Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Изучение предметной области "Технология" должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Предметные результаты изучения предметной области "Технология" должны отражать:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
По завершении учебного года обучающийся:
характеризует рекламу как средство формирования потребностей;
характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;
приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;
составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;
осуществляет выбор товара в модельной ситуации;
осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
конструирует модель по заданному прототипу;
осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);
получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;
получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов; осознаёт роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; овладевает методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования).
Познавательные УУД
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Коммуникативные УУД
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные клише и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
Содержание учебного предмета
Место предмета в Учебном плане.
По Учебному плану- 34 урока (1 час в неделю): 1 четверть- 9 часов, 2 четверть-
7 часов, 3 четверть-10 часов, 4 четверть- 8 часов.
По календарно-учебному графику в 5 классе – 34 часа.
1 четверть- 9 часов, 2 четверть- 7 часов, 3 четверть- 11 часов, 4 четверть- 7 часов.
Праздничные дни: 05.05.
Наименования разделов учебной программы и характеристика основных видов деятельности.
№ п/п | Название раздела | Виды деятельности |
1 1 | Раздел 1. Эстетика приусадебного участка в осенний период (3 ч.) | -Применять правила техники безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарём. -Выполнять самостоятельно очистку поверхности земли с соблюдением правил техники безопасности. Перечислить способы уборки цветников. -Перекапывать грядки, убирать цветники. -Подготовить деревья к зиме. |
2. | Раздел 2. Информационные технологии (2 ч.) | Знать сущность понятий информация, информационная технология; виды редакторов; назначение графического редактора. Уметь выполнять рисунки, эскизы с помощью графического редактора. |
3. | Раздел 3. Технология обработки древесины (3 ч.) Модуль «Отделка изделий из древесины» (4 ч.) | -Различать древесину по текстуре. -Читать простейшие технические рисунки, чертежи деталей, графической документации, отображающей конструкцию изделия. -Выполнить защитную и декоративную отделку разделочной доски. |
4. | Раздел 4. Декоративная отделка изделий (4 ч.) | -Перечислять виды декоративной отделки изделий. -Осуществить контроль и оценку качества изделия, выявить дефекты и их устранить. |
5. | Раздел 5. Культура дома (6 ч.) | -Подбирать средства оформления интерьера жилого помещения с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. -Уметь удалять загрязнения с одежды бытовыми средствами. выбирать и использовать современные средства ухода за обувью. |
6. | Раздел 6. Творческий проект (3 ч.) | -Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. |
7. | Раздел 7. Эстетика приусадебного участка в весенний период (9 ч.) Итого: 34 ч. | -Подготовить почву к высадке рассады, соблюдая правила т/б труда. -Высаживать рассаду и ухаживать за ней. -Оформлять пришкольный участок с использованием декоративных растений. -Рыхлить почву, прореживать, пропалывать, поливать. |
Перечень практических работ
№ п/п | Наименование работы | Содержание работы |
1 | Практическая работа «Распознавание древесины и древесных материалов». | -Определение пород древесины по образцам. |
2 | Практическая работа «Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины». | -Изучение графической документации. -Выполнение чертежа. |
3 | Практическая работа «Разработка последовательности изготовления детали из древесины». | -Составление технологической карты на изготовление простейшей детали. |
4 | Практическая работа «Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами (саморезами)». | -Соединение деталей гвоздями, шурупами. |
5 | Практическая работа «Соединение деталей из древесины с помощью клея». | -Склеивание изделий из древесины. |
