СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология ART SPACE в работе психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересной находкой считаю использование технологии  «Art Space» для повышения уровня резистентности несовершеннолетних в адаптационный период в государственном учреждении, а в последующем – их социализации, ресоциализации и самоопределении.

Просмотр содержимого документа
«Технология ART SPACE в работе психолога»


Работа любого специалиста и особенно психолога по своей сути похожа на то, как из песчинки в просторах океана в небольшой ракушке рождается нежный, неповторимый, перламутр жемчужины. Душа ребенка – та же жемчужина, которую важно сберечь, взрастить и подобрать «правильную» оправу/ среду, чтобы она не потерялась, не обесценилась, не поблекла. Только любовью и человеческим теплом поддерживается жизнь и красота жемчужины. Это тепло и природная/ естественная красота жизни – главный наш инструмент в работе.

А где живет красота и доброта? В сердцах людей, добрых делах, искусстве. Именно поэтому наиболее безопасным, эффективным и аутентичным методом работы с несовершеннолетними, попавшими в сложную жизненную ситуацию, мы считаем арт-терапию с элементами технологии «Art Space».

Важно понимать, что психотехнологии и их элементы используют все специалисты и педагоги дополнительного образования в учреждении. Именно поэтому процесс реабилитации, ресоциализации является комплексным, многоуровневым, ярким, разнообразным, эмоциональным, многопрофильным.

В своей работе особое внимание уделяем детям в кризисные периоды их жизни: поступление в учреждение (для любого ребенка в любом возрасте это, несомненно, стресс), адаптационный период, конфликтные ситуации, смерть значимых взрослых/ детей, влюбленность и т.д.

Интересной находкой считаю использование технологии «Art Space» для повышения уровня резистентности несовершеннолетних в адаптационный период в государственном учреждении, а в последующем – их социализации, ресоциализации и самоопределении.

Алгоритм работы с использование принципов арт-терапии и технологии «Art Space» условно, но классически делится на 4 этапа:

  1. Диагностический:

  2. Коррекционный

  3. Превентивный: профилактика возможных трудностей в будущем

  4. Мониторинг.

Именно потому что этот алгоритм традиционный, останавливаться на нем мы не будем.

Разработанная мною технология «Art Space» позволяет организовать безопасное саморегулируемое пространство для развития и коррекции детей и подростков, попадающих в поле психосоциальной работы. Это пространство цвета, разнообразных по структуре и сенсорной программе материалов для самопознания, развития, личностного творчества, саморегуляции и самокореекции, стимульных/ творческих/ искусных образов.

Технология заключается в разделении – так называемом зонировании реабилитационного пространства. Так, например, желтая зона – это зона диагностики, мониторинга, первичной работы с актуальными переживаниями.

Красная зона – зона эмоций, переживаний.

Зеленая – пространство экспериментов и роста, именно здесь проходят квесты, практикумы, групповые занятия. Данная зона позволяет проиграть различные жизненные сценарии, погрузиться в большую тематическую игру, во время которой будет задействованы все ресурсы, имеющиеся в арсенале ребенка, а так же будут формироваться новые нейронные связи и приобретаться иной коммуникативный, ролевой, социальный опыт ребенка.

Хотелось бы сделать акцент на работе стационарного мультимедийного оборудования зеленой зоны - интерактивной песочницы.

Перенос традиционных психолого-педагогических занятий в интерактивную песочницу дает больший воспитательный, образовательный и психокоррекционный эффект. Бесспорно, что занятия с кинестетическим песком стимулируют работу мозга, развивают сенсорное восприятие, тактильную чувствительность как основу «мануального интеллекта», пространственное воображение, фантазию ребенка; стабилизируют психологическое состояние, сниматют напряжение, что положительно сказывается на развитии как условно здоровых детей, так и детей с различными нарушениями.

Именно интерактивная песочница как самый современный и эффективный инструмент позволяет раскрыть внутренние резервы и природные способности детей, развить познавательную и эмоциональную сферы детей. Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в Волшебную Вселенную и пространство для создания собственной коррекционной и творческой среды.

Интерактивная песочница является своеобразной моделью окружающего мира, в которой ребенок может "проиграть" и отпустить всё, что его беспокоит.

Еще одним эффективным инструментом в работе является образовательный мультимедийный комплекс Multimaind. Продукт нового поколения Multimaind — это комплект для формирования информационной и деятельно-коммуникативной компетентности воспитанников в том числе детей с задержкой психического развития, расстройствами акутического спектра.

Комплексный набор рабочих инструментов с анимированными героями и красочной графикой позволяют создать увлекательную развивающую среду для любого ребенка. Забавные герои Multimind в виде добрых инопланетных существ вовлекают несовершеннолетних в групповую работу и стимулируют развитие коммуникативных и социальных компетенций.

Фиолетовая зона – зона искусства, сказок, метафоры и бессознательного. Здесь дети любят поразмышлять, рассматривая картины Гонсалвеса, Дали, произведения художников эпохи Возрождения, вытянуть метафорическую карту для осознания актуального сознания или проработки переживаний…

Особое место в моей работе фиолетовой зоны занимают метафорические карты, которые, с одной стороны являются проективным диагностическим инструментом, а с другой, - технологией коррекции выявленных и латентных трудностей. В их мотивах и темах скрыты мотивы и сценарии, базовые архетипы личности, глубинные аспекты общечеловеческой культуры.

Какой психолог откажется от эффективной методики, позволяющей практически мгновенно получить без сопротивления доступ к бессознательному ребенка, раскрыть субъективные причины его поведения и возникающих трудностей?

Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картин создает игру смыслов, обогащающуюся при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для клиента в настоящее время.

Изначально метафорические ассоциативные карты являются проективной методикой: важен не заложенный изначально психологом в эту картинку смысл, а душевный отклик каждого ребенка на попавшуюся ему карту.

В одном и том же изображении разные люди увидят различные образы, и в ответ на этот стимул (визуальный образ) каждый расскажет свое внутреннее содержание актуальных переживаний.

Более того, в разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке будут отличаться даже у одного и того же человека. С этой точки зрения ресурс ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций тем работы и картинок бесконечно.

Синяя – зона ментальных подарков и открытий. В этой зоне дети делятся друг с другом и воспитателями эмоциями, полученным социальным опытом, эмоциональными/ нематериальными подарками.

Каждая зона реабилитационного пространства по-своему интересна ребятам. Данная технология организации пространства позволяет недирективно давать определенную установку участникам процесса, настроить эмоционально, коммуникативно на созидательную, творческую, развивающую волну.