить информа­цию с имеющимися знаниями. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотруд­ничать в совместном решении проблемы, искать нужную инфор­мацию, перерабатывать ее.




27

Паровые двигатели.

Урок-иссле­дование.

Понимать значение тер­мина «паровой двига­тель». Приводить приме­ры паровых двигателей, Рассказывать о преиму­ществах парового двига­теля в сравнении с вет­ряными и водяными дви­гателями. Применять кон-структорско-технологи-ческое мышление, сме­калку для решения про­блемных задач.

Читает и анализирует ма­териал «Из истории паро­вого двигателя». Делает выводы о достоинствах парового двигателя. Вы­полняет практическую работу по заданиям в тетради. Изготавливает модель. Проводит испы­тание под контролем учи­теля.

Сравнивает конструктив­ные и декоративные осо­бенности предметов быта и осознает их связь с вы­полняемыми утилитар­ными функциями. Ведет небольшой познаватель­ный диалог по теме уро­ка, коллективно анализи­рует изделия. Осуществ­ляет контроль точности выполнения операций.

Сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду лю­дей ремесленных про­фессий.

Объяснять свои чувст­ва и ощущения от вос­приятия результатов трудовой деятельности человека-мастера.




28

Получение и использова­ние электри­чества. Элек­трическая цепь.

Урок-иссле­дование.

Искать ответ на вопросы: какую роль играет элек­тричество в жизни совре­менного человека, где применяют электроэнер­гию? Понимать правила безопасного обращения с электрическими бытовы­ми приборами.

Проводить исследование, демонстрирующее явле­ние электризации. Анали­зировать результаты, де­лать выводы. Приводить примеры «хранилища энергии», потребляемой фонариком, утюгом, лам­почкой.

С помощью учителя ис­следует конструкторско-технологические и деко­ративно-художественные особенности объектов (графических и реаль­ных). Ведет небольшой познавательный диалог по теме урока, коллек­тивно анализирует изде­лия. Определяет с помо­щью учителя и самостоя­тельно цель деятельно­сти на уроке.

Сотрудничать в совме­стном решении про­блемы, искать нужную информацию, перера­батывать ее. Объяс­нять свои чувства и ощущения от воспри­ятия результатов тру­довой деятельности человека-мастера.




Информация и ее преобразование. Информационные технологии (5 ч)

29

Какая бывает информа­ция?

Урок-иссле­дование.

Познакомиться со спосо­бами получения челове­ком информации об ок­ружающем мире. Нахо­дить ответ на вопрос, как находить, хранить и пе­редавать информацию. Характеризовать компью­тер как современное тех­ническое средство, по­зволяющее искать, хра­нить, создавать и пере­давать информацию.

Рассматривает, читает учебник. Проводит ис­следование. Анализирует результаты. Делает вы­воды. Рассказывает о своем опыте работы на компьютере. Обсуждает вопросы о роли компью­терных технологий в жиз­ни современного общест­ва, о правилах работы на компьютере. Выполняет отдельные упражнения на компьютере.

С помощью учителя на­ходит наиболее целесо­образные способы реше­ния задач из числа осво­енных.

Вступает в беседу и об­суждение на уроке. Вы­являет и формулирует учебную проблему со­вместно с учителем (в ходе анализа предлагае­мых заданий, образцов изделий).

Сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду лю­дей ремесленных про­фессий.




30

Практикум овладения компьюте­ром.

Урок-практи­кум.

Познакомиться с компью­тером как средством ин­формационно-технологической под­держки деятельности че­ловека, с основными профессиями, связанны­ми с компьютерными тех­нологиями. Повторить и закрепить приемы работы на компьютере.

Рассматривает, читает учебник. Рассказывает о своем опыте работы на компьютере. Обсуждает вопросы о роли компью­терных технологий в жиз­ни современного общест­ва, о правилах работы на компьютере. Выполняет отдельные упражнения на компьютере.

Выполняет предлагаемые задания в паре, группе; самостоятельно делает простейшие обобщения и выводы. Определяет с помощью учителя и са­мостоятельно цель дея­тельности на уроке.