6 | Практическая работа «Отделка изделий из древесины». | -Лакирование изделий из древесины. |
7 | Практическая работа «Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей». | -Разработка технологического процесса изготовления подставки для книг. |
Направления проектной деятельности обучающихся
№ п/п | Название проекта | Характеристика основных видов деятельности |
1. 2. | Творческие проекты из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера, стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки и др. «Благоустройство школьного двора». | -Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. -Особенности конструкции изделия и этапов ее изготовления. -Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, варианты отделки). -Подготовка графической и технической документации. Расчет стоимости материалов для изготовления изделий. Окончательный контроль и оценка проекта. -Защита проекта. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
Раздел 1. Эстетика приусадебного участка в осенний период (3 ч.) |
1 | 03.09 | | Техника безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарём. Очистка поверхности земли от растительных остатков. | 1 |
2 | 10.09 | | Особенности обработки почвы осенью. Очистка почвы от сорняков, сухих веток, опавшей листвы. | 1 |
3 | 17.09 | | Обрезка штамповой поросли. Подготовка деревьев к зиме. | 1 |
Раздел 2. Информационные технологии (2 ч.) |
4 | 24.09 | | Знакомство с текстовым редактором. | 1 |
5 | 01.10 | | Знакомство с графическим редактором. | 1 |
Раздел 3. Технология обработки древесины (3 ч.) |
6 | 08.10 | | Правила техники безопасности. Виды древесины. | 1 |
7 | 15.10 | | Практическая работа «Распознавание древесины и древесных материалов». | 1 |
8 | 22.10 | | Практическая работа «Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины». | 1 |
Модуль «Отделка изделий из древесины» (4 ч.) |
9 | 29.10 | | Способы соединения деталей из древесины. Этапы создания изделий из древесины. | 1 |
10 | 12.11 | | Практическая работа «Разработка последовательности изготовления детали из древесины». | 1 |
11 | 19.11 | | Практическая работа «Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами (саморезами)». Практическая работа «Соединение деталей из древесины с помощью клея». | 1 |
12 | 26.11 | | Практическая работа «Отделка изделий из древесины». | 1 |
Раздел 4. Декоративная отделка изделий (4 ч.) |
13 | 03.12 | | Виды декоративной отделки. Отделка изделий из древесины выжиганием. | 1 |
14 | 10.12 | | Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. ТБ. | 1 |
15 | 17.12 | | Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Правила техники безопасности. | 1 |
16 | 24.12 | | Контроль полученных знаний и умений по пройденным темам. | 1 |
Раздел 5. Культура дома (6 ч.) |
17 | 14.01 | | Интерьер дома. Средства оформления интерьера жилого помещения с учётом запросов и потребностей семьи. | 1 |
18 | 21.01 | | Уход за домом. Уход за одеждой. | 1 |
19 | 28.01 | | Санитарно-гигиенические требования. | 1 |
20 | 04.02 | | Удаление загрязнения с одежды бытовыми средствами. Как выбирать и использовать современные средства ухода за обувью. | 1 |
21 | 11.02 | | Практическая работа «Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей». | 1 |
22 | 18.02 | | Творческий проект из поделочных материалов. | 1 |
Раздел 6. Творческий проект (3 ч.) |
23 | 25.02 | | Получение навыков работы с информацией. Составление технологической карты. | 1 |
24 | 03.03 | | Рекламный проспект проекта. Конкурс на лучшую рекламу. | 1 |
25 | 10.03 | | Как провести защиту проекта. Защита творческих проектов. | 1 |
Раздел 7. Эстетика приусадебного участка в весенний период (9 ч.) |
26 | 17.03 | | Техника безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарём. Знакомство с земляными работами в весенний период. | 1 |
27 | 24.03 | | Подготовка почвы для грядок, планировка, разметка, перекапывание. | 1 |
28 | 07.04 | | Высадка рассады в почву. Уход за ней. | 1 |
29 | 14.04 | | Оборудование цветников. | 1 |
30 | 21.04 | | Оборудование цветников. | 1 |
31 32 | 28.04 12.05 | | Уход за растениями: рыхление почвы. Прореживание, прополка, полив. | 1 |
33 34 | 19.05 26.05 | | Творческий проект «Благоустройство школьного двора». Подведение итогов. | 1 |