Воспитание и развитие желания трудиться, уважительно относить­ся к чужому мнению.




31

Практикум овладения компьюте­ром.

Урок-практи­кум.

Познакомиться с компью­тером как средством ин­формационно-технологической под­держки деятельности че­ловека, с основными профессиями, связанны­ми с компьютерными тех­нологиями. Повторить и закрепить приемы работы на компьютере.

Рассматривает, читает учебник. Рассказывает о своем опыте работы на компьютере. Обсуждает вопросы о роли компью­терных технологий в жиз­ни современного общест­ва, о правилах работы на компьютере. Выполняет отдельные упражнения в работе на компьютере.

Понимает особенности де­коративно-прикладных из­делий. Слушает учителя и одноклассников, высказы­вает свое мнение. Работа­ет по составленному со­вместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и при­способления).

Сотрудничать в совме­стном решении про­блемы, искать нужную информацию, перера­батывать ее. Объяс­нять свои чувства и ощущения от воспри­ятия результатов тру­довой деятельности человека-мастера.




32

Книга - ис­точник ин­формации. Изобретение бумаги.

Урок-путеше­ствие.

Представлять книгу как древнейший носитель информации. Понимать, о чем может рассказать книга. Приводить приме­ры книг в разные време­на. Рассказывать, как появилась бумага. Ува­жительно и бережно от­носиться к книгам. Срав­нивать виды бумаги в коллекции.

Читает и понимает текст «Изобретение бумаги». Осознает, что бумага -это искусственный мате­риал. Рассказывает об этапах изготовления бу­мажного листа в Древнем Китае. Изготавливает коллективный проект «Мир бумаги». Оформля­ет коллекцию, компози­ционно представляет об­разцы бумаги. Объединя­ет коллекцию сюжетной композицией. Подписы­вает и кратко характери­зует каждый образец. Защищает проект. Оце­нивает проекты по задан­ным условиям и с учетом оригинальности работы.

Понимает необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. Вступает в беседу и об­суждение на уроке. Под контролем учителя вы­полняет пробные поиско­вые действия (упражне­ния) для выявления оп­тимального решения про­блемы (задачи).

Уважительно относить­ся к своему и чужому труду и результатам труда.




33

Конструкции

современных

книг.

Урок-практи­кум.

Знакомиться с технологи­ей изготовления печатной книги, конструкцией со­временных книг. Выпол­нять несложный ремонт книги в обложке (брошю­ры). Объяснять необхо­димость уважительного и бережного отношения к книге.

Рассказывает этапы раз­вития книги, книгопечата­ния (из чего изготавлива­ли книги, как наносили тексты). Проводит иссле­дование по заданиям учебника(сравнивает кон­струкции разных книг, об­наруживает разные виды книг) Отмечает особенно­сти книжного блока и об­ложки рабочей тетради. Выполняет мелкий ремонт книги по инструкционной карте.

Находит необходимую информацию в учебнике, в предложенных учите­лем словарях и энцикло­педиях (в учебнике - сло­варь терминов, дополни­тельный познавательный материал). Слушает учи­теля и одноклассников, высказывает свое мне­ние. Планирует практиче­скую деятельность на уроке.

Сотрудничать в малых группах. Уважительно относиться к своему и чужому труду и резуль­татам труда.




Великие изобретения человечества (1 ч)

34-35

Великие изобретения человека. Для

любознательных.

Урок -

защита

проектов

Слушать и понимать све­дения, полученные из пе­чатных, визуальных и ау­дио-информационных ис­точников. Анализировать историю техники, техноло­гии. Собирать информа­цию для проекта во время экскурсии в политехниче­ский музей.

Проявляет умение преоб­разовывать информацию, полученную из разных ис­точников. Сопровождает свое сообщение иллюст­ративным материалом (рисунками, фотография­ми, схемами, макетами, моделями и т.д.) Пользу­ется компьютерными тех­нологиями. Решает конст-рукторско-технологические задачи. Оценивает работы одноклассников.

Понимает особенности декоративно-прикладных изделий. Слушает учителя и одноклассников, выска­зывает свое мнение.

Уважительно относить­ся к результатам труда.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